Контрольный тест по теме "Социальная сфера"
тест по обществознанию (8 класс)

Данный тест подходит для учащихся 8 класса, содержит материалы для подготовки к ОГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольный тест по обществознанию «Социальная сфера» 8 класс

Вариант 1

1. Под социальной структурой общества понимают

1) любые изменения в социальном положении человека

2) совокупность принятых в обществе социальных норм

3) степень освоения личностью культурных ценностей

4) совокупность социальных общностей и групп и их отношений

2. Пятиклассник Витя живёт с родителями, братом и сестрой. Что отличает семью от такой малой группы, как школьный класс?

1) прямые личные контакты                                    2) ведение совместного хозяйства

3) наличие особых норм поведения                        4) общность интересов

3. Какая социальная роль может исполняться как ребенком, так и взрослым?

1) военнослужащий         2) водитель                    3) избиратель                  4) наследник

4. Ожидаемое поведение личности, связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы, называют

1) социальным престижем                                       2) социальным статусом

3) социальной мобильностью                                  4) социальной ролью

5. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?

1) абитуриенты             2) экономисты             3) горожане                            4) выпускники

6. Дедушка учит внука: «Когда ты встречаешь на улице знакомого человека, обязательно с ним здоровайся…» Дедушка хочет, чтобы внук вёл себя в соответствии с

1) религиозными обрядами                                      2) правовыми обычаями

3) нормами закона                                                     4) правилами этикета

7. Что относится к основным функциям семьи?

1) освоение новых технологий;                        2) поддержание политической стабильности;

3) повышение культурного уровня;                 4) воспитание детей и подростков.

8. Между богатыми и бедными находится средний класс, поддерживающий определённый уровень жизни, который принято называть:

1) приличный,              2) комфортный;           3) приличествующий;          4) относительный.

9. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы вырабатываются в ходе общественного развития.

Б. Социальные нормы позволяют регулировать и оценивать поведение индивидов и групп.

1) верно только А                                                     2) верно только Б

3) верны оба суждения                                            4) оба суждения неверны

10. Учитель на уроке рассказывал о социальных нормах. Сравните нормы права и морали. Выберите и запишите в первую строку порядковые номера черт сходства, а во вторую строку – порядковые номера черт отличия.

1) регулируют общественные отношения         2) фиксируются в специальных актах

3) поддерживаются силой государства 4) придают общественному развитию устойчивость

ЧЕРТЫ СХОДСТВА

ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

11. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ                                        КРИТЕРИИ

А) башкиры                                                                   1) этносоциальный

Б) петербуржцы                                                            2) религиозный

В) удмурты                                                                    3) территориальный

Г) мусульмане

Д) буддисты

А

Б

В

Г

Д

Прочитайте текст и выполните задания к нему:

Из Семейного Кодекса РФ, Глава 8.

«Статья 41.

  1. Брачный договор может быть заключён как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключённый до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака.
  2. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42.

  1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на всё имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.
  2. Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
  3. Брачный договор не может ограничивать правоспособность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за защитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.»

А) Составьте план текста. Для этого выделите основные фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Б) Когда может быть заключён брачный договор?

В) Найдите в тексте и выпишите три условия, без соблюдения которых брачный договор не имеет юридической силы.

Г) Выпишите любые два условия, которые не могут быть включены в брачный договор.

Тест по обществознанию «Социальная сфера» 8 класс

Вариант 2

1. Семья, в отличие от других малых групп, характеризуется

1) профессиональным статусом                             2) единством взглядов

3) общими увлечениями                                          4) общностью быта

2. Племена, народности, нации — это

1) этнические общности                                           2) этапы развития государства

3) демографические группы                                    4) формы политической системы

3. Какие из приведённых терминов характеризуют демографическую структуру общества?

1) женщины, мужчины                                            2) родители, дети

3) белорусы, татары                                                 4) мусульмане, христиане

4. В современном обществе отношения между личностью и властными органами регулируют

1) религиозные нормы                                             2) политические нормы

3) корпоративные нормы                                        4) эстетические нормы

5. Семья Петровых состоит из четырёх человек: родители и двое несовершеннолетних детей. Приведённые данные позволяют сделать вывод, что семья Петровых является

1) нуклеарной                                                             2) авторитарной

3) демократической                                                   4) социально защищённой

6. Структура общества представлена совокупностью социальных общностей и групп в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по политическому признаку?

1) воронежцы           2) демократы                       3) офицеры              4) женщины

7. Для характеристики понятия «социальные нормы» используются термины

1) индивид, личность                                                2) традиции, обычаи

3) искусство, философия                                          4) прокуратура, адвокатура

8. В современных странах Европы наиболее распространена семья:

1) патриархальная         2) нуклеарная            3) неполная               4) полигамная.

9. Верны ли следующие суждения о семье?        

А. Семью от других малых групп отличает общность быта её членов.

Б. Семья экономически поддерживает своих нетрудоспособных членов.

1) верно только А                                                  2) верно только Б

3) верны оба суждения                                         4) оба суждения неверны

10. Каждому человеку приходится в жизни исполнять множество социальных ролей.

Сравните набор возможных социальных ролей подростка и взрослого. Выберите и запишите в первую строку порядковые номера черт сходства, а во вторую строку – порядковые номера черт отличия.

1) быть пассажиром метро                     2) служить в вооруженных силах

3) покупать продукты в магазине         4) участвовать в выборах местного  самоуправления  

ЧЕРТЫ СХОДСТВА

ЧЕРТЫ ОТЛИЧИЯ

11. Установите соответствие между социальными ролями и социальными группами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ                             СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

А) покупатель                                              1) подростки

Б) пользователь Интернета                         2) взрослые

В) учащийся гимназии                                3) и подростки, и взрослые

Г) офицер

Д) избиратель

А

Б

В

Г

Д

Прочитайте текст и выполните задания к нему:

Социальная мобильность и ее типы

     Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социальной группы из одной социальной позиции в другую. Существует два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная.

     Под горизонтальной социальной мобильностью подразумевается переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую, с одной фабрики на другую, при сохранении своего профессионального статуса, — все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Во всех этих случаях «перемещение» может происходить без каких-либо заметных изменений социального положения индивида в вертикальном направлении.

     Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. В соответствии с этим есть нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности.

Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы: первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, не разрушая при этом исходной группы, к которой он принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или в разрушении ее социального единства. В первом случае «падение» напоминает нам человека, упавшего с корабля, во втором — погружение в воду самого судна со всеми пассажирами на борту или крушение корабля.

     Случаи индивидуального проникновения в более высокие пласты или падения с высокого социального уровня на низкий уровень привычны и понятны. Они не нуждаются в объяснении. Вторую форму социального восхождения, опускания, подъема и падения групп следует рассмотреть подробнее... Так, до наступлений эры «нефти» или «автомобиля» быть известным промышленником в этих областях не означало быть промышленным и финансовым магнатом. Широкое распространение отраслей сделало их самыми важными промышленными сферами. Соответственно, быть ведущим промышленником — нефтяником или автомобилистом — значит быть одним из самых влиятельных лидеров промышленности и финансов.

(Питирим Сорокин)

    А) Составьте план текста. Для этого выделите основные фрагменты текста и озаглавьте  каждый из них.

    Б) Что автор понимает под социальной мобильностью?

    В) Приведите авторские характеристики горизонтальной мобильности.

    Г) Приведите авторские характеристики вертикальной мобильности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные тесты по обществознанию в 10 классе по теме "Политическая сфера общества"

Контрольные тесты по обществознанию в 10 классе по теме "Политическая сфера общества"....

Контрольный тест по теме «Духовная сфера» для обучающихся 9 класса

Контрольный тест по теме «Духовная сфера»    для обучающихся 9 класса в двух вариантах...

Контрольный тест по обществознанию в 8 классе "Экономическая сфера"

Контрольный тест по обществознанию в 8 классе "Экономическая сфера"...

Контрольный тест "Духовная сфера жизни общества"

Контрольный тест "Духовная сфера жизни общества"...