Урок в 5 классе по обществознанию на тему "Мы - многонациональный народ".
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Водолазова Галина Юрьевна

Конспект урока в 5 классе по теме "Мы - многонациональныц народ". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx23.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мы — многонациональный народ».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока:

Способствовать закреплению в сознании учащихся убеждения, что Россия - многонациональная страна и к каждой национальности нужно относиться с уважением.

Образовательные ресурсы: презентация «Мы — многонациональный народ»

                                                   Карта субъектов РФ, учебники, тетради.

I.Организационный момент.

Здравствуйте!

Мы только что поприветствовали друг друга. А хотите узнать, какие формы приветствия существуют у народов нашей страны?

Башкиры произносят «Саумысыз» и осуществляют рукопожатие двумя руками.

Эвенки приветствуют друг друга молча особым рукопожатием: гость протягивает обе руки, сложенные друг на друга ладонями вверх, а хозяин пожимает их снизу и сверху.

Эскимосы – при встрече должны потереться носом друг о друга.

Давайте и мы поприветствуем друг друга, как это делают эскимосы.

Слайд 1. Народы нашей страны.

- Как вы думаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? Какая тема?

Слайд 2. Тема урока: «Мы – многонациональный народ»

- Давайте подумаем, на какие вопросы мы должны ответить?

- Какую цель мы с вами сегодня поставим?

Цели урока: определить, что такое национальность, нация, многонациональная культура, выявить важность многонационального народа России и его культуры.

Проблемное задание: Подумайте, почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности?

III. Изучение нового материала.

  1. Работа с учебником с. 94. Рассмотрите карту России.

Слайд 3. Россия – огромная страна. По территории она больше таких государств, как США, Канада, Китай или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз. Неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей.

Вопросы:

– Чем вы подтвердите, что наша страна многонациональная?

– Какие выводы вы можете сделать, изучив карту?

  1. Работа с текстом Конституции. Откройте Конституцию и прочитайте, какими словами начинается вступительная часть.

Слайд 4.

Наша Конституция начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...»

Беседа по вопросам: 

1. Что означают слова «многонациональный народ»?

2. Как вы понимаете их смысл?

Это значит, что в России много национальностей, но все они – один народ. Как называется народ России? Мы кто? (россияне).

  1. Работа со словарём. Найдите, что означает слово «нация».

Слайд 5. «Мы — дети разных народов, мы — один народ».

А теперь познакомимся с народами, проживающими в нашей стране. Посмотрите на слайд и послушайте стихотворение.

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один – кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна. 

- Что объединяет эти народы? (общая территория, все они живут в одном государстве)

- Что отличает? (язык, культура, обычаи, традиции, занятия и др.)

Среди этих народов нет малых или больших, есть народы малочисленные и многочисленные.

Как сложилось наше государство?  Совершим путешествие  сквозь время

- Как вы думаете, какой народ самый многочисленный? (русские – 80 % населения).

- Какой народ был основателем и главным строителем нашего огромного государства?


Слайд 6.
 Большинство населения России составляют русские. Русский народ создатель и строитель нашего государства.

О том, как сложилось наше государство мы узнаем, совершив небольшое путешествие в прошлое.

Слайд 7. Древнерусское государство в IX веке.

Ещё в IX веке стало складываться Древнерусское государство. И с самого начала на его территории проживало много разных народов. Наши предки славяне соседствовали с финно-уграми, балтами, тюрками и другими народами. Когда образовалось Древнерусское государство, эти народы стали жить вместе со славянами, принимая порой их веру, язык и культуру.

Слайд 8. Рост территории в XVI-XIX вв.

А страна продолжала расти и расширяться. В XV веке вокруг Москвы сложилось единое Российское государство. В XVI-XIX веках к нему были присоединены огромные территории Севера, Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. И жившие там народы вошли в состав России.

Слайд 9. Сегодня Россия – большое многонациональное государство, расположенное на пространствах Европы и Азии. Самым многочисленным народом нашей страны является русский народ. Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, литература, музыка, живопись, архитектура.

Слайд 10. Мы уже знаем, что русский язык является государственным языком РФ. Ещё русский язык называют языком межнационального общения.

- Как вы это понимаете? (это значит, что люди разных национальностей в нашей стране могут общаться друг с другом на русском языке).

Вот почему мы говорим, что русская культура способствует объединению нашей многонациональной страны в единое государство.  

Работа в тетрадях с.73, задание 5. Самостоятельно.

Проверка выполнения задания. Прочитайте, что у вас получилось.

- А теперь давайте выясним, что такое национальность?

Слайд 11. Что такое национальность. Откройте учебник на с.117 и найдите ответ на вопрос.

- Что связывает людей одной национальности?

- Кто должен определять национальность человека и по каким признакам?

- Объясните, почему национальность не является заслугой человека или его недостатком?

 «Национальность — это вопрос личной судьбы, она идет от родителей и страны, в которой человек родился, а также той культуры, которую он усвоил. Она всегда остается вопросом глубоко личным, внутренним, духовным. Говорить о какой-то хорошей или плохой нации — значит поступать некорректно. Нет на свете плохих или хороших наций — есть плохие или хорошие люди, совершающие плохие или хорошие поступки. Вот за свои поступки человек действительно несет ответственность, и их действительно можно оценивать.

Слайд 12. «Учимся уважать людей любой национальности».

 Работа с учебником с.118.

Существуют правила, которые четко говорят о том, как нужно относиться к людям другой национальности. Прочитайте эти правила. Назовите первое, главное правило и другие.

Почему важно научиться уважительно относиться к людям другой национальности?

( чтобы не было конфликтов и межнациональной розни, чтобы все народы жили дружно и счастливо).

 Слайд 13.А теперь проверим, как вы усвоили новую тему. Подумайте и продолжите предложения.

Слайд 14. Подведём итог нашего урока.

- Что важное мы сегодня узнали? Какой вывод можем сделать?

Домашнее задание: § 14, вопросы с.117.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку " Мы -многонациональный народ"

Презентация  к уроку "Мы - многонациональный народ"...

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

Интегрированный урок по математике и обществознанию "Россия - многонациональная страна" 6 класс

Интегрированный урок по  математике и  обществознанию "Россия - многонациональная страна". 6 класс.Математика - урок повторения и закрепления знаний. Расширение представлений учащихся о прак...

Конспект урока 5 класс по обществознанию "Образование и самообразование"

Урок обществознания проведён в 5 классе по ФГОС. Используется мультимедиапрезентация...

презентация к уроку обществознания "Мы-многонациональный народ"

Цель:способствовать закреплению в сознании учащихся убеждения, что Россия- многонациональная страна и к каждой национальности  нужно   относиться  с уважением.Нация – историч...

Технологическая карта урока по обществознанию "Мы-многонациональный народ"

Технологическая карта урока по обществознанию "Мы-многонациональный народ" разработана для учащихся 5 класса к учебнику обществознания под ред.Л.Н. Боголюбова...

Конспект урока "Мы- многонациональный народ"

Урок предназначен для обучающихся 5 класса. Цель урока: способствовать закреплению в сознании учащихся убеждения,что Россия - многонациональная  страна и к каждой нацио­нальности нужно относи...