Разработка урока "Наша Родина - Россия. Ельня -наша малая Родина"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс)

Фоменкова Галина Алексеевна

На уроке обществознания в 5 классе учащиеся знакомятся с историей, достопримечательностями, великими людьми своей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ur.nasha_rodina-rf_elnya-_nasha_malaya_rodina.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Ельнинская СШ №2 им. К.И.Ракутина

Урок по обществознанию

в 5 классе

Тема: «Наша Родина Россия. Ельня – наша малая Родина».

Автор-составитель: учитель истории и обществознания

Фоменкова Галина Алексеевна

г. Ельня, 2015 г.

Предмет обществознание Класс 5.

Тема урока: «Наша Родина Россия. Ельня- наша малая Родина».

Этап работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: 

подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном  этапе: 

способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи: создать положительный эмоциональный настрой;

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

      Взаимное приветствие учителя и учащихся;

- проверка подготовленности учащихся к уроку;

- организация внимания и внутренней готовности к уроку

2.

Изучение нового материала. Данный этап предполагает:

Оборудование урока: Карта РФ, Смоленской области, изображение флага и герба РФ и СССР; Конституция РФ, музыкальная запись гимна РФ; слова текста гимна.

Тип урока: комбинированный

Технологии: здоровьесбережения, педагогики сотрудничества, поэтапного формирования умственных действий, индивидуального и коллективного проектирования, ИКТ и  кластер -технологии

Цели:1. Познавательные: 

- смогут познакомиться с основными понятиями темы «Наша Родина – Россия»,

 - развить навыки работы с определениями,

 -смогут давать  объяснения понятиям, решать проблемные задания.

2.Воспитательные: - смогут выразить свое отношение к учебному процессу,      

  - сформировать активное участие в процессе обучения;

- использовать  содержательные возможности материала,

- формировать оценочные суждения.

3.Развивающие: - смогут сформировать умения и навыки составления схем, изучая новый материал, умение осуществлять основные мыслительные операции,  

- развитие системности критического мышления.

4.Дидактическая цель.

 Способствовать созданию условий для усвоения нового материала, формирование опыта творческой деятельности, проблемной ситуации для постановки учебной цели.

5.Методическая цель (задача). Продолжить работу по обучению работ с визуальным материалом, составления простых схем в соответствии с целями, и ситуацией заданной модели урока.

 Метапредметные результаты:

А) коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, обмениваться знаниями, отстаивать свою точку зрения,

Б) познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков,

Личностные результаты: мотивировать обучающихся:

- сознательно организовывать и регулировать свою деятельность на уроке;  

- владеть умениями работать с учебной информацией,

- сотрудничать  в групповой работе, уважая мнения других;

- решать творческие задачи,

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями о  РФ,  её субъектах и их правах, о государственном языке, о символах своего родного края;

-   способность применять понятийный аппарат ;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных современных источников, раскрывая ее познавательную ценность.

Планируемые образовательные результаты:   

Учащиеся смогут определить, что Россия является федерацией, она состоит из субъектов; называть признаки РФ; воспроизводить при опоре на учебный материал права субъектов РФ.

Научатся:   - выбирать средства достижения цели, самостоятельно искать и выделять необходимую информацию (Р);                                - давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления (П),                         - осознавать себя частью своей Родины – России, Ельни (Л).                          

 Получат возможность научиться: - определять собственное отношение к России, к своей малой Родине,                          - формулировать свою точку зрения (К),                                                        - формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала,  к созидательному участию в общественной жизни своей школы, города (Л),                  - формировать российскую гражданскую идентичность: патриотизм, любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину. (Л)

Звучит музыка гимна РФ, дети встают.

          Слово учителя: Итак, ребята, что это за мелодия?

- (Это гимн Российского государства)

-  Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь? (о России)

-  Значит тема нашего сегодняшнего урока - Россия. (Учитель записывает на доске название темы). Но такое название темы не совсем полное.

Россия – это не просто государство, это  наша Родина.  Давайте уточним тему: Наша Родина - Россия. (Учитель записывает на доске продолжение названия темы).

- Мы живём в Ельне. Значит наша малая Родина – Ельня.

- Запишите тему урока. ( Обучающиеся записывают тему урока) - «Наша Родина – Россия. Ельня – наша малая Родина»

Слово учителя: Как вы думаете, что мы  будем изучать на этом уроке? (Ответы обучающихся). - Правильно!

А теперь давайте выделим цели нашего урока:

- изучить как устроено наше государство;

- рассмотреть понятие Родина, малая Родина.

В конце урока я попрошу ответить на вопрос: Почему  так важно знать и любить Россию и свою малую Родину? Формулируется главный вопрос урока: Почему  так важно знать и любить Россию и свою малую Родину?           

Слово учителя:

Чтобы изучить устройство нашего государства давайте посмотрим на карту. Откройте в учебнике страницу 94. (Слайд)

Обратите внимание на название карты (один из обучающихся зачитывает вслух название карты: Российская Федерация).

Вопрос к ученикам: Ребята, кому из вас знакомо слово Федерация?

Слово учителя: Федерация (от лат.) = союз, объединение (учитель записывает определение на доске, обучающиеся в своих тетрадях).

- Что РФ объединяет? Посмотрим на карту. (Предложения обучающихся).

- Она объединяет субьекты т.е. края, области, республики, автономные округи, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург). Откройте словари на странице 126 и запишите:

Субъект РФ - государственное образование в составе Федерации.

Вопрос к ученикам: Ребята, как вы думаете, различаются ли чем – то субъекты РФ? (ответы обучающихся)

Слово учителя: несмотря на то, что субъекты РФ различаются по площади, все они имеют равные права. Давайте зафиксируем это в схеме:

                   Права

    Субъект ====== Субъект

Каковы права субъектов РФ? Запишите:

1.Право иметь свою территорию.

Вопрос к ученикам: Ребята, а в каком субъекте РФ мы живем? (Слайд: найдите на карте Смоленскую область, город Ельню).

2.Право иметь свой герб и флаг. (Слайд: Флаг и герб города Ельни).

3.Право обучать детей на родном языке.

 Слово учителя: является ли русский язык родным для всех людей, которые живут в Российской Федерации?

 - Нет, т.к. Россия – это многонациональное государство; народы, проживающие в России говорят более чем на 100 языках.         

Русский язык является государственным языком. Что это значит?

1. На нём составляются документы;

2.На русском языке Россия ведет переговоры с другими государствами;

3.Русский язык изучают во всех школах.     

 Слово учителя: Итак, ребята, мы живем с вами в многонациональном государстве.       

 - А как бы вы ответили на вопрос: что такое Родина? (Ответы обучающихся).

- Наша малая Родина – Ельня. Что вы знаете о ней, её истории, достопримечательностях? (ответы обучающихся).

Учитель предлагает посмотреть презентацию о Ельне, её истории, достопримечательностях, великих людях.

(Минута молчание в память о ельнинцах, погибших во время Великой Отечественной войны  и войны в Афганистане).

Слово учителя:  - Должен ли человек любить Родину? Почему? Как называют человека,  который любит свою родину, который готов на подвиг ради нее? Это – патриот (работа со словарём, страница 125 учебника, обучающиеся записывают определение).

 Слово учителя: обратимся к учебнику, страница 96, рубрика «Жил на свете человек». (Слайд: портрет В.И. Даля)

Задание: прочитать и ответить на вопрос: можно ли назвать Владимира Ивановича Даля патриотом?  Свой ответ поясните.

- Что такое патриотизм? Что вы можете сделать для Родины, Ельни как патриоты своей страны? (ответы обучающихся)

Слово учителя: Молодцы, вы работали хорошо! Начните заполнять кластер

3

Закрепление учебного материала

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: учиться создавать опорный конспект

Цель, которую ставит перед собой учитель: выяснить, насколько правильно учащиеся поняли новый материал.

Что мы сегодня узнали о России? (Ответы учащихся). Вместе с учителем обучающиеся составляют «Карту памяти».              

  Они  записывают в тетрадь:  Россия

  • Является федерацией
  • Состоит из субъектов
  • Субъекты – это края, области, республики, автономные округи, города
  • Субъекты обладают равными правами
  • Государственный язык - русский
  • РФ – многонациональное государство
  • Россия - наша Родина

 Слово учителя: Итак, мы возвращаемся с вами к нашему вопросу: Почему   важно знать и любить Россию и свою малую   Родину?   Кто такой патриот? Что такое патриотизм? (Ответы учеников)

Мы ответили с вами на наш главный вопрос.

Рефлексия

Цель:  осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса

Методы организации работы: 

словесные.

Методы стимулирования: 

похвала.

Методы оценивания: 

самооценка, отметка

Слово учителя:

А теперь я предлагаю вам подумать о том, как прошел сегодняшний урок, проанализировать урок и свое участие в нем.

После ответов обучающихся, учитель оценивает их работу.

4

Домашнее задание

Цель: закрепить  знания по теме Наша Родина – Россия. Ельня-наша малая Родина

Используя §11:

1. Мини-сочинение «Письмо сверстнику о России и своей малой Родине»;

2. Стр. 98 вопросы «Проверим себя».

Заполните кластер

Москва

Из истории

Герб

Флаг

Памятники

Великие люди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поисково-исследовательская работа отнесена к разделу История нашей родной станицы Тема : « История храмов - нашей малой родины»

Родина моя - Старонижестеблиевская.           Тихо течет Ангелинский ерик. Как бы краеведы ни объясняли его название, все равно ассоциация с тихим ан...

Разработка урока немецкого языка по теме “Наша малая Родина” “Unsere kleine Heimat!”

Представленный  дидактический материал может быть полезными для преподавателей, работающих над проблемой формирования коммуникативной компетенции посредством проекта....

Разработка урока и презентация по теме "Наша малая Родина - Бирюч"

Данный материал был использован при изучении темы "Что мы называем нашей Родиной?" Конспект урока был составлен с использованием краеведческого материала....

Презентация к уроку истории Смоленщины/ обществознания "Наша Родина - Россия, Ельня - наша малая Родина"

Презентация  посвящена истории России и малой Родины-Ельни, её достопримечательностям, известным людям. Материал презентации можно использовать как на уроке обществознания в 5 классе, так и на ур...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 5-7 классов по теме: «Наша страна – Россия. Республика Башкортостан - наша малая Родина»

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собстве...

Классный час: «Наша страна – Россия. Кемеровская область - наша малая Родина»

Занятие (классный час), раскрывающее доверие к государству, исторической памяти и преемственности поколений, любви к Родине....

Классный час в 5 «А» классе «Они защищали Родину. Герои нашей малой Родины»

Классный час в 5 «А» классе «Они защищали Родину. Герои нашей малой Родины»...