Методический семинар «Использование технологий «бережливого производства» как способа повышения эффективности и результативности преподавания предмета «Обществознания»
презентация к уроку по обществознанию (10 класс)

Методический семинар по теме

«Использование технологии «бережливого производства» как способа повышения эффективности и результативности преподавания предмета «Обществознания»»

С введением в современное образование новых ФГОС изменяются требования к качеству и результатам обучения, где важнейшим элементом школьного образования, наряду с решением задач усвоения знаний конкретных предметов школьной программы, становится принципиально новый для школы элемент – развитие УУД или в западной терминологии soft-skills и подготовка к условиям жизни в конкурентной среде.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Митрошин Евгений Николаевич, учитель истории и обществознания МАОУ «Гимназия №2» г. Перми Методический семинар «Использование технологий «бережливого производства» как способа повышения эффективности и результативности преподавания предмета «Обществознания» Пермь, 2019

Слайд 2

Soft - skills – это надпрофессиональные неспециализированные навыки, которые не связаны с конкретной предметной областью

Слайд 3

«Как soft - skills связаны с учебными предметами, как учителю обеспечивать формирование УУД или soft - skills при изучении своего предмета»?

Слайд 5

Цель методического семинара – ознакомление участников семинара с инструментами и методами бережливых технологий, которые позволяют повысить эффективность и результативность преподавания на примере предмета «Обществознание»

Слайд 6

1. Стандартизация работы Памятки: Как составлять логические схемы блоков знаний Как работать с газетными и журнальными публикациями Как подготовить реферат Как подготовиться к семинарскому занятию Как подготовить творческий проект и т.д.

Слайд 7

2. Организация рабочего пространства система 5С « manage mat »

Слайд 8

3. Метод «5 почему»

Слайд 9

4. Метод «5 W +1 H » What? – Что нужно сделать? Why ? – Почему это нужно сделать? Who ? – Кто это должен сделать? Where ? – Где это следует делать? When ? – Когда это следует сделать? How ? – Как это следует сделать?

Слайд 10

5. Метод «5-4-1» 1 минута 4 ученика 5 предложений

Слайд 11

Активное использование инструментов и подходов бережливого производства позволяет: создать условия для формирования ученика «нового типа», способного успешно применять современные эффективные методы управления, обладающего особым «бережливым сознанием» и соответствующими УУД или soft - skills .

Слайд 12

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Методический семинар по теме

«Использование технологии «бережливого производства» как способа повышения эффективности и результативности преподавания предмета «Обществознания»»

С введением в современное образование новых ФГОС изменяются требования к качеству и результатам обучения, где важнейшим элементом школьного образования, наряду с решением задач усвоения знаний конкретных предметов школьной программы, становится принципиально новый для школы элемент – развитие УУД или в западной терминологии soft-skills и подготовка к условиям жизни в конкурентной среде.

Soft-skills – это надпрофессиональные неспециализированные навыки, которые не связаны с конкретной предметной областью. Данные навыки позволяют повысить личную производительность, оптимизировать рабочий процесс и планировать время, что наиболее ценится работодателями. Soft-skills состоят из четырех групп универсальных компетенций: социальные, интеллектуальные, волевые и лидерские. Вместе они помогают находить и принимать оптимальные решения в широком спектре задач и добиваться успеха.

И здесь возникает вопрос: «Как soft-skills связаны с учебными предметами, как учителю обеспечивать формирование УУД или soft-skills при изучении своего предмета»? В связи с этим наиболее актуальным становится вопрос выбора учителем технологий, которые наиболее полно и эффективно позволяли бы выполнять поставленные задачи. При этом следует учитывать насколько образовательное пространство конкретного образовательного учреждения и его участники готовы к новым требованиям, за счет каких ресурсов возможен переход к новому пониманию роли учителя в образовательном процессе, к созданию условий для формирования нового «типа ученика».

Освоение инновационных технологий в преподавании обществознания в течение последних 3 лет, а также работа в рамках инновационной площадки Российской Академии образования и проекта «Бережливая школа» позволили определить для себя технологию, которая позволяет ответить на заданный ранее вопрос: технологии «бережливого производства».

Впервые данная технология была сформулирована в 50-х годах XX века Тайити Оно – исполнительным директором японской корпорации Тойота. Впоследствии она получила распространение в западной экономической школе. Начиная с 2016 года, в нашей стране бережливые технологии из сферы производства и бизнеса пришли в социальную сферу в рамках проектов «Бережливая поликлиника», «Бережливый детский сад», «Бережливая школа». Использование подходов и инструментов бережливых технологий позволяет улучшить качество преподавания и усвоение учащимися изучаемых дисциплин, осуществлять непрерывное самосовершенствование и формировать навыки XXI века.

Целью данного методического семинара является ознакомление участников семинара с инструментами и методами бережливых технологий, которые позволяют повысить эффективность и результативность преподавания на примере предмета «Обществознание».

Несмотря на то, что изначально указанные инструменты разрабатывались для использования в промышленности и имеют соответствующую специфику, они применимы и в сфере образования.

Инструменты и методы бережливых технологий:

1. Стандартизация работы

Использование стандартизации деятельности позволяет провести упорядочивание процессов в организации, закрепить наиболее оптимальные алгоритмы и процедуры. Для каждого вида деятельности ученика прописывается алгоритм действий в виде последовательности простых, однозначно трактуемых действий.

2. Организация «рабочего» пространства

Для создания оптимальных условий выполнения учебных действий важную роль играет организация «рабочего» пространства каждого обучающего и группы в целом. Для организации «рабочего» пространства используется «система 5С», а для организации групповой работы «manage mat».

3. Метод «5 почему»

Суть метода заключается в последовательном повторении вопроса «почему?» к сформулированной ситуации и ответам, получаемым в ходе каждой итерации с целью нахождения ключевой причины. При изучении обществознания и анализе социальной информации учащиеся часто сталкиваются с ситуацией выявления причины того или иного общественного явления/процесса. Данный метод является одним из наиболее простых и эффективных техник для анализа причинно-следственных связей. Например, ролевой конфликт – почему он возникает? – из-за неудовлетворенности обществом исполняемой роли субъекта – почему общество не довольно? – роль исполнена плохо – почему? – субъект не правильно оценил свои возможности – почему? – субъект не правильно распределил свои временные ресурсы – почему? – субъект плохо владеет технологией тайм-менеджмента.

4. Метод «5W+1H»

Одной из особенностей современного образования является проектная деятельность. Данный метод помогает при организации проектной деятельности. Освоение в ходе учебного процесса метода «5W+1H» способствует развитию у учащихся критического мышления, ориентации на поиск и выявление первопричин проблемных ситуаций, навыков применения комплексного подхода при подготовке и анализе проектных предложений.

Вопрос

Описание

What? – Что нужно сделать?

Оксфордские дебаты по теме «Философско-правовое обоснование применения смертной казни»

Why? – Почему это нужно сделать?

Для понимания ценности жизни

Who? – Кто это должен сделать?

Преподаватель (тьютор) и учащийся старшей школы

Where? – Где это следует делать?

Учебное заведение. Дом учащегося.

When? – Когда это следует сделать?

14.10 (проведение дебатов)

How? – Как это следует сделать?

Распределение на 3 группы. Одна группа выступает с разными заранее подготовленными аргументами за введение смертной казни. Вторая группа выступает с разными заранее подготовленными аргументами против смертной казни. Третья группа является слушателями-жюри. Педагог – организатор-секундант.

5. Метод «5-4-1»

Данный метод построен по принципу: 5 – предложений, 4 – ученика, 1 – время (мин.) Он позволяет собрать большой дидактический материал и задействовать весь класс, используя социальный опыт каждого для решения проблемы.

Активное использование  инструментов и подходов бережливого производства позволяет создать условия для формирования ученика «нового типа», способного успешно применять современные эффективные методы управления, обладающего особым «Бережливым сознанием» и соответствующими УУД или soft-skills.



Предварительный просмотр:

Описание фрагмента урока

Представленный видеофрагмент урока по теме «Социальная роль» проводился в 10 классе физико-математического профиля, где обществознание изучается на базовом уровне. Данная тема включает в себя большой блок социологического материала, который с учетом формирования и воспитания активной жизненной позиции будущего гражданина, являющейся одной из приоритетных задач обществоведческого образования, требует более пристального внимания при изучении. Однако на изучение данного материала отводится 1 час. При разрешении данного противоречия возникает необходимость в адекватных педагогических подходах и технологиях, позволяющие обучающимся, с одной стороны, усваивать социальную информацию, а, с другой стороны, формировать умение творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и находить пути их решения. В таких условиях становится актуальным использование новых подходов в преподавании обществознания в старшей школе. В представленном видеофрагменте урока предлагается использование технологии «бережливого производства» как способа повышения эффективности и результативности процесса обучения.

Тема урока: «Социальная роль»

Форма работы: групповая

Тип урока: урок-исследование

Цель: создание условий для формирования представлений о сущности социальной роли.

Задачи по формированию метапредметных результатов:

  • познавательных – выявлять особенности разных видов социальных ролей в процессе их исследования; анализировать результаты опытов/элементарных исследований; фиксировать их результаты; классифицировать социальные роли; приводить примеры в качестве доказательств;
  • регулятивных – уметь работать согласно алгоритму действий; сопоставлять цель с достигнутым результатом;
  • коммуникационных – осуществлять взаимодействие в группе;
  • личностных – выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

Место видеофрагмента в уроке: операционно-познавательная часть

Приемы и методы: метод «5-4-1» в рамках технологии «бережливого производства»

Ход:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Осуществление роли тьютора в ходе применения метода «5-4-1»

Учащиеся в группе по 4 человека заполняют карточку (каждый индивидуально) (см. Приложение 1), в которой необходимо указать 5 социальных ролей в течении 1 минуты. После передать ее по кругу и повторить процедуру заполнения с карточкой соседа. Таким образом заполняются все 4 карточки. Обязательное условие – повторяться нельзя.

Организация дискуссии и помощь в работе команд

Учащиеся сверяют карточки и делают выборку по самым часто встречаемым вариантам, которые фиксируются на доске.

Полученный вариант учащиеся анализируют и классифицируют социальные роли, аргументируя свой ответ. После обсуждения результаты заносятся в тетрадь.

Приложение 1

Фамилия

Роль 1

Роль 2

Роль 3

Роль 4

Роль 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "использование игровых технологий на уроках истории"

Цель: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для оптимального развития способностей учащихся.  Для достижения цели были поставлены следующие задачи:u1. Раскр...

Методический семинар "Использование инновационных технологий на уроках географии"

данный семинар был проведен в рамках участия в педагогическрм конкурсе "Ступени мастерства"...

Методический семинар. Использование продуктивных технологий на уроках русского языка в целях повышения качества обучения.

Обобщние опыта по использованию элементов продуктивных технологий: проектная деятельность, работ по индивидуальным маршрутам, использование обучающих структур....

Методический семинар" Использование информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС"

Рассмотрены вопросы использования  информационных технологий на уроках географии в условиях реализации ФГОС....

городской методический семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ»

выступление на городском методическом семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ» городском методическом семинаре «Использование кейс-технологии на уроках ОБЖ»...

Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».

Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...