Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов к учебникам под редакцией В.А.Никонова 2019г.
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс)

Данный материал содержит Рабочую  программу и тематическое планирование по обществознанию для учащихся 6 - 9 классов к учебникам под редакцией В.А.Никонова, издательство "Русское слово" 2019г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obshchestvoznaniyu_2019-20g.docx88.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Вёшкинская основная общеобразовательная школа

                    Кадыйского муниципального района Костромской области

        

Утверждено

Директор МКОУ  Вешкинской ООШ

___________ А.А. Панков

«___» ___________ 20    г.

Приказ № ____________

       

Рабочая   программа

по обществознанию

                               6 – 8  классы

уровень: базовый (ФГОС)

 

                           Учитель:

Смирнова Лилия Александровна

Пояснительная записка.

Целью реализации основной образовательной программы среднего общего образования по учебному предмету «обществознание» является усвоение содержания учебного предмета «обществознание» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными Федеральным государственным образовательным стандартом.

В соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации целями преподавания и изучения обществознания являются так же:

•  формирование гармонично развитой личности;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям;

• развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации;

• создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе.

Главная задача изучения обществознания

       обеспечить соответствие основной образовательной программы требованиям ФГОС; 

  • создание условий, которые обеспечат учащимся 6—9 классов получение и усвоение обществоведческих знаний;
  • формирование у них «правовой, экономической (включая финансовую), политической, медиа- и информационной культуры, культуры межнационального общения, соответствующей традициям и потребностям российского общества, общероссийской гражданской идентичности» (Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях Российской Федерации).

              Место предмета в учебном плане

Преподавание данного учебного предмета осуществляется в рамках реализации базовой части учебного плана основного общего образования МКОУ Вешкинской ООШ.  Согласно действующему Базисному учебному плану основного общего образования изучение обществознания предусмотрено с 6 по 9 класс (общее количество часов — 140, 35 часов на каждый год изучения, 1 час в неделю).

6 класс – 34 (1 час резерв);

7 класс – 34 (1час резерв);

8 класс – 34 (1 час резерв);

9 класс – 35 часов.

«Обществознание» имеет два концентра, является интегрированным курсом, построенным по модульному принципу. Учебный предмет включает адаптированные в соответствии с целями обучения и психологическими особенностями обучающихся основы различных наук (социология, политология, социальная психология, философия, экономика, политология, юриспруденция). В линии учебников обществознания под редакцией В.А. Никонова реализован системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса. Последовательность изучения содержательных единиц соответствует требованиям нормативных документов в области образования и познавательным возможностям обучающихся.

Технологии, используемые в обучении: игровые, ИКТ-технологии, проектные и здоровьесберегающие. 

Типология уроков и форм организации
учебных занятий.

Достижение запланированных результатов освоения Примерной образовательной программы осуществляется на уроках разного типа. Учитель может также использовать внеурочные формы организации познавательной деятельности учеников (экскурсия, встреча с представителем профессии, квест и пр.)     

Тип урока (по основной дидактической задаче)

Формы занятий и приёмы учебной деятельности учителя

Вводный урок

Первичное ознакомление с учебным материалом; введение в проблематику курса, изучаемого раздела; предъявление наиболее общих понятий. Уроки «опережающего обобщения», эвристическая беседа, школьная лекция

Урок предъявления и изучения нового учебного материала

Организация предъявления нового учебного материала и его первичного освоения учащимися, формирование метапредметных умений.

Объяснение учителя, самостоятельная работа с учебником, выполнение познавательных заданий преимущественно репродуктивного уровня, работа с документами, различными источниками социальной информации (уроки — практические занятия)

Урок применения знаний

Организация деятельности учащихся по применению знаний в новой ситуации, формированию умений.

Выполнение проблемных познавательных заданий. Семинар, «нетрадиционные» уроки (ролевая игра, ученическая конференция, круглый стол, дискуссия); предъявление результатов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной) — защита проекта, сообщение, презентация

Урок обобщающего повторения

Организация систематизации, обобщения и закрепления полученных знаний (так называемые «итоговые уроки»)

Урок проверки усвоенных знаний и сформированности умений

Контроль (преимущественно тематический) знаний и умений: выполнение теста, контрольной работы, проверочных заданий по теме в устной или письменной форме. Организация рефлексии познавательной деятельности (самоконтроль, самооценка)

Решение комплекса дидактических задач

Комбинированный урок

Формы промежуточной аттестации: контрольная работа, проверочная работа, тестовые задания в формате ОГЭ и ЕГЭ, защита проектов и рефератов, написание эссе по изученным сферам.

     УМК для 6—9 классов включает в себя следующие учебники:

Обществознание: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Ю.Ю. Петрунин, Л.Б. Логунова, М.В. Рыбакова и др.; под ред. В.А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.2.3.3.3.1).

Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Г.В. Пушкарева, Л.Г. Судас и др.; под ред. В.А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.2.3.3.3.2).

Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / И.В. Лексин, Н.Н. Черногор; под. ред. В.А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.2.3.3.3.3).

Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / М.В. Кудина, И.В. Чурзина; под ред. В.А. Никонова. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 (ФП № 1.2.3.3.3.4).

Пособие для педагогов.

Программа и тематическое планирование курса «Обществозна-

ние. 6–9 классы» / авт.-сост. Т.В. Коваль. — М.: ООО «Русское сло-

во — учебник», 2019. — 88 с. — (ФГОС. Инновационная школа).

       

 

 Ресурсы Интернета

https://russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»

https://rosuchebnik.ru/ - Корпорация «Росучебник»

https://lecta.rosuchebnik.ru/ - электронно-образовательная платформа «Лекта»

https://sdamgia.ru/ - сайт «Я сдам ЕГЭ».

http://обществознание-онлайн.рф/info/stock/ - сайт «Обществознание».

https://www.prosv.ru/ - издательство «Просвещение».

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса обществознания в 6-9 классах.

ФГОС среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета:

– личностным;

– метапредметным;

– предметным.

Наиболее существенным в процессе изучения обществознания является создание условий для достижения личностных результатов, отражающих становление и развитие личности обучающегося в её самобытности, уникальности, неповторимости. Учитель решает эту задачу на каждом уроке, но формирование личностных структур не замыкается в границах одного урока. В таблице «Личностные результаты освоения курса «Обществознание» комплексно представлены планируемые результаты, которые могут быть реализованы учителем в 6—9 классах применительно и конкретными условиями образовательного процесса.

Личностные результаты освоения курса «Обществознание»

Раздел содержания

Планируемые личностные результаты образовательного процесса (соответствующий возрастным особенностям уровень формирования целостного мировоззрения, отражающий современное развитие социальных наук)

Человек.

Деятельность

человека

Идентификация учащимся себя как полноправного члена общества и субъекта деятельности.

Ответственное отношение к учению.

Уважительное отношение к труду.

Готовность к самообразованию.

Понимание необходимости уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, к его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность вести диалог с другими людьми. Сформированность (в соответствии с возрастом) основ экологической культуры

Общество

Идентификация учащимся себя как полноправного члена общества и субъекта деятельности.

Российская гражданская идентичность, ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа.

Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Понимание необходимости уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

Готовность участвовать в деятельности коллектива, продуктивно взаимодействующего с социальной средой.

Понимание ценности созидательного отношения к окружающей действительности, продуктивной организации совместной деятельности.

Соответствующая возрастным особенностям самореализация в группе и организации, реализация собственного лидерского потенциала.

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Социальные нормы

Соответствующие возрастным особенностям нравственные чувства и нравственное поведение.

Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

Соответствующая возрасту способность осознанно и ответственно оценивать собственные поступки с позиций морали.

Готовность к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве.

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, в которые входит ученик.

Соответствующее возрастным особенностям осознание ценности здорового и безопасного образа жизни. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

Сфера духовной жизни общества

Усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества, соответствующее возрастным особенностям.

Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Соответствующие возрастным особенностям нравственные чувства и нравственное поведение, стремление к нравственному самосовершенствованию. Веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества.

Соответствующая возрастным особенностям сформированность основ художественной культуры как части общей духовной культуры личности, ориентация в художественном и нравственном пространстве культуры, потребность в общении с художественными произведениями.

Уважение к истории культуры своего Отечества

Социальная сфера жизни общества

Осознание собственной этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

Идентификация себя как полноправного члена общества и субъекта деятельности и социальных преобразований.

Веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию. Понимание необходимости уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере. Готовность вести диалог с другими людьми.

Освоенность в соответствии с возрастом социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Готовность участвовать в деятельности коллектива, продуктивно взаимодействующего с социальной средой.

Понимание ценности созидательного отношения к окружающей действительности, продуктивной организации совместной деятельности.

Самореализация в группе и организации, реализация собственного лидерского потенциала.

Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

Политическая сфера жизни общества

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, понимание значимости использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Соответствующее возрастным особенностям усвоение демократических ценностей.

Понимание необходимости уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его гражданской позиции.

Представление о роли российских традиционных ценностей в становлении гражданского общества и российской государственности.

Гражданин и государство

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).

Формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, доступных учащимся.

Соответствующая возрастным особенностям включённость в непосредственное гражданское участие.

Идентификация учащимся себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности. Усвоение ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.

Основы российского законодательства

Освоенность в соответствии с возрастом правовых норм, ролей и форм социальной жизни в государстве.

Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

Готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами.

Способность в соответствии с возрастом осознанно и ответственно оценивать собственные поступки с позиций права

Экономика

Идентификация учащимся себя в качестве субъекта социальных преобразований.

Сформированность ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, социального творчества, продуктивной организации совместной деятельности.

Формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.

Уважительное отношение к труду.

Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения

Метапредметные результаты изучения обществознания в 6— 9 классах включают освоение учащимися умений, направленных на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; формирование у обучающихся научного типа мышления; ориентацию учащихся на общекультурные образцы и нормы взаимодействия с окружающим миром; освоение универсальных учебных действий как основы активной учебно-познавательной деятельности. Содержание курса с учётом возрастных особенностей и возможностей учащихся позволяет формировать:

  • метапредметные и межпредметные понятия (например, «система», «развитие», «классификация», «закономерность», «анализ», «личность», «общество», «государство», «экономика», «равенство», «социальная справедливость» и пр.);
  • умения работы с социальной информацией (смысловое чтение, преобразование и интерпретация информации / текста на основе её анализа, систематизации и оценки);
  • умения представлять информацию в форме развёрнутого монологического высказывания (устного или письменного — мини-сочинение, исследование и пр.); в сжатой словесной форме (в виде простого или сложного плана), в наглядно-символической форме (таблица, графическая схема, гистограмма и диаграмма);
  • опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Метапредметные результаты изучения обществознания реализуются в таких познавательных универсальных учебных действиях, как:

  • определение понятий (в описательной форме и через подведение видового понятия к родовому);
  • сравнение с выделением общих признаков и различий;
  • классификация по предложенным критериям и на основе самостоятельно выбранных оснований;
  • изложение полученной информации в контексте решаемой задачи;

объяснение явления, процесса, связей и отношений с заданной точки зрения;

установление причинно-следственных связей с указанием причин и возможных последствий;

логическое рассуждение (от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям);

формулирование вывода (на основе сопоставления разных точек зрения, с подтверждением его собственной аргументацией);

использование, преобразование и создание схем и таблиц для систематизации информации и решения познавательных задач;

перевод сложной по составу (многоаспектной) информации из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

использование информационных ресурсов (текстовых и вне текстовых, включая интернет-ресурсы) для поиска и отбора информации (под руководством учителя, по его указанию или самостоятельного).

Требования к предметным результатам освоения основной образовательной программы по обществознанию, а также к результатам освоения учебного предмета «Обществознание», выносимым на промежуточную и итоговую аттестацию, должны обеспечивать:

  1. освоение системы знаний о социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми; о характерных чертах и признаках основных сфер жизни общества; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения;
  2. сформированность умения раскрывать смысл ключевых понятий, базовых для школьного обществознания; сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  3. сформированность умения описывать основные социальные объекты, явления, процессы с выделением их существенных признаков, структурных элементов и основных функций;
  4. сформированность умения приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в разных сферах;
  5. сформированность умения классифицировать социальные объекты, явления, процессы, их существенные признаки, элементы и основные функции по разным основаниям;
  6. сформированность умения сравнивать социальные объекты, явления, процессы, их элементы и основные функции; выявлять их общие черты и различия;
  7. сформированность умения устанавливать взаимосвязи изученных социальных объектов, явлений, процессов, их элементов и основных функций (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
  8. овладение приёмами поиска социальной информации по заданной теме в различных её адаптированных источниках (материалы СМИ, учебный текст, фото- и видеоизображения, диаграммы, графики); умение составлять на их основе план, таблицу, схему; соотносить содержание нескольких источников социальной информации;
  9. овладение приёмами перевода социальной информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу / диаграмму, из аудиовизуального ряда в текст / диаграмму), умение выбирать знаковые системы представления информации адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  10. сформированность умения анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников (материалов СМИ, учебного текста, фото- и видеоизображений, диаграмм, графиков), умения соотносить её с собственными знаниями; делать выводы;
  11. сформированность умения использовать ключевые понятия и теоретические положения базовых социально-гуманитарных наук для объяснения явлений социальной действительности, личного социального опыта;
  12. сформированность умения определять и объяснять, аргументировать с опорой на факты социальной жизни, личный социальный опыт и обществоведческие знания своё отношение к социальным явлениям, процессам;
  13. сформированность умения решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для подростка социальных ролей, типичные социальные взаимодействия в различных сферах общественной жизни;
  14. приобретение опыта использования полученных знаний в практической (включая проектную) деятельности, а также в повседневной жизни для реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  15. приобретение опыта самостоятельного составления простейших документов (заявление, доверенность, бюджет семьи, резюме);
  16. сформированность умения оценивать поведение людей с точки зрения моральных, правовых и иных видов социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости антиобщественного поведения;
  17. овладение приёмами взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; осознание ценности культуры и традиций народов России.

                                                         

                                             

Содержание программы

                                                 

                                                  6 класс - 35 часов.

В 6 классе изучаются следующие разделы Примерной образовательной программы: «Человек. Деятельность человека», «Общество», «Социальные нормы». Учебный предмет «Обществознание» в 6 классе отражает преемственность изучения проблем человека и общества в начальной школе (предмет «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики») и опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как «История» (всеобщая и история России), «Литература», «География» (физическая география). Содержание курса с учётом возрастных особенностей и возможностей шестиклассников.

Раздел 1. Человек. Деятельность человека (11 часов).

Природные (биологические) и общественные (социальные) свойства человека: общение, труд, совместная деятельность, мышление, язык. Биологические отличия человека от животного: прямохождение; рука, способная к сложным действиям; большой и развитый мозг; членораздельная речь. Единство социальных и биологических свойств человека: человек — существо биосоциальное. Индивид, индивидуальность, личность.

Основные возрастные периоды жизни человека. Возраст биологический и социальный. Особенности подросткового возраста. Отрочество (подростковый возраст) — наиболее сложный период жизненного пути человека. Отношения между поколениями. Связь поколений — основа сохранения и развития общества.

Раздел 2. Общество (11 часов)

Взаимосвязь общества и природы. Особенности общества. Общество и человек. Основные сферы общественной жизни: экономическая, духовная, социальная, политическая. Взаимодействие сфер жизни общества.

Типы обществ. Традиционное (доиндустриальное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Развитие общества. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Пути общественного прогресса — революция, реформа.

Мир как единое целое. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобализация. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности: экологические, энергетические, демографические. Экологический кризис и пути его разрешения. Опасность международного терроризма.

Современное российское общество, особенности его развития. Россия — часть мирового сообщества.

Раздел 3. Социальные нормы (11 часов).

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальные санкции (формальные и неформальные, позитивные и негативные). Отклоняющееся поведение.

Социализация личности. Факторы социализации. Социальная роль. Особенности социализации в подростковом возрасте.

Общественные ценности. Материальные и духовные ценности. Нравственные ценности. Патриотизм и гражданственность. Эстетические ценности. Роль ценностей в жизни общества и человека.

Мораль, этика, нравственность. Зачем нужны моральные нормы. «Золотое правило» нравственности. Моральная оценка. Добро и зло. Совесть. Моральная ответственность и нравственный выбор.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.

Итоговый урок (1 ч).

Резерв (1 ч)

7 класс - 35 часов.

В 7 классе изучаются разделы Примерной образовательной программы «Сфера духовной жизни общества», «Социальная сфера общества» и «Политическая сфера общества». Учебный предмет «Обществознание» в 7 классе отражает преемственность с курсом 6 класса и опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как «История» (всеобщая история и история России), «Литература», «Основы религиозных культур и светской этики», «География».

Содержание курса с учётом возрастных особенностей и возможностей семиклассников позволяет организовать работу над метапредметными и межпредметными понятиями (например, «закономерность», «анализ», «политика», «государство», «этнические общности», «равенство», «социальная справедливость»); а также продолжить формирование:

  • метапредметных и межпредметных понятий (например, «система», «развитие», «классификация», «общество», «ценности», «культура», «нормы», «личность», «познание»);
  • умения работы с социальной информацией (смысловое чтение, преобразование и интерпретация информации на основе её анализа, систематизации и оценки);
  • умения представлять информацию в форме развёрнутого монологического высказывания; опыта проектной деятельности (на основе рубрики «Работаем над проектом»).

Раздел 1. Сфера духовной жизни общества (11 часов).

Духовная и практическая деятельность. Духовные потребности. Формирование духовных ценностей. Структура духовной сферы. Культура, её многообразие и основные формы.

Наука в жизни современного общества. Научное знание. Точные науки, науки о природе и обществе. Фундаментальные и прикладные науки. Наука и мораль. Нравственная ответственность учёных. Становление современной науки и научно-технический прогресс. Развитие науки в России.

Образование, его значимость в условиях информационного общества. Образование и его функции в современном обществе. Непрерывное образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Профессиональное образование. Дополнительное образование. Государственная итоговая аттестация (выпускные экзамены).

Искусство и духовный мир человека. Виды (формы) искусства. Народная, массовая и элитарная культура. Влияние искусства на развитие личности.

Религия как форма культуры. Основные виды религий. Мировые религии. Влияние религии на искусство и науку. Роль религии в жизни общества. Государство и религия. Свобода совести.

Раздел 2. Социальная сфера общества (11 часов).

Социальное устройство общества. Социальные общности и группы. Этнические, демографические, профессиональные, классовые общности. Социальное неравенство. Социальная стратификация и её исторические типы. Социальная идентичность. Роль социальной сферы в жизни общества.

Положение человека в обществе. Социальный статус личности. Предписанные и достигаемые статусы. Социальные роли. Основные социальные роли в подростковом возрасте. Социальная мобильность и её виды.

Социальные конфликты. Природа социального конфликта. Способы разрешения социальных конфликтов.

Семья и семейные отношения. Виды семей. Функции семьи. Семейные ценности и традиции. Досуг семьи. Основы семейного благополучия.

Этнос. Этническое самосознание. Нации. Национальная принадлежность. Межнациональные отношения. Россия — многонациональное государство. Национальный состав населения России. Российская государственная национальная политика.

Социальная политика Российского государства. Российская Федерация — социальное государство. Политика в области доходов и занятости. Социальная защита граждан. Развитие социальных отраслей.

Раздел 3. Политическая сфера жизни общества (11 часов).

Что такое политика. Политика и власть. Роль политики в жизни общества.

Государство, его существенные признаки. Функции государства. Государственная политика. Межгосударственные отношения. Принципы межгосударственных отношений. Межгосударственное сотрудничество. Межгосударственные конфликты и способы их разрешения. Какими бывают государства. Формы правления. Формы государственно-территориального устройства. Политический режим. Демократия, её основные признаки и ценности. Выборы и референдумы. Разделение властей.

Местное самоуправление. Какие вопросы решает местное самоуправление. Как осуществляется местное самоуправление.

Политические партии. Зачем нужны политические партии. Общественно-политические движения. Политический экстремизм и его опасность. Гражданское общество. Правовое государство и его признаки. Участие граждан в политической жизни.

Итоговый урок (1час).

Резерв (1 часов).

8 класс - 35 часов.

В 8 классе изучаются компоненты Примерной образовательной программы «Гражданин и государство» и «Основы российского законодательства», которым соответствуют разделы курса «Государство и личность», «Основы российского права» и «Правовое положение несовершеннолетних». Учебный предмет «Обществознание» в 8 классе отражает преемственность с курсами 6—7 классов и опирается на межпредметные связи с таким учебным предметом, как «История» (всеобщая история и история России).

Раздел 1. Государство и личность (12 часов).

Наше государство — Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. Конституционные основы государственного строя Российской Федерации. Конституционные характеристики Российского государства. Государственные символы России. Россия — суверенное государство.

Россия — федеративное государство. Федерация как форма государственно-территориального устройства. Субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа).

Органы государственной власти и управления в Российской Федерации. Президент Российской Федерации, его основные функции. Федеральное Собрание Российской Федерации, его структура. Полномочия Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Правоохранительные органы России.

Раздел 2. Основы российского права (14 часов).

Система российского законодательства. Источники права и законодательство. Нормативный правовой акт. Нормативный договор. Уровни российского законодательства. Отрасли законодательства.

Правоотношение. Юридический факт. Структура правоотношения: субъекты правоотношения, содержание правоотношения, объект правоотношения.

Правоспособность и дееспособность. Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация. Ограничение дееспособности. Деликтоспособность.

Гражданское право. Гражданские правоотношения. Гражданский кодекс Российской Федерации. Физическое лицо. Юридическое лицо. Имущественные отношения, объекты имущественных отношений. Личные неимущественные отношения. Сделка. Договор. Право собственности. Возникновение и прекращение права собственности. Защита права собственности и других гражданских прав. Права потребителей. Способы защиты прав потребителей.

Семейное право. Семейный кодекс Российской Федерации. Семья и брак. Семья под защитой государства. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей в семье.

Трудовые правоотношения. Трудовое право. Трудовой кодекс Российской Федерации. Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека.

Раздел 3. Правовое положение несовершеннолетних (7 часов).

Правовой статус несовершеннолетнего. Почему несовершеннолетние наделены особым правовым статусом. Права ребёнка. Обязанности ребёнка. Защита прав ребёнка. Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. Органы опеки и попечительства. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенности участия несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Права и обязанности несовершеннолетних работников.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Уголовные наказания, применяемые к несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного характера.

Правовое регулирование в сфере образования. Законодательство об образовании. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Как связаны права и обязанности обучающихся.

Итоговый урок (1 час).

Резерв (1  час).

                                                     9 класс - 35 часов.

В 9 классе изучается такой компонент Примерной образовательной программы, как «Экономика», которому соответствуют разделы курса «Экономика и её основные элементы», «Экономическая система и экономическая деятельность», «Государство в современной экономике» и «Особые виды экономической деятельности». Изучение обществознания в 9 классе формирует целостные представления и элементарные базовые научные знания об основных экономических категориях и реалиях современной экономики.

Учебный предмет «Обществознание» в 9 классе отражает преемственность с курсом 6—8 классов и завершает изучение обществознания в основной школе, поэтому требования к результатам изучения обществознания в 9 классе в полном объёме соответствуют требованиям ФГОС основного общего образования. Изучение курса опирается на межпредметные связи с такими учебными предметами, как «История» (всеобщая и история России), «Литература», «География» (физическая, экономическая география).

Раздел 1. Экономика и её основные элементы (11 часов).

Понятие экономики. Что изучает экономическая наука. Основное противоречие экономического развития. Материальные и нематериальные блага. Виды потребностей. Товары и услуги. Ресурсы, ограниченность ресурсов. Роль экономики в жизни общества.

Производство — основа экономики. Характерные черты современного производства. Воспроизводственный процесс. Распределение. Обмен. Потребление. Новые технологии и новые возможности современного производства. Нанотехнологии, ресурсосберегающие технологии.

Факторы производства. Производительность труда. Факторы повышения производительности труда.

Разделение труда. Разделение труда по функциональному и технологическому признаку. Профессиональное разделение труда. Профессия и специальность. Специализация и кооперация труда.

Собственность. Юридическое и экономическое содержание собственности. Субъекты и объекты собственности. Формы собственности. Интеллектуальная собственность.

Предприятие. Малые, средние и крупные предприятия. Современные формы предприятий.

Деньги. Функции денег. Наличные и безналичные деньги. Денежное обращение. Инфляция и её последствия.

Раздел 2. Экономическая система и экономическая деятельность (9 часов).

Экономическая система. Типы экономических систем. Натуральное хозяйство и товарное производство. Традиционные экономические системы. Централизованная экономика. Рыночная и смешанная экономика. Конкуренция.

Рынок и рыночный механизм. Спрос, предложение, равновесная рыночная цена. Экономический цикл. Саморегулирование рыночного механизма. Субъекты экономических отношений (домашние хозяйства, хозяйствующие субъекты, государство). Виды рынков. Рынок потребительских товаров и услуг. Рынок ресурсов. Финансовый рынок.

Предпринимательская деятельность. Функции предпринимательства. Коммерческое и некоммерческое предпринимательство. Издержки, выручка, прибыль. Постоянные и переменные издержки. Экономическая прибыль. Торговля. Функции современной торговли. Виды торговли. Реклама. Маркетинг.

Заработная плата. Реальная и номинальная заработная плата. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Стимулирование труда.

Раздел 3. Государство в современной экономике (7 часа).

Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Социальная политика государства в рыночной экономике. Социальная защита населения.

Государственный бюджет. Функции государственного бюджета. Дефицит и профицит государственного бюджета. Внутренние и внешние источники государственного бюджета. Государственный долг. Налоги. Функции налогов. Налоговая система Российской Федерации. Классификация налогов. Роль налогов в современном мире. Общественные блага. Налогообложение граждан. Уплата налогов — конституционная обязанность гражданина.

Раздел 4. Особые виды экономической деятельности (7 часов).

Банк. Банковская система Российской Федерации. Центральный банк Российской Федерации и его функции. Коммерческие банки. Небанковские кредитные организации. Банковская деятельность. Активные и пассивные банковские операции. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платёжная карта, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Инвестиции в реальные и финансовые активы. Защита от финансовых махинаций.

Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности, предпринимательских рисков. Пенсионное обеспечение. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС).

Экономика семьи. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Сбережения. Активы и пассивы. Личный финансовый план.

     Итоговый урок (1 час).

     

     

Тематическое планирование учебного курса

Название раздела

Название темы

Количество часов

6 класс

Раздел 1. Человек. Деятельность человека

 (11 ч).

Загадка человека. §1

1ч.

Возрасты нашей жизни. §2

1ч.

Особенности подросткового возраста. §3

1ч.

Потребности и способности человека. §4

1ч.

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. §5

1ч.

Деятельность человека. §6

1ч.

Как человек познаёт мир и самого себя. §7

1ч.

Человек и его ближайшее окружение.§8

1ч.

Межличностные конфликты. §9

1ч.

Здоровье и здоровый образ жизни. §10

1ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Человек. Деятельность человека»

1ч.

Раздел 2. Общество

(11 ч).

Что такое общество. §11

1ч.

Сферы жизни общества. §12

2ч.

Основные типы обществ. §13

2ч.

Общественный прогресс. §14

1ч.

Мир как единое целое. §15

1ч.

Глобальные проблемы современности. §16-17

2ч.

Современное российское общество. §18

1ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Общество»

1ч.

Раздел 3. Социальные нормы (11ч)

Что такое социальные нормы. § 19-20

2ч.

Социализация личности. §21

1ч.

Социальные ценности. §22

1ч.

Мораль. §23

1ч.

Моральная ответственность и нравственный выбор.§24

1ч.

Право и мораль: общее и различия. §25

2ч. 

Роль права в жизни человека, общества и государства. §26

2ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Социальные нормы»

1ч.

Итоговый урок

1 ч.

Резерв

1 ч.

Итого:

34ч. + 1ч.

             

                                       

Тематическое планирование.

7 класс.

Раздел 1. Сфера духовной жизни общества

(11 ч).

Вводный урок (1 ч). Введение

1ч.

Духовная сфера общества. §1

1ч.

Наука. §2

1ч.

Развитие науки в России. §3

2ч.

Образование и самообразование. §4

1ч.

Образование в современной России. §5

2ч.

Искусство. §6

Религия как форма культуры. Религия и общество.§7,8

2ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Сфера духовной культуры»

1ч.

Раздел 2. Социальная сфера общества

(11 ч).

Социальная структура общества. §9-10

2ч.

Роль политики в жизни общества. §19Положение человека в обществе. §11.

1ч.

Социальные конфликты. §12

1ч.

Семья и семейные отношения. Семейные ценности и традиции. § 13, 14

2ч.

Национальная принадлежность. §15-16

2ч.

Россия — многонациональное государство. §17

1ч.

Социальная политика Российского государства. §18

1ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Социальная сфера жизни общества»

1ч.

Раздел 3. Политическая сфера общества

 (11 ч).

Роль политики в жизни общества. §19

1ч.

Государство. Отношения между государствами.. §20,21

2ч.

Какими бывают государства§22,23

2ч.

Демократия. §24

1ч.

Местное самоуправление. §25

1ч.

Политические партии и общественные объединения. §26

1ч.

Гражданское общество и правовое государство. §27

2ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Политическая сфера общества»

1ч.

Итоговый урок

1ч.

Резерв

1ч.

Итого:

34ч.+1ч.

                   

                                                   

Тематическое планирование.

8 класс

Раздел 1. Государство и личность

 (12 ч).

Вводный урок. Введение.

1ч.

Конституция Российской Федерации. §1

2ч.

Наше государство — Российская Федерация. §2

1ч.

Россия — федеративное государство. §3

1ч.

Органы государственной власти Российской Федерации. §4

1ч.

Правоохранительные органы. Судебная система Российской Федерации. §5

1ч.

Гражданин и государство. §6

1ч.

Права и обязанности человека и гражданина.

§7-8

2ч. 

Основные международные документы о правах человека и правах ребёнка.

§9

1ч.

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. §10

1ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Государство и личность»

1ч.

Раздел 2. Основы российского права (14 ч).

Источники права и законодательство. §11

1ч.

Правоотношения. §12

1ч.

Правоспособность и дееспособность человека.

 § 13

1ч.

Гражданские правоотношения.

 Право собственности. § 14-15

2ч.

Права потребителей и защита прав потребителей. §16

1ч.

Семейные правоотношения. §17

1ч.

Трудовые правоотношения. §18

1ч.

Административные правоотношения. §19

1ч.

Правонарушения. §20

1ч.

Юридическая ответственность. §21

1ч.

Уголовное право. Преступление и наказание. §22

1ч.

Административные правонарушения и наказания. §23

1ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Основы российского права»

1ч.

Раздел 3. Правовое положение несовершеннолетних

(7 ч.)

Основные особенности правового статуса несовершеннолетних. §24

1ч.

Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей. §25

1ч.

Подросток в трудовых правоотношениях.

§ 26

1ч.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. §27

2ч.

Правовое регулирование в сфере образования. §28

1ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Правовое положение несовершеннолетних».

1ч.

Итоговый урок

1ч.

Резерв

1ч.

        Итого:

34ч. +1ч.

                     

                                                         

Тематическое планирование.

9 класс.

Раздел 1. Экономика и её основные элементы (11 ч).

Вводный урок. Введение.

1ч.

Что такое экономика. §1

1ч.

Товары и услуги. Ресурсы и потребности. §2

1ч.

Производство — основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление.

 Новые технологии и их возможности.  §3,4

2ч.

Факторы производства и производительность труда. §5

1ч.

Разделение труда. §6

1ч.

Собственность. §7

1ч.

Предприятие. §8

1ч.

Деньги и денежное обращение. §9

1ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экономика и её основные элементы»

1ч.

Раздел 2. Экономическая система и экономическая деятельность (9 ч).

Экономическая система.

Рыночная система и современная российская экономика. Виды рынков.

§ 10, 12.

2ч.

Предпринимательство. §13

2ч.

Торговля. §14

2ч.

Рынок труда. Кем быть?§ 15, 16.

2ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экономическая и экономическая деятельность»

1ч.

Раздел 3. Государство в современной экономике (7 ч).

Государство и его роль в экономике. §17

2ч..

Государственный бюджет. §18

2ч.

Налоговая система.

Почему необходимо платить налоги. §19,20

2ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделам «Экономическая система и экономическая деятельность» и «Государство в современной экономике».

1ч.

Раздел 4. Особые виды экономической деятельности (7 ч).

Банки и их роль в экономической жизни.

Банковские услуги.

Новые виды банковских услуг.

§21,22,23

2ч.

Инвестиции. §24

1ч.

Страхование. §25

Пенсионное обеспечение. §26

Экономика семьи. §27

1ч.

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Особые виды экономической деятельности».

1ч.

Итоговый урок.

1 ч.

                                                                    Итого:

35ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса к учебнику под редакцией А.Д. Шмелева

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса состоит из паспорта, пояснительной записки, требований к уровню подготовки учащихся, учебно-тематического планирования, календарно-тематического планир...

Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова...

Программа по обществознанию для 5 - 9 классов по учебнику Боголюбова Л.Н.

Пояснительная   запискаРабочая программа  по  истории составлена на основании:1.    Конституция Российской Федерации (ст. 43).2.    Федеральный закон ...

Тесты по обществознанию по курсу 6 класса - по учебнику под редакцией Боголюбова

Тесты по обществознанию - 6 класс, учебник под редакцией Боголюбова, параграфы 1-10...

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса по учебнику "Spotlight" под редакцией Ваулиной Ю,Е. Дули Д., Подоляко О. Е., Эванс В.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по английскому языку В.Г. Апалькова, Ю.Е. Ваулиной, О.Е. Подоляко «Программы общеобразовательных учреждений» Английский язы...

Рабочая программа по английскому языку для 8 класса (УМК "Forward" под редакцией Вербицкой М.В.)

Рабочая программа по английскому языку для 8 класса разработана на основе примерной программы по английскому языку (Москва «Просвещение», 2011 г.), авторской программы М.В. Вербицкой «FORWARD Английск...