Урок - тренинг по обществознанию в 6 классе по теме "Умение общаться"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему

Евграфова Надежда Анатольевна

Урок - тренинг по обществознанию в 6 классе проводиться как урок практикум, на котором учащиеся могут в свободной форме применить теоретические знания, полученные ранее на уроках. здесь можно увидеть кто является лидером клдасса, кто находится в тени и на кого из учащихся нужно больше обратить внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок - тренинг по обществознанию22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - тренинг обществознания по теме «Умение общаться».

 6 класс.

Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие коллектива как целостного группового субъекта. 

       Задачи тренинга:     

  1.  Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
  2. Формирование представлений об общечеловеческих ценностях;
  3.  Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
  4. Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
  5. Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;

       Все это способствует сближению детей и развитию чувства «Мы» в детском коллективе. Таким образом, формируются коммуникативные навыки учащихся начальной школы, и на их основе динамично развивается групповая сплоченность.

Тренинг включает в себя упражнения на сплочённость группы, подвижные игры, конкурсы и творческие задания, (рисование, аппликация, коллаж) адаптированные для учащихся 1-2х классов. Количество заданий и длительность занятия  зависят от возраста учащихся. Занятие проходит в течение 1- 1,5 часа. Тренинг проводится с одним классом, разделённым на 4 равные команды. В каждой команде выбирается капитан.

Основные задачи:

  1. Создать атмосферу доверия среди одноклассников;
  2. Развивать способности в установлении и поддержании психологического контакта в общении;
  3. Познать свои возможности;
  4. Осознать и снять внутренние барьеры, мешающие эффективной коммуникации;
  5. Развивать базовые коммуникативные умения и навыки.

Правила работы тренинга:

- не обсуждать то, что происходит в группе, за ее пределами после занятия;

- ничего не придумывать, быть откровенным и искренним;

- говорить только о себе и от своего имени («Я думаю…», «Я чувствую…»).

Упражнение 1. «Доброе утро!»

Задача учеников состоит в том, чтобы передать по кругу невербально – только с помощью мимики и жестов – утреннее приветствие.

Учитель приглашает учащихся встать в круг. Далее он должен проинструктировать участников тренинга, рассказать о том, что предстоит сделать.

«Давайте поздороваемся. Но не совсем обычным способом. Поздороваемся без слов с помощью мимики и жестов. По кругу в левую сторону – слева у каждого из нас сердце. От сердца! Итак, я посылаю свое приветствие стоящему слева от меня… (называется имя). Он (она), приняв приветствие от меня, посылает свое приветствие стоящему слева и так по кругу».

        

Упражнение 2 “Твое имя” или упражнение «Снежный ком»

Играющие сидят в кругу. Первый называет свое имя, второй – имя первого и свое, третий – имена первого и второго, потом – свое и т.д., пока круг не замкнется. В итоге последний в круге говорит имена всех играющих, а затем и свое. Легче, конечно, быть первым, но последним – полезней.

Упражнение 3

Учитель просит  каждого ученика взять лист бумаги и написать по вертикали печатными буквами свое имя. Когда это задание будет выполнено, педагог объясняет, что теперь необходимо подумать о качествах своего характера и записать их, выполняя следующее условие: каждое качество должно начинаться с буквы собственного имени. Например:

С – смекалистый

А - активный

Ш - шустрый

А – аккуратный

Все участники встают в круг, каждый по очереди делает шаг в круг и произносит свое имя в той форме, которая ему нравится. Так его будут называть сегодня. Затем он возвращается на место и все повторяют его имя. Кто желает начать? ( я начну первая). Как вы себя чувствовали при выполнении этого упражнения? Ваши ощущения? Вы, наверное, помните психолог, Дейл Карнеги утверждал, что самое приятное слово для большинства людей – это их собственное имя.

 

Давайте узнаем друг о друге побольше - Упражнение 4. «Мяч добра»

Учитель начинает предложение и бросает одному из учащихся, сидящих в кругу, мяч. Тот ловит его, заканчивает предложение и бросает мяч учителю обратно. Ученикам предлагается закончить следующие фразы:

- Я радуюсь, когда …

- Мне хотелось бы, чтобы в нашем классе…

- Я горжусь собой, если…

- Я думаю, что друг – это…

- Мне хотелось бы чувствовать себя…

- Я очень люблю…

- Терпеть не могу, когда…

- Мне трудно заставить себя…

А теперь давайте посмотрим как  вы умеете говорить добрые слова - Упражнение 5. «Комплимент»

Упражнение выполняется в кругу. Один из участников берет мячик и бросает его любому из одноклассников. Тот, кто поймал мячик, возвращает его обратно кинувшему с приятными словами о нем. Каждый участник может кидать мячик стольким людям, скольким захочет. Игра продолжается до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.

 Упражнение 6. «Молекулы» .

Каждый ученик – атом. Задание состоит в том, чтобы найти тех, у кого на листочке записано хотя бы одно такое же качество характера, и объединиться с ними в молекулу.

После выполнения задания проводится обсуждение по вопросам:

1.        Сколько атомов получилось в каждой молекуле?

2.        У кого самая большая молекула по числу атомов?

Упражнение 7 -  «Большая семейная фотография»

Эту игру лучше проводить для выявления лидера, а также в середине занятия, и использовать как наглядный материал в вашем коллективе.

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они – большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. Эта игра, проведённая в середине занятия, может открыть вам новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Упражнение 8. «Подарки»

Все ученики анонимно дарят друг другу воображаемые подарки при условии, что возможности дарящего ничем не ограничены. Для этого игроки запасаются маленькими листочками бумаги в количестве на единицу меньше числа участников.

Затем учитель объявляет - Начат сбор подарков для …... Каждый на одном из листков своего набора пишет название подарка, предмета, который хочет подарить именно этому игроку. Учитель собирает, но не передает адресату подарок до тех пор, пока не будут готовы такие же для всех участников.

Заключительный этап

Набор листочков с написанными на них подарками является формой выражения отношения друг к другу, сообщения о том, чего, по мнению остальных, не хватает в жизни их товарищей.

Рефлексия

Завершить занятие целесообразно обсуждением выполненных упражнений с помощью следующих вопросов:

- Что вам понравилось и почему?

- О чем было трудно говорить и что делать?

- Что нового узнали о себе?

В конце я хочу показать вам  вазу - Упражнение 9 - «Ваза»

Вниманию детей предлагается стеклянная ваза с рисунком, задается вопрос: -Какая эта ваза?(дети описывают 1эпитетом, но у всех он разный) Психолог делает вывод, что ваза была одна , а описаний её много. Затем психолог предлагает описать себя, делая коррективы с помощью вопросов-наводок. Вывод: человек один, а людей и мнений много, сколько людей столько мнений. и поэтому нам не стоит судить о людях так легкомысленно и обижать их не узнав о них лучше.

В догонку. Если останется время - Упражнение 10 -  “Нить”

Все участники становятся в круг. Ведущий: вам необходимо назвать качества личности, помогающие жить в обществе и дружить, при этом вы передаете клубок ниток друг другу, разматывая его. В конце концов, все участники окажутся связанными между собой. (Получилась переплетенная, как паутина, нить).

Как вы думаете, что у нас получилось? Вот так же связаны между собой все люди – деятельностью, поступками желаниями, событиями.

Учитель: А сейчас потяните каждый нить на себя. Сдвиньтесь на шаг вправо. Почему нить рвется? Почему вам не удалось сместиться? (Каждый тянет её на себя). Так и в коллективе, нужно уметь договариваться, выполнять общие правила, работать сообща, понимать, друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация урока алгебры в 10 классе по теме "Общие методы решения тригонометрических уравнений"

Урок систематизации знаний по теме "Решение тригонометрических уравнений" можно проводить как в 10 классе ( при изучении соответствующего материала), так и в 11 класе (при подготовке к ЕГЭ)....

Урок биологии в 7 классе. Тема: Паслёновые. Общие признаки паслёновых.

Урок - портфолио интересен тем, что во время изучения нового материала мы с ребятами начали работу над созданием портфолио семейства паслёновые. Как в любое портолио мы поместили самые важные сведения...

Урок биологии в 6 класс по теме: « Общая характеристика и значение грибов».

В теме " Грибы и лишайники " это первый урок, где раскрывается общая характеристика грибов (многообразие видов, признаки, тип питания, способы размножения, роль в природе). При проведении урока продол...

конспект урока географии в 11 классе по теме «Общая характеристика Африки»

Цель урока: сформировать целостное представление об экономико-географических особенностях африканского региона.Образовательные задачи:сформировать знания о политической карте, экономико-географическом...

Текст для смыслового чтения на уроке биологии в 7 классе по теме" Общая характеристика класса Земноводные"

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (поиск информации и понимание прочитанного; преобраз...

Технологическая карта урока химии в 9 классе по теме: "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химические свойства азота"

Приведена технологическая карта урока химии в 9 классе  по учебнику Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г. на тему  "Общая характеристика элементов главной подгруппы V группы. Физические и химически...