Программа элективного курса: "За страницами учебника обществознания"
элективный курс по обществознанию (10 класс) на тему

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку;  изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, права, экономики, истории, географии, литературы и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_stranitsami_uchebnika_obshchestvoznaniya_15-16.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ИНТЕРНАТОМ

«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ»

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол №

от «27» августа 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директора школы

___________ /Борисов Д.В.

Приказ  № ___

от «4» сентября 2014 г.


Рабочая учебная программа

по  курсу «За страницами учебника обществознания» для 10 Г класса

                                                                                             Автор-составитель:

Баранова М.Ю.,

учитель истории и обществознания

2015 – 2016

Рассмотрено

на заседании кафедры

Протокол № от «__»_________ 2015 г.

Зав. кафедрой

____________ /Зеленеева К.Ю.

Согласовано

Зам. директора по НМР

___________ / Жукова Н.Ю.

«___»________ 2015 г.

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «»

ДЛЯ 10Г  КЛАССА

Пояснительная записка

Содержание учебного материала по курсу

Требования к уровню подготовки обучающихся

Календарно-тематическое планирование

УМК и дополнительная литература по курсу

        

 

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база рабочей образовательной программы

1) Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки 3 1089 от 05.08.2004)// Обществознание / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008

2) Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию  Профильный уровень (включая Экономику и Право) // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2008.

3) Рабочая программа по обществознанию под редакцией Л. Н. Боголюбова //Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву. 10 – 11 классы /Авт.-сост. Т. А. Корнева. М. : «Планета», 2011.

4) Учебный план СОГБОУИ «лицей им. Кирилла и Мефодия» на 2015-2016 учебный год.

Рабочая образовательная программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение по учебному плану СОГБОУИ «лицея имени Кирилла и Мефодия» на 2015-2016 учебный год – 34 учебных часа. Все дидактические единицы, содержащиеся в примерной программе среднего общего образования по обществознанию отражены в рабочей образовательной программе. Это достигается за счет реализации таких принципов лицейского образования, как внутрипредметная интеграция, деятельностный подход, индивидуализация, личностно ориентированное образование, а также воплощения авторских педагогических замыслов (использование разнообразных форм организации учебного процесса).

Уровень программы – углубленный,  предназначенный для подготовки одаренных учащихся школы олимпиадам и конкурсам  различных уровней.

Общая характеристика учебного курса

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

 Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку;  изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, права, экономики, истории, географии, литературы и др.

        

Цели изучения курса «подготовка к обществознанию» на ступени среднего общего образования:

1. Освоение системы знаний необходимых для успешного участия в конкурсах и олимпиадах.

2. Овладение умениями получения и осмысления информации, систематизации полученных данных. Освоение способов познавательной и  практической деятельности.

3. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения конкурсных задач в области обществознания.

4. Развитие личности учащегося, ее духовной культуры.

        

Успешность учебного процесса зависит и от формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. При организации учебного занятия по курсу сделана ставка на самостоятельную форму деятельности, которая позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся, осуществлять дифференцированный подход в обучении. В процессе обучения создается атмосфера взаимной ответственности, внимательности и  интереса.

Виды и формы контроля за учебным процессом обусловлены спецификой курса, система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, для чего используются текущий контроль (тесты,эссе, решение олимпиадных задач прошлых лет).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- исследование реальных связей и зависимостей;

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

- передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

владение навыками редактирования текста;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

-  формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

         Результаты обучения

Результаты изучения курса «подготовка к олимпиадам по обществознанию» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, осуществлять комплексный поиск социальной информации, анализировать и классифицировать социальную информацию, сравнивать, объяснять, раскрывать на примерах, участвовать в дискуссиях, формулировать собственные суждения и аргументы, осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

        

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСУ «ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ» (34 ЧАСА)

Содержание обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих следующие объекты изучения: общество, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, культура. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, ограниченное количество часов отводимых на подготовку учащихся не позволяет охватить все сферы.

В данном курсе представлены лишь некоторые элементы объектов изучения, а программа учитывает, что в ходе учебного процесса учащиеся освоили разделы входящие в курс «Обществознание».                

Содержательными компонентами курса являются: умения, компетентности, гуманистические и демократические ценности. Освоение содержания программы осуществляется с опорой на учебные курсы: право, история, география, биология и др.

Человек и общество в философских учениях. (8 ч.)        

Возникновение философии, различия мифологического и философского познания. Философия Древней Греции: Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Зенон, Демокрит, Сократ. Платон и Аристотель об устройстве общества.

Ш.Монтескье, Ж-Ж.Руссо о сущности общества и общественном договоре. Идея естественного состояния в трудах Гоббса и Локка. Общество и государство в трудах Спинозы.

Проекты справедливого устройства общества во взглядах социалистов-утопистов. Трудовая теория А. Смита. Закон народонаселения Т. Мальтуса. Становление социологии. О.Конт. Г. Спенсер. Теоретические взглядыИ. Канта и  Г. Гегеля. Диалектика. К.Маркс и Ф.Энгельс – предпосылки возникновения марксизма. Исторический материализм.  

Современные теории глобального мироустройства (3ч.)

Марксизм как учение и как практика альтернативной глобализации. Современный марксизм.

И. Валлерстайн: теория мира как единой системы.  Ф. Фукуяма: теория триумфа либерализма.

С. Хантингтон: теория единства человечества через «столкновение цивилизаций».

Теории происхождения человека и общества (4 ч.)

Происхождение человека, как биологического вида. Теории происхождения человека: эволюционная, креационизм, теория внешнего вмешательства, теория пространственных аномалий. Стадии эволюции человека: австралопитек, питекантроп, палеантроп, неоантроп. Вопрос о прародине человека. Происхождение общества.

Исторический процесс (2 ч.)

Типы социальной динамики и факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе. Социальные группы и общественные объединения. Роль личности в истории.

Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества.

Деятельность как способ существования людей (2ч.)

Сущность и структура деятельности человека. Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Труд как вид человеческой деятельности. Политическая деятельность.

Проблема познаваемости мира (3ч.)

Познаваемость мира как философская проблема. Познание как деятельность. Чувственное познание. Сущность и формы рационального познания. Способы познавательных деятельностей. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания. Объективность истины. Критерии истины. Абсолютная и относительная истина. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания мира.

Личность и межличностные отношения (2 ч.)

Структура личности. Периодизация развития личности. Структура направленности личности. Общение как обмен информацией. Межличностная совместимость. Положение личности в группе. Семья как малая группа. Неформальные группы. Конфликт в межличностных отношениях. Социальные проблемы современного общества.

Политическая система общества (7 ч.)

История возникновения термина политическая система: Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд, К. Дойч).  Государство и политическая система. Понятие политическая система. Исторический процесс эволюции политической системы. Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Государство в политической системе. Основные направления политики государства. Демократия и ее современные проблемы. Парламентаризм. Избирательная система в России. Избирательные технологии. Человек в политической жизни. Общественный контроль за деятельностью институтов власти. Политическая идеология. Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России.  Политические элиты. Типология элит. Причины политических конфликтов и пути их урегулирования. Место и роль СМИ в политической жизни. Особенности политического процесса в современной России.

Религия: история и современность (3 ч.)

 Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения, религиозный радикализм.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Человек и общество в философских учениях (8ч.)

1

История возникновения философии.

1

2

Философия эпохи Возрождения и Просвещения

1

3

Социалисты-утописты

1

4

Становление социологии

1

5

Философия И. Канта и Г. Гегеля

1

6

Зарождение марксизма. Исторический материализм

1

7

Практическое занятие. Лингвистический конструктор.

1

8

Практическая работа. Решение логических задач.

1

Современные теории глобального мироустройства (3 ч.)

9

Современный марксизм

1

10

Терия мира как единой системы

1

11

Теория единства человечества

1

Теории происхождения человека и общества (4 ч.)

12

Человек биосоциальное существо

1

13

Происхождение общества

1

14

Практическая работа. Решение кроссворда.

1

15

Практическая работа. Разбор заданий «Да»/ «Нет»

1

Исторический процесс (2 ч.)

16

Роль личности в истории. Исторический процесс

1

17

Практическая работа. Написание эссе по предложенным темам.

1

Деятельность как способ существования людей (2 ч.)

18

Деятельность как способ человеческого бытия

1

19

Практическая работа. Составление схемы «Структура деятельности»

1

Проблема познаваемости мира (3 ч.)

20

Познаваемость мира как философская проблема.

1

21

Истина. Критерии истины

1

22

Практическая работа. Лингвистический конструктор.

1

Личность и межличностные отношения (2ч.)

23

Личность. Межличностные отношения

1

24

Практическая работа. Решение кроссворда.

1

Политическая система общества (7 ч.)

25

История возникновения термина политическая система

1

26

Политическая система, ее структура и функции. Политический режим.

1

27

Государство в политической системе. Основные направления политики государства.

1

28

 Избирательная система в России. Избирательные технологии

1

29

Политическая идеология.

1

30

Политические элиты.

1

31

Практическая работа. Разбор олимпиадных заданий по теме: «Политическая сфера».

1

Религия: история и современность (3 ч.)

32

Религия как одна из форм культуры

1

33

Межконфессиональные отношения, религиозный радикализм.

1

34

Практическая работа. Разбор олимпиадных заданий.

1

УМК И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ «ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДАМ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ»

Учебная программа

Учебники

Методические пособия для учителя

Рабочая учебная программа среднего общего образования

по курсу «Подготовка к олимпиадам по обществознанию» для учащихся 10Г класса.

Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию Профильный уровень // Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2008.

 

Боголюбов Л. Н., Лазебникова А. Ю., Смирнова Н. М. и др. Обществознание 10, 11 класс. – М.: «Просвещение», 2011.

Кравченко А. И., Певцова Е. А. Обществознание: учебник для 10, 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Русское слово», 2011.

Обществознание 10-11 класс: поурочные планы по учебнику А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой/ авт. –сост. Н. С. Кочетов. – Волгоград: «Учитель», 2009.

Кравченко А. И. Хрестоматия по обществознанию. - М.: Русское слово, 2002.

Киприянова Е. В. Обществознание: введение в философии.. Познавательно-творческие задания. 11 класс: методическое пособие для учителей. – Ростов н/Д: легион, 2008.

Маркин С. А. ЕГЭ. Обществознание. Выполнение заданий части С. – М.: Айрис-пресс, 2011.

Буйволова И.Ю. Обществознание. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Л.Н. Боголюбова. – М., Учитель, 2013.

Буйволова И.Ю., Кашлева Н.В., Черноиванова Н.Н. CD-ROM. Обществознание. 10-11 классы. Рабочие программы и системы уроков по учебникам под редакцией Л.Н. Боголюбова. – М., Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "За страницами учебника математики"

Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что предусматривает безусловную практическую значимость, возможностьразвития и формирования мышле...

Элективный курс "За страницами учебника биологии"

Элективный курс по биологии для учащихся 8-го класса. 1 час в неделю. Цель курса: формирование здорового образа жизни....

Элективный курс “За страницами учебника математики”

Программа элективного курса “За страницами учебника математики” рассчитана на весь учебный год, предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов общеобразовательной школы, является пре...

Рабочая программа по элективному курсу "За страницами учебника «Математика" 5 класс

Содержание элективного курсаРабочая программа составлена на основе авторской  Шейниной О.С. в соответствии с пособием «Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл.»,Шейнина О.С., Соловьева Г.М.,...

рабочая программа элективного курса " За страницами учебника математики" 11класс

При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на форми...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ

В соответствии с Концепцией модернизации школьного образования элективные курсы являются обязательным компонентом школьного обучения. Программа элективного курса «Наблюдения и эксперименты в био...

Инновационная авторская программа элективного курса "За страницами учебника немецкого языка"

Инновационная авторская программа элективного курса "За страницами учебника немецкого языка"...