Открытый урок " Социальный роли и статусы"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Афонина Валентина Дмитриевна

Цели урока:

Образовательная - учащиеся узнают, что такое социальные роли и социальные статусы, санкции и их вид. Научатся выделять главный социальный статус.

Развивающая - развивать умение анализировать ситуации и факты связанные с социальными статусами и ролями.

Воспитательная - способствовать привитию чувства осознанности своей социальной роли и своего социального статуса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots.roli_.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Социальные роли и статусы

Цели урока:

Образовательная - учащиеся узнают, что такое социальные роли и социальные статусы, санкции и их вид. Научатся выделять главный социальный статус.

Развивающая - развивать умение анализировать ситуации и факты связанные с социальными статусами и ролями.

Воспитательная - способствовать привитию чувства осознанности своей социальной роли и своего социального статуса.

Тип урока – комбинированный урок

Средства обучения: Учебник, параграф 24. Рабочая тетрадь. Презентация «Социальные статусы и роли»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап(1минута)

Проверка знаний и умений (до 15 минут)

Что такое социальная структура общества? Объясните понятие социальная стратификации.

Выйдите к доске и начертите 2 графические модели структуры общества.

Что такое социальна мобильность и какие ее виды вам известны.

Что такое социальный лифт? Приведите примеры традиционных соц. лифтов и современных.

Что такое социальные группы. Какие виды социальных групп существуют?

Ответы

взаимосвязь основных элементов социальной сферы называется социальной структурой общества. Социальная стратификация – это деление общества на страты (категории в зависимости от должности, характера деятельности и т.д.)

Графическая модель «Пирамида» и модель «Ромб». Примеры стран – Древний Египет, Сомали (в 1 случае) – США, Канада (во 2ом случае)

Перемещение отдельных людей или групп в рамках социальной системы называют социальной мобильностью. Выделяют вертикальную (восходящая и нисходящая) и горизонтальную.

Социальный лифт это механизм перехода из 1 социальной группы в другую. Традиционные – амия, брак, политика, образование. Современные – шоубизнес, социальные сети, спорт.

Социальные группы – это совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию и роль. Выделяют: большие и малы, формальные и неформальные, первичные и вторичные.

Изучение нового материала (до 30 минут)

Необходимо вспомнить, что такое социализация?

Запишем определение.

Социальный статус – это социальна позиция человека в обществе с характерными для нее правами и обязанностями.

Далее приводятся примеры различных социальных статусов: сын, отец, директор, спортсмен и т.д.

Что определяет социальный статус личности?

Нужно понимать, что у человека одновременно может быть очень много социальных статусов. Но на определенных жизненных этапах среди них 1 главный, приоритетный.

Пример: для пожилой женщины решающее значение может приобрести статус бабушки.

Приведите собственные примеры.

Давайте разберем, какие социальные статусы бывают.

Классификация социальных статусов

1)Приписанные – даны человеку от рождения (пол)

2)Достигаемые – приобретаются в результате деятельности человека (должность)

Приведите собственные примеры.

Запишем определение

Социальная роль - это ожидаемая модель поведения человека, зависящая от статуса.

Далее следует обсуждение социально роли ученика, его права и обязанности.

Обязан посещать занятия, выполнять домашние задания, соблюдать устав школы и т.д.

Права – на образование, медицинское обслуживание, достойные условия обучения, участие в деятельности школы и т.д.

Соблюдение или несоблюдение социальной роли влечет за собой санкции – меры поощрения или наказания поддерживающее поведение предписываемое социальной ролью.

Составим схему – «Виды санкций»

Формальные - делятся на негативные и позитивные

Неформальные – делятся на негативные и позитивные.

Приведите примеры таких санкций.

Далее ученики самостоятельно читают раздел «В поисках себя». Затем учитель задает вопрос: какие факторы влияют на выбор своего жизненного пути?

Говоря о конфликте отцов и детей, следует ввести понятие

Поколение – группа людей примерно в рамках тридцатилетнего периода.

Устойчивая тенденция – в рамках одного поколения, на начальном этапе преобладает число мальчиков, с возрастом показатели уравниваются, а к 80-му возрасту женщин в 2 раза больше.

С чем по вашему, это связано?

Говоря о причинах конфликтов между поколениями, стоит отметить влияние технического прогресса, возросла социальная мобильность, более сложная общественная жизнь. Человек не может понять социальную роль до тех пор, пока сам в ней не окажется.

Обсуждая вопрос о воспитании ребенка в зависимости от его половой принадлежности, следует обратить внимание на стиль воспитания мальчиков и девочек.

Гендерные особенности учитываются при поступлении на работу. Существуют традиционно женские профессии и традиционно мужские профессии. Приведете примеры.

Однако для современного общества характерно изменение гендерных ролевых установок – женщины часто занимаются мужскими профессиями (служба в армии)

Подводя итоги нужно отметить – чем отличаются социальная роль и социальный статус, акцентировать внимание на том, что любое поведение влечет за собой санкции.

Ожидаемый ответ: социализация это процесс становления личности в обществе.

Записывают определение.

Ожидаемый ответ: национальность, возраст, пол, образование, место работы, доход и т.д.

Приводят собственные примеры главных социальных статусов.

Составляют вместе с учителем схему – «Виды социальных статусов»

Ожидаемый ответ:

Приписанные – национальность и др.

Достигаемые – статус родителя и др.

Составляют схему. Приводят примеры: Формальные – любые правовые нормы позитивного и негативного характера. Неформальные (неофициальные) – родительская похвала, наказание

Ответ: семья, сверстники, близкие друзья, церковь, средства массовой информации и т.д.

Ожидаемый ответ

Это связано с характером деятельности мужчин – служба в армии, более тяжелая работа, склонность к вредным привычкам со временем уменьшают численность мужского населения.

Женские профессии: швея, воспитательница, детский врач.

Мужские: шахтер, военный, рабочий завода и т.д.

Организация домашнего задания (1-2 минуты)

Пересказ параграфа 24, письменно ответить на вопрос №5 после параграфа

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по обществознанию Социальная роль и статус 8 класс

Социальная роль и статус презентация 8 класс...

Открытый урок по теме "Социальные статусы и роли"

Урок обществознания.  8 класс.  Учебник Л.Н. Боголюбова. На уроке используется интерактивная доска SMART board....

Открытый урок "ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ë, Ю, Я"

Избранная тема открытого урока служит цели ознакомления учащихся с тремя случаями, когда эти буквы дают по 2 звука; умение находить их в словах и формирования умения проводить транскрипцию слов по ука...

Методическая разработка открытого урока: Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII - XVIII вв.

Методическая разработка открытого урока: Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII - XVIII вв. с использованием  электронного учебника    История России ча...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ по теме: «Обобщение по теме «Питание»

Цель: формирование элементарных кулинарных умений и навыков. Задачи:- актуализировать знания о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, первичной обработке овощей;- формиро...

Открытый урок социально-бытовой ориентировки в 5 классе по теме "Основные виды транспортных средств"

   Представлен открытый урок в 5 классе по теме "Основные виды транспортных средств". При проведении урока использовались различные образовательные технологии: игровая техно...