Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении старшеклассников (Чеснокова Н.А., Чельманов М.Ф.)
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

В данной статье представлен сценарий интегрированного урока обществознания и географии, который проводился учителями обществознания (Чеснокова Н.А.) и географии (Чельманов М.Ф.) в декабре 2016 года, по теме: "Многообразие и проиворечия современного мира". Урок сосредоточил внимание старшеклассников на тех вопросах, которым уделяется недостаточное внимание в учебных пособиях, а именно многообразию хозяйственно-культурных типов, этнического многообразия в современном мире, что позволяет учащимся полнее понять такое явление как целостность и многообразие современного мира и последствия глобализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении старшеклассников

        Системно-деятельностный подход в обучении является ведущим в контексте ФГОС второго поколения,  так как нацелен на то, чтобы сформировать у старших школьников целостную картину мира, системное представление о разнообразных явлениях и науках, их изучающих, а также помочь школьнику быть активным субъектом в этой деятельности.

        Предметы обществознание и география являются интегративными по своему содержанию, так как охватывают знания из различных областей знания (экономики, политологии, этнографии, культурологии и многих других). Предполагаем, что именно эти школьные дисциплины должны быть ведущими в формировании у старшеклассников целостного восприятия мира и человеческого общества, а также умения системно анализировать природные и общественные явления в их взаимосвязи.

        В 10 классе в учебных курсах географии и обществознания есть такие темы, которые совпадают в своем аксиологическом аспекте, но отличаются содержанием и сроками изучения материала в учебных программах. Например, это глобальные проблемы и глобализация (по обществознанию эти вопросы изучаются во второй четверти, а по географии они отнесены на конец учебного года, когда по понятным причинам повышена утомляемость школьников и снижена их внимательность).

        В то же время отдельным темам, на наш взгляд, уделяется недостаточное внимание. Например, материал учебника по географии практически не касается хозяйственно-культурных типов народов, населяющих нашу планету. Между тем, знакомство именно с этим материалом помогает школьникам понять многообразие современного мира, богатство ценностных ориентиров, способов взаимодействия человека с окружающей средой, а также противоречия, которые рождаются в процессе глобализации.

        В настоящей статье предлагается опыт проведения интегрированного урока географии и обществознания по теме: «Многообразие и противоречия современного мира», который состоялся в 10 классе МБОУ «Школа №40» во второй четверти  2016-2017 учебного года. Логика проведения настоящего урока вытекает из календарно-тематического планирования рабочих программ по обществознанию и географии. По географии урок стал переходным от изучения темы: «География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды» к теме: «География населения мира». По обществознанию данный урок стал связующим при изучении тем: «Общественный прогресс» и «Глобализация».

        Сценарий интегрированного урока обществознания и географии на тему: «Многообразие и противоречия современного мира»

Тип урока: урок-конференция

  1. Цели: Сформировать представление о целостности мира  в многообразии а) этносов (традиций, культур, менталитетов);  б) хозяйственно-культурных типов; в) разных темпов развития (прогресс - явление органичное для Европы и Америки)
  2. Привести к пониманию противоречивости  глобализации: при внешней тенденции к целостности,  она усиливает противоречия, так как унификация культур усиливает межнациональные конфликты и многие народы включаются в глобализацию уродливо

Учитель обществознания - приветствие. Наш урок - интегрированный, сегодня вы обогатите свои знания по двум предметам. Разговор пойдет о современном мире. Чтобы точнее сформулировать тему урока, прочитайте отрывки из статей двух крупных мыслителей современности, Хантингтона и Ясперса. Каждая статья  - о современном мире, но в каждой статье авторы обращают внимание на разные его стороны. Выделите, что, по мнению Хантингтона,  характеризует современный мир, а что -  по мнению Ясперса.

        (многообразие, противоречия, конфликты - интеграция, целостность, глобализация)

        Наша тема – «Многообразие  и противоречия современного мира»

Это тема не одного урока.

        Многообразие - свойство любой системы. Общество - система. Напомните признаки системы.

        1. Современный мир отличается разнообразием этносов.        - Как вы думаете, сколько этносов в настоящее время на Земле?

        (высказываются предположения)

Ученик 1: информационная справка

Учитель обществознания         - Напомните признаки этносов.

        - Ребята, а это хорошо, что в мире много этносов?

(возможность диалога, взаимообогащения, взаимовлияния)

Учитель географии. Этносы живут в разных климатических и географических условиях. Какие особенности обусловлены различными климатическими и географическими условиями?

(разнообразие ХКТ)

-Что такое ХКТ?

Ученик 2 даёт общую характеристику с демонстрацией слайдов

Учитель географии: Хозяйственно-культурные типы сложились в глубокой древности, но некоторые народы до сих пор их сохраняют. Познакомимся с ними.

Бушмены: Хозяйственно-культурный тип бродячих охотников-собирателей пустынь и полупустынь

(краткое выступление-справка ученика)

Папуасы: Хозяйственно-культурный тип  ручных земледельцев (мотыжные земледельцы)

(краткое выступление-справка ученика)

Андаманцы: Хозяйственно-культурный тип собирателей и охотников  островных побережий

(краткое выступление-справка ученика)

Тибетцы: Хозяйственно-культурный тип кочевников-скотоводов высокогорий Центральной Азии

(краткое выступление-справка ученика)

Индейцы Бразилии: Хозяйственно-культурный тип охотников и собирателей экваториальных лесов

(краткое выступление-справка ученика)

Учитель географии - Есть ли в России народы с традиционными хозяйственно-культурными типами?

(эскимос,  чукчи)

Эскимосы, чукчи: Хозяйственно-культурный тип – охотники морского зверя арктических пустынь

(краткое выступление-справка ученика)

Учитель географии: Несмотря на усиливающиеся процессы глобализации, в мире ещё остается немало народов, которые продолжают вести традиционный образ жизни и сохраняют остатки своей культуры, самобытности.

Учитель обществознания.  Обратимся к типологии обществ: определите тип общества, к которому принадлежат охарактеризованные народы?

(традиционное)

- А народы современной Европы, Северной Америки к какому типу?

(постиндустриальное)

        - Уже в эпоху индустриального общества наметился бурный темп научно-технического развития у народов Европы и Америки, который проявляется в переходе на все более высокий уровень развития. Как называется этот процесс?

(прогресс)

        - Как вы считаете, прогресс органичен народам с традиционными ХКТ?

(нет, он им навязывается, им органичнее следовать традиционному образу жизни)

Учитель географии - С достижениями прогресса эти народы невольно знакомы. Приведем примеры: чукчи активно пользуются современной техникой, папуасы выращивают новые сельскохозяйственные  культуры, индейцы пользуются рацией и тому подобное. Практически все носят современную одежду.

        - Как вы думаете, к чему это может провести?

(к утрате своей уникальности, к вымиранию)

Учитель обществознания. - А какое явление способствует этому насильственному втягиванию народов в иной темп развития, приобщение к иным стандартам?

(глобализация)

        - В чем проявляется глобализация?

        На прошлом уроке вы составили первое знакомство с этим процессом. К чему стремятся сторонники глобализации? К сохранению многообразия мира или к его уничтожению, к унификации?

(к унификации)

        - Их деятельность способствует целостности или противоречивости мира?

(нарастанию противоречий)

Учитель обществознания. Итак, подведем итог:

        - Что делает мир многообразным и целостным?

(этническое разнообразие, богатство культур, традиций, форм хозяйствования)

        - Какие проявления глобализация способствуют усилению взаимосвязей в мире?

(интернет, сотовая связь, взаимодействие различных культур)

        - Что приводит к противоречиям в мире?

(глобализация, исчезновение традиционных ХКТ, унификация темпов развития, навязывание единых стандартов)

В сложном мире мы живем. Удастся ли народам сохранить свою уникальность?

Современное человечество с середины XX века столкнулось ещё с одним явлением, которое может, как сплотить всех, так и усилить рознь, а именно с глобальными проблемами. О них разговор впереди. По итогам урока ответьте письменно на вопросы:1) Каковы особенности современного мира?2) Чем вызвано многообразие хозяйственно-культурных типов

*... в нарождающемся мире основным источником конфликтов будет уже не идеология и не экономика. Наиболее важные границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой. Нация-государство останется главным действующим лицом в международных делах, но наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Линии разлома между цивилизациями — это и есть линии будущих фронтов. (Хантингтон. [1])

Сегодняшний мир, с его сверхдержавами - Америкой и Россией, - с Европой, Индией и Китаем, с Передней Азией, Южной Америкой и остальными регионами земного шара, постепенно в ходе длительного процесса, идущего с XVI в., благодаря развитию техники, фактически стал единой сферой общения, которая, несмотря на борьбу и раздробленность, во все возрастающей степени требует политического объединения, будь то насильственного в рамках деспотической мировой империи, будь то в рамках правового устройства мира в результате соглашения. (Ясперс, [2])

Методические рекомендации к проведению урока

  1. Урок требует предварительной (не менее 7-10 дней) подготовки: разработка сценария, распределение выступающих, руководство подготовительной работой учащихся.
  2. Данный урок требует активного диалога учеников и учителей в процессе подготовки: ученики самостоятельно отбирают материал, готовят презентации, консультируются на предмет выделения наиболее существенных моментов.
  3. Проведение урока эффективно в том случае, если ему предшествует повторение всем классом материала соответствующих тем по двум предметам.
  4. В данном типе урока важно соблюдение регламента выступлений всеми субъектами. Выступление учащихся по темам – не более 4-х минут.
  5. Необходимо проинформировать учащихся о письменном задании по итогам урока для диагностики и контроля усвоения изучаемого материала. Это позволяет им сохранять внимание на протяжении всего урока.

Выводы:

        В процессе проведения урока и анализа ученических заданий, с которыми учащиеся справились практически полностью, мы убедились в следующем:

  1. Урок дал наглядное представление об этническом и культурном разнообразии народов, населяющих нашу планету.
  2. Урок дал возможность лучше понять сущность процессов глобализации, происходящих в современном мире. До данного урока дети больше отмечали положительные стороны глобализации, не замечая отрицательных последствий.
  3. Подготовка выступлений учащихся способствовала формированию у них ряда важных общеучебных и коммуникативных компетенций: самостоятельный поиск и отбор учебного материала, выделение наиболее существенных сторон явлений, яркое представление материала перед аудиторией, взаимодействие с учителем.
  4. Интегрированное изучение вопроса помогло старшеклассникам составить системное представление о населении планеты, о связи общества с природой, о комплексном (силами различных наук) изучении разнообразных общественных и природных явлений, иными словами, помогло сложить им в своём сознании целостную картину мира.

Использованная литература

  1.  Хантингтон Самюэль. Столкновение цивилизаций.  Перевод. Т. Велимеев, 2006.
  2. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М. 1994

Интернет-сайты

  1. http://www.nasa.gov
  2. http://www.greanpeace.org
  3. http://www.nationalgeographic.com
  4. http://ru.wikipedia.org


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционные образовательные технологии – один из способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении физики.

Методическая статья, в которой представлен опыт по внедрению дистаннционных образовательных технологий (ДОТ).Приведено обоснование такого выбора, достаточно подробно описываются основные этапы по внед...

Создание проблемных ситуаций на уроке английского языка как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе

Современная школа должна научить ребенка самостоятельно мыслить, учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе систе...

Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации здоровье сбережения старшеклассников

В статье представлен опыт изучения одной из важных тем "Глобальные проблемы современности" на интегрированном уроке обществознания и географии в МБОУ "Школа №40" города Рязани учит...

Уроки интеграции обществознания и географии как способ реализации здоровье сбережения старшеклассников (Чеснокова Н.А., Чельманов М.Ф.)

Интегрированное изучение темы позволяет экономить время при прохождении программы по обществознанию и географии и способствует формированию системного взгляда на мир...

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....

Технология развития критического мышления в обучении географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода.

Технология развития критического мышления в обучении географии в рамках реализации системно-деятельностного подхода....