Сценарий История парламентаризма в России
классный час по обществознанию (11 класс)

Рыжиков Сергей Николаевич

 

“Власть может быть сильной только тогда, когда сильной является каждая ее ветвь”.

 

Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить).

Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган. В большинстве стран состоит из двух палат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_istoriya_parlamentarizma_v_rossii.docx464.79 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\logo.png

Сценарий

«История парламентаризма в России» 

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0eab/0005db0a-030f330d/img2.jpg

Лебедянь, 2019

Сценарий «История парламентаризма в России»

Цель: Содействовать формированию активной гражданской позиции

Целевая аудитория: студенты техникума

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. Приветствие участников
  2. Сообщение о системе выборов
  3. Рассказ об истории парламентаризма
  4. Показ презентации «История российского парламентаризма»
  5. Современная избирательная система
  6. Твои избирательные права
  7. Заполнение анкеты «Избирательная культура молодежи»
  8. Книжная выставка «История возникновения выборов в России».

1.Организационный момент. Приветствие участников.

Добрый день, дорогие друзья! Тема сегодняшнего мероприятия «История парламентаризма в России». Вы все знаете что Россия – это демократическая страна. В которой выбирается двухпалатный парламент – Федеральное собрание РФ. Сегодня вы узнаете о том, как складывалась история российского парламентаризма.

2.        Сообщение о системе выборов.

Система выборов сформировалась давно. У древних народов вождь племени выбирался своими соплеменниками, по сути, прямым голосованием. Он был выразителем воли племени, его советчиком. Если вождь терял уважение соплеменников, его смещали, а если превышал свои полномочия, то могли и убить.

Демократическая традиция современного мира зародилась в Древней Греции. В результате реформ Солона, Клисфена и Перикла в Афинах установилась демократия. Один раз в месяц все граждане в возрасте свыше 30 лет собирались в народном собрании и решали дела полиса голосованием. Путем поднятия рук народное собрание выбирало стратега – правителя – сроком на год. Тайным голосованием – подачей белых и черных камешков – Собрание объявляло войну, утверждало мирные договоры, принимало законы. Причем любой гражданин мог выступить в собрании и предложить новый закон.

Кроме стратегов в Афинах существовало много должностей по управлению полисом. Обычно одну и ту же должность – судьи, сборщика налогов или смотрителя рынка стремились занять не-сколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? Тянули жребий: кому достанется особый камушек, тот считается избранным. Такие выборы, как считали греки, позволяли им выполнять волю богов, по желанию которых жребий выпадал определенному человеку. Правда, нередко в результате жеребьевки у власти оказывались некомпетентные лица.

Философ Сократ однажды преподал согражданам поучительный урок. Он предложил назначить ослов конями, а когда афиняне удивленно воззрились на него, пояснил: «Ну, а если вы выбираете дураков правителями, почему бы вам не выбрать ослов конями?»

Раз в год Народное Собрание посвящалось остракизму – суду черепков. Граждане должны были написать на черепке имя гражданина, который по их мнению, угрожает афинской демократии. Каждый против кого голосовало больше половины граждан, отправлялся в изгнание на 5-10 лет.

Для древних греков понятие свободы и демократии были неразрывно связаны. Древнегреческий ученый Аристотель отмечал, что «основным началом демократического строя является свобода. А одно из условий свободы – по очереди быть управляемым и править»

В Древнем Риме выборы народного трибуна проходили торжественно. Целую неделю до голосования кандидат носил белый плащ – кандиду. Хотя белый цвет должен был символизировать чистоту помыслов, поступки кандидатов были откровенно корыстны. Голоса избирателей они попросту покупали. Двери дома кандидата были открыты для всех. Любой приходящий мог не только бесплатно утолить голод и жажду, но и получить хороший подарок.

Средневековой Европе также были знакомы органы народного представительства. Это кортесы в Кастилии, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции. Они возникли в период борьбы королей с феодальной вольницей, когда королевская власть ещё не обрела всю полноту, и короли были вынуждены вступать в диалог с общественными силами.

Однако к концу Средневековья демократические принципы были утрачены. Они уступили место абсолютизму - особой форме государственной власти, при которой монарх соединяет в своем лице все основные функции и ветви государственной власти , оставляя за собой последнее слово в решении всех вопросов внутренней и внешней политики. Иначе говоря, король ни с кем – ни с родовой знатью, ни с представительными учреждениями – не делится полномочиями.

В эпоху возрождения выдающиеся гуманисты вернулись к идее правового государства, республиканизма, служения обществу, справедливости как моральной нормы. Однако реализация этих идей стала возможна лишь в 19 веке – эпоху становления либеральной демократии. Первичными нормами государственной жизни становятся принципы разделения властей, основных прав и свобод гражданина, гарантии личных прав. Постепенно расширяется сфера применения демократических норм и правил политической жизни: в целом ряде стран вводится всеобщее избирательное право, начинают возникать массовые политические партии, утверждается обычай многопартийности.

20 век вносит свои коррективы в социально –политическую жизнь Европы. В 20-30 годы возникает реальная угроза существованию демократии: верх берут авторитарно – тоталитарные тенденции. Однако после Второй мировой войны вектор исторического развития указывает движение в мире к демократизации. Послевоенные конституции закрепляют традиционные для буржуазно – демократических государств положения о политических правах и свободах – в том числе – избирательного права.

3.        Рассказ об истории парламентаризма.

Слово «парламент» (parliament) родилось в средневековой Англии, но по этимологии и орфографии является французским, происходящим от parler (говорить).

Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции; высший выборный законодательный орган. В большинстве стран со-стоит из двух палат.

Парламентаризм - система организации и функционирования верховной государственной власти, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций, при которой учреждается постоянно действующий избираемый населением представительный орган, призван-ный принимать верховные решения в форме законов.

Структура парламента Структуру парламента, разную для различных стран и эпох, образуют его палаты. Парламент - однопалатный парламент. - двухпалатный парламент. Руководящим органом однопалатного парламента является председатель Национального собрания. В случае двухпалатного парламента единого руководителя парламента нет, в каждой палате свой председатель.

Структура парламента Главной фигурой в парламенте является депутат (лат. deputatus - посланный). Существует два вида мандатов: - свободный;- императивный мандат.

Сфера полномочий парламента Формирование правительства, а в некоторых странах и избрание президента. Парламент утверждает ключевые фигуры страны типа генерального прокурора, министров, послов, федеральных судей и т. п. Главная роль в вопросах объявления войны и за-ключения мира, ратификации и денонсации международных договоров.

Сфера полномочий парламента В компетенцию ряда парламентов входит и объявление импичмента.

Контроль за деятельностью правительства. Законодательная компетенция - основная для парламента.

Английский парламент – первый в истории пример института представительной демократии. В январе 1265 г. графом Симоном де Монфором в Лондоне был созван первый английский парламент, в котором были представлены основные сословия Англии. Но оформился парламент как постоянно действующее учреждение только в 1290-е годы. Тогда же за ним закрепилось название – parliamentem.

Парламент был однопалатным и играл двоякую роль, выступая как сословно-совещательный орган, и орган высшего суда. Разделение парламента на две палаты: палата лордов и палата общин произошло в 1341-1343 гг. Канцлер - руководил палатой лордов.

Спикер («говорильщик» перед королем) – руководил палатой общин.

Компетенция парламента также формировалась постепенно. Основным полномочиями парламента были следующие:

• Высший суд

• Утверждение налогов и сборов

• Советы королю по государственным делам и по принятию законов(законодательная инициатива оставалась у короля). В XVI-XVIII веках в ряде ведущих стран Западной Европы - Нидерландах, Англии, Франции – в результате буржуазных революций сословные представительные учреждения превратились в общенациональные выборные парламенты, обладающие законодательными и контрольными полномочиями.

  1. Показ презентации «История российского парламентаризма» (приложение 1)

5. Современная избирательная система.

А теперь поговорим о современной избирательной системе. Она включает два взаимосвязанных компонента: 1) избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс –комплекс действий в процессе выборов.

Нормативная основа современных выборов заложена в международных правовых документах, Конституции РФ, специальных законах о выборах в РФ.

Фундамент, на котором основываются выборы, составляют принципы избирательного права – условия, соблюдение которых придает выборам свободный и демократический характер и делает их легитимными, т.е. признаваемыми и одобряемыми народом.

Таких принципов несколько.

1.        Принцип всеобщности. В выборах могут участвовать все граждане. Достигшие 18 лет, психически здоровые и не находящиеся в местах лишения свободы, независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии. Всеобщими выборы стали только в 20 веке.

2.        Принцип равенства означает, что каждый избиратель имеет один голос, независимо от своего возраста, личностных качеств, имущественного и должностного положения.

3.        Принцип прямого избирательного права означает, что каждый избиратель голосует непосредственно за избираемого кандидата без каких- либо промежуточных инстанций. При косвенных выборах волю избирателя выражают специальные лица или органы. например. Депутаты Государственной Думы избирают уполномоченного по правам человека.

4.        Тайное голосование исключает контроль за волеизъявлением гражданина. Каждый голосу-ет лично и не передоверяет это другим лицам.

5.        Альтернативность предполагает возможность сделать выбор из нескольких кандидатов.

6.        Систематичность и периодичность выражается в том, что должностные лица избираются лишь на определенный срок.

7.        Принцип добровольности означает, что если гражданин по каким – либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это.

На основе избирательного права реализуется избирательный процесс. Для избирательного процесса характерны следующие стадии:

1.        Назначение даты выборов (как правило, главой государства);

2.        Организация избирательных округов с приблизительно равным количеством избирателей;

3.        Создание избирательных комиссий, обеспечивающих подготовку и проведение выборов;

4.        Регистрация избирателей в установленном законом порядке, составление списков избирателей;

5.        Выдвижение кандидатов на выборные должности и их регистрация;

6.        Предвыборная агитация;

7.        Процесс голосования по избирательным участкам;

8.        Подведение итогов голосования;

9.        Установление результатов и распределение мест в выборных органах по итогам голосования

Выделяются следующие избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная и смешанная. В мажоритарной (от лат. Magorite – большинство) системе избранным считается тот кандидат, который получил по данному округу большинство голосов.

При пропорциональной системе партии получают в парламенте количество мест пропорционально количеству поданных голосов.

Смешанная избирательная система применяется в нашей стране при выборах в Государственную Думу. В соответствии с такой системой половина (225) – из 450 депутатов избираются по одно-мандатным округам, другая половина – по единому общенациональному избирательному округу .

Какова же схема выборов в Российской Федерации?

Верховный уровень составляют федеральные выборы – выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы.

Средний уровень – это выборы органов власти субъектов РФ: депутатов законодательных органов власти субъектов РФ (например, Государственного Совета Чувашской Республики).

Нижний уровень – это муниципальные выборы: в органы местного самоуправления (глав муниципальных образований).

В последнее время наметилась тенденция снижения активности участия граждан на выборах, или даже отказа от участия в выборах. Эта тенденция получила название абсентеизм (от англ. Absent – отсутствующий). Часто это связано с «усталостью от выборов», неверием в положительные результаты выборов. Невозможностью повлиять на исход голосования, может быть и сознательный бойкот выборов. Оправдана ли такая позиция?

6.Твои избирательные права

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать. Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, имеет право баллотироваться в представительные органы власти. Гражданин России имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, вероисповедания. Гражданин Российской Федерации, достигнув 35 лет, имеет право выдвигать свою кандидатуру на должность президента страны.

 Согласно ст. 32 Конституции РФ ты имеешь право принимать участие в выборах и референдумах. Право избирать и быть избранным является неотъемлемой составной частью демократического общества. Твое участие в выборах – это показатель гражданской зрелости, самостоятельной политической позиции, важный вклад в формирование будущего России.

Закон Липецкой области о выборах главы администрации Липецкой области, принят Липецким областным Советом депутатов 24 мая 2012 года:

Статья 4. Принципы проведения выборов главы администрации области

1. Гражданин Российской Федерации участвует в выборах главы администрации области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в выборах главы администрации области является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах главы администрации области либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

3. Выборы главы администрации области организуют и проводят избирательные комиссии, предусмотренные настоящим Законом. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов главы администрации области, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Статья 6. Равное избирательное право

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах главы администрации области на равных основаниях.

Статья 7. Прямое избирательное право

Граждане РФ голосуют на выборах главы администрации области за кандидатов непосредственно.

Статья 8. Тайное голосование

Голосование на выборах главы администрации области является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

 

Для авторизации в Личном кабинете необходимы адрес электронной почты и пароль, полученный после регистрации. Для получения пароля, Вам необходимо пройти процедуру регистрации.

Внимание!

Пройдя процедуру авторизации или регистрации, Вы тем самым соглашаетесь с Условиями предоставления пользователям функциональных возможностей Личного кабинета Интернет портала ЦИК России.

Регистрация в Личном кабинете позволит получить доступ к интерактивным сервисам, а также к персональным настройкам Интернет портала ЦИК России. В настоящее время для ряда услуг доступны возможности:

в электронной форме запросить и получать новости Интернет портала;

в электронной форме запросить и получать информацию о выборах и результатах выборов;

в электронной форме запросить и получить информацию об обработке персональных данных.

Со временем значительная часть наиболее востребованных услуг станет доступна в электронном виде с использованием возможностей Личного кабинета.

Для успешной регистрации Вам потребуется указать действительный адрес электронной почты.

 Чтобы быть грамотным избирателем надо:

 1.Помнить, что твой голос нужен кандидату, партии, которых ты поддерживаешь.

2.Знать, что у нас в стране пропорциональная избирательная система.

3.Быть активным избирателем.

4.Знакомиться с предвыборными программами, с агитационными материалами и их анализировать.

5.Уметь оценивать деловые качества кандидатов.

6.Всегда участвовать в выборах.

7.Помнить, что ваши мечты о лучшем будущем, в ваших руках.

   Порядок голосования

 Голосование производится лично, по предъявлению паспорта гражданина РФ или документа, заменяющего его. Голосование за других избирателей не допускается. Избирателю выдается бюллетень, заполняющийся в специально оборудованном кабинете, где не допускается присутствие посторонних лиц.

Голосование проводится путем нанесения в избирательном бюллетене любого знака в квадрате напротив фамилии кандидата, в пользу которого сделан выбор. Испорченный бюллетень заменяется избирательной комиссией участка на новый.

Заполненный бюллетень опускается в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования.

 Голосование – это, по сути, передача наших прав на управление делами государства другим лицам и общественным организациям – партиям. И передавать власть на выборах нужно по здравому рассуждению, не поддаваясь давлению или подкупу.

 

7.Заполнение анкеты «Избирательная культура молодежи»

8.        Книжная выставка «История возникновения выборов в России».

Приложение 1

Презентация История российского парламентаризма (Слайд 1 )

Слайд 2. Отдельные элементы народного представительства существовали в Киевской Руси, Великом Нов-городе и Московском государстве. В Древней Руси выборными органами управлялся Великий Новгород. Важную роль в Великом Новгороде  играло вече – народное собрание, где принимались наиболее важные решения, избирались руководители новгородского управления – посадник и тысяцкий, а так же новгородский архиепископ. Однако ученые не считают новгородское вече истинно демократическим. Поскольку в его деятельности участвовали не все жители, а лишь самые знатные и богатые.

Во времена Ивана Грозного, в 1549 году, был созван первый в истории России Земский собор. Кроме бояр, дворян и духовенства , на соборе были выборные от посадов и торговых людей, а так же от черносошных крестьян. Впоследствии земские соборы созывались для решения наиболее важных вопросов государственной жизни.

Слайд 3, 4,

В XVI - XVII вв. (в годы правления Ивана IV, Федора I, Бориса Годунова, в период Смуты, а также при первых Романовых - Михаиле и Алексее) в России формируются и действуют органы сословного представительства - Боярские думы, Земские соборы.

Показателен в этом отношении Земский собор 1613 года. Избравший нового русского царя – Михаила Романова. В работе собора участвовали выборные от дворян, посадских, черносошных и дворцовых крестьян, казаков, стрельцов и других групп населения. Главную роль на соборе игра-ли боярская знать и руководители церкви. Со временем Земские соборы утратили свою роль. Власть монарха по мере своего укрепления всё реже обращалась к мнению Земских соборов.

Слайд 5

Последний Земский собор собирался в 1653 году, который решил вопрос присоединения Малороссии к России.

Слайд 6

Эпоха Петра I характеризуется отрицанием парламентаризма верховной власти и окончательным формированием абсолютной монархии в форме императорской власти. В России оформился абсолютизм.

Слайд 7

Екатериной II была подписана «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» от 21 апреля 1785 г., которая стала первым в истории управления развернутым законом по организации городского управления В эпоху Александра II в 1864 году учреждены земства - всесословные представительства на уровне уездов и губерний, а в 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения - органы городского самоуправления.

Слайд 8 Слайд 9

По инициативе председателя Комитета министров С.Ю. Витте император Николай II 17 октября 1905 года подписал Манифест, получивший название Октябрьского манифеста

Слайд 10

27 апреля 1906 г. начинает свою работу I Государственная Дума - первый российский общенациональный парламент. В 1906 - 1917 гг. были избраны четыре Государственных Думы, но лишь одна из них (третья) отработала полный срок.

Слайд 11

Вторая Государственная Дума приступила к работе 20 февраля 1907 года. Было принято около 20-ти правительственных законопроектов. 3 июня 1907 года Николай II обнародовал Манифест о роспуске Второй Государственной Думы, которая просуществовала 103 дня.

Слайд 12

Третья Государственная Дума полностью проработала полный пятилетний срок. Приступила она к своим обязанностям 1 ноября 1907 года. Именно в Третьей Государственной Думе впервые состоялось принятие закона о годовом государственном бюджете, а так же она одобрила правительственную реформу крестьянского землевладения. Завершила свою деятельность в июне 1912 года.

Слайд 13

15 ноября 1912 года была созвана Четвертая Государственная Дума. В феврале 1917 года началась Февральская революция и 25 февраля Четвертая Дума в последний раз собралась в своем полном составе, а 26 февраля последовал Манифест о перерыве заседаний Государственной Думы.

Слайд 14

В СССР существовал двухпалатный парламент – Верховный совет, состоявший из Совета Союза и Совета национальностей.

Это высший орган государственной власти Советского Союза, принимавший решения по важнейшим вопросам:

 государственного строительства

 экономики

 социально - культурной сферы

основных направлений внешней политики и контроля за деятельностью государственного аппарата.

Слайд 15

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации

(Согласно статье 94 Конституции РФ).

Слайд 16

Современный этап российского парламентаризма Конституция (от лат. constitutio — «устройство») в формальном смысле — основной закон страны, нормативно-правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального образования в федеративном государстве, закрепляющий основы политической, правовой и экономической систем данного государства или образования, основы правового статуса личности.

12 декабря 1993 года одновременной с выборами депутатов Государственной Думы первого созыва состоялось всенародное голосование по проекту Конституции РФ. Большинством голосов избирателей Конституция РФ была принята, что стало началом принципиально новой эпохи в общественно-политическом развитии нашей страны.

Система законодательной власти в Российской Федерации Законодательная власть в Российской Федерации представлена Федеральным Собранием, которое состоит из двух палат: Совета Федерации; Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (от представительного и исполнительного органов государственной власти). Государственная дума состоит из 450 депутатов.

Слайд 17

К ведению Государственной Думы относятся:- принятие кандидатуры на пост Председателя Правительства Российской Федерации, предложенной Президентом (Председатель Правительства назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы);

-вопросы о доверии Правительству Российской Федерации;-заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах деятельности;-назначение и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;-назначение и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

-назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

-объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ и последующего отрешения его от должности.

Слайд 18

К ведению Совета Федерации относятся: изменение границ между субъектами Российской Федерации;-утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;-утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;-решение об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами государства;-назначение выборов Президента Российской Федерации;-отрешение Президента Российской Федерации от должности;-назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;

-назначение и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;-назначение и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Приложение 2

Анкета «Избирательная культура молодежи»

Уважаемые читатели!

С целью выявления потребностей избирателей в получении информации о выборах и выборном процессе, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1. Как Вы оцениваете социально-экономическую ситуацию в России?

а) благополучная;

б) катастрофическая;

в) приемлемая;

г) кризисная;

д) затрудняюсь ответить.

2. Кто, с Вашей точки зрения, несёт за это ответственность?

а) Президент;

б) Государственная Дума;

в) криминальные структуры;

г) предприниматели;

д) затрудняюсь ответить.

3. Нужны ли в современной России выборы?

а) да;

б) нет;

в) мне всё равно;

г) другое мнение.

4. Назовите наиболее влиятельных, по Вашему мнению, общественно-политических деятелей.

5. Какая программа кандидатов Вам подходит или наиболее приемлема, по-Вашему, для дальнейшего развития России?

6. Из каких источников Вы узнаёте об избирательных кампаниях (укажите не более трёх вариантов ответов)

а) газеты, журналы;

б) радио;

в) телевидение;

г) общение через Интернет (чаты и т. д.);

д) письма, листовки;

е) агитационные плакаты и щиты;

ж) встречи с представителями избиркомов, кандидатами;

з) другое.

7. Какой наказ Вы хотели бы дать кандидатам?

8. Какими, на Ваш взгляд, личными качествами должен обладать будущий губернатор Липецкой области?

9. Известны ли Вам основные законодательные акты, регулирующие выборы в Российской Федерации?

а) да;

б) нет.

10. Если известны, то какие?

11. Известно ли Вам, что в библиотеке действует Центр правовой информации, где Вы можете получить информацию о законодательных актах Российской Федерации и Липецкой области?

а) да;

б) нет.

12. Какие знания в области законодательства о выборах Вам необходимы?

13. Нуждаетесь ли Вы в информации о своих избирательных правах?

а) да;

б) нет.

В заключение просим Вас сообщить некоторую информацию о себе. Это поможет нам правильно учесть мнение всех категорий пользователей.

Возраст:___________ лет.

Образование:______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему «Развитие парламентаризма в России» для учащихся 9-10-х классов.

Цели мероприятия:1. формировать представление об исторических этапах развития отечественного парламентаризма, его особенностях;2. активизировать гражданскую позицию старшеклассников посредством ознако...

Презентация "История парламентаризма в России"

Презентация подготовлена мною к 105 -й годовщине создания первой Государственной Думы в России,  для проведения муниципальной викторины среди школьников, посвященной этому событию...

Элективный курс "История парламентаризма в России"

История парламентаризма в России от рождения до современных дней....

Презентация по истории "ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ НА ПРОТЯЖЕНИИ 1906-1917 ГОДОВ".

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА В РОССИИ НА ПРОТЯЖЕНИИ 1906-1917 ГОДОВ (презентация)...

Предметная игра по истории и политологии, посвященная истории парламентаризма в России

Нами был разработан план и методика предметной игры по истории и политологии, посвященной истории парламентаризма в России для учащихся 9-11 классов. В рамках данного плана и содержания заданий мы поп...

Урок "История парламентаризма в России"

Урок "История парламентаризма в России"...

Презентация "История парламентаризма в России"

Презентация уроку "История парламентаризма в России"...