Технология учебного исследования школьника
элективный курс по обществознанию (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Пятибратова Светлана Игоревна

Программа  «Технология учебного исследования школьника»  дает возможность учащимся, заинтересованным в самостоятельном учебном исследовании  овладеть необходимыми навыками, методами, способами его проведения, оформления, написания и публичной защиты своей работы.   Данная программа может считаться программой внеурочной деятельности, элективного курса, так как призвана удовлетворить индивидуальные потребности учеников на получение дополнительных знаний в образовательной области «Технология» , "Общественные науки".

 На занятиях курса раскрывается алгоритм научного способа познания, дается отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата.  Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ТЕХНОЛОГИЯ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ШКОЛЬНИКА»

(Программа элективного курса и курса внеурочной деятельности для учащихся 8-11классов)

Автор программы  Пятибратова С.И.

к.п.н.,

учитель обществознания

ГБОУ СОШ № 216

 Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2018


Предисловие

Программа  «Технология учебного исследования школьника»  дает возможность учащимся, заинтересованным в самостоятельном учебном исследовании  овладеть необходимыми навыками, методами, способами его проведения, оформления, написания и публичной защиты своей работы.   Данная программа может считаться программой внеурочной деятельности, элективного курса, так как призвана удовлетворить индивидуальные потребности учеников на получение дополнительных знаний в образовательной области «Технология».

 На занятиях курса раскрывается алгоритм научного способа познания, дается отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата.  Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта.  Юные исследователи учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать научную статью, доклад, тезисы, аннотацию, выступать с докладом и оппонировать. Эта программа  должна помочь компенсировать во многом достаточно ограниченные возможности базового и профильного курса «Технология» при удовлетворении  потребности школьников в проведении учебного исследования и проектной деятельности, что обусловлено возможностью в рамках курса работать с содержанием, которое выходит за пределы школьных образовательных стандартов.    Представленная программа может стать как  частью  сложной композиции элективных курсов для старшей школы, так и отдельным внеурочным курсом для более младших детей при определенной степени адаптации.

Пояснительная  записка

  1. Состав учащихся

Данная программа предназначена для учащихся старших классов средней школы 10 – 11 класса (15 – 17 лет). Дети, обучающиеся по данной программе должны обладать интересом к  проведению научного исследования.  При определенной корректировке планирования ей могут овладеть учащиеся 8 – 9 классов (13 – 14 лет), заинтересованные в самостоятельной учебной исследовательской деятельности в рамках курсов внеурочной деятельности..  Обучение по данной программе  способствует интеллектуальному развитию, готовит к адекватным ответам на все вызовы времени, развивая ключевые компетентности учащихся, формируя способы деятельности для решения практически важных задач и реализации выбранного жизненного пути.

  1. Цели обучения

Создание условий для формирования и развития у обучающихся:

  • интеллектуальных и практических умений в области научного исследования;
  •  интереса к изучению различных областей науки и проведению эксперимента;
  •  умения самостоятельно приобретать и применять знания;
  • творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

Поскольку данная программа может являться  составной частью дополнительного образовательного компонента в учебном плане среднего образовательного учреждения, то приобретенные в процессе посещения курса знания, умения, навыки могут помочь  учащимся в подготовке, написании и защите учебной исследовательской работы. Основная задача данной программы – способствовать приобретению учащимися навыка познания мира с помощью исследования, творческое развитие юных исследователей.  В процессе освоения программы учащиеся могут достигнуть уровня знаний достаточного для осуществления творческой исследовательской деятельности.

  1. Обоснование целей

Важность поставленных целей и возможность их реализации основывается на необходимости формирования способов деятельности для решения важных практических и интеллектуальных задач в процессе введения профильного образования средней школы  и возможностей дополнительного образования в данном направлении.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

  •  наблюдать и изучать различные  явления и свойства;
  •  описывать результаты наблюдений;
  •  выдвигать гипотезы;
  •  отбирать необходимые методы работы;
  •  представлять результаты своего исследования;
  •  интерпретировать результаты эксперимента;
  • делать выводы;
  •  обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:

  • цикл познания в различных  науках: факты, гипотеза, эксперимент, следствия;
  •  роль эксперимента в познании;
  •  соотношение теории и эксперимента в познании.

4. Основные условия реализации цели

  Реализация поставленных целей возможна при следующей организации учебного процесса:

Количество часов курса – 72 часа.

В зависимости от подготовки, интереса и возраста учеников количество часов на прохождение программы может увеличиваться за счет увеличения добавления времени на дополнительные практические семинарские занятия и индивидуальные консультации.

Каждое занятие  может включать в себя от одной до трех частей:

  • теория (лекционный материал) – 37 часов,
  • практическая часть (семинарские занятия, лабораторные и практические работы, проектирование) – 28 часов,
  • индивидуальная консультация – 7 часов.

Педагог, реализующий данную программу должен обладать теоретическим и практическим опытом по подготовке и написанию научной работы. При реализации курса предусматривается привлечение к работе с учащимися ученых различных научных направлений.

  1. Возможности для продолжения образования

По завершению данного курса  учащиеся будут обладать навыками написания и защиты учебной исследовательской работы, что может способствовать выбору дальнейшего профессионального пути, связанного с научной деятельностью.  Участие в работе курса должно дать импульс для дальнейшего самообразования  и развития творческих способностей. Приобретенные знания и навыки помогут для подготовки и защиты самостоятельной исследовательской работы по итогам окончания курса.  

  1. Сведения об авторе

Программа является авторской. Автор программы кандидат педагогических наук, учитель Высшей квалификационной категории, имеющий опыт научной и практической работы в данной области.

Тематический план

Название темы

Кол-во часов

Раздел I   Особенности научного способа познания

  1. Исследование – как вид человеческой деятельности. 
  2. Алгоритм научного способа познания.
  3. Научное изучение как основная форма научной работы.
  4. Историография - история науки, история любого исследуемого вопроса.
  5. Знакомство с научной терминологией
  6. Интеллект, творчество, особенности научного мышления.
  7. Приемы размышлений, используемые в современной науке.
  8. Истина, свобода и научный поиск.
  9. Научное исследование: его сущность и особенности.
  10. Применение научных законов и правил в научном исследовании.

Раздел II     Организация работы над научной проблемой

  1. Методы научного познания.
  2. Виды исследований.
  3. Виды научных источников и формы работы с ними.
  4. Отличие учебного исследования от научной работы.
  5. Замысел исследования и его основные правила.
  6. Выбор темы.
  7. Обоснование актуальности исследования.
  8. Выдвижение гипотез  
  9. Определение объекта и предмета исследования.
  10. Постановка цели и конкретных задач

Раздел III     Основные этапы учебной исследовательской деятельности

  1. Этапы учебного исследования.
  2. Как составить план исследования. Составление рабочих планов.
  3. Поиск и предположение возможных вариантов решения проблемы    
  4. Структура и содержание этапов исследовательского процесса.
  5. Основные понятия научно-исследовательской работы.
  6. Методы исследования.
  7. Поиск информации.
  8. Как составить библиографию исследования.
  9. Методика проведения ученического эксперимента.
  10.  Виды и этапы эксперимента
  11.  Сбор и обобщение материала исследования.
  12. Методика работы над рукописью исследования.
  13. Описание процесса исследования.
  14. Формулирование выводов и оценка результатов исследования.
  15. Виды оформления результатов и критерии оценки работы. Особенности подготовки, оформления и защиты работы.  
  16. Как написать научную статью, доклад, тезисы, аннотацию, выступать с докладом и оппонировать.
  17. Повторительно – обобщающее занятие «Методика подготовки, написания и защиты ученического научного исследования».

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2  

2  

1

Содержание программы

п/п

Название темы

Содержание (основные вопросы и понятия)

1.

Исследование – как вид человеческой деятельности

  • Деятельность.
  • Человеческая деятельность.
  • Научная деятельность.
  • Исследование.

2.

Алгоритм научного способа познания.

  • Что такое алгоритм научного способа познания.
  • Виды познания.
  • Отличие научного способа познания от других видов познания.

3.

Научное изучение как основная форма научной работы

  • Формы научной работы.
  • Отличительные черты научной работы.
  • Как проходит научное изучение какого-либо предмета или явления.

4.

Историография - история науки, история любого исследуемого вопроса.

  • Что такое историография
  • История изучения данного вопроса.
  •     Виды историографических исследований.

5.

Знакомство с научной терминологией

  • Термин и его свойства.
  • Виды терминов.
  • Характеристика научной терминологии

6.

Интеллект, творчество, особенности научного мышления

  • Что такое интеллект.
  • Особенности творчества.
  • Характерные черты научного мышления.

7.

Приемы размышлений, используемые в современной науке.

  • Характерные черты современной науке.
  • Общее и особенное.
  • Приемы размышлений.

8.

Истина, свобода и научный поиск.

  • Истина абсолютная и относительная.
  • Что такое свобода.
  • Свобода и истина в научном поиске.

9.

Научное исследование: его сущность и особенности.

  • Что такое научное исследование.
  • Сущность научного исследования.
  • Особенности научного исследования

10.

Применение научных законов и правил в научном исследовании.

  • Основные научные законы.
  • Правила научного исследования.

11.

Методы научного познания.

  • Что такое метод.
  • Метод научного познания.
  • Разнообразие методов научного познания.

12.

Виды исследований.

  • Виды исследований.
  • Характерные особенности различных видов исследования.
  • Применение различных видов исследований.

13.

Виды научных источников и формы работы с ними.

  • Виды научных источников.
  •  Формы работы с ними.

14.

Отличие учебного исследования от научной работы.

  • Что такое учебное исследование.
  • Другие виды исследований.
  • Другие виды ученических работ.

15.

Замысел исследования и его основные правила.

  • С чего начинается исследование.
  • Замысел исследования.
  • Правила применяемые в начале исследования.

16.

Выбор темы.

  • Важность правильного выбора темы исследования.
  • Формулировка темы.

17.

Обоснование актуальности исследования.

  • Что такое актуальность.
  • Почему тема должна быть актуальной.
  • Как правильно обосновать актуальность исследования.

18.

Выдвижение гипотез

  • Что такое гипотеза.
  • Правила выдвижения гипотез.
  • Виды гипотез.

19.

Определение объекта и предмета исследования.

  • Объект исследования и его характеристика.
  • Предмет исследования и его характеристика.
  • Отличие объекта от предмета исследования.
  • Важность правильности определения объекта и предмета исследования.

20.

Постановка цели и конкретных задач исследования

  • Как определить цель исследования.
  • Соответствие цели исследования выдвигаемым задачам.
  • Разные виды задач при проведении исследования.

21.

Этапы учебного исследования.

  • Какие этапы включает учебное исследование.
  • Характеристика различных этапов исследования.

22.

Как составить план исследования. Составление рабочих планов.

  • Общий план исследования.
  • Составление рабочих планов.

23.

Поиск и предположение возможных вариантов решения проблемы

  • Варианты решения научных проблем.
  • Поиск в научном исследовании

24.

Структура и содержание этапов исследовательского процесса

  • Структура исследовательского процесса.
  • Этапы исследовательского процесса.

25.

Основные понятия научно-исследовательской работы.

  • Что такое понятия.
  • Как правильно формулировать понятия в научном исследовании.
  • Что необходимо для формирования понятий.
  • Роль понятий в научно-исследовательской работе.

26.

Методы исследования.

  • Что такое метод.
  • Различие методов исследования.
  • Важность правильности выбора методики исследования.
  • Характеристика отдельных методов научного исследования.

27.

Поиск информации.

  • Где искать информацию для исследования.
  • Как искать информацию для исследования.

28.

Как составить библиографию исследования.

  • Что такое библиография.
  • Важность составления библиографии исследования.
  • Правила составления библиографии.

29.

Методика проведения ученического эксперимента.

  • Что такое эксперимент.
  • Характерные черты ученического эксперимента.
  • Методика проведения ученического эксперимента.

30.

Виды и этапы эксперимента

  • Виды эксперимента.
  • Этапы эксперимента.

31.

Сбор и обобщение материала исследования.

  • Как собрать материал для исследования.
  • Как обобщить материал исследования.
  • Виды и формы обобщения материала исследования.

32.

Методика работы над рукописью исследования.

  • Этапы работы над рукописью.
  • Что нужно знать для оформления работы.

33.

Описание процесса исследования.

  • Отражение различных этапов исследования в работе.
  • Правила описания процесса исследования.

34.

Формулирование выводов и оценка результатов исследования.

  • Как правильно сформулировать выводы.
  • Как оценить результаты исследования.
  • Что важно учесть при формулировке выводов.

35.

Особенности подготовки, оформления и защиты работы.

Виды оформления результатов и критерии оценки работы.

  • Как правильно оформить работу.
  • Типичные ошибки при оформлении ученических исследовательских работ.
  • Этапы подготовки к защите работы.
  • Виды оформления результатов работы.
  • Критерии оценки работы.
  • Наиболее часто встречающиеся недостатки при написании ученической исследовательской работы.

37.

Как написать научную статью, доклад, тезисы, аннотацию, выступать с докладом и оппонировать.

  • Научная статья.
  • Доклад.
  • Тезисы.
  • Аннотация.
  • Выступление с докладом.
  • Оппонирование.

38.

Повторительно – обобщающее занятие «Методика подготовки, написания и защиты ученического научного исследования».

  • Повторение и обобщение изученного материала.

Практическая часть программы включает  в себя следующие формы и виды работ:

  1. Изучение теоретических источников.
  2. Формирование умения находить специфические черты научного способа познания.
  3. Работа по какой-либо историографической проблематике.
  4. Определение свойств научных терминов.
  5. Практическое тестирование.
  6. Выполнение творческих заданий.
  7. Практическое задание по применению научных законов и правил в научном исследовании.
  8. Практическое применение различных методов научного познания.
  9. Определения вида исследования по обозначенной проблеме.
  10. Практическая работа с научными источниками.
  11. Определение различий учебного исследования и научной работы.
  12. Определение замысла исследования в различных областях науки.
  13. Тренинг по формулировке тем исследований.
  14. Тренинг по обоснованию актуальности исследования в различных областях наук.
  15. Практикум по выдвижению различных гипотез в учебном исследовании.
  16. Практикум по определению объектов и предметов в различных исследованиях.
  17. Практикум по определению этапов исследования.
  18. Практикум по постановке целей и задач исследования.
  19. Практикум по составлению плана исследования.
  20. Определение этапов исследовательского процесса в заданной области.
  21. Тренинг по формулировке и использованию понятий в ученическом исследовании.
  22. Применение различных методов исследования.
  23. Работа с литературными источниками.
  24. Практическая работа по составлению библиографии.
  25. Практикум по проведению экспериментальной работы.
  26. Продолжение практикум по проведению экспериментальной работы.
  27. Обобщение материала по результатам экспериментальной работы.
  28. Практикум по оформлению результатов исследования.

Оценка результатов реализации программы

В качестве подведения итогов по программе предполагается выступление учащихся с результатами своих учебных исследований и проектных работ  на занятиях курса, подготовка и представление реферативных работ, докладов, участие в различных ученических конференциях.

Учебно-материальная база

Реализация данной программы возможна при наличии помещения для занятий, а также необходимой научной и методической литературы по изучаемым проблемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная мотивация школьников как один из критериев эффективности использования педагогических технологий

Выступление на практическом семинаре для заместителей директоровпо УВР...

Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.

В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики....

Организация учебных исследований школьников на основе задач на построение с практическим содержанием

Статья на тему:"Организация учебных исследований школьников на основе задач на построение с практическим содержанием"...

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ...

презентация «Технология организации и выполнения исследования школьниками»

Данная презентация «Технология организации и выполнения исследования школьниками» будет полезна педагогам и руководителям школьных научных обществ, занимающихся исследовательской деятельно...

Исследование учебной мотивации школьников по методике М.Р. Гинзбурга

          Мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели....