Деньги, их функции
план-конспект урока по обществознанию

Рунова Мария Александровна

Тема урока:Деньги, их функции.

Цели:

образовательная – знакомство учащихся с историей денег, их функциями в современном обществе.

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности.

Задачи:

  1. Показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций.
  2. Выяснить, почему на протяжении всей истории деньги меняли свое обличье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dengi_ikh_funktsii.docx42.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:Деньги, их функции.

Цели:

образовательная – знакомство учащихся с историей денег, их функциями в современном обществе.

развивающая – развитие умения критически мыслить, выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знания на практике;

воспитательная – воспитание нравственных качеств личности, аккуратности, формирование у учащихся стремления реализовать свои возможности и способности.

Задачи:

  1. Показать процесс развития денег от примитивных форм до современных модификаций.
  2. Выяснить, почему на протяжении всей истории деньги меняли свое обличье.

Тип урока:урок изучения нового материала.

Основные вопросы урока:

1. История денег.

2. Как деньги стали деньгами?

3.Деньги меняют обличье.

4. Функции денег.

Основные понятия:деньги, номинал, бартер, эквивалент, ассигнация, банкнота, валюта.

Деньги–специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Номинал –этонарицательная стоимость ценных бумаг, бумажных денег, банкнот, монет.

Бартер –это обмен товара на товар, проводимый без использования денег.

Эквивалент – это нечто равноценное или соответствующее в каком-либо отношении чему-либо, заменяющее его или служащее его выражением.

Ассигнация – это разновидность ценных бумаг и/или денежных знаков.

Банкнота – это денежный знак, изготовленный из бумаги, плотной ткани (обычно шёлка), металла либо пластика, обычно прямоугольной формы.

Валюта –в широком смысле этого слова представляет собой любой товар, способный выполнять функцию денег при совершении обмена товарами на рынке внутри страны или на международном рынке. В узком смысле валюта представляет собой денежную единицу — ключевой элемент денежной системы государства, а также региональной или мировой валютной системы: денежный знак, полноценная монета, счётная денежная единица и другие выполняющие функции денег меры стоимости, средства обращения и платежа.

Литература:

  • Боголюбов, Л.Н.  Обществознание 7.  Методические  рекомендации. – М.: Просвещение, 2008.
  • Боголюбов, Л.Н.  Обществознание 7 . – М.: Просвещение, 2011.
  • Обществознание / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа, 2003.
  • Введение в обществознание. Методические рекомендации. – М. : Просвещение,2007.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, обществоведческий словарь.

Ход урока:

  1. Оргмомент: включает в себя приветствие учителем класса, проверку отсутствующих, готовность помещения к уроку.

  1. Сообщение новой темы, целей урока, мотивация учебной деятельности:

Тема урока «Деньги, их функции». На уроке мы познакомимся с такими понятиями, какноминал, бартер, эквивалент, ассигнация, банкнота, валюта. Узнаемважнейшие функции денег, почему на протяжении всей своей истории деньги меняли свое обличье.

  1. Изучение нового материала
  1. История денег.

Считается, что самые первые монеты появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в VII веке до нашей эры. Около 500 лет до нашей эры персидский царь Дарий совершил экономическую революцию в своём государстве, введя в обращение монеты и заменив ими бартер. Хорошо сохранившиеся наскальные надписи в Персеполисе (cовременный Иран) свидетельствуют о происходивших изменениях.Бумажные деньги появились в Китае в VIII веке нашей эры (бумага впервые была произведена там в 100 г. н.э.). Наиболее ранний тип бумажных денег в Китае представлял собой особые расписки, выпускаемые либо под ценности, сдаваемые на хранение в специальные лавки, либо в качестве свидетельств об уплаченных налогах, хранящихся на счетах в центрах провинций, а не в столице.Бумажные деньги производили большое впечатление на путешественников, посещавших Китай в VII ? VIII веках. Марко Поло писал, что выпуск бумажных денег - это новый способ достижения той цели, к которой так давно стремились алхимики. В XIII веке правительство Чингиз-Хана свободно обменивало бумажные денежные знаки на золото, поэтому подделка бумажных денег приносила большие доходы и считалась страшным преступлением. К 1500 году китайское правительство было вынуждено прекратить выпуск бумажных денег из-за трудностей, связанных с избыточным выпуском и инфляцией, но уже существовавшие тогда в Китае частные банки продолжали эмиссию бумажных денег.

Известно, что в разное время и в различных регионах мира деньгами служили слитки металлов, раковины, перья, бобы какао, скот и т.д.
В США еще в 18 веке в некоторых штатах деньгами служили вампумы - особые ожерелья индейцев, расписки, показывающие количество и качество табака, шкуры животных и т.д.

Вопрос классу:Как со временем менялись материал, из которого изготовлялись деньги, форма денег? (Деньгами служили раковины, перья, шкуры животных, скот. Затем появились круглые монеты из электрона, еще позже бумажные деньги, а в ХХ в. – банковские кредитные карты, цифровые деньги.)

  1. Как деньги стали деньгами.

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами.

 Гончары меняли горшки и кувшины. Кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло, вино. Скотоводы - быков, овец, шерсть и кожи. Воины – победители - своих пленников.

Но обмениваться очень сложно, ведь ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь или продукт. За одного барана, например, можно было получить два топора, или одни штаны, или четыре кувшина. А за ожерелье из клыков и когтей леопарда – лодку или пару быков. Да ещё найти охотника на такой обмен!

Чтобы упростить обмен, люди начали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Перепробовали многое: и скот, и продукты, и меха, и ткани. Но какие же это были неудобные деньги! Овец и быков нужно где-то  держать и кормить. Продукты от хранения портятся. Меха портят моль. Ткани протираются… Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться  при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой и даже малое их количество равнялось по ценности и быку, и дому, и кораблю. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части – ведь не все покупают быка или корабль.

Со временем выделились товары, обладавшие хорошей ликвидностью (ликвидность – это способность к реализации).

Это были животные, меха, драгоценные камни, соль, зерно, посуда, мебель, обувь, одежда, драгметаллы и т.п. Как раз драгметаллы (по большей части золото, серебро) были выделены в качестве общего эквивалента.

Качества, присущие золоту, такие как: это металл редкий, однородный, делимый, может длительно храниться, портативный, труднодобываемый, способствовали выбору именно этого металла.

Товар, обладавший максимальной ликвидностью,  стал деньгами.

Деньги – это самое ликвидное средство. Отметим, что появились деньги как результат экономических взаимоотношений в хозяйственной жизни людей. Таким образом, получается, что деньги появились абсолютно объективно. Деньги являются товаром, а товар предназначен для обмена.

Само слово «деньги» возникло в результате того, что древние римляне использовали Храм богини Джуно Монета в качестве мастерской для чеканки монет. В последствии все места, где делались монеты, стали называть «монета». Английский вариант этого слова «минт», французский - «моне»; от этого слова произошло английское слово «мани»- деньги.

Слово «Монета» - латинское слово. В Древнем Риме оно употреблялось в сочетании JunoMoneta  как один из эпитетов к имени богини Юноны.«Монета»  означает «предупреждаю, предостерегаю». Согласно легенде, богиня предупредила римлян, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли на вершине Капитолия храм и посвятили его Юноне Монете, то есть Юноне Предвозвестительнице.

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника (с. 135-136): Какие качества драгоценных металлов позволили им стать основным материалом для изготовления денег? (Они более долговечны эквивалентами денег.Кроме того, их можно делить на части, при этом сохраняется их стоимость, что очень удобно при расчетах).

  1. Деньги меняют обличье.

Сообщения учащихся:

1.История Металлических денег.

У золотых и серебряных денег самая богатая история. Археологи находят их при раскопках поселений, существовавших несколько тысяч лет назад. Вначале это были не монеты, а просто бруски или полоски без рисунков и надписей. Если надо было разменять большую полоску золота или серебра, от нее просто отрубали кусок нужного веса.

Когда люди начали делать деньги из драгоценных металлов, их изготовлением могли заниматься все, кто обладал техническими возможностями для выплавки золота и серебра. И желающих делать деньги было немало, потому что уже давно замечено, что изготовление денег дает большие преимущества. Ведь деньги – особый товар, который нужен всем, поэтому и прибыль от него выше, чем от других товаров, и авторитет у изготовителя денег выше, чем у производителей зерна или кожи.

С развитием торговли, как по ассортименту товаров, так и по географии, роль денег все возрастала. Поэтому уже несколько тысяч лет назад правители древних государств взяли изготовление денег в свои руки, а всем другим было запрещено этим заниматься под страхом смертной казни. Одновременно с централизацией выпуска денег были установлены и общегосударственные стандарты их веса и качества. Так возникли первые стандартные монеты. Самым старым из найденных археологами монет почти три тысячи лет.

Для того, чтобы монеты были легко различимы, на них делали разные изображения и придавали разную форму: круглую, квадратную, прямоугольную. На некоторых монетах было отверстие в середине. Такие монеты можно было нанизывать на нитку и использовать в качестве ожерелья. Размер золотого ожерелья часто был показателем общественного положения человека.

По мере развития технологии чеканки на монетах стали появляться все более сложные изображения и надписи. Постепенно установилась традиция, что на одной стороне монеты указывают ее достоинство, а на другой стороне изображают правителя государства или небесного покровителя, в зависимости от формы государственного устройства. Так, на многих древнегреческих монетах изображена богиня Афина в шлеме, и у нас сейчас на копейках - Георгий Победоносец. В Древнем Риме 2 тысячи лет назад изображали императоров, так же как сейчас на британских монетах – королеву Елизавету Вторую.

Вместе с настоящими металлическими деньгами появились и фальшивые. Было два основных способа подделки: либо в благородный металл добавляли дешевую примесь, либо покрывали медную монету тонким слоем золота или серебра. Такая монета содержит какое-то количество благородного металла, но гораздо меньше, чем положено по стандарту. Пойманных фальшивомонетчиков казнили страшными казнями, но это не останавливало их последователей – слишком велика была прибыль.

Фальшивые деньги в изготовлении всегда намного дешевле настоящих, это относится и к сегодняшнему дню, и, например, к Древнему Риму. Иначе незачем было бы их делать. Современники, когда знали, что монета фальшивая, если и использовали ее, то ценили очень низко, обычно в зависимости от содержания золота и серебра. Но с течением времени происходит интересное превращение: фальшивые монеты часто становятся дороже настоящих. Например, фальшивая древнеримская слегка посеребренная монета сейчас стоит дороже, чем такая же настоящая из чистого серебра. Причина этого в том, что цена древних предметов никак не связана с их стоимостью: коллекционеры платят за редкость. Древних фальшивых монет меньше, чем настоящих, поэтому они дороже.

Названия денег часто отражают их историю. В Древней Руси в качестве денег использовались серебряные бруски и полоски, от которых при надобности отрубали нужный кусок. Считается, что название "рубль" происходит от слова "отрубать". А само слово "деньги" происходит от названия "таньга", такая денежная единица была в Центральной Азии несколько столетий назад. Копейка – название связывают  с изображением всадника с копьем.

2. История бумажных денег.

Бумажные деньги появились в Китае в VIII веке нашей эры (бумага впервые была произведена там в 100 г. н.э.). Наиболее ранний тип бумажных денег в Китае представлял собой особые расписки, выпускаемые либо под ценности, сдаваемые на хранение в специальные лавки, либо в качестве свидетельств об уплаченных налогах, хранящихся на счетах в центрах провинций, а не в столице.

Бумажные деньги производили большое впечатление на путешественников, посещавших Китай в VII – VIII веках. Марко Поло писал, что выпуск бумажных денег - это новый способ достижения той цели, к которой так давно стремились алхимики. В XIII веке правительство Чингиз-Хана свободно обменивало бумажные денежные знаки на золото, поэтому подделка бумажных денег приносила большие доходы и считалась страшным преступлением. К 1500 году китайское правительство было вынуждено прекратить выпуск бумажных денег из-за трудностей, связанных с избыточным выпуском и инфляцией, но уже существовавшие тогда в Китае частные банки продолжали эмиссию бумажных денег.

Бумажные деньги появились в России с середины XVIII века. Они носили название ассигнаций. Но расчеты по-прежнему проводили, ориентируясь на серебряную монету, которая продолжала обращаться в стране. Близкими, по сути, заменителями монет становятся банковские чеки (указания банку о выплате денег).

Следующий шаг в развитии денег – в 20 веке на смену бумажным деньгам приходят  пластиковые банковские карточки (электронные деньги, цифровые), позволяют рассчитываться, не прибегая к наличным деньгам.

Подумай и ответь!    

Задачи на счет. На рынке средневековой Москвы.

  1. «Эй, народ московский покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил один осетр?  (35 копеек)
  2. Лимон – «заморский товар», стоил 1,5 копейки. Сколько монет, и каких могли заплатить покупатели? (3 деньги или 6 полушек)

  1. Функции денег.

Деньги  проявляют  себя  через  свои  функции . Обычно выделяют следующие четыре основные  функции  денег : мера стоимости, средство накопления (тезаврации), средство обращения, средство платежа. Часто выделяют и пятую  функцию  денег  –  функцию  мировых  денег , проявляющуюся в обслуживании международного товарообмена.

В функции меры стоимости деньги выступают каждый раз, когда приходиться решать, сколько денег нужно иметь, чтобы купить товар

Средство обращения- деньги должны присутствовать реально, их необходимо передать из рук в руки

Средство платежа – деньги используются при выплате заработной платы работникам, при продаже товара в кредит, при оплате штрафов и др.

Средство накопленияхранить деньги можно где угодно: в банке, дома, в виде клада. Выбор за владельцем

Мировые деньги- деньги выступают как всеобщее платежное средство в международных связях, с их помощью оплачиваются поставки товаров, кредиты государствам и т. п.

Вопрос классу:Какие валюты можно считать мировыми?

( американский доллар, евро, швейцарский франк, английский фунт стерлингов, японская иена, российский рубль)

4.Подведение итога урока.

Как возникли современные деньги?

Какими качествами должны были обладать первые монеты?

Каковы важнейшие функции денег?

Почему на протяжении всей своей истории деньги меняли свое обличье?

  1. Домашнее задание: §15, выполнить в тетради задания 1 и 2 на с. 174 учебника.

Итоги урока: в ходе проведенного мной урока были достигнуты все поставленные цели. Учащиеся проявили большой интерес к данной теме, были внимательны и максимально сконцентрированы. Проявляли активность в ходе всего урока. Материал учащимися усвоен хорошо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока обществознания в 7 классе "Деньги их функции"

"Деньги их функции" урок обществознания в 7 классе...

План урока по теме "Деньги, их функции"

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Деньги, их функции"...

Деньги. Их функции.

Презентация  к уроку обществознания в 7 классе по теме "Деньги. Их функции"...

Тест по теме: «Деньги, их функции», обществознание, 7 класс

Материал помогает закрепить изученный параграф...

Конспект урока по обществознанию с применением ИКТ "Деньги, их функции" (7 класс)

Открытый урок по обществознанию с применением ИКТ: «Деньги, их функции» класс 7Цель: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости ...