Социальный конфликт
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Шарипов Бауржан Каяржанович

Открытый урок по обществознанию в 10 кл по теме "Социальный конфликт" урок-квест.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.

Цели урока:

Образовательные:

углубить знания обучающихся о конфликте;

дать представление о формах, видах и стадиях конфликта;

раскрыть типичные черты социальных конфликтов;

совместно с обучающимися определить условия, способствующие успешному разрешению личностных и социальных конфликтов.

Воспитательные:

показать значение диалоговых и компромиссных форм выхода из конфликта;

вовлечь обучающихся в практическую деятельность;

продолжить формирование социально-коммуникативной компетентности обучающихся через общение и групповую работу;

сформировать у обучающихся потребность в необходимости договариваться между собой, а также создавать и соблюдать общепринятые нормы, правила.

Развивающие:

формировать умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства,

продолжить овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности

уметь работать с разными источниками информации, использовать данную информацию в качестве примеров.

Применяемые технологии на уроке: информационные, личностно-ориентированная, проблемного обучения, разноуровневой дифференциации.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор, экран, учебники, тетради, раздаточный материал, на доске термины, презентация к уроку.

Ход урока.

Орг. момент

 Здравствуйте!

В начале нашего урока я расскажу вам притчу;

два человека не могли поделить один апельсин. Каждый утверждал, что это его апельсин и не хотел уступать другому. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы этим людям не пришла в голову простая, но совершенно гениальная мысль выслушать другого. И тогда выяснилось, что одному нужен апельсин для того, чтобы выжать из него сок, а второму, чтобы из семечек вырастить новое дерево.  О чём эта притча?

И так мы сегодня мы продолжим работу по теме «Социальное взаимодействие. Социальный конфликт».

Наш урок пройдет не в обычной форме.  А в форме игры-квеста

Давайте разделимся на три команды (по 4 чел)

У меня есть помощники –эксперты.

Обратите внимание на парты. На них находятся: маршрутные листы, дополнительный материал к уроку.      

Возьмите в руки маршрутный лист, вы видите название станций их 5.  

Ваша задача пройти все станции, с максимальным набором очков.

Для получения баллов вам необходимо ответить на вопросы и выполнить задания на каждой станции.

Задача помощника – эксперта проверить правильность выполнения задания и начислить баллы.  

Время на прохождение станции-5 минут.

И так приступим к игре.

Станция 1

Помощник объясняет задание на станции1

 Запишите стадии конфликта.

Выделите наиболее важную стадию.

Почему вы так считаете? (устно)

 Оценка: ответ правильный, стадии записаны по порядку-3 б

ответ правильный, стадии записаны не по порядку-2 б

ответ не полный-1б

Станция 2

Помощник объясняет задание на станции2

Используя раздаточный материал надо;

           Основные стратегии взаимодействий в конфликте.

Стратегия и тактика

характеристика и анализ

Избегание

Это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактическом отрицании конфликта

Конкуренция

Стремление к доминированию и в конечном счете устранение одной из сторон в конфликте

Приспособление

Уступка противоположной стороне в достижении ее интересов вплоть до полного удовлетворения и отказа от своих интересов

Сотрудничество

Стремление к интеграции интересов всех участников конфликта

Компромисс  

Взаимные уступки, согласие или частичное удовлетворение   собственных интересов в обмен на достижение частных интересов другой группы

Группа №1.

Исследовать линию поведения человека, склонного к сотрудничеству. «Нарисовать» портрет сотрудничающей личности.

Привести пример личности из литературы или истории.

Группа №2.

Исследовать линию поведения человека, склонного к развязыванию конфликта. «Нарисуйте» портрет конфликтогенной личности.

Привести пример личности из литературы или истории

Группа №3.

Исследовать линию поведения человека, склонного к компромиссу. «Нарисуйте» портрет человека склонного к компромиссу.

Привести пример личности из литературы или истории

Станция 3

Помощник объясняет задание  на станции3

Просмотрите фрагменты из фильмов и найдите причины конфликта?

С какой проблемой вы столкнулись

Причины конфликтов.

1.Социальное неравенство (неодинаковое положение людей в обществе бедные и богатые)

2.Дефицит благ (материальных, духовных, престижных постов…)

3.Борьба за лучшие позиции (собственность, доходы, права…)

4.Несовпадение ценностей индивида и общества (отклонение от общепринятых норм поведения)

5.Противоположность интересов и эгоизм.

6.Плохая информация, недоразумения.

7.Несовершенство человеческой психики (ненависть, зависть, злоба…)

Станция 4

Помощник объясняет задание на станции4

Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить или попытаться разрешить

Решите кроссворд и получите ключевое слово, которое  даст ответ на вопрос.

 Как можно разрешить конфликта?

Кроссворд №1

 «Способы разрешения конфликта»

X

X

X

X

X

X

X

 

и

р

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

2 н

е

р

а

в

е

н

с

т

в

о

X

X

X

X

X

X

X

3 д

р

а

к

а

X

X

X

X

X

4 к

о

м

п

р

о

м

и

с

с

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

 

а

б

л

ю

д

а

т

е

л

ь

X

X

X

X

X

6 и

н

ц

и

д

е

н

т

X

X

X

X

X

X

X

X

 

р

б

и

т

р

X

X

X

X

X

X

X

8 г

а

р

м

о

н

и

я

X

X

X

X

X

X

X

X

X

По горизонтали
1. Согласие, спокойствие, отсутствие вражды.  2. Причина конфликта по К. Марксу.  3. Столкновение двух или более людей без оружия, либо с применением холодного оружия (ножи, топоры), или предметов, используемых в качестве оружия (камни, куски арматуры, заточки, обрезки труб, кастеты и т. п.), с причинением побоев и (или) вреда здоровью различной степени тяжести.  4. В этике и праве разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели.  5. Участник конфликта.  6. Действие, в основе которого лежит формальный повод для непосредственного столкновения участников.  7. Судья в конфликте.  8. Согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов.  


По вертикали
1. При ******** в процесс вступает третья сторона-посредник. Цель которой помочь первым двум договориться.  
Кроссворд №2

 «Способы разрешения конфликта»

 

о

з

р

а2 

с

т

X

X

X

X

X

X

X

3 ю

м

о

р

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

4 б

о

г

а

т

с

т

в

о

X

X

X

X

5 и

н

ц

и

д

е

н

т

X

X

X

X

X

 

а

к

т

X

X

X

X

X

X

X

X

X

 

и

м

X

X

X

X

X

X

X

X

X

X

 

р

б

и

т

р

X

X

X

9 м

я

т

е

ж

X

X

X

X

X

X

X

X

По горизонтали
1. Он играет большую роль в конфликтах, по мнению И. Канта.  3. Он помогает избежать конфликт.  4. Порождает зависть и как следствие конфликт.  5. Действие, в основе которого лежит формальный повод для непосредственного столкновения участников.  6. Музыкант уверен, что это метрическая единица в музыке.  Механик уверен, что это технический термин, относящийся к двигателю.  И только педагог с психологом сойдутся во мнении, что это чуткость в отношениях с людьми.  7. Этот город руководствовался правилом «разделяй и властвуй» 8. Судья в конфликте.  9. Бунт недовольных властью.  

По вертикали
2. В случае ******* третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. В спорах между детьми  ********* часто выступают родители.  

Станция 5 (конечная)

На этой станции мы подводим итог.

Напишите формулу конфликта

С+С+П+И=конфликт

Рефлексия

Давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Я начинаю, а вы продолжаете фразу

Попробуйте не наступать, а  *********.

Не захватить, а  ******.

Не кулак показать, а ********  ******.

Не спрятать, а **********.

Не орать, а **********.

Не разорвать, а ********.

Попробуйте не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект мероприятия "Психолого-социальные конфликты"

Познакомить учащихся с понятием "конфликт" и методами его разрешения....

Презентация к уроку обществознания Социальный конфликт 8 класс

Презентация к уроку обществознания Социальный конфликт 8 класс...

Презентация "Социальные конфликты в системе образования (учитель-ученик)

Презентация "Социальные конфликты в системе образования (учитель-ученик)"...

Письменный опрос по теме"Внутренняя политика и социальные конфликты середины и второй половины XVII века"

В опросе представлены различные задания:Соотнесите даты и событияИсправьте не менее 10 ошибок в текстеВставьте в текст пропущенные слова...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ Тема: «А. Н. Островский. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия»

В архиве находится презентация и разработка заняти по "Грозе" А.Н.Островского, а видеофайл сможете посмотреть в разделе видео на моей странице. Очень рекомендую. Сама разработка обычна, а вот видео за...

Конспект урока по обществознани " Социализация индивида. Социальная роль. Социальный конфликт."

Конспект урок можно использовать как полнотью, так и частично....

Практикум по теме "Социальные группы и социальные конфликты: понятие, особенности, виды"

Практикум по теме "Социальные группы и социальные конфликты: понятие, особенности, виды"...