Рабочая программа по учебному предмету Обществознание 10-11 класс (Профильный уровень)
рабочая программа по обществознанию (10, 11 класс)

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie_profil_10-11.doc828 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Учительская\Desktop\рп.jpeg

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень), примерной программы по предмету «Обществознание», программы по обществознанию для учащихся 10-11 классов профильного уровня авторов Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой и Н.М. Смирновой включает в себя: пояснительную записку, основное содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование учебных часов и основные требования к уровню подготовки учащихся.

Согласно государственному образовательному стандарту учебный предмет обществознание на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно- нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильном классе как самостоятельный курс изучается право и экономика. Успешное освоение содержания обществоведения требует межпредметного взаимодействия с этим курсом.

Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

Изучение обществоведения в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ;
  • Освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимые для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
  • Овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизация полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
  • Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно- бытовой деятельности.

Место программы в образовательном процессе.

 Федеральный базисный учебный план на изучение предмета «Обществознание» на профильном уровне отводит 204 часа. В том числе: в 10 и 11 классах по 102 часов, из расчёта 3 учебных часа в неделю. Рабочая программа для 10-11 классов составлена на 204 часа (с учётом 34 учебных недель).

Основные содержательные линии рабочей программы по обществознанию (профильный уровень) отражают ведущие и социально-значимые проблемы обществоведческих наук и практики данных областях знаний. К ним относятся: проблемы социального взаимодействия и общественных отношений; социальных интересов и социальных конфликтов; социализации индивида; проблемы молодёжи как социальной группы; профессионального и социального самоопределения молодых людей; личность в политической жизни.

Планируемый результат

Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и выбора профессии, для самореализации в различных видах деятельности, а также для достижения успеха в различных сферах социальной жизни

Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускниками типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Старшая школа (профильный уровень)

На профильном уровне содержится инвариантная часть содержания, которая представлена и на базовом уровне, а также другая часть материала – для овладения курсом на профильном уровне.

Задачи профильного обучения по обществознанию:

  • расширение круга базовых понятий общественных наук, усвоение которых необходимо для овладения фундаментальными знаниями в высшей школе
  • более глубокое раскрытие актуальных проблем общества и проблем смысла жизни человека
  • создание у учащихся представления об основных общественных науках, важнейших вехах их развития, актуальных проблемах, методах исследования
  • ориентировка выпускников в профессиях и сферах деятельности, в которых трудятся специалисты социально-гуманитарных наук
  • поднятие на новый уровень освоения учащимися ведущих способов работы с социальной информацией (более широкое включение разнообразных источников, особенно научных)
  • получение учащимися первоначального опыта типичных видов учебной и учебно-исследовательской деятельности (семинарские занятия, подготовка рефератов, разработка проектов и т. п)

Дидактические принципы:

  • в профильных классах (социально- экономических и социально-гуманитарных) профильный курс «Обществознание» объединяет материал по философии, социологии, политологии и социальной психологии, а также самостоятельные курсы «Право» и «Экономика».
  • наряду с профильными курсами повышенного уровня учащимся предлагаются элективные курсы, позволяющие полнее удовлетворить интересы учащихся: междисциплинарные, углубленного изучения отдельной темы, курсы по областям знаний, не представленных в школьной программе

Часы распределяются для:

1.Проведения уроков-практикумов, лабораторных занятий, тренингов

2.Проведения ролевых и деловых игр по темам курса

3.Для презентаций учащимися творческих и проектных работ

4.Для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию (решение заданий уровня С)

Способы организации учебной деятельности учащихся:

  • работа с различными неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернет)
  • критическое восприятие и осмысление разнородной социальной   информации;
  • анализ явлений, событий происходящих в современной социальной жизни
  • решение логических, проблемных, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания
  • участие в обучающих играх, тренингах, моделирующих ситуациях
  • участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам
  • осуществление проблемно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых проектов
  • подготовка рефератов
  • участие в гражданских инициативах и различных формах самоуправления

Планируемые результаты:

1. предметные – усвоение знаний, умений и навыков, приобретение опыта решения проблем, творческой деятельности

2. метапредметные – усвоение способов деятельности, применимых как в процессе обучения, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях

3. личностные – ценностное отношение к себе, другим людям, к своей Родине, к культуре своего народа

Требования к уровню подготовки выпускников средней общеобразовательной школы по обществознанию

1.Формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов

 деятельности и ключевых компетентностей:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки, классификации объектов
  • использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа
  • исследование реальных связей и зависимостей
  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства
  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах
  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание информации
  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно)
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую
  • уверенная работа с текстами различных стилей, владение навыками редактирования текста
  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
  • участие в проектной деятельности, организация и проведение        учебно- исследовательской работы
  • создание собственных произведений, идеальных моделей, социальных объектов, процессов, явлений. в том числе с использованием ИКТ
  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для передачи, систематизации информации, создание баз данных
  • овладение основными видами публичного выступления
  • в сфере познавательной деятельности (способности адекватно понимать общественно-научные термины в контексте; знать базовые понятия социально- гуманитарных наук; самостоятельно получать информацию из философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов, использовать ресурсы Интернета).

2.На профильном уровне, помимо решения общеобразовательных задач, курс

 должен дать представление об основных общественных науках (философия, экономика, социология, политология, социальная психология, правоведение), их категориальном аппарате, актуальных проблемах, методах научного познания, о типичных профессиях специально-гуманитарного профиля, а также об основных видах учебной и учебно-исследовательской деятельности, необходимых для продолжения учебы в вузах социально-гуманитарного направления.

 Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, итоговая аттестация, которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;
  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего (полного) образования;
  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные работы (с использованием материалов ЕГЭ по обществознанию), проверка письменных домашних заданий, оценивания результатов проектной и исследовательской деятельности в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.

3.Промежуточная аттестация обучающихся

Промежуточная аттестация обучающихся 10-11-х классов проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля в форме контрольной работы. Оценки, полученные обучающимися в ходе промежуточной аттестации, записываются в классные журналы и учитываются при принятии решения педагогического совета о переводе обучающихся в следующий класс.

Итоговая аттестация учащихся 11-х классов по обществознанию проводится в форме ЕГЭ

Основное содержание. (204 ч.)

10 класс (102 ч)

Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (16 ч)

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия.

Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

Общественная мысль России. Философские искания XIX в. Русская философская мысль начала XX в.

Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания.

Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

Обобщение 1

Тема 2. Общество и человек (24 ч)

Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения.

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.

Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы.

Социальная система и ее среда.

Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.

Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций. Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации.

Цивилизация и культура. Понятие культуры.

Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Обобщение 2

Тема 3. Деятельность как способ существования людей (11 ч)

Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности.

Природа творческой деятельности.

Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.

Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений.

Легитимность власти. Обобщение 3

Тема 4. Сознание и познание (16 ч)

Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.

Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления.

Дифференциация и интеграция научного знания.

Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.

Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности.

Трудности познания человеком самого себя. Обобщение 2

Тема 5. Личность. Межличностные отношения (35 ч)

Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации.

Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения.

Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

Малые группы. Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.

Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения.

Конформность, нонконформность, самоопределение личности.

Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.

Антисоциальные группы. «Дедовщина» и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Обобщение 1

Итоговое обобщение 3

11 класс (102 ч)

Тема 6. Социальное развитие современного общества (31 ч)

Социальная структура и социальные отношения. Социальные группы, их классификация. Маргинальные группы.

Социальные институты. Типы и функции социальных институтов. Социальная инфраструктура. Социальная стратификация и мобильность.

Роль экономики в жизни общества. Экономические институты. Влияние экономики на социальную структуру. Качество и уровень жизни. Экономика и политика. Экономика и культура.

Социальные статусы и роли. Ролевое поведение. Ролевой набор. Ролевой конфликт.

Социальные роли в юношеском возрасте.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Право. Роль права в жизни общества.

Правовая культура. Социализация индивида.

Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Формы и проявления отклоняющегося поведения. Социальные последствия отклоняющегося поведения.

Социальное сотрудничество. Социальные интересы. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Этнокультурные традиции и ценности. Ментальные особенности этноса.

Межнациональное сотрудничество и конфликты. Проблемы регулирования межнациональных отношений. Конституционные основы национальной политики России.

Демографическая ситуация в России и в мире. Демографическая политика в России. Семья и брак как социальные институты. Традиционные семейные ценности.

Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Государственная политика поддержки семьи.

Культура бытовых отношений. Социально-бытовые интересы. Материально- вещественная среда обитания человека. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы молодежи в современной России.

Тенденции развития социальных отношений в России. Социальные проблемы современной России. Конституционные основы социальной политики РФ. Обобщение 2

Тема 7. Политическая жизнь современного общества (30 ч)

Политическая система, ее структура и функции. Политический режим. Типы политических режимов. Тоталитаризм и авторитаризм, их общие черты и отличия.

Государство в политической системе. Понятие бюрократии. Современная государственная служба, ее задачи. Основные направления политики государства.

Демократия, ее основные ценности и признаки. Проблемы современной демократии.

Делегирование властных полномочий. Парламентаризм. Развитие традиций парламентской демократии в России.

Выборы в демократическом обществе. Избирательная система. Избирательная кампания. Избирательные технологии.

Человек в политической жизни. Политическое участие. Понятие политической культуры.

Гражданское общество и правовое государство. Основы гражданского общества.

Общественный контроль за деятельностью институтов публичной власти.

Политическая идеология. Политическая психология и политическое поведение.

Политические партии и движения. Типология политических партий. Становление многопартийности в России. Сетевые структуры в политике.

Политическое лидерство. Понятие и типология лидерства. Имидж политического лидера. Группы давления (лоббирование).

Политические элиты. Типология элит. Элита и контрэлита. Особенности формирования элит в современной России.

Истоки и опасность политического экстремизма. Политический терроризм, его особенности в современных условиях.

Политический конфликт. Причины политических конфликтов, пути их урегулирования.

Место и роль СМИ в политической жизни. Типы информации, распространяемой СМИ. Влияние СМИ на избирателя.

Политический процесс, его формы. Развитие политических систем. Особенности политического процесса в современной России. Современный этап политического развития России.

Обобщение 2

Тема 8. Духовная культура (18 ч)

Понятие «духовная культура». Духовное развитие общества. Многообразие и диалог культур. Толерантность.

Духовная жизнь людей. Мировоззрение, его виды и формы. Менталитет. Высшие духовные ценности. Патриотизм. Гражданственность.

Мораль и нравственность. Нравственные ориентиры личности. Нравственная культура.

Социальная и личностная значимость образования. Тенденции развития образования в современном мире. Роль и значение непрерывного образования в информационном обществе.

Наука. Функции современной науки. Этика науки.

Роль религии в жизни общества. Религия как одна из форм культуры. Мировые религии. Принцип свободы совести. Религия в современном мире. Межконфессиональные отношения.

Искусство. Виды и жанры искусства. Миф и реальность современного искусства.

Массовая культура. СМИ и культура. Роль телевидения в культурной жизни общества. Обобщение 1

Тема 9. Современный этап мирового развития (10 ч)

Многообразие современного мира. Особенности традиционного общества. Достижения и противоречия западной цивилизации. Кризис индустриальной цивилизации.

Целостность и противоречивость современного мира. Глобальные проблемы современности. Взаимосвязь глобальных проблем.

Глобализация и ее последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества.

Взгляд в будущее. Социально-гуманитарные последствия перехода к информационной цивилизации. Обобщение 1 Итоговое обобщение 2

Учебно-тематический план

Обществознание 10 класс

Раздел

Количество часов

1

Введение

1

2

Социально – гуманитарные знания и профессиональная деятельность

16

3

Общество - человек

24

4

Деятельность как способ существования людей

11

5

Социальное познание

16

6

Личность: межличностные отношения

35

7

Итоговое повторение

9

Итого 102 часа

Обществознание 11 класс

Раздел

Количество часов

1

Структура общества

1

2

Социальное развитие современного общества

31

3

Политическая жизнь современного общества

30

4

Духовная культура

18

5

Современный этап мирового развития

10

6

Итоговое повторение

13

Итого 102 часа


урока

Тема урока

Кол-во

часов

1

Введение

1

Глава I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

2-3

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия

2

4-6

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке

3

7-9

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху

3

10-12

Общественная мысль России

3

13-15

Профессиональная  деятельность в сфере социально-гуманитарного знания

3

16-17

Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. Урок повторения

2

Глава II. Общество и человек

18-19

Происхождение человека и становление общества

2

20-21

Сущность человека как проблема философии

2

22-23

Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения

2

24-25

Системное строение общества

2

26-27

Типология обществ

2

28-29

Восток и Запад

2

30-31

Смысл и направленность исторического процесса

2

32-34

Исторический процесс и его участники

3

35-36

Общественный прогресс

3

37-39

Свобода и необходимость в человеческой деятельности

3

40-41

Итоговый урок. Общество и человек

2

Глава III. Деятельность как способ существования людей

42-43

Многообразие деятельности

2

44-45

Деятельность в сфере духовной культуры

2

46

Трудовая деятельность

1

47-48

Политическая деятельность

2

49-50

Политическое лидерство

2

51-52

Итоговый урок. Деятельность как способ существования людей.

2

Глава IV. Сознание и познание

53-54

Онтология и теория познания

2

55-56

Истина и её критерии

2

57-58

Виды и уровни человеческих знаний

2

59-60

Научное познание

2

61-62

Социальное познание

2

63-64

Знание и сознание

2

65-66

Самопознание

2

67-68

Итоговый урок. Сознание и познание

2

Глава V. Личность. Межличностные отношения

69-70

Человек. Индивид. Личность

2

71-72

Периодизация развития личности

2

73-74

Направленность личности

2

75-76

Общение как обмен информацией

2

77-78

Общение как межличностное взаимодействие

2

79-81

Общение как взаимопонимание

3

82-84

Малые группы

3

85-87

Межличностная совместимость

3

88-89

Групповая дифференциация

2

90-92

Семья как малая группа

3

93-94

Антисоциальные группы

2

95-97

Конфликт

3

98-99

Урок повторения и контроля. Личность. Межличностные отношения

2

100-102

Урок повторения и контроля. Социальная психология

личности

3


Тематическое планирование 11 класса

№ урока

Тема

Кол-во часов

Глава I. Социальное развитие современного общества

1-3

Социальная структура и социальные отношения

3

4-5

Социальные институты

2

6-7

Роль экономики в жизни общества

2

8-9

Социальные статусы и роли

2

10-11

Социальные ценности и нормы

2

12-13

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

2

14-15

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

2

16-17

Этнос и нация

2

18-19

Межнациональное сотрудничество и конфликты

2

20-21

Демография современной России

2

22-23

Институт семьи и брака

2

24-25

Быт и бытовые отношения

2

26-27

Молодежь в современном обществе

2

28-29

Социальная структура российского общества

2

30-31

Итоговый урок Социальное развитие современного общества

2

Глава II. Политическая жизнь современного общества

32-33

Политическая система и политический режим

2

34-35

Государство в политической системе

2

36-37

Демократия

2

38-39

Правовое государство и гражданское общество

2

40-41

Роль СМИ в политической жизни

2

42-45

Политическое сознание и политическое поведение

4

46-47

Политические партии и движения

2

48-49

Лидеры и элиты в политической жизни

2

50-51

Выборы в демократическом обществе

2

52-53

Человек в политической жизни

2

54-55

Политический конфликт

2

56-57

Политический процесс

2

58-61

Итоговый урок. Политическая жизнь современного общества

4

Глава III. Духовная культура

62-63

Духовное развитие общества

2

64-65

Духовный мир личности

2

66-67

Мораль и нравственность

2

69-70

Наука

2

71-72

Образование

2

73-74

Роль религии в жизни общества

2

75-76

Место искусства в духовной культуре

2

  1. 77-78

Массовая культура

2

  1. 79-80

Духовная культура общества. Урок обобщения

2

Глава IV. Современный этап мирового развития

81-82

Многообразие современного мира

2

83-84

Глобализация и ее последствия

2

85-86

Сетевые структуры в современной мировой политике

2

87-88

Целостность и противоречивость современного мира

2

89-90

Итоговый урок. Современный этап мирового развития

2

91-92

Итоговое повторение

2

93-94

Итоговый урок. Социально-гуманитпрные знания и профессиональная деятельность

2

95-96

Итоговый урок. Общество и человек

2

97-98

Итоговый урок. Деятельность как способ существования людей

2

99-100

Итоговый урок. Сознание и познание

2

101

Итоговый урок. Личность

1

102

Итоговый урок. Социальное развитие современного общества

1

В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен Знать:

- социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

- основные социальные институты и процессы;

- различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

- особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания.;

Уметь:

- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

- анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текс, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

- сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- объяснять внутренние и внешние связи (причинно – следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

- формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственного суждения и аргументы по определенным проблемам;

- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

- осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции РФ;

- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

- нравственной оценки социального поведения людей;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

- осуществление конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Учебно – методический комплект

Литература

1.Учебник Обществознание. 10 класс. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. А. Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой — М. Просвещение, 2013 год

2.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество»: 10-11 кл.: Пособие для учителя. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Т. Кинкулькина. М., «Просвещение», 2011.

Дополнительная литература

1)Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2010;

2)Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2011;

3)Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2011;

4)Тесты. Обществознание. 10 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕСТ», 2010;

  1. Единый государственный экзамен 2008. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2008;

6)Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ- 2013. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2008.

Интернет – ресурсы :        

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область "Обществознание" http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28009/mto076.pdf

Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе http://www.teacher.syktsu.ru/05/liter/007.htm

Методическое письмо "О преподавании учебного предмета "обществознание" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования"

http://www.ed.gov.ru/d/ob_edu/noc/rub/standart/mp/08.doc

Обществоведение 10 – 11 кл.: Методические рекомендации по изучению курса в соответствии с различными вариантами учебного плана

http://window.edu.ru/window_catalog/files/r28087/prosv024.pdf

Методическое письмо "О преподавании права в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования"


http://www.ed.gov.ru/d/ob_edu/noc/rub/standart/mp/10.doc

Демонстрационный вариант ЕГЭ 2012 г. Обществознание http://window.edu.ru/window_catalog/files/r27999/mto066.pdf

Методические приемы в гражданском образовании. http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41163/tlg04.pdf

Необычный задачник для обычного гражданина

Используемая литература по курсу обществознания

 УМК курса учебники:

1)Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова - М.: Просвещение, 2013;

2)Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, К.Г. Холодковский - М.: Просвещение, 2011.

методическая литература:

1.Котова О.А., Лискова Т.Е. Тестовые материалы для оценки качества обучения. Обществознание. Старшая школа – М.: Интеллект – Центер, 2011

2.Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. - М.: Экзамен, 2005;

3.Сорокина Е.Н.. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс.-М.: ВАКО,2008;

4.Сорокина Е.Н.. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.-М.: ВАКО,2010.

5.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2007;

6.Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007;

7.Тесты.        Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2009;

8.Единый государственный экзамен 2014, 2015, 2016, 2018 Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр.

9.ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые Тестовые задания/ Лабезникова А.Ю. и др.- М.: «Экзамен»,2016

Дополнительная литература для обучающихся:

Боголюбов Л.Н. «Человек и общество. Обществознание», М., Просвещение, 2002 г. Кравченко А.И. «Обществознание», М., Русское слово, 2001 г.

Кравченко А.И. «Введение в социологию», М., АСТ, «Астрель», Транзиткнига, 2006 г. Человек и общество. Основы современной цивилизации. Учебная хрестоматия для средней школы. / под ред Е.А. Плеханов и др. М.: «Геликон», 1992 г.

Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. М.: ТК Велби. Изд – во Проспект, 2006 Обществознание. Под ред В.Н. Князева. М., Айрис – пресс, 2006 год

Кравченко А.И. Тесты по обществознанию, "Русское слово, 2001.

Методические рекомендации по курсу "Человек и общество", "Просвещение". 2000.

Обществознание в вопросах и ответах, под редакцией О.С.Белокрыловой, пособие- репетитор, Ростов, 2000.

Дополнительная литература для учителя:

Певцова Е.А. "Обществознание", книга для учителя, "Русское слово", 2001. Методические рекомендации по курсу "Человек и общество", "Просвещение". 2000.

«Преподавание истории и обществознания в школе»: Научно – методический журнал: - М.

«Учительская газета»: - М.

«Первое сентября». Газета. М.

Электронные ресурсы для учителя и обучающихся:

1.CD. Основы правовых знаний. 8-9 класс. - М.: Кирилл и Мефодий, 2009г.

2.CD. Репетитор по обществознанию. ЕГЭ 2011. - М.: Кирилл и Мефодий, 2011г.

3.CD. Экспресс – подготовка к экзамену. Обществознание 9-11 класс. - М.: Новая школа,

2006г.

4.CD. Обществознание. Практикум.ч.1,2. – М.: Новый диск,2004г.

Интернет-ресурсы по обществознанию для учителя и обучающихся

В состав ресурсов, собранных в настоящем подразделе, включены материалы, обеспечивающие содержательную поддержку обществоведческого курса, разработки по общим вопросам социально-гуманитарного знания, методики преподавания обществознания в школе и повышения качества обществоведческой подготовки школьников. Эти ресурсы могут послужить ориентиром при расширении информационного поля изучения нового материала, а также при организации исследовательской работы, проектной деятельности, уроков, проводимых в нетрадиционных формах.

Учебно-методические материалы по разделам обществознания, методические разработки уроков – планы уроков с заданиями, задачами, упражнениями; сценарии деловых, интеллектуально-творческих игр, викторин и конкурсов:

1.http://www.scenaru.narod.ru/spisok.html

2.http://his.1september.ru/2003/10/14.htm

3.http://www.edu.nsu.ru/noos/economy/m_metodmater.html

4.http://socio.rin.ru/

Энциклопедии, справочники, словари (политических терминов, по культуре, религии, экономике, психологии, праву):

1.http://slovary.gramota.ru/

2.http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/index.htm

3.http://www.cbook/people/relig/index.shtml

4.http://dictionaries.rin.ru/

Новости, доклады, сообщения о событиях, происходящих в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни общества в России и за рубежом, представленные на сайтах в Интернет

1.http://top.rbc.ru

2.http://socio.rin.ru/

3.http://www.hro.org/editions/glossary/index.htm 

Методические материалы:


1.http://www.humanities.edu.ru/index.html Социально-гуманитарное и политологическое образование

2.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37256/ron18.pdf Рекомендации участникам олимпиад по обществознанию

3.http://window.edu.ru/window_catalog/files/r41163/tlg04.pdf Методические приемы в гражданском образовании

4.http://window.edu.ru/window/library?p_rid=41176&p_rubr=2.1.16 Необычный задачник для обычного гражданина

5.http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей

6.http://www.it-n.ru/resource.aspx?cat_no=239&page=4 Подборка ссылок на интересные аналитические и тематические статьи для педагогов

7.http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики.

8.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

9.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

Кабинет оборудован мультимедийным комплектом

1.Мультимедийный компьютер.

2.Мультимедиа проектор

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УМК:

1) Л.Н.Боголюбов, Обществознание, профильный уровень 11 класс. М.»Просвещение», 2011 г.

2) П.А.Баранов, А.В.Воронцов, Обществознание, полный справочник, М. «Астрель», 2008 г.

3) А.В.Махоткин, Обществознание в таблицах и схемах, М. «Эксмо», 2010 г.

4) И.И.Бабленкова, Обществознание: весь курс, М. «Эксмо», 2010 г.

5)Справочник по обществознанию, М. «Просвещение», 2006 г.

6)Л.Н.Боголюбов. Поурочные разработки 10-11 класс. М.» Просвещение», 2010 г

Литература

1.Х.АгошковА.В. Обществознание: Гражданин в государстве: Учебное пособие для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф,2005.

2.Бабленкова И.И., Акимов В.В. Обществознание: весь курс. М.: Эксмо, 2007.

3.Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11 классы. М.: ACT Астрель Хранитель, 2006.

4.Боголюбов Л.К, Лазебникова А.Ю. Обществознание. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2008.

5.Боголюбов Л.К Человек и общество. Практикум (для основной школы). М.: Гуманитарий, 1993.

6.Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Основы современной цивилизации. М.: Бюро Денди, 1992.

7.Боголюбов Л.К, Кинкулькина А. Т. Дидактические материалы по курсу Человек и общество. М.: Просвещение, 2007.

8.Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение

/ Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Дрофа, 2004.


Вариант 1

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по обществознанию даётся 1,5 часа (90 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 21 задание.

Часть 1 включает 10 заданий с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из 8 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания), цифры или последовательности цифр.  

Часть 3 включает 3 задания с развёрнутым ответом. Эти задания требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение). Выполняя последнее задание работы, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание, что записи в черновике не будут учитываться при оценке работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха! 

Часть 1

A1

Быстрый скачкообразный переход от одного общественно-политического строя к другому называется

1)

прогрессом

2)

революцией

3)

контрреформой

4)

эволюцией

A2

Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием

1)

техника

2)

общество

3)

экономика

4)

культура

A3

Человек, в отличие от животного, обладает способностью

1)

защищаться от опасности

2)

приспосабливаться к условиям среды

3)

обучать потомство

4)

видеть цель своих действий

A4

Верны ли следующие суждения о личности?

А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.

           Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

A5

Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина относительна, так как она отражает объект не полностью, а в известных пределах.

Б. Истина относительна, так как она отражает объект в определенных условиях, которые постоянно изменяются и развиваются.

 

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

A6

Какой вид знания представляет собой своеобразный свод рецептов поведения, выработанных жизнью многих поколений?

1)

 повседневный опыт

2)

теоретические знания

3)

народная мудрость

4)

художественный образ

A7

«Совокупность исторически сложившихся форм жизнедеятельности людей, в которой реализуются их общие потребности". Какому понятию соответствует данное определение?

1)

цивилизация

2)

общество

3)

формация

4)

культура

A8

Общество, в котором определяющим фактором развития выступает сельское хозяйство, основным принципом организации социальных отношений является жёсткая иерархическая стратификация, называется

1)

первобытным

2)

постиндустриальным

3)

индустриальным

4)

традиционным

A9

Верны ли следующие суждения о познании?

А. Формирование наших знаний о мире возможно в результате чувственного и рационального познания.

Б. Данные, опровергающие прежние представления, можно получить в ходе научного эксперимента.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

A10

Анна мечтает стать телеведущей, поэтому читает специальную литературу, посещает театральные представления, работает над своей дикцией. Потребность Анны является

1)

социальной

2)

духовной

3)

престижной

4)

физиологической

Часть 2

В1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Экономические

Отношения, возникающие и воспроизводимые в процессе  материального производства

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

Отношения, возникающие в обществе и отражающие отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти

B2

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс, 2) структура, 3) эволюция, 4) реформа, 5) спад, 6) стратификация.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

B3

 Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ  

А)

господство сельского натурального хозяйства

Б)

доминирование интенсивных технологий

В)

господство общинной собственности  

Г)

преобладание ручных орудий труда

Д)

развитие расширенного воспроизводства  

1)

традиционное (аграрное)

2)

индустриальное

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

1

2

1

1

2

B4

Найдите в приведённом ниже списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)

способность к совместной преобразовательной деятельности

2)

стремление к самореализации

3)

умение приспосабливаться к природным условиям

4)

устойчивые взгляды на мир и своё место в нём

5)

потребность в воде, пище, отдыхе

B5

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В Третьяковской галерее прошла выставка шедевров "Святая Русь". (Б) Посетители могли увидеть исторические свидетельства, датированные 10-19 веками. (В) Среди них - древние иконы, ювелирные изделия, живопись и шитьё. (Г) По уникальности представленных экспонатов прошедшая выставка беспрецендентна.

Определите, какие положения текста имеют

1)

фактический характер

2)

характер оценочных суждений

Запишите цифры, выражающие его характер.

Ответ:

А

Б

В

Г

1

1

1

2

B6

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Человек живет в ___2_____(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ___5_____(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной __9______(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными _____3___(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает _____7___(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ____1____(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Cписок терминов:

1)

знание

2)

общество

3)

группа

4)

позиция

5)

отношение

6)

норма

7)

закономерность

8)

поведение

9)

экономика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

2

5

9

3

7

1

B7

Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? Запишите цифры, под которыми указаны.

 

1)

нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2)

нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3)

нацеленность на приобретение новых  знаний

 

4)

нацеленность на развитие физических возможностей

 

5)

нацеленность на овладение определенными умениями

6)

нацеленность на приобщение к опыту   человечества


B8

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.

Часть 3

C1

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общество»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об обществе.

C2

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социализация индивида». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

 

C3

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

C3.1

Философия

«Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)

C3.2

Социальная психология

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г.Ананьев)

C3.3

Социология

«Желаю я того или не желаю, но я - плод общества». (М. Лайтман)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 10 класса (базовый уровень)

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта  среднего (полного) общего образования и авторской программы по обществознанию среднего общего...

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 10 класса (профильный уровень)

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся...

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень) Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания

Рабочая программа учебного предмета «Обществознание» Для 10 класса (профильный уровень)  Разработана Яшниковым Д.В. ,учителем истории и обществознания...

Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание" (среднее общее образование, профильный уровень)

    Рабочая программа по обществознанию для обучающихся 10 - 11 классов, изучающих предмет на профильном уровне, составлена на основе требований федерального компонента государственно...

Календарно-тематическое планирование к учебному предмету "Обществознание" (10-11 класс, профильный уровень)

Данное календарно-тематическое планирование является приложением к рабочей программе по учебному предмету "Обществознание" (10-11 класс, профильный уровень)....

Рабочая программа по учебному предмету Обществознание 10-11 класс (Базовый уровень)

Рабочая программа по учебному предмету Обществознание 10-11 класс (Базовый уровень)...

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 8 класса (базовый уровень).

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 8а класса (базовый уровень).Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год....