План-конспект урока обществознания "Потребности человека"
план-конспект урока по обществознанию на тему

Приводится план-конспект урока "Потребности человека" (обществознание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл potrebnosti_cheloveka.docx65.18 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока в 8 классе

Учитель:  Левкина Н.В.

Тема урока: «Потребности человека».

Форма урока: комбинированный урок в форме практикума.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

раскрыть сущность, виды потребностей, их влияние на жизнедеятельность человека, связь потребностей с социальной средой и личностью.

Задачи:

образовательные: 

выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущем уроке по теме «Личность и социальная среда».

 в ходе обсуждения развить знания учащихся по теме  «Потребности человека»,  

воспитательные:  воспитывать умение выбирать решение и высказывать свою точку зрения на заданную тему, воспитывать толерантность.

развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группах,  развивать познавательный интерес; развивать умение от практической деятельности переходить к интеллектуальной: объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, формулировать выводы.

опережающие: зона ближайшего развития - формирование понятия о связи потребностей с воспитанием и самовоспитанием.

Применяемые  методы:

   - проблемно-поисковый

- репродуктивный

- практический

- творческий

Формы  работы:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- самостоятельная.

- групповая

Местоположение  урока  в  планировании:

Данный  урок  восьмой  в  теме: «Понятие общества и его основные признаки».

Прогнозируемый  результат: закрепление знаний о взаимосвязи социальной среды и высших потребностей человека, свободы и ответственности в удовлетворении потребностей.

 Оборудование  урока: Компьютер с презентацией урока «Потребности человека», учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 8 класс, рабочая тетрадь к учебнику А.И.Кравченко, тетради.

 Основные понятия:  потребности, первичные и вторичные потребности, иерархия потребностей, духовные потребности.             

Ход урока

Iорганизационный этап: сообщение темы урока, постановка целей урока 

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о потребностях человека, что человеку нужно, чего он хочет, мы выясним различные виды потребностей.

От чего зависит возникновение тех или иных потребностей в разные эпохи.

 II этап -актуализация опорных знаний и умений учащихся: 

«Метод – паучок» На доске от понятия проводят  ассоциативные лучи

Понятие для обсуждения: Что такое потребности?

(Обсуждение, подведение итогов)

Потребность - это нужда, необходимость чего-либо для жизнедеятельности человека.

Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей - процесс возвращения организма в состояние равновесия.

Вопрос для обсуждения: Вспомните прошлый урок и объясните, как вы поняли выражение «потребность быть личностью».(Вопрос 5 дом. задания, стр. 45  )

II этап – проверка дифференцированного домашнего задания;

1 группа - репродуктивный уровень: Учебник А.И.Кравченко «Обществознание» 8класс, стр. 45 в.1,2,4-, Рабочая тетрадь к учебнику, стр17-18, задание 1,2.

2группа- проверка практического задание: , Рабочая тетрадь к учебнику, стр18, задание 3,4

3 группа- проблемно-поисковое задание : зачитывание группой мини-сочинения по проблеме учебника А.И.Кравченко, стр. 45. «Почему человек ценится как личность больше в обществе с более высоким культурным уровнем?»

III этап –практическая работа по теме урока.

Учитель: Можно выделить 3 вида потребностей:

- естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма;

- материальные, или предметно-вещные;

- духовные - порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

  Посмотрите на экран.


Слайд №1 Пирамида Маслоу.

Первым, кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «Иерархическая теория потребностей». А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших - биологических, до высших - духовных:

1. Физиологические потребности - в употреблении пищи, дыхании и т. д.

2.  Потребности в безопасности - стремление сохранить и защитить свою жизнь.

3.  Социальные потребности- свидетельствуют о том, что человек -живое, социальное, коллективное существо и вне группы жить не может.

4.     Престижные потребности - стремление выделиться, желание получить карьеру, более высокий статус, престиж, признание и оценку.

5.     Духовные потребности - стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, то есть самореализоваться.

Первые два типа потребностей называются первичными(врождёнными), остальные  - вторичными(приобретёнными).

Практическая работа по слайду. (Работа по группам письменно).

Задание 1.

 1-я группа

Из предложенного ниже списка выберите то, что является первичными потребностями, и что вторичными и запишите в 2 колонки соответственно этим видам потребностей: пища, общение с другими людьми, сон, жилье, температурный комфорт, познание, курение, кислород, труд, посуда, признание со стороны других людей, одежда.

 2-я группа

Отличаются ли естественные (первичные) потребности человека от естественных потребностей животных? В чем проявляется «очеловечивание» этих потребностей?

     Слайд №2 Рисунок рыцаря и современного человека.

От имени представителей данных эпох составьте список того, что вы хотели бы иметь в жизни, в чем испытываете нужду.

1-я группа

Ученики 1группы - «люди средневековой Европы»;

Ученики 2группы  - «современные люди».

Заслушав все ответы, сделайте вывод о том, от чего зависят потребности человека.

Осознанные потребности - это желания, их человек может сформулировать как свою цель. Для осуществления цели необходима активная деятельность самого человека.

Слайд №3. На экране понятия: желания, потребности, деятельность, цель.

Задание: Расположите в логически правильной последовательности понятия: желания, потребности, деятельность, цель (поясните их значение).

Слайд №4. Иллюстрации к сказкам «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина и «Приключение Буратино».

1-я группа

Какое отношение к проблеме потребности человека имеет «Сказка о золотой рыбке» А. С. Пушкина? Какую проблему поднимает эта сказка?

2-я группа

Какие потребности возникали у Буратино, после его изготовления шарманщиком Карло? Какую проблему поднимает эта сказка?

Слайд №5 Пирамида Маслоу.

 Ещё раз посмотрите на этот слайд, до какой ступени поднялись герои сказок? Почему в сказке Пушкина показан крах цели персонажа сказки, а в сказке Толстого персонаж добивается успеха?

Вывод о роли духовных потребностей в развитии личности, замыкание круга проблематики.

III. Рефлексия. Оцените справедливо свою работу на уроке. Опустите один из кружочков в ящик:         Красный - Работал активно, с интересом.

                                         Зелёный – Старался справиться с заданиями, но не                  -                                                                                                       всегда успевал.

                                          Синий - Часто отвлекался от работы, было скучно.

Домашнее задание: параграф 6, ответить письменно на вопрос 2 рабочей тетради к учебнику А.И.Кравченко, стр21, задания 3,4 стр22-23.

Устно вопросы 3,4,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.

Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

План - конспект интегрированного урока "Энерготраты человека и пищевой рацион"

План-конспект интегрированного урока составлен в соответствии с новыми требованиями и на основе федерального компонента Государственного стандарта....

План-конспект интегрированного урока «Энерготраты человека и пищевой рацион» 7 класс

Формирование ключевых компетенций в сфере знаний по теме «Обмен веществ». Выяснение их энергетической ценности и значения при составлении рациона питания. Закрепление навыков решения задач на проценты...

План-конспект к уроку по информатике и ИКТ (9 класс) по теме: "Моделирование. Основные понятия. Роль моделирования в деятельности человека"

Урок является первым по теме «Моделирование» и имеет исключительно важное мировоззренческое значение. Урок формирует системный подход к миру, в котором мы живем, формирует представление о моделировани...

План- конспект открытого урока по экологии человека

Тема: Сон и сновидения.Цель: Изучить явление сна, познакомить учащихся с физиологической природой сна, причинами нарушений сна. Задачи:1.      Разъяснить физиологическую ...