Интегрированный урок "Экономика семьи"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Буторин Владимир Евгеньевич

Тема урока: Экономика семьи

(обществознание + математика)

Цели урока:

  • формировать знания о структуре семейного бюджета, умения  планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет;
  • познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, бюджет, профицит, дефицит бюджета;
  • формировать навык решения экономических задач прикладного характера;
  • продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.
  • способствовать развитию познавательного интереса, мыслительных процессов.

Тип урока: урок - практикум

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_semi.docx155.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема интегрированного  урока: Экономика семьи

(обществознание + математика)

Цели урока:

  • формировать знания о структуре семейного бюджета, умения  планировать расходы, доходы семьи, определять семейный бюджет;
  • познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, бюджет, профицит, дефицит бюджета;
  • формировать навык решения экономических задач прикладного характера;
  • продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.
  • способствовать развитию познавательного интереса, мыслительных процессов.

Тип урока: урок - практикум

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. Развивать умение различать личные расходы и расходы семьи;
  2. Формировать ответственное понимание  того, что трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния.

Предметные: 

1.Структурировать знания о семейном бюджете

2. Сформулировать понятия семейного бюджета

3. Проверить навык планирования расходов.

Метапредметные:

  1. Владение и умение извлекать информацию из предложенного источника.
  2. Вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи, умение работать  в команде.

Коммуникативные: 

1. Донесение своей позиции,

2. Умение понять взгляды и интересы других.

Ход урока:

I. Организационный момент: налаживание дисциплины в классе, приветствие учителя учениками, приветствие учеников учителем.

II. Стадия вызова.

Учитель: Здравствуйте. Ребята, давайте представим такую ситуацию.:

                Встречаются на перемене два друга.

                1-ый мальчик. Смотри, Саша, сколько у меня денег! Я уже купил пять                         пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали                 купить новые игры и велосипед. Здорово, да?

                2-ой мальчик. А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не                 голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. «Сейчас у нас трудно с                 семейным бюджетом»,- так говорят мои родители.

                1-ый мальчик. А что такое семейный бюджет?

                2-ой мальчик. Не знаю.

Учитель:??? Какова тема сегодняшнего урока?

Учащиеся предлагают тему урока: Семейный бюджет или экономика семьи. (записывают в тетрадь)

Учитель:??? Что вы должны узнать сегодня на уроке? или  Какие цели вы поставите на сегодняшний урок?

Ребята выдвигают  цели урока (что они хотят узнать на сегодняшнем уроке)

III. Стадия осмысления.

Учитель:??? Ребята, а как вы думаете "Что такое семейный бюджет"?

Ребята высказывают свое мнение и рассказывают. что они знают о семейном бюджете.

Учитель:??? Ребята, как вы думаете из каких ресурсов состоит бюджет семьи?

Ребята предлагают варианты

и заполняют кластер в тетради.

Учитель:  Молодцы. А теперь попробуйте все, названные вами ресурсы разделить на группы.

Ребята предлагают варианты. (материальные, трудовые, информационные, энергетические и финансовые)

Если учащиеся затрудняются в формировании групп, то учитель помогает.

Учитель:  сегодня особое внимание мы уделим финансовым ресурсам семьи, т.к. финансовые ресурсы составляют бюджет семьи.

финансовые ресурсы

(бюджет семьи)

доходы        расходы

Приведите примеры доходов и расходов семьи.

Учащиеся предлагают варианты и заполняют схему.

финансовые ресурсы

(бюджет семьи)

доходы                                                            расходы

зарплата

пособия

пенсии

 прибыль от предпринимательской деятельности

проценты от сбережений

коммунальные платежи

питание

одежда

лекарства

транспорт

                                

Учитель:         Если Д>Р, то бюджет профицитный

                Если Д<Р, то бюджет дефицитный

                Если Д=Р, то бюджет равноценный

Учитель: Главная задача семьи - формирование и грамотное распределение семейного бюджета. Эта функция семьи отражена в заданиях единого государственного экзамена по математике.

Сейчас мы перейдем к решению экономических задач прикладного характера. На столе у вас лежат карточки.

Карточка №1: определите бюджет семьи.

Учащиеся решают задачи и определяют бюджет семьи (мальчики вычисляют заработную плату папы, девочки заработную плату мамы). Учащиеся могут друг к другу и советоваться.

Карточка №1

Семья состоит из 4 человек: мама, папа и двое детей.

Заработная плата мамы: ________________

Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Марии Ивановны равна  19 000 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?

Решение:

1 способ

1) 19000 руб - 100%

    х руб - 13%

19000 *13 : 100 = 2470 руб - удержание

2) 19000 - 2470 = 16530 руб

Ответ: 16530 рублей

2 способ

1) 100 - 13 = 87 % - получит на руки

2) 19000 - 100%

     х руб - 87%

19000 * 87 : 100 = 16530 руб

Ответ: 16530 рублей

Заработная плата папы: ________________

Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. Заработная плата Ивана Кузьмича равна  24 000 рублей. Сколько рублей он получит после вычета налога на доходы?

Решение:

1 способ

1) 24000 руб - 100%

    х руб - 13%

24000 *13 : 100 = 3120 руб - удержание

2) 24000 - 3120 = 20880 руб

Ответ: 20880 рублей

2 способ

1) 100 - 13 = 87 % - получит на руки

2) 24000 - 100%

     х руб - 87%

24000 * 87 : 100 = 20880 руб

Ответ: 20880 рублей

Решение:

300 * 2 = 600 рублей

Ежемесячное пособие на ребенка 300 рублей.

Бюджет семьи: _____________________

Решение:

16530 + 20880 + 600 = 38010 рублей

Ответ: 38010 рублей

Учитель: Одним из обязательных платежей являются коммунальные платежи: свет, вода и др.

Карточка №2: определите расходы семьи на коммунальные услуги.

Учащиеся решают задачи и определяют коммунальные платежи семьи (учащиеся 1,2 ряда определяют коммунальный платеж за свет, учащиеся 3,4 ряда определяют коммунальный платеж за воду. Учащиеся могут друг к другу и советоваться.

Карточка №2:

Коммунальный платеж за свет: _________________

Показания счётчика электроэнергии 1 сентября составляли 12 625 кВт·ч, а 1 октября — 12 802 кВт·ч. Сколько нужно заплатить за электроэнергию за ноябрь, если 1 кВт·ч электроэнергии стоит 1 рубль 80 копеек (1,8 руб)?

Решение:

1) 12 802 - 12 625 = 177 кВт·ч

2) 177 * 1,8 = 318,6 рублей

Ответ: 318,6 рублей

Коммунальный платеж за воду: ________________

В доме, где проживает семья, установлен прибор учёта расхода холодной воды (счётчик). 1 сентября счётчик показывал расход 103 куб. м воды, а 1 октября — 114 куб. м. Какую сумму должен заплатить Иван Кузьмич за холодную воду за сентябрь, если цена 1 куб. м холодной воды составляет 19 руб. 20 коп. (19,2 руб)?

Решение:

1) 114 - 103 = 11 куб. м

2) 11 * 19,2= 211,2 рубля

Ответ: 211,2 рубля

Коммунальные платежи: ___________________________

Решение:

318,6 + 211,2 = 529,8 рублей

 Ответ: 529,8 рублей

Учитель: Еще одна статья расходов это питание. Ежеквартально Росстат подсчитывает цену потребительской корзины, на основании которой определяется прожиточный минимум.

Карточка №3: Потребительская корзина. Определите расходы на питание.

Карточка №3: Потребительская корзина

https://mtdata.ru/u1/photo8098/20443226641-0/original.jpg

На официальном сайта Росстата есть форма, которая показывает стоимость условного (минимального) набора продуктов питания.

Месяц 2018 года

РФ

январь

3787,77

февраль

3826,25

март

3895,14

апрель

3947,8

май

3969,88

Выглядит неправдоподобно, особенно, если учесть, что по таким расчетам человек может потратить на еду в сутки всего 132 рубля.

Усредненный прожиточный минимум сегодня в России 7095 рублей в месяц на одного человека.

Расходы на питание семьи: ______________________

Решение:

7095 * 4 = 28380 рублей

Ответ: 28380 рублей

Учитель: Семейный отдых - это время, проведенное вместе! Совместные игры, прогулки, развлечения и т.д. Запоминается не место, где отдыхали, а то чем вы занимались...

Карточка №4: Определите стоимость отдыха семьи в санатории и хватит ли оставшихся денег на отдых.

Карточка №4: Определите стоимость отдыха семьи в санатории и хватит ли оставшихся денег на отдых.

Стоимость номера 13452 рубля. В стоимость входит трехразовое питание, лечебные процедуры.

Стоимость проезда Байкалово-Тюмень составляет 486 рублей на одного человека.

Стоимость недельного отдыха в санатории с проездом в обе стороны: ___________________________

Решение:

(486 * 4) * 2 + 13452 = 17340 рублей

Ответ: 13340 рублей

Хватит ли оставшихся денег на отдых.

Решение:

38010 - 529,8 - 28380 = 9100,2 рублей

Ответ: не хватит

Учитель: Если не хватает денежных средств. то семья обращается в банк за кредитом. Долговые обязательства семья будет выполнять ежемесячно, т.е ежемесячно нужно выплачивать кредит и проценты по кредиту. Определите сумму ежемесячного платежа.

Карточка №5: Определите сумму ежемесячного платежа по кредиту.

Карточка №5:

Определите сумму ежемесячного платежа по кредиту.

Клиент взял в банке кредит 15 000 рублей на год под 15%. Он должен погашать кредит, внося в банк ежемесячно одинаковую сумму денег, с тем чтобы через год выплатить всю сумму, взятую в кредит, вместе с процентами. Сколько рублей он должен вносить в банк ежемесячно?

Ежемесячный платеж: __________________

Решение:

1 способ:

1) 15000 руб - 100%

    х руб - 15%

15000 *15 : 100 = 2250 руб - переплата (проценты)

2) 15000 + 2250 = 17250 руб - сумма возврата (кредит + проценты)

3) 17250 : 12 месяцев = 1437,5 рублей - ежемесячный платеж

Ответ: 1437,5  рублей

2 способ

1) 100 + 15 = 115 % - нужно выплатить (кредит + проценты)

2) 15000 - 100%

     х руб - 115%

15000 * 115 : 100 = 17250 руб - сумма возврата (кредит + проценты)

3) 17250 : 12 месяцев = 1437,5 рублей - ежемесячный платеж

Ответ: 1437,5  рублей

IV. Стадия рефлексии.

Учитель. Ребята, у вас на столах лежат таблицы, которые содержат утверждения. Во второй колонке таблицы вам необходимо поставить «+», если вы согласны с утверждением и – «-», если вы не согласны с утверждением.

 «Верные – неверные утверждения»

Утверждения

«+» - согласен

«-» - не согласен

Смета доходов и расходов  на определенный период это бюджет.

Без  предварительного планирования денежных средств можно попасть в неприятную ситуацию.

Бюджет формируется только из доходов.

При планировании семейного бюджета необходимо учитывать лишь расходы.

В семье бюджет может быть только дефицитный.

Профицитный бюджет это всегда плохо для семьи

Расходы семьи заранее предвидеть невозможно.

На расходы семьи влияют только ее доходы.

Накопление для семьи формировать, не так важно как иметь новые модели телефонов.

Вы в своем возрасте на семейный бюджет влияние оказать не можете.

Можно ли всегда жить в долг всегда.

Ответственность за семейные расходы лежит только на родителях.

Жертвовать личными расходами  ради общесемейных расходов нельзя.

Большинство семейных расходов контролю не поддаются.

Неумение планировать свои расходы это признак благополучия семьи.

Доходы семьи изменить намного проще ,чем изменить расходы.

При планировании семейного бюджета важно учитывать лишь нужды тех членов семьи которые приносят доход.

Семейный бюджет важная составляющая семейной жизни

Учитель: Ребята, прокомментируйте одно из утверждений с которым вы согласны.

Учащиеся предлагают свои варианты и комментарии.

V. Подведение итогов урока.

Учитель: ???Подведем итог урока. Нужно составлять бюджет или это необязательно?

Предполагаемый ответ учеников: Бюджет составлять необходимо, так как вы сможете заранее скорректировать свои расходы, если доходов вам не хватит. Вы сможете избежать дефицита бюджета.

        VI. Домашнее задание:

Заполните таблицу, распределив месячный бюджет  своей семьи.

Доходы

Расходы

Обязательные платежи

питание

промтовары

Культурно-бытовые услуги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по теме «Семья в современном обществе.Законодательство и семья"

Это занятие можно проводить в 11 классе совмещая уроки ОБЖ и Обществознания, данная разработка подойдет для проведения классных часов и уроков права по теме "Семейное право"...

Презентация к интегрированному уроку по истории и обществознанию: "Психологический климат в современных российских семьях"

Презентация подготовлена к интегрированному уроку, разработанному для 8-го класса средней общеобразовательной школы....

Интегрированный урок психологии и обществознания "Психологический климат семьи"

Цели урокаОбразовательная: способствовать формированию  у учащихся  четкого представления о семье и её функциях, о психологическом  климате, о различных стилях общения в семье.Раз...

Интегрированный урок в 10 классе по теме "Семья и брак"

Цели и задачи:Обществознание1) познакомить с формами брака, нормами, регулирующими отношения в семье, показать социальное назначение института брака, традиционные семейные ценности в социально – филос...

Интегрированный урок сбо по теме "Семья" с воспитателями 7 кл.

Помощь родителям и воспитателям в уходе за малышами....

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Презентация интегрированного урока «Семья-ячейка общества»

Урок «Семья-ячейка общества»  является логическим продолжением занятий по теме «Социальная сфера»                           ...