Экологическая тематика в ходе изучения античной философии в курсе "Основы философии"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Пурто Елена Евгеньевна

В предлагаемом вниманию читателей материале отражен опыт преподавания античной философии с точки зрения популярного и актуального сейчас экологического дискурса. Подчёркивается, что античная философия в отличие от философии Нового времени отличается особым, экологичным по своей сути, отношением к природе, на которое следует ориентировать студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преподаватель ГБПОУ г. Москвы «Московский издательско-полиграфический колледж» имени Ивана Фёдорова

Кандидат философских наук, доцент Пурто Елена Евгеньевна

Экологическая тематика в ходе изучения античной философии.

    Античная философия выступает в качестве главной основы для дальнейшего развития мировой философии как науки и особого, существующего наряду с научным, способа постижения мироздания. Почти все обсуждаемые на протяжение тысячелетий философские проблемы берут свой исток в античной мысли, отличающейся настойчивым поиском истинного знания (эпистеме), постоянным исканием новых путей мысли и методов решения стоящих перед философом вопросов. Следует также помнить, что философия развивалась в античности, особенно в ранний, физический, период, в качестве своеобразного нерасчлененного знания, в лоне которого формировались отпочковавшиеся впоследствии частные научные и общемировоззренческие дисциплины. Это относится и к экологическому знанию. Разумеется, экологии как отдельной науки в античности не возникает (она формируется только в конце XIX в.), но в идеях ряда греческих и римских мыслителей уже содержатся элементы подхода к изучаемым явлениям и миру в целом, которые можно было бы охарактеризовать как имеющие экологическую направленность. Обязательно следует обратить внимание студентов на происхождение слово «экология», составленного из корней греческого языка «экос» («ойкос») – «дом» и «логос» - «слово», «наука», связав для расширения кругозора студентов этот термин с родственными ему словами «экономика», «ойкумена», «экуменизм».

      При рассказе об основных характерных чертах античной философии желательно акцентировать внимание на тех из них, которые могут обусловливать экологический подход к окружающему миру и природе. В первую очередь обычно говорят о космоцентризме как главном свойстве античной философской мысли. Действительно, космос рассматривался в античности в качестве абсолюта, всеобъемлющего целого, пронизанного порядком и гармонией (в противоположность первоначальному хаосу). Здесь следует обратить внимание студентов на утверждение первыми греческими мыслителями тождества космоса и фюзиса (природы). Нет ничего в мироздании, что не могло бы быть отнесено к природе, таким образом утверждается общность всего существующего и взаимосвязь всех явлений между собой, что, несомненно, имеет экологическое значение. Даже после того, как софистами было проведено разделение существующего «по природе» и «по договору» (общество и культура), природа и космос всё равно продолжали восприниматься в качестве высшего совершенства.    

    Также с точки зрения экологии может быть проинтерпретировано распространенное в античности мнение о том, что поскольку космос является высшим совершенством, в ход процессов, происходящих в рамках космоса, никто не должен вмешиваться. Любое вмешательство в то, что свершается в космосе, со стороны человека может только ухудшить состояние космоса, а не улучшить его. Отсюда, как известно, берёт свое обоснование теорийный, умозрительный характер античной философии и неприятие активной преобразовательной деятельности, направленной на самовольное изменение человеком природы. Позволялось только благоговейно созерцать, наблюдать явления, происходящие в фюзисе, ни в коем случае не вмешиваясь в них. Этим в частности объясняется отсутствие эксперимента в методологическом арсенале античной науки. Можно напомнить студентам, что даже боги в античности мыслились как существа в целом подчиненные природным законам и не выходящие за их рамки. Все это может быть истолковано для обоснования экологического подхода к окружающей среде.

     Для античной культуры в целом характерен определённый экологизм, проявляющийся в благоговейном преклонении перед природой в целом и некоторой сакрализации, происходящего в ней. Правда, это относилось не ко всей природе. Чётко выделялись более и менее совершенные уровни бытия. Высшим уровнем космоса считались космические тела, чьи движения отличались упорядоченностью и гармонией. Они в философской мысли античности почитались в качестве богов (например, в философии Платона). Более же близкий человеку мир растений и животных сакрализировался в меньшей степени. Однако это способствовало в свою очередь обостренному интересу философов к изучению органической природы, что также имело благотворное влияние на формирование экологических знаний, так как позволило получить массу интересных сведений о приспособлении организмов к окружающей среде, особенностях жизни растений и животных. Здесь следует обращать внимание студентов на естественнонаучные труды «отца зоологии» Аристотеля («История животных», «О частях животных») и его ученика «отца ботаники» Теофраста, автора трактата «О растениях». Интересные замечания относительно связи образа жизни животного и его внешнего облика можно встретить в речи софиста Протагора, содержащейся в одноимённом диалоге Платона («Протагор»; 320 d  - 321 b).

     При изучении античной философии всегда хотя бы упоминается учение киников (на примере знаменитого Диогена, жившего в бочке). Акцент делается на аскетизме киников, их стремлении довольствоваться малым. Казалось бы исключительно этическое учение киников (другими отраслями философии и науки киники почти не интересовались), представляет тем не менее интерес и с точки зрения экологии. Всё дело в том, какие последствия для сохранения природной среды имел бы образ жизни, предлагаемый киниками. Известно, что они выступали против удовлетворения человеческих желаний, выходящих за рамки естественных потребностей. Сам Диоген довольствовался самой простой едой и одеждой, критиковал роскошь и всевозможные излишества. Естественно, можно предположить, что предлагаемый киниками этический идеал (при всей его спорности) не привел бы к резкому противостоянию человека и природы и к безудержной эксплуатации её богатств ради удовлетворения всех прихотей. Также можно сказать студентам, что одним из нелюбимых и критикуемых персонажей античной мифологии для киников был Прометей, которому приписывались многочисленные изобретения ради блага людей. Киники полагали, что Прометей совратил человечество с пути простой, согласной с природой жизни на путь излишеств, разрыва с естественностью, что, по их мнению, имело пагубные последствия для нравственности человека – и для вредного в сфере экологии чрезмерного воздействия на природу – может добавить преподаватель.

     Человеческая алчность, неумеренность желаний и общее неразумие уже в античности считались одной из главных причин появления трудностей, которые сейчас бы назвали экологическими. Так, Платон полагал, что окружающая человека среда, обустроенная изначально богами по их благости, вполне может обеспечить безбедное существование людей, если они будут умеренны в своих желаниях. Поступая же алчно и несправедливо, люди берут больше чем нужно от природы, что приводит к её преждевременному оскудению и дальнейшим проистекающим из этого бедствиям для людей. Причём, Платон полагает, что виновницей такого ухудшения следует считать не божественную природу, а человека, который «несправедливо распределяет свои жизненные блага» («Послезаконие»; 979 b).

      Экологически значимая тема оскудения Земли как всеобщей родительницы встречается у целого ряда античных мыслителей. Особенно ярко это проявляется в сочинениях атомистов (Демокрита, Лукреция Кара). Они учили о том, что первоначально все живые существа возникли из земных недр, произведенные Землей как живым существом (такое представление было пережитком мифологического мировоззрения). Однако постепенно силы Земли истощились, и она стала уже не в состоянии производить из своих недр крупных животных (мелкие животные, как верили в античности, продолжали появляться непосредственно из Земли). Если раньше (в золотом веке) Земля сама, без обработки давала большие урожаи, теперь люди должны прилагать массу усилий, чтобы заставить её породить нужные им плоды и злаки в достаточном количестве. Красочно и не без оттенка трагизма пишет об оскудении земли Тит Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» (II, 1161 – 1174).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты изучения античной литературы

Из опыта работы.Статья об изучении античной литературы в школе...

Некоторые аспекты изучения античной литературы

Из опыта работы.Статья об изучении античной литературы в школе...

Классный час, посвященный экологической тематике, в рамках Года охраны окружающей среды на тему: «Реальная угроза!»

Разработка классного часа предназначена для учащихся 7-9 классов. Главное –  это развитие внутренних психологических ресурсов личности ребёнка.  Содержан...

Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики: Виртуальная экскурсия «Удивительная Арктика».

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Поэтому  в учебно-воспитательном процессе  активно используются компьютерные технологии, которые  способ...

Материалы для проведения дискуссионных встреч экологической тематики для старшеклассников «Саммит природы» по результатам занятий по программе 2014-2015 учебного года

Сборник вопросов, заданий и материалов для проведения дискуссионных встреч для учащихся 9-11 классов экологической тематики. Сборник адресован педагогам дополнительного образовнаия, педагогам-организа...

тест "Античная философия" 10 -11 класс

Тест можно использовать после изучения курса античной философии для контроля в 10-11 классе....

Конкурсно - игровая программа экологической тематики «Зеленая планета»

Методическая разработка, посвященная экологии, животным и растениям....