Классный час на тему «Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия». 10-11 классы.
классный час по обществознанию (10 класс)

Поздникина Олеся Владимировна

классный час посвященный толерантной и антолерантной личности, для учащихся 10-11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия». 10-11 классы.

       В каждом человеке солнце, только дайте ему светить

                                                                                       Сократ

   Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно

надо написать красками…Скоро вы заметите, что люди

оказываются гораздо интереснее, чем раньше, когда

вы смотрели на них бегло и торопливо.

                                                                                   К.Г. Паустовский

   Введи в жизнь серьезные интересы, прочное занятие и

наблюдай за собой, как натуралист и как медик, и старайся

разумом исправить то, что было запущено.

                                                                                  А. И. Герцен

  Цели: развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков и преодоление черт интолерантности посредством практических методик;

Ход мероприятия

1.Вступление

  В переводе с латинского толерантность означает терпение. Толерантность  - это:

- сотрудничество, дух партнерства.

- отказ от доминирования, причинение вреда кому-либо.

- терпимость к чужим мнениям.

-признание своего равенства с другими и т. п.

 Основные черты толерантной личности:

- расположенность к другим людям;

- снисходительность;

- терпение;

- доверие;

- альтруизм;

- терпимость к различиям(национальным, религиозным и т.п.);

- умение владеть собой;

- доброжелательность;

- умение не осуждать других;

- гуманизм;

- умение слушать собеседника;

- любознательность;

- способность к сопереживанию;

 Отличия толерантной личности от интолерантной:

  • Знание самого себя. Толерантные люди стараются разобраться в своих достоинствах и недостатках. Они относятся к себе критически и не стремятся во всех своих неприятностях и бедах обвинять окружающих. Интолерантные люди замечают у себя больше достоинств, чем недостатков. В своих проблемах они склонны обвинять окружающих.

У толерантной личности значительно больший разрыв между «Я-идеальным» (представление о том, каким бы я хотел стать) и «Я-реальным» (представление о том, какой я есть), чем у интолерантного человека, у которого оба «Я» практически совпадают. Толерантные люди, зная о своих достоинствах и недостатках, менее удовлетворены собой, но в связи с этим потенциал для саморазвития у них выше.

  • Защищенность. Интолерантному человеку трудно жить в согласии не только с окружающими, но и с самим собой. Он опасается своего социального окружения и даже самого себя. Толерантный человек обычно чувствует себя в безопасности, поэтому не стремится защищаться от других людей. Отсутствие угрозы или убежденность в том, что с ней можно справиться, - верное условие формирования толерантной личности.
  • Ответственность. Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят. Он стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Эта особенность приводит к формированию предрассудков в отношении других людей. Позиция такова – не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют вред мне. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они всегда готовы отвечать за свои поступки.
  • Потребность в определении. Интолерантные личности делят мир на две части: черную и белую. Для них не существует полутонов. Им трудно относиться к событиям нейтрально. Они либо одобряют их, либо нет. Толерантный человек, напротив, видит мир во всем его многообразии.
  • Ориентация на себя – ориентация на других. Толерантные люди больше ориентированы на себя в работе, творческом процессе, теоретических размышлениях. В проблемных ситуациях они склонны винить себя, а не окружающих. Такие люди стремятся к личностной независимости больше, чем принадлежности к внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кого-то прятаться.
  • Способность к эмпатии. Эта способность определяется как социальная чувствительность, умение формулировать верные суждения о других людях.
  • Чувство юмора. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важные черты толерантной личности. Такие люди умеют посмеяться над своими недостатками, и они не стремятся к превосходству над другими.
  • Авторитаризм. Для интолерантной личности чрезвычайно важна общественная иерархия. Интолерантная личность устраивает жизнь в авторитарном  обществе с сильной властью. Такая личность убеждена, что жесткая дисциплина очень важна. Толерантный человек предпочитает жить в свободном, демократическом обществе.

           Таким образом, есть 2 пути развития личности: интолерантный и толерантный.

 1 путь характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружающих, ощущением наивысшей угрозы, потребностью в строгом порядке и желанием сильной власти.

2 - путь свободного, хорошо знающего себя человека, с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

  2. Практическая часть. Упражнения.

Упражнение 1. "Черты толерантной личности".

 Цели: закрепить полученные знания школьников о чертах толерантной личности, дать подросткам возможность оценить степень своей толерантности;

Инструкция: сначала поставьте знак "+" напротив трех черт (они написаны на доске), которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены.Знак "-" - напротив тех трех черт, которые наименее выражены, и знак "+", которые, на ваш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.

 Затем учитель проводит работу с перечнем черт толерантной личности, написанным на доске. Для этого попросить поднять руки тех, кто отметил знаком "+" первое качество. Число отметивших подсчитывается и заносится в соответствующую колонку. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, являются ядром толерантной личности (с точки зрения данной группы).

     Участники группы получают возможность:

1. Сравнить представление о толерантной личности каждого из членов группы с общегрупповым представлением.

2. Сравнить представление о себе с портретом толерантной личности, созданным группой.

Упражнение 2. "Волшебная лавка".

Цель: дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считать подлинно толерантными людьми.

Процедура выполнения: Учитель просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные "вещи": терпение, снисходительность.. и т. д.(их перечень записан на доске).

  Учитель выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Вызывается один из участников. Он может выбрать одну или несколько "вещей", которых у него нет.(это те качества, которые, по мнению группы, важны для толерантной личности, но отмечены как цифра "0" у него в опроснике, т. е. слабо выражены у данного участника). Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Анализ эпиграфов

Учитель обращает внимание учащихся на презентацию.

- Давайте обсудим эти высказывания. Согласны ли вы с подобными мнениями?

- В чем смысл каждого высказывания в отдельности?

- Есть ли среди высказываний то, с которым не вы не согласны? Почему?

Работа в группе.

 - Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, насколько хорошо знаем их. Попробуем выяснить, владеем ли мы умением правильно оценивать людей. Задание будет следующим: дать словесный портрет одного ученика из своего класса. В характеристике отразить физические данные, внешность, особенности поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки и слабости. Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить о ком идет речь, и оценить, насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.

Анализ ситуаций

 Двум-трем ученикам класса предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитываются ситуации.

Ситуация 1. На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Ваша реакция...

1). С возмущением посмотрю на обидчика.

2). Сухо, без эмоций сделаю замечание.

3). Выскажусь, не стесняясь в выражениях.

Ситуация 2. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция..

1). Не приму участия.

2). Лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, которую считаю правильной.

3). Активно вмешаюсь в спор и "вызову огонь на себя".

 Учащимся предлагается высказать предположения о том, как бы поступили в этой ситуации испытуемые. Затем спрашивают самих испытуемых.

Работа с репродукциями.

  - Взаимопонимание определяется способностью наблюдать за людьми, умением по малейшим движениям лица, позы понимать душевное состояние человека. Однако это не значит, что нужно предугадывать, каких поступков и слов от тебя ожидают, и подстраиваться под обстоятельства. "Это стремление, - писал Сухомлинский, - может сделать из тебя лицемера, подхалима и, в конечном счете, - подлеца".

 Учитель предлагает учащимся выполнить следующее задание: проанализировать состояние людей на репродукциях картин, помещенных на доске (по выбору учителя).

Вопросы:

  - Нравится ли вам человек, изображенный на кртине? Чем?

  - Что можно сказать о внутреннем состоянии человека?

  - Попытайтесь охарактеризовать его духовный мир, род занятий, интеллектуальный уровень.

Подведение итогов.

 - Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражаютс на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа по теме: «Толерантная личность»

Одна из важнейших целей воспитания – ориентация ребенка на общечеловеческие ценности, улучшение взаимопонимания, укрепление солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и ме...

Классный час для учащихся 7 - 8 классов «Толерантная и интолерантная личность: основные черты и отличия»

Классный час для 7 - 8 классов разработан с целью познакомить учащихся с таким понятием, как толерантность.Практическое занятие позволит учащимся выявить основные черты толерантной и интолерантной лич...

"Вместе - лучше!" Классный час по теме: "Толерантность", 7-й класс.

Классный час «Толерантность». Цели и задачи классного часа: 1. Познакомить учащихся с проблематикой нетерпимости и враждебности в обществе, а также с последствиями интолерантных поступков. 2. За...

Классный часс На тему: «Толерантность» для учащихся 5 класса

Классный час  по  теме«Толерантность».Цель: способствовать формированию толерантного отношения к окружающему миру как осознанной жизненной позиции личности.Задачи:• осознание учениками собст...

Классный час на тему: Толерантность. Проблема терпимости в классе.

Классный час способствует формированию толерантных отношений среди одноклассников. Помогает находить проблемы и пути их решения....

Классный час по теме: Толерантная личность

Данный коспект урока включает в себя несколько игр, заданий и упражнений для обучающихся 5го класса, урок был проведен в рамках недели Толерантности...