Урок по теме: "Потребитель и его права" 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Зелинская Татьяна Николаевна

 Цель: Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя и его основными правами по российскому законодательству, раскрыть основные принципы правовых отношений между субъектами рынка.
Материал содержит презентацию к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_potrebiteli_ego_prava.rar1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию 9 класс

«ПОТРЕБИТЕЛЬ И ЕГО ПРАВА»

 Цель: Познакомить учащихся с правовым статусом потребителя и его основными правами по российскому законодательству, раскрыть основные принципы правовых отношений между субъектами рынка.
Задачи: 
• раскрыть понятие «Потребитель» по Закону о защите прав потребителя;
• развитие у учащихся креативного мышления, аргументированного ведения диалога;
• совершенствование навыков работы в группе;
• воспитание потребительской культуры на основе полученных знаний.
Планируемые результаты:
• формирование знаний о правовых взаимоотношениях между субъектами рынка;
• умение вести познавательную деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль учебной деятельности, использовать имеющиеся знания в новой ситуации, выделять главное;
• публично выступать;
• развитие практических умений и навыков в роли «Я - потребитель»;
• экономическое, гражданско-правовое воспитание учащихся.
Основные понятия и термины: Закон о защите прав потребителя, изготовитель, продавец, потребитель, права потребителя.
Формы организации учебной деятельности: урок новых знаний .
Методы обучения: элементы исследовательской работы и мозгового штурма, игровые методы.
Ход урока:
I. Организационный момент.

II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Весь мир – театр.

Все люди в нем – актеры.

И каждый здесь свою играет роль.

- Так определил место человека в обществе известный английский поэт В. Шекспир. И действительно, каждый человек за свою жизнь играет огромное количество ролей: ученика, брата, сестру, родителя, друга и т.д. Роли эти меняются с возрастом, зависят от профессий, положения в обществе и в семье.

    Но есть роль, которую мы начинаем играть, только появившись на свет, и продолжаем играть всю жизнь. Эту роль играет каждый человек, не зависимо от образования, пола, возраста.  

-Что это за роль? (потребитель)
Учитель: Ребята,   давайте, определим, о чем мы будем сегодня говорить, какая тема сегодняшнего занятия - ответы детей (тема урока « Потребитель и его права» - запись в тетрадях).СЛАЙД 2
К концу урока мы должны решить проблему: Потребитель - король рынка или жертва рынка? СЛАЙД 3

Учитель: Какие задачи поставим на уроке?
• Кто такой потребитель? Кто такой продавец? Кто такой изготовитель?
• Каковы главные права потребителя?
• Как защитить права в случае их нарушения?
 

III. Усвоение новых знаний.

 1.Ролевая игра.

Учитель: Чтобы выяснить, кто является участниками экономических отношений,   я предлагаю провести ролевую игру «Кто есть кто?».

Игра «Кто есть кто?»

  1.  2) участникам раздаются соответственно их ролям атрибуты: изготовителю – куклу, продавцу – ценник, потребителю – деньги. Им тихо объясняется, что они должны продемонстрировать без слов классу: изготовитель - собирает куклу, продавец – берет куклу у изготовителя, осматривает и вешает на нее ценник, далее предлагает всем для покупки; потребитель – рассматривает куклу, ценник и покупает ее за деньги;
    3) предлагается задание классу: «Сейчас каждый мой помощник будет без слов играть роль одного из участников купли-продажи. Ваша задача – определить, как называется каждый из «героев» игры»;
    4) после проигрывания ситуаций классу предлагается определить, как называется каждый из участников  

  1. Работа с обществоведческими терминами.

Учитель: Так, кто же они – потребитель, изготовитель, продавец? Давайте сами попробуем сформулировать эти понятия.
Для этого предлагаю использовать
прием «мозговой штурм» и «хаос слов» (закрепить на ватмане соответствующие основному термину признаки):
- какие признаки, слова подходят к понятию «изготовитель»? (предприниматель, фирма, организация, собирает товар, изготавливает товар…)
- какие признаки, слова подходят к понятию «потребитель»? (гражданин, имеет потребность в чем-либо, собирается приобрести, пользуется, приобрел товары и услуги, для личных семейных нужд, платит деньги…).
- какие признаки, слова подходят к понятию «продавец»? (предприниматель, организация, предлагает всем товар к продаже, договор купли-продажи, принимает оплату …).
Записи в тетрадях понятий «изготовитель», «потребитель», «продавец»: СЛАЙД 4-6

 потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести   товары ( услуги) исключительно для личных,  не связанных с  предпринимательской деятельностью

изготовитель - организация,  фирма, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;  

продавец - организация, фирма, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи.

Учитель: Ребята, как вы думаете, кого из участников этих правовых отношений можно назвать королем рынка? Почему? (ответы детей).
Комментарий учителя:   Основная точка зрения – потребитель - король. Так как у него есть потребности в товаре, какой – либо услуге. А остальные лишь удовлетворяют эти потребности. Не будет потребителя с его потребностями – не будет и всех остальных.

- К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как потребителей были нарушены. Вот почему необходимо знать основы потребительского законодательства. В России потребителям помогают: Слайд 7

- Гражданский Кодекс РФ

- закон РФ «О защите прав потребителей»

- закон РФ «О рекламе»

- закон «О сертификации»

- закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности»

- Закон «О защите прав потребителей» - главный юридический документ целого комплекса законов.  

-  Существуют так же общества по защите прав потребителей. Есть оно и у нас в районе. Общество по защите прав потребителей находится в п. Целина   в здании Администрации Целинского района.

Работа в   группах  по выявлению прав и их классификации из источника - Закона о правах           потребителя.

Учитель:«Потребители – это все мы. И нам необходимо знать свои права.

Давайте выясним, какие же это основные права потребителя имеем мы с вами. Для этого мы с вами рассмотрим ситуации. Задание для каждой пары будет состоять в следующем:


1.Прочитать предложенную ситуацию и выяснить, о каком праве потребителя идет речь (см. приложение).

Ситуация № 1

1) Однажды одна престарелая дама, проезжая на велосипеде мимо ресторана «Макдоналдс», решила перекусить. Сунула монетку, ничего не подозревая, схватила стаканчик и обожглась. Кофе оказался чересчур горячим!
Дама тут же поняла, что ее потребительские права  серьезно ущемлены. И судебные заседатели полностью с ней согласились, присудив выплатить пострадавшей  моральный ущерб.  С тех пор на стаканчиках сети знаменитых ресторанов стали писать предостережения: осторожно, не обожгитесь! Какое потребительское право было нарушено?
 
Ситуация № 2

Покупательница приобрела в магазине крем для лица. Вечером нанесла его на кожу, а утром обнаружила, что лицо отекло и покрылось красными пятнами. Какое право потребителя нарушено?

Ситуация № 3

Гражданка А.  купила в магазине "Океан" слабосоленую сельдь в вакуумной упаковке. Открыв упаковку, покупательница обнаружила, что рыба непригодна для использования в пищу, поскольку имеет ярко выраженный неприятный запах. Так было нарушено право потребителя на ________..

Ответы к ситуациям
№ 1 - право на достоверную полную информацию о товаре или услуге
№ 2 – право на безопасность при использовании товаров
№ 3 – право на качество товара    СЛАЙД 8
запись в тетради прав потребителя.

Учитель- вопрос:  случались ли с вами подобные ситуации, когда ваши права были нарушены, знаете ли вы как поступать в таких случаях?

Защита прав потребителя. СЛАЙД 9-11

Учитель: В случае нарушения прав или предоставлении некачественного товара потребитель имеет право:
1. Потребовать, чтобы недостатки были устранены (в течение 20 дней)
2. Договориться с продавцом об уменьшении цены за эту вещь, если она ему нужна в таком виде (10 дней для разрешения вопроса)
3. Заменить на такой же, но качественный товар (в течение 7 дней)
4. Заменить на другой товар.
5. Возвратить вещь в магазин до определенного срока, получив деньги обратно (перечень товаров, которые не подлежат возврату и обмену – ювелирные изделия, медикаменты, белье…).

IV. Закрепление нового материала.

Учитель  теперь вернемся к проблеме нашего урока: Потребитель король рынка или его жертва?

«Король рынка»:

-указывает продавцам, что продавать, т.е. продавец зависит от него

- имеет право на информацию и безопасность товара

«Жертва рынка»

-его часто обманывают, потому что он не профессионал

-Продавец лучше информирован о качестве продаваемого товара.

Что нужно делать, чтобы быть королём на рынке?

-  необходимо знать свои права и не бояться пользоваться этими знаниями, опираясь на ЗЗПП.

Итог урока.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Почему необходимо защищать права потребителей?

( Потребитель чаще всего непрофессионал, потребитель разобщен, потребитель чаще всего юридически безграмотен. )

- Что, по-вашему, необходимо сделать для реального выполнения прав потребителя?

( Прежде всего, необходимо быть внимательным самому, выбирая тот или иной товар, принимая определенную услугу; важно убедиться, что организация, куда вы обратились, хорошо зарекомендовала себя на потребительском рынке, не нарушает законы.)

- Хочу познакомить вас с высказыванием китайского мудреца  Конфуция (5 в. До н.э.)

«У каждого человека есть три пути,

Чтобы поступать мудро и правильно:

Первый самый благородный – это размышление,

Второй самый легкий – это подражание,

Третий самый горький – это опыт.»

- Желаю вам идти  по первому пути,   чтобы каждый раз, когда вы будете покупать товар, помнили о ваших правах потребителя.

- Спасибо за работу на уроке.  

Практическая работа

Предлагаю вам поработать в юридической консультации по группам. К нам поступило несколько жалоб с просьбой рассмотреть их.

Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция только на корейском, английском и японском языках. Фирма предложила Иванову сделать перевод за свой счёт. Опишите права покупателей в данной ситуации.

Ст. 8 (2) – должна быть предоставлена информация на русском языке бесплатно

Денис купил джинсы. Поскольку он ранее уже покупал одежду этой фирмы, Денис без примерки взял джинсы того же размера, что и месяц назад.  Дома  он обнаружил, что джинсы ему малы. В магазине Денису отказали обменять купленный товар.  Прав ли продавец магазина?

Ст. 25 – потребитель в теч.14 дней может обменять товар или потребовать вернуть деньги при сохранении товарного вида

Жена купила мужу в подарок рубашку. Но подарила ее только через неделю. Муж примерил рубашку, и она оказалась малой. Взяв чек, сохранив этикетки, и товарный вид жена отправилась в магазин обменять товар. Продавец отказался обменять товар, объяснив, что товар нужно было принести сразу, а не через неделю. Прав ли продавец?

 ( Нет в течение 14 дней, не считая дня покупки.)

Мария купила блузку, дома она обнаружила дефект –неровные стежки и затяжки. Как поступить Марии? ( заменить платье на качественное или вернуть деньги)

Света купила платье, но дома поняла, что оно ей не подходит (фасон, цвет).Может ли Света вернуть его в магазин ( Да в течении 14 дней)

 ПРИЛОЖЕНИЕ

«Закон о защите прав потребителей» РФ 7 февраля 1992 года

Глава I. Общие положения. Права потребителей в момент совершения сделки.

Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.
4. При продаже товара по образцу или описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и описанию.
5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (услуги)
1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
2. Изготовитель обязан обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы).
3. Если для безопасности использования товара (работы, услуги), его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар (работу, услугу), на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя.
4. безопасность товара, услуги - безопасность для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки, а также процесса выполнения работы.
Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах (услугах)
1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (услугах).
2. Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:
наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;
сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации;
цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;
гарантийный срок, если он установлен;
правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;
срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
адрес, фирменное наименование изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;
3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг)

Юридические ситуации

Ситуация № 1

Однажды одна престарелая дама, проезжая на велосипеде мимо ресторана «Макдоналдс», решила перекусить. Сунула монетку, ничего не подозревая, схватила стаканчик и обожглась. Кофе оказался чересчур горячим!
Дама тут же поняла, что ее потребительские права  серьезно ущемлены. И судебные заседатели полностью с ней согласились, присудив выплатить пострадавшей  моральный ущерб.  С тех пор на стаканчиках сети знаменитых ресторанов стали писать предостережения: осторожно, не обожгитесь! Какое потребительское право было нарушено?


 
Ситуация № 2

Покупательница приобрела в магазине крем для лица. Вечером нанесла его на кожу, а утром обнаружила, что лицо отекло и покрылось красными пятнами. Какое право потребителя нарушено?

Ситуация № 3

Гражданка А.  купила в магазине "Океан" слабосоленую сельдь в вакуумной упаковке. Открыв упаковку, покупательница обнаружила, что рыба непригодна для использования в пищу, поскольку имеет ярко выраженный неприятный запах. Так было нарушено право потребителя на ________..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Конспект урока на тему Потребитель и его права

Урок по обществознанию в 9 классе. УМК А.И. Кравченко.Цели: Образовательные: познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве и с некоторыми положениями закона РФ «О защит...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Задачи по теме "Потребители"

Задачи по теме "Экономика потребителя"...

Урок по теме "Потребитель и его права"

Урок по теме "Потребитель и его права" разработан на основе системно-деятельного подхода в обучении....

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...