Урок "Деньги, их функции"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему

Урок в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file_f33ea7d318c429f8bcded38ca62544ca.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Обществознание

Класс, профиль: 7 класс.

Учитель: Денисова Анастасия Владимировна

Программно-методическое обеспечение: УМК  под редакцией Боголюбова Л. Н. «Обществоведение», 7 класс

Тема урока: «Деньги и их функции»

Цели урока:

- познакомиться с понятием «деньги» и историей их возникновения, выяснить роль и функции денег в современном обществе.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, проблемный

1. Организационный момент

Вступительное слово

Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами знакомились с понятиями обмен, торговля и реклама. Давайте вспомним прошлый урок и поработаем с заданиями. (Задания по подготовке к ГИА на слайде)

Ребята, как вы думаете, все ли были довольны своей прибылью при бартере? Почему?

Какой же выход нашли люди в данной ситуации?

Сегодня мы переходим к изучению темы: «Деньги и их функции». Обратите внимание на план работы на уроке. Сегодня мы поговорим об истории денег и об их основных функциях. На следующем уроке мы изучим развития денежного обращения на Руси.

2. Переход к изучению новой темы

План изучения новой темы

  • Деньги и история их возникновения
  • Функции денег
  • Основные виды денежных знаков

Просмотр фильма и работа с вопросами

  • Что такое деньги?
  • Как называется безденежный натуральный обмен?
  • Назовите самые ценные предметы, которые служили посредником между товарами.
  • Назовите три вида денег, названных в фильме.
  • Зачем нужны цифры на деньгах?

Учитель: Бартер обладал недостатками. Не всегда участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга. И решение было найдено. Тот же нож можно было сначала обменять на товар - посредник, а потом уже этот товар – на нужную вещь. Этот товар – посредник выступал в роли эквивалента.

Запись в тетрадь: Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его.

Деньги – всеобщее платежное средство, мера стоимости товара или услуги.

Рассказ учителя об истории денег с опорой на иллюстративный ряд

Учитель: Считается, что первые монеты появились в Китае и в Лидии в 7 в. до н. э. Около 500 г. до н. э. персидский царь Дарий ввел монеты вместо бартера. Бумажные деньги появились в Китае в 8 в. н. э. Вначале это были расписки, которые выдавались под ценности, сдаваемые на хранение, либо свидетельства об уплаченных налогах). Марко Поло писал, что бумажные деньги – способ достичь той цели, к которой стремились алхимики. В 13 в. правительство Чингисхана обменивало бумажные деньги на золото, и их стали подделывать. В 1500 г. в Китае прекратили выпуск бумажных денег из-за финансовых трудностей, но некоторые частные банки все равно продолжали эмиссию. В разное время в разных странах деньгами были слитки металлов, раковины, перья, бобы какао, скот и т. д.

Дополнительно учитель может привести ряд интересных фактов из истории денег с опорой на иллюстративный материал

  • Жители острова Яп использовали в качестве денег огромные каменные диски диаметром до 4-х метров.
  • Когда испанские конкистадоры завоевали Мексику, индейцы использовали для платежей какао-бобы и маленькие медные топоры - их мягкий металл не годился для хозяйственных нужд.
  • Самому раннему свидетельству об использовании раковин каури в качестве денег в Китае около 3500 лет. Раковины каури служили деньгами в 9-18 вв. в Индии, в 17 веке в Таиланде и в 19 веке в Африке.
  • 1993 год. Изобретены "цифровые деньги" - DigiCash. На основе этой технологии чуть позже были созданы смарт-карты - карточки с компьютерным чипом, на который записывается информация о количестве денег на счете.

Ребята, подумайте и скажите, каким образом можно использовать деньги?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника

Учитель: Кажется, что в наше время от денег зависит очень много. Но каковы же на самом деле функции денег? Самостоятельно заполните схему «функции денег» и будьте готовы объяснить каждую из функций.

Работа с заданиями (на слайде)

Ребята, Буратино назвал нам несколько видов денег зарубежных стран. Но наши коллеги познакомят нас с некоторыми из них.

Выступления учащихся (сообщения о различных денежных валютах)

Практическая работа учащихся

Учитель: Кто-то накапливает сбережения в банке, кто-то у себя дома, в некоторых людей монета – объект изучения. Изучает монеты наука нумизматика (от лат. «nomisma» — монета)

Запись в тетрадь: Нумизматика (от лат. «nomisma» — монета) - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

Одному из учащихся предоставляется монета. Задачи практической работы: выяснить, что изображено на монете, какие надписи есть на монете, где и когда она выпущена.

В ходе практической работы учащиеся понимают, что монета может нести важную для исследователя информацию: кто правил страной в той или иной период, какими были официальные символы государства и т. д.

Учитель: Обратите внимание на слайд. Перед вами основные понятия, которые используются при изучении монет.

Запись в тетрадь: Аверс – лицевая сторона монеты, на которой указывают номинал

Реверс – оборотная сторона монеты, на которой помещают герб государства.

Номинал – нарицательная стоимость монеты

Легенда – надписи на монете

Гурт – боковая поверхность монеты

Работа с высказыванием

4. Закрепление изученного материала

Ответьте на следующие вопросы:

- Почему у человека появилась потребность в деньгах?

 - В чем преимущества и недостатки бартера?

- Почему появились металлические деньги?

 - Каковы основные функции денег?

 - Какую информацию может дать изучение монеты?

5. Подведение итогов

Учитель: Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами

5. Домашнее задание

Учитель: Дома вы изучите § 13 учебника до раздела «Человек в истории» (с. 135-141) и ответите на вопросы 1-3 из рубрики «В классе и дома» (с. 147). Желающие могут подготовить небольшие сообщения на темы: «Деньги на Руси», «Денежная реформа С. Ю. Витте»

6. Выставление учащимся оценок за работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции.

видеоурок по алгебре "Понятие функции. Практическое применение функции. Способы задания функции. История развития понятия функции."...

Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».

Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....

Конспект урока математики (по новым ФГОС), по теме:Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции.

Конспект урока математики по новым ФГОС.Тема урока: Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции....

Квадратичная функция. Функция. Свойства функций. Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции.

Квадратичная функция. Функция. Свойства функций.  Область определения и область значений функции. Четные и нечетные функции....

Тестовые задания «Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»

Тестовые задания в двух вариантах по 28 вопросов в каждом на темы:«Предел и непрерывность функции» и «Производная функции. Дифференциал функции»...