Урок истории в 8 классе по теме "Основные положения реформы1861года"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

На данном уроке учащиеся знакомятся с основными положениями реформы 1861года, выясняют её положительняе стороны и отрицательные,  выделяют историческое значние рефрмы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_polozheniya_reformy_1861g.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1,№2,№3

Тема урока « Основные положения реформы 1861года»

План урока:

  1. Повторение ранее изученного материала.

1.Индивидуальное задание.

2. Фронтальный опрос.

3.Моделирование ситуации.

II.       Изучение нового материала.

1.Работа с диаграммой.

2.Работа с учебником и документом.

3.Заполнение и обсуждение таблицы.

4. Обсуждение картины.

5. Сообщение.

6. Составление плана.

III.     Закрепление.

Тесты.

I V.    Домашнее задание.        

                                 Слайд№4

                        Цели и задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с основными положениями реформы 1861 года, выяснить, почему освобождение крестьян вызвало массовое недовольство крестьян, каково было историческое значение реформы;
  2. Развитие умения  самостоятельно анализировать текст учебника и исторические источники, выделять главное, находить причинно-сдедственные связи, развивать умение решать проблемные задания на  учебном материале на примере одной из крупных реформ в России;
  3. Воспитание познавательной активности через выполнение ряда заданий, интерес к истории,  воспитание уважения к истории России.         

Оборудование урока: Компьютер, проектор, тесты для закрепления материала, Отрывок из документа « Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861года», учебник П.Н. Зырянова «История России 19 век»

        Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Актуализация ранее полученных знаний:

Индивидуальное задание: 1.Закончите таблицу « Учреждения, занимавшиеся подготовкой реформы» (таблица имеет пропуски)

Дата возникновения

Наименование учреждения

Обязанности

1857г.

Январь 1857г.

Ноябрь 1857г.

Февраль  1858г.

Март 1859г.

Негласный комитет

Секретный комитет.

Губернские дворянские комитеты

Главный комитет по крестьянскому делу

Редакционная комиссия

Обсуждение министерской программы

Завершение обсуждения проекта законов.

Разработка вариантов отмены  крепостного права с учётом местных особенностей.

Составление единого проекта  об освобождении крестьян

Завершение обсуждения проекта законов.

Вопросы:1. Почему правительству пришлось создать такую систему учреждений?

2. Почему манифест был опубликован лишь через две недели после подписания?

Коллективное обсуждение:

Учащиеся отвечают на вопрос о причинах отмены крепостного права в России.

  1. Поражение в Крымской войне:
  2. Военно-техническое отставание России от европейских государств.
  3. Социально-экономическая отсталость России в сравнении с Западной Европой.

4.Массовое крестьянское движение   (Боязнь новой Пугачёвщины)(1-я четверть 19в.- 651 крест. волнение, 2-я четверть 19в.-1089 крест. волнений, с 1851 по 1860гг.- 1910 волнений)

5Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно

 3) Моделирование ситуации:

Представьте, что вы помещицы  России. От имени помещиков нечернозёмных и чернозёмных губерний выскажитесь  по поводу будущего освобождения  крестьян

А) (В черноземных губерниях - за освобождение крестьян без земли или с маленьким наделом за большой выкуп)

Б) в нечернозёмных губерниях – освобождение с землёй, но выкуп не только за землю, но и за личность крестьянина.

2. Почему дворяне – землевладельцы не оказали дружного и организованного сопротивления освобождению крестьян, а смирились с ним как с неизбежностью?

Работа по изучению новой темы.

Слайд №5(портрет Александра)

Слайд №6(график восстаний)

Знакомство с графиком крестьянских восстаний. Учитель ставит перед классом проблему: почему освобождение крестьян  вызвало массовый всплеск крестьянского недовольства? Крестьяне оказались недовольны освобождением!

                                      Слайд №7 (задание на урок)                

Для выяснения причин крестьянского недовольства освобождением учащиеся должны изучить содержание реформы.

Работа с учебником , стр.143-145 и документом п.3,4,8. , оценить составные части реформы с точки зрения крестьян

Слайд №8

Заполнение таблицы « Содержание реформы»

                                                         Слайд №9 , Слайд № 10              

Содержание реформы

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Личная свобода

Личная свобода, общегражданские  и имущественные права

Телесные наказания, подушная подать, рекрутские наборы, зависимость от общины

Собственность на землю

В руках помещиков, крестьяне получали землю в пользование, « отрезание» земли, огромные выкупные платежи, в целом уменьшился размер наделов

Несение повинностей в пользу помещиков и государства

Барщина и оброк до выкупа в пользу помещика, высокие выкупные платежи государству.

По ходу дайте определения следующим понятиям: сельский сход, временнообязанные, выкупные платежи, отрезки,  круговая порука.

Беседа с классом по результатам заполнения таблицы:

Личная свобода:

1.Почему крестьяне оказались недовольными реформой? (т.к. интересам крестьян отвечал лишь тот раздел реформы, который был посвящён личному освобождению)

2. Какие гражданские права получили крестьяне? Какое значение имело предоставление крестьянам личной свободы?

Дополнение учителем таблицы: Крестьяне получили неполные крестьянские права, оставались: телесные наказания, подушная подать, рекрутские наборы, зависимость от общины.

Поземельные отношения

  1. В чьей собственности оставалась земля?
  2. Как были освобождены крестьяне с землёй или без земли?
  3. Почему крестьяне освобождались  с землёй? (крестьяне- плательщики налогов)
  4. Получал ли крестьянин землю в частную собственность?  (в пользование)
  5. Какие повинности должны были нести лично свободные крестьяне за пользование помещичьей землёй?
  6. Как поступали с землёй, если до реформы крестьяне имели больше земли, чем устанавливала реформа?  (отрезали, « отрезки», в Чернозёмных губерниях крестьяне потеряли до 40% земли)
  7.  Достаточны ли были выделявшиеся крестьянам наделы для прокорма семьи и для развития товарного хозяйства?

 Выкупная операция:

Крестьянин  мог стать собственником земли, но должен был выкупить свой надел, для этого заключит с помещиком выкупную сделку и оплатить выкупные платежи. Выкуп равнялся годовой сумме денежного оброка увеличенного в 17 раз.

25% стоимости земли крестьянин платит помещику; 75% стоимости земли помещику возмещает государство.  На 49 лет государство выдает крестьянину кредит с начислением 6% годовых на сумму долга.

Грабительский выкуп: цена земли = 650 млн. руб. выкуп установлен в 900 млн. руб, а реальные выкупные платежи к 1905 году составили  1,5 млрд. руб. В Чернозёмных губерниях сумма выкупа соответствовала доходности выкупаемых земель, а нечернозёмных выкупаемая земля стоила дороже её доходности.

  1. Как вы думаете, какие последствия имел такой выкуп для крестьянских хозяйств?
  2. В чьих интересах была проведена реформа?

Вывод: Интересам крестьян отвечал лишь тот раздел реформы, который был посвящён личному освобождению. Сохранение старых повинностей в пользу помещика и государства, « отрезание»  земли и огромные выкупные платежи не могли не вызвать крестьянского недовольства. Во многих местностях крестьяне  освобождение от крепостной зависимости « бабской волей» и продолжали ждать настоящей « мужицкой воли».

Слайд № 11

Работа с репродукцией картины Мясоедова « Чтение Манифеста 19 февраля 1861года»

  1. Где и когда происходит  изображённые на картине события?  ( После  официального прочтения Манифеста).
  2. 2.Кто изображён на картине? ( Крепостные крестьяне, ставшие свободными, внимательно, с вдумчивым видом слушают Манифест, пытаясь понять, что их теперь ожидает).
  3. Предположите, о чем думают изображённые на картине люди?

Слайд №12

Сообщение учителя о росте крестьянских восстаний. Особым драматизмом  отличались события в селениях Бездна Казанской  губернии и Кандеевка, Пензенской губернии. Для подавления восстаний пришлось посылать войска.

Сообщение учащегося о протекании реформы в нашем крае.

В нашем крае реформа также проводилась в интересах помещиков. В Мглинском, Новозыбковском, Стародубском и  Суражских уездах крестьянский надел составлял от 2,7 до 4,5 десятины, а в Брянском, Севском, Трубчевском уездах  4-4,5  десятины.  Выкупная цена земли устанавливалась  в 2-3 раза выше её стоимости. Уже в первый год осуществления реформы различными формами крестьянского  движения были охвачены все уезды Брянщины.  Крестьяне отказывались от подписания уставных грамот, исполнять повинности, самовольно рубили барский лес, отказывались выдавать зачинщиков, оказывали сопротивление властям.        С особой силой крестьянское движение возобновилось с весны 1962года. На настроение крестьян оказывало широкое распространение слухов о том, что истинная царская воля будет объявлена  в феврале 1863года.С конца марта 1862года начались волнения в с. Чертовичи  Суражского уезда в имении княгини  В.С. Голициной, продолжавшиеся около месяца. Не успели успокоиться голицинские крестьяне, как в том же уезде, в селе Казаричи в имение Перекрёстовой для усмирения крестьян была направлена военная команда.

                                 Историческое значение освобождения крестьян

Работа с текстом учебника, затем показ

  • Создание условий для широкого развития рыночных отношений.
  • Вступление страны на путь капиталистического развития.
  • Нравственное значение реформы, которая покончила с крепостным рабством.
  • Открытие пути к другим важнейшим преобразованиям.

Слайд №13

Закрепление материала:

Работа с тестами:

Вариант 1:

  1. В результате реформы крестьяне получили: а) освобождение от государственных податей; б) личную свободу; в) избирательные права.

2.Крестьяне были освобождены: а) без земли; б) с землёй; в) с частью земли.

3. В ходе реформы  крестьянские наделы в большинстве губерний: а) сократились; б) увеличились; в) не изменились.

4. Чтобы стать собственником земли, крестьяне должны были уплатить выкуп: а) государству; б) общине, в) помещику.

  5. До заключения выкупной сделки крестьянин считался: частично свободным, б) временнооброчным; в) временнообязанным;

Вариант 2.

Отметьте основные положения реформы 1861г.:

1) лишение крестьян их наделов; 2) невмешательство государства в аграрные отношения; 3) личное освобождение крестьян; 4) « Отрезание» части земли в пользу помещика; 5) выкуп в пользу помещика; 6) отмена всех старых повинностей; 7)Передача лесов и лугов крестьянам; 8) точная фиксация повинностей крестьян; 9) временное сохранение старых повинностей;10) разрешение помещикам произвольных поборов.

 Домашнее задание. Слайд №14

Домашнее задание.

 На « отлично» - Учебник параграф 17,  с новыми понятиями составить кроссворд, творческое задание: написать “письмо” от лица освобожденного крестьянина или помещика, отпустившего крестьян на свободу, на имя императора Александра II.

На «хорошо» - Учебник параграф 17,  с новыми понятиями составить кроссворд,

На «удовлетворительно» -Учебник параграф 17, новые слова.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....