Урок обществознания в 5 классе "Труд - основа жизни"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Яхутль Жана Сальбиевна

Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Труд-основа жизни!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_trud.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  на тему: «Труд - основа жизни»

Учитель общественных дисциплин

Яхутль Ж.С.

Цели: дать представление о том, какую роль труд играет в жизни каждого человека; объяснить, почему труд оценивается по-разному; показать взаимосвязь между качеством работы и поощрением и наказанием работника; охарактеризовать виды труда; определить правила успешного труда; раскрыть значение понятий труд, товар, благотворительность.

Планируемые результаты: 

предметные: учащиеся научатся различать виды труда; понимать значение трудовой деятельности для личности и общества; роль основных нравственных и правовых понятий как решающих регуляторов общественной жизни, применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций;

 метапредметные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; 

личностные УУД: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества.

Оборудование: пакет с рабочим материалом для работы в группах; проектор; мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытия нового знания.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Случилось это в Средние века. Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики. Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.
— Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня, — сказал тот со злобой.
Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
— Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать, — ответил мастер сдержанно.
Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.
— Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее, — улыбнувшись, ответил третий каменщик.

— О чем эта притча?

— Как вы ее понимаете?

— Как вы думаете, какое отношение она имеет к теме нашего урока?

(Ответы учеников.)

Тема нашего сегодняшнего урока звучит так: ДУРТ-АВОНСО  ИНЗИЖ.

Это тайный шифр. Кто догадается, какое предложение зашифровано? (труд- основа жизни)

- Вот теперь запишите тему урока в тетрадь

— Давайте предположем, о чем пойдет речь на нашем уроке.

— Как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.)

План урока:

  1. Каким бывает труд.
  2. Что создается трудом.
  3. Как оценивается труд.
  4. Богатство и бедность.
  5. Богатство обязывает.

Работа по теме урока:

- Ребята вспомните какие пословицы и поговорки вы знаете о труде?

  • Человек рожден для труда.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Что потрудился, то и поел.
  • Воля и труд дивные всходы дают.
  • Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
  • Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Наше счастье в общем труде.
  • Кто трудиться, тот и пользуется.
  • Без труда нет добра.
  • Без труда меду не едят.
  • Улажьэмэ лыжъ пшхын
  • Жьэу къэтэджырэм шык1э къыфальфы

- Что же такое труд? Труд - это деятельность, которая требует знаний и умений, у неё есть цель и результат.

- Что дает человеку труд? Зачем человеку трудится? Пищу, одежду, духовные ценности, возможность самореализации, новые знакомства, умение взаимодействовать, предметы быта, жилище, богатство, навыки, возможность быть здоровым.

Составьте кластер «Что дает человеку труд?»

Раздаточный материал на партах.

1. Каким бывает труд.

- Теперь обратите внимание на экран . Что объединяет этих людей? (Ответы ребят)

Труд различается по содержанию и сложности.

— Работая с текстом на с. 74 учебника, познакомьтесь с видами труда и дайте их характеристику.

(Проверка выполнения задания.)

— Давайте проанализируем некоторые профессии, приведем примеры разного рода труда. Для этого поработаем с таблицей. 

Подберите подходящую характеристику для каждой предложенной профессии и впишите в таблицу.

Карточка №1

Профессия

Характеристика труда

Учитель

Художник

Домашняя хозяйка

Дворник

Программист

Военный

Продавец

-Давайте рассмотрим рисунки на слайде. Дайте характеристику каждой из этих профессий.

 - Я сейчас раздам вам карточки, а вы разделитель на группы и попробуйте ответить на вопрос: Кому для выполнения своих профессиональных обязанностей нужны указанные предметы?

Кому для выполнения своих профессиональных обязанностей нужны указанные предметы?

Предметы

Профессия

шампунь, ножницы, фен, расческа

градусник, скальпель, бинт, зеленка

мел, указка, журнал, глобус

кирпич, цемент, краска, мастерок

диск, дисплей, мышь, модем

краски, холст, кисти, мольберт

2. Что создается трудом?

     Великий английский экономист Адам Смит считал, что «Не на золото и серебро, а именно трудом были изначально приобретены все богатства мира».

- Ребята, а почему говорят, что труд является источником всякого богатства? Как вы думаете?

Трудом создаются различные продукты. Среди них - вещи, разные изделия, а также услуги. Например, книги, которые лежат у вас в портфелях, - это изделие. А вот когда вы идете в парикмахерскую или к врачу, вы пользуетесь услугой.

   Продукты труда используются человеком либо для удовлетворения собственных нужд, либо для продажи. Продукт, произведенный на продажу, называется товаром. В товарах, которые вы приобретаете для своих нужд, заключен многообразный человеческий труд.

Услуги - это бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь.

Товар - это продукт труда, изготовленный для обмена, продажи. 

Физминутка. Игра «Товары и услуги»

Я называю слова, если это товар - нужно присесть, если услуга- встать, руки поднять вверх.

Стрижка в парикмахерской (у), тетрадь в клетку (т), фотоальбом (т), велосипед (т), поездка в метро (у), книга (т), удаление зуба( у), ремонт сломанного замка на куртке (у), ремонт сломанного телевизора (у), мороженое (т)

3. Как оценивается труд.

- Ребята, а как оценивается труд работника?

Труд людей чаще всего оценивается по количеству сделанного. Но как оценить труд ученого или воспитателя? Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет заработную плату работника. Качественный труд заслуживает поощрения. Это может быть премия или дополнительная оплата (надбавка), а может быть и благодарность или повышение в должности. Для добросовестного работника важна и моральная оценка его труда (одобрение, похвала), собственная удовлетворенность результатами. За плохую работу может быть наложено взыскание в виде штрафа, а то и последовать увольнение.

- Для того, чтобы вопрос с оцениванием был у нас с вами полным, предлагаю вам следующее задание.

Вы должны закончить предложения:

Папа за работу на заводе получил __________________________ .

Маша учится в строительном институте и получает __________________ .

Бабушка каждый месяц получает _____________________ .

На младших детей в семье мама получает __________________ .

Вся названное выше составляет ________________________ семьи.

Проверка. 1-2 ребенка читают получившийся текст.

4. Богатство и бедность.

— Как вы считаете, что такое богатство?

(Ответы учеников, составление схемы.)

Богатство

  • Возможность ни в чем не нуждаться и жить в изобилии
  • Возможность проявить творческое начало
  • Возможность профессионального роста и достижения успеха
  • Отсутствие долгов
  • Возможность иметь столько денег, сколько необходимо для того, чтобы делать то, что хочется

Заблуждение: Только богатые по-настоящему счастливы

5. Богатство обязывает

«Богатство обязывает» — в этих двух словах заключена основа благотворительности. Кому и что должны богатые? Разве не свободны они в своих поступках, хотя бы потому, что богаты?

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?

(Ответы учеников.)

— Запишите в тетрадях слово благотворительность и объясните, из каких двух слов оно состоит.

(Проверка выполнения задания.)

Давайте совершим виртуальную экскурсию в прошлое, чтобы узнать, как складывалась традиция благотворительности в нашем государстве.

  1. Рефлексия

— Наш урок подходит к концу. Давайте вернемся к тем вопросам, которые мы ставили перед собой в начале урока. Ответили мы на них?

Перед вами дерево успеха. Если вам понравился урок, вам всё понятно и вы не допустили ошибок, приклейте зелёные лепестки. Если у вас остались вопросы по новой теме и допустили 1 или 2 ошибки, приклейте жёлтые лепестки. А если вам не понятна тема урока, и вы допустили больше 3 ошибок, то придётся приклеить красные лепестки.

  1. Домашнее задание

Прочитать § 9, с. 74-81 учебника.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...

Технологическая карта урока обществознания «Роль права в жизни общества»

Технологическая карта урока включает поэтапную деятельность учителя, деятельность учащихся....

Урок обществознания Культура и духовная жизнь общества

Методическая разработка урока построена на основе технологи развития критического мышления через чтение и письмо. Цель: систематизировать и теоретизировать знания обучающихся о культуре, функциях...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Нравственные основы жизни"

Повторительно-обобщающий урок по теме «Нравственные основы жизни". В презентации представленны задания, направленные на повторение изученного материалла....

Урок обществознания Тема: «Сфера духовной жизни» 8 класс

Цель: познакомить с понятием «духовная культура»Задачи:познакомить с духовными ценностями современного общества;характеризовать составляющие сферы духовной жизни; Планируемые результа...