Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Духовная сфера"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)

Павлинова Галина Александровна

Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Духовная сфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovnaya_sfera.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственная сфера.

Деятельность:

  • Духовная – направлена на изменение сознания людей;
  • Духовно-теоретическая – производство духовных ценностей;
  • Духовно-практическая – сохранение, воспроизведение, распределение, распространение и потребление духовных ценностей;
  • Материальная – направлена на изменение объектов природы и общества.

Цель духовного производства: удовлетворение своих духовных потребностей; воздействие на сознание.

Продукт духовного производства отличается новизной, уникальностью, – это результат творческой деятельности.

Мировоззрение –  совокупность взглядов человека на мир, отношение человека к окружающему его миру.

Виды мировоззрений:

  • Обыденное – возникает в личной практической жизни;
  • Религиозное – возникает на основе религиозных учений и взглядов;
  • Научное -  возникает на основе научных знаний, меняется вместе с развитием науки;
  • Гуманистическое – в центре миропонимания – человек как наивысшая ценность.

Роль мировоззрения в деятельности:

  • Дает ориентиры деятельности;
  • Формирует понимание того как достичь ориентиров;
  • Позволяет находить через деятельность истинные ценности.

Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. (духовный мир в целом).

Убеждение – знание основанное на достоверной информации, логической обоснованности;

Вера – верим тогда, когда не знаем точно.

Мораль:  

  • Совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к самому себе, а также окружающей среде. Смысл морали воплощен в «золотом правиле».
  • Норма морали – правило поведения, строго и конкретно предписывающее человеку образцы поведения.
  • Это феномен человеческого сознания, один из видов социальных норм, целью которого является утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни.

Культура:      возделывание,  все виды преобразовательной деятельности человека;

  • Универсальное отношение человека к миру, через которое  человек постигает, создает мир и самого себя;
  • Универсальный способ творческой самореализации человека;
  • Совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем, а также путем обучения и подражания.

Развитие культуры:    Традиции культуры – наиболее устойчивая сторона культуры:

  • По вертикали – от поколения к поколению;
  • По горизонтали – наследуются не отдельные компоненты культурных ценностей, а целостные художественные образы, как характеристика эпохи;

Новаторство – создание нового направления или образца в культуре;

Виды культуры: (интернациональная, национальная, религиозная, западная,  восточная, молодежная и т. д.)

  • Массовая – рассчитана на широкий круг, коммерческий успех, подается через радио, телевидение и компьютер;
  • Элитарная – рассчитана на узкий круг ценителей (Феллини, Тарковский, книги Белля, Кафки, музыка  Шнитке, Дюваля);
  • Субкультура – культура присущая  конкретным социальным группам, не оказывает воздействия на господствующую культуру
  • Контркультура – это совокупность социокультурных установок определенной социальной группы, противостоящая  фундаментальным принципам господствующей культуры.
  • Экранная культура – связана с компьютерной революцией.

Диалог культур – тенденции развития:

Национальная – углубление путей развития культуры отдельных народов;

Интернациональная – взаимопроникновение культур, их обогащение, объединение и появление общих черт;

Наука:

  • Система знаний;
  • Система специальных организаций и учреждений;
  • Особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описать, объяснить, предсказать процессы и явления.

Этика науки:

  • Общечеловеческие моральные требования (не лги, не укради);
  • Бескорыстный поиск и отстаивание истины;
  • Свобода научного поиска и ответственность ученого;

Функции науки:

  • Познавательно-объяснительная;
  • Прогностическая;
  • Культурно-мировоззренческая;
  • Производительная;
  • Социальная.

Образование: ступени

  • Дошкольное
  • Общее образование (начальное общее 1-4 кл., основное общее 5-9 кл., среднее полное  10-11 кл.)
  • Профессиональное образование (начальное проф., среднее проф., высшее проф., послевузовское проф.)

Тенденции в развитии образования:

  • Непрерывность образования;
  • Демократизация – равенство возможностей;
  • Гуманитаризация – введение общественных дисциплин;
  • Гуманизация – внимание к личности ученика;
  • Фундаментализация;
  • Компьютеризация;
  • Интернационализация.

Искусство – форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению мира, к его восприятию в образах и символах, опирающихся на творческое воображение.

Религия – форма  общественного сознания, совокупность представлений и взглядов, в основе которых лежит вера в существование  высших сил. Делится на политеистические и монотеистические, мировые и национальные.

  • Политеистические национальные – индуизм (Индия);
  • Политеистические мировые – буддизм (Китай, Япония, Корея, Вьетнам, Монголия);
  • Монотеистические национальные – иудаизм (исповедуют евреи);
  • Монотеистические мировые – христианство, ислам;

Политеизм – религии исповедующие многобожие;

Монотеизм – религии, признающие одного бога;

Атеизм – отрицание существования Бога;

Свобода совести – право исповедовать, индивидуально или совместно с другими, любую религию или не исповедовать никакой.

Веротерпимость – уважение к религиозным верованиям окружающих, как проявление культуры.

Причины возрастания роли религии:

  • Проповедь абсолютных нравственных ценностей;
  • В трудных социально-экономических условиях к внутреннему духовному миру человека;
  • Религия как  носитель культурных ценностей;
  • Проблема религии и войны – «священная война».

СМИ

Средства массового воздействия

Технические средства коммуникации

Периодическая печать, радио телевидение

Кино, театр, цирк, художественная литература.

Телефон, факс, компьютер.

Регулярность воздействия;

Тиражирование информации

Массовая аудитория;

Информация актуальная нацелена на определенные группы людей;

Социальная значимость информации

Нерегулярность воздействия;

Информация дается в символической форме;

Нацелена на оказание мощного эстетического воздействия на аудиторию

Отсутствие массового охвата аудитории;

Информация зачастую носит  личностный характер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лыжная подготовка как фактор коррекции двигательной сферы детей, имеющих задержку психического развития

Характерные нарушения двигательной сферы у детей с ЗПР:нарушения произвольной регуляции движений;недостаточная четкость непроизвольных и сложно-координационных движений;быстрая утомляемость....

Тренировочные тесты по обществознанию для подготовки к ОГЭ по разделу "Сфера духовной культуры" с ответами

Тренировочные тесты по обществознанию для подготовки к ОГЭ по разделу "Сфера духовной культуры" представляют собой 2 варианта вопросов первой части экзаменационной работы с ответами и являются хорошим...

Материалы по подготовке к ОГЭ (раздел "Духовная сфера")

Теоретический материал по разделу "Духовная сфера" и тестовое задание...

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Сфера духовной культуры.

В данном блоке-модуле представлено 7 лекций, объединенных общей темой "Сфера духовной культуры": "Духовная культура и ее роль", "Наука", "Образование", "Мо...

Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Социальная сфера"

Материал для подготовке к ОГЭ по теме "Социальная сфера"...

Материал для подготовки к ОГЭ по разделу: "Сфера духовной жизни"

Материал для подготовки к ОГЭ по разделу: "Сфера духовной жизни"...

Материал для подготовки к ОГЭ по разделу: "Основные сферы жизни общества"

Материал для подготовки к ОГЭ по разделу: "Основные сферы жизни общества"...