Обществознание 5-9 классы
рабочая программа по обществознанию (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Валентина Илларионовна Тишина

Рабочая прогамма по обществознанию к учебнику,автор Боголюбов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvoznanie.docx86.64 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

к основной образовательной программе

основного общего образования, утвержденной

приказом от 19. 06. 2015 № 64

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                          ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

5 -9 классы

Автор программы:

Тишина В.И.

(ФИО учителя, должность, квалификационная категория)

__учитель I квалификационной категории  

СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета

  1. Содержание учебного предмета

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

  1. Учебно – методическое   обеспечение учебного образовательного процесса

  1. Календарно – тематическое планирование по классам:

   

- обществознание 5 класс

                 - обществознание 6 класс

- обществознание 7 класс

- обществознание 8 класс

- обществознание 9 класс

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе:

     Закона РФ «Об образовании в РФ» (от29.12. 2012г.№273-ФЗ);

     Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

     Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»,

     Примерной Основной  образовательной программы   основного общего образования  (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г. №03-1263);

     Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов МКОУ «2 Воробьевская основная общеобразовательная школа» (приказ №56 от 18.06.15г.)

  Учебного плана МКОУ «2 Воробьевская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по обществознанию для 5-9 классов   Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.

                                2. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного курса

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:

- использование элементов причинно – следственного анализа;

- исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;

- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;

- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

2) понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

6) развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

А так же:

1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;

4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;

10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;

11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

3. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Человек. Деятельность человека

Выпускник научится:

  • использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;
  • характеризовать основные возрастные периоды жизни человека, особенности подросткового возраста;
  • в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;
  • характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы потребностей человека;
  • приводить примеры основных видов деятельности человека;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения межличностных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях, связанных с деятельностью человека;
  • оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
  • оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей, на примерах показывать опасность удовлетворения мнимых потребностей, угрожающих здоровью;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов;
  • моделировать возможные последствия позитивного и негативного воздействия группы на человека, делать выводы.

Общество

Выпускник научится:

  • демонстрировать на примерах взаимосвязь природы и общества, раскрывать роль природы в жизни человека;
  • распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;
  • характеризовать движение от одних форм общественной жизни к другим; оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
  • различать экономические, социальные, политические, культурные явления и процессы общественной жизни;
  • выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;
  • характеризовать экологический кризис как глобальную проблему человечества, раскрывать причины экологического кризиса;
  • на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;
  • раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность;
  • конкретизировать примерами опасность международного терроризма.

Выпускник получит возможность научиться:

  • наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в различных сферах общественной жизни;
  • выявлять причинно-следственные связи общественных явлений и характеризовать основные направления общественного развития;
  • осознанно содействовать защите природы.

Социальные нормы

Выпускник научится:

  • раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
  • различать отдельные виды социальных норм;
  • характеризовать основные нормы морали;
  • критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей с нравственными ценностями;
  • раскрывать сущность патриотизма, гражданственности; приводить примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;
  • характеризовать специфику норм права;
  • сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;
  • раскрывать сущность процесса социализации личности;
  • объяснять причины отклоняющегося поведения;
  • описывать негативные последствия наиболее опасных форм отклоняющегося поведения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека;
  • оценивать социальную значимость здорового образа жизни.

Сфера духовной культуры

Выпускник научится:

  • характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать свое мнение о явлениях культуры;
  • описывать явления духовной культуры;
  • объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
  • оценивать роль образования в современном обществе;
  • различать уровни общего образования в России;
  • находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
  • описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное отношение к ним;
  • объяснять необходимость непрерывного образования в современных условиях;
  • учитывать общественные потребности при выборе направления своей будущей профессиональной деятельности;
  • раскрывать роль религии в современном обществе;
  • характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.

Выпускник получит возможность научиться:

  • описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения достижений культуры;
  • характеризовать основные направления развития отечественной культуры в современных условиях;
  • критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.

Социальная сфера

Выпускник научится:

  • описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
  • объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
  • характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
  • выделять параметры, определяющие социальный статус личности;
  • приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;
  • описывать основные социальные роли подростка;
  • конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
  • характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
  • объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
  • характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции семьи в обществе;
  • раскрывать основные роли членов семьи;
  • характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с позиций историзма;
  • выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
  • выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;
  • формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
  • использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов;
  • находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

Политическая сфера жизни общества

Выпускник научится:

  • объяснять роль политики в жизни общества;
  • различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами;
  • давать характеристику формам государственно-территориального устройства;
  • различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки;
  • раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
  • называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
  • характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

Гражданин и государство

Выпускник научится:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
  • объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
  • раскрывать достижения российского народа;
  • объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
  • называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные Конституцией РФ;
  • осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
  • характеризовать конституционные обязанности гражданина.

Выпускник получит возможность научиться:

  • аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в мире;
  • использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.

Основы российского законодательства

Выпускник научится:

  • характеризовать систему российского законодательства;
  • раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
  • характеризовать гражданские правоотношения;
  • раскрывать смысл права на труд;
  • объяснять роль трудового договора;
  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
  • характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
  • характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
  • конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
  • характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
  • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
  • исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
  • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.

Выпускник получит возможность научиться:

  • на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;
  • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;
  • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами.

Экономика

Выпускник научится:

  • объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
  • различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
  • характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;
  • характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
  • объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
  • называть и конкретизировать примерами виды налогов;
  • характеризовать функции денег и их роль в экономике;
  • раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
  • анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
  • раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
  • характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
  • использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
  • обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
  • выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
  • анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
  • решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;
  • грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
  • сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

4. Содержание учебного предмета

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

I. Человек в социальном измерении. Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Гражданско-правовое положение личности в обществе.
Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

II. Ближайшее социальное окружение. Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа
сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

III. Общество — большой «дом» человечества. Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы. Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём. Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества? Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ

V. Регулирование поведения людей в обществе. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм. Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы
и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права. Конституция Российской Федерации — Основной закон
государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.

VI. Основы российского законодательства. Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

VII. Мир экономики. Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике. Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя.

IX. Мир социальных отношений. Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом
в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место
в современном обществе. Основные социальные группы современного российского
общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА

X. Политическая жизнь общества. Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение
властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

XI. Культурно-информационная среда общественной жизни. Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

XII. Человек в меняющемся обществе. Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Название темы (раздела)

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

5 класс  - 1 час в неделю

1

Введение

1

Познакомиться с новым учебным предметом,
содержанием курса, требованиями к результатам
обучения, учебно-методическим комплектом, особенностями работы с ним. Характеризовать систему организации работы на уроках и при подготовке домашнего задания.

2

Человек

4

Раскрывать на конкретных примерах цели и
ценность человеческой жизни. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных
О
писывать основные черты отрочества как
особого возраста перехода от детства к взрослости.
Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.
Обобщить и закрепить знания о связи социального в человеке с общением, обменом информацией и другими результатами психической деятельности. Способствовать развитию коммуникативных умений, создать условия для реализации и расширения позитивного опыта общения. Проиллюстрировать особенности общения подростков, способствовать развитию рефлексивных способностей подростков.

3

Семья

7

Показывать на конкретных примерах меры
государственной поддержки семьи.

Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.
Выражать собственную точку зрения на значение семь.

Характеризовать совместный труд членов семьи.
Сравнивать домашнее хозяйство городского и
сельского жителя.
Описывать свои обязанности в ведении семейного хозяйства
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.
Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.
Характеризовать значимость здорового образа жизни.

Систематизировать и обобщить знания по
теме «Семья».

Способствовать развитию умения анализировать простейшие ситуации, связанные с семейными отношениями, мерами государственной
поддержки семьи, семейным хозяйством и семейным досугом.
Расширять опыт решения познавательных и
практических задач по изучаемой теме.

Содействовать развитию умения выполнять
различные проектные работы.

Благоприятствовать созданию условий для осмысления семейных ценностей, рефлексии собственного вклада в семейный уют, здоровый образ жизни семьи.

Развивать следующие универсальные учебные действия: умение учитывать разные мнения
и стремиться к координации различных позиций
в сотрудничестве; умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и
координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции
своей деятельности; умение работать в группе.

4

Школа

7

Исследовать несложные ситуации из жизни
человека и общества, раскрывающие значимость
образования в наше время и в прошлом.
Описывать ступени школьного образования.
Описывать систему общего школьного образования в нашей стране.
Характеризовать учёбу как основной труд
школьника.
Выявлять позитивные результаты учения,
опираясь на примеры из художественных произведений.
Характеризовать значение самообразования
для человека с опорой на конкретные примеры.
Оценивать собственное умение учиться и
возможности его развития.
Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.

Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных
связей младшего подростка с одноклассниками,
сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость поддержки сверстников для человека. Оценивать
собственное умение общаться с одноклассниками
и друзьями.

Систематизировать полученную в процессе
изучения темы содержательную информацию о
роли образования и самообразования в жизни
человека, значении образования для общества,
ступенях школьного образования, отношениях
младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Совершенствовать предусмотренные ФГОС
умения: а) характеризовать учёбу как основной труд школьника; б) опираясь на конкретные
примеры, характеризовать значение школьного
учения и самообразования, выявлять позитивные результаты учения; в) выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний; г) использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями; д) иллюстрировать примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека.
Способствовать развитию рефлексии при оценке собственного умения учиться, умения общаться в процессе обучения со сверстниками.
 

5

Труд

5

Объяснять значение трудовой деятельности
для личности и для общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.

Различать материальную и моральную оценку
труда.
Приводить примеры благотворительности и
меценатства.
Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

Различать творчество и ремесло. Раскрывать
признаки мастерства на примерах творений известных мастеров
Систематизировать знания учащихся о различных видах труда, его творческой природе, значении труда в жизни общества.
Способствовать воспитанию уважения к людям, проявляющим трудолюбие, стимулировать интерес к труду подлинных мастеров.
Развивать умение работы с различными адаптированными источниками информации, решать с помощью информационных источников творческие задачи.

Совершенствовать такие универсальные учебные действия, выраженные в умении работать в группе: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы, необходимые для
организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности .

6

Родина

Всего уроков

9

34

Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации».
Знать и называть статус субъекта РФ, в котором находится школа.
Характеризовать особенности России как
многонационального государства.
Раскрывать функции русского языка как государственного
описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна
РФ.
Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвящённых государственным символам России.
Составлять собственные информационные
материалы о Москве — столице России

Объяснять и конкретизировать примерами
смысл понятия «гражданин».
Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.
Называть основные обязанности граждан РФ.
Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.
Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в
СМИ
Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей
Систематизировать знания учащихся по теме
«Родина», расширить представления о федеративном характере многонационального Российского государства, основных правах и обязанностях
российских граждан.
Способствовать осознанию на практике значения уважительного отношения к людям различных национальностей, существующих в обществе
правил толерантного поведения.
Воспитывать уважение к государственным
символам России, её государственному языку.
Создавать условия для развития универсальных учебных действий: умения взаимодействовать
в группе, умения работать с различными информационными источниками, умения осуществлять
поиск информации в Интернете, умения презентовать свои работы по определённой теме

6 класс  - 1 час в неделю

2

Человек в социальном измерении

12

Раскрывать на конкретных примерах смысл
понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.

Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику.
Сравнивать себя и свои качества с другими людьми и их качествами. Приводить примеры проявления различных
способностей людей.

Характеризовать деятельность человека, её
отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами
различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности.

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека; показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с
ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств.

Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты.
Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание и достигших успеха в жизни, из адаптированных источников различного типа.

Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности.
Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха.
Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности.

3

Человек среди людей

14

Описывать межличностные отношения и их
отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание.

Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе.
Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимопонимание. Исследовать практические ситуации, связанные с выявлением места человека в группе, проявлений лидерства.

Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками,
старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться.

Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать варианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации.

Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли
лидера в группе, значении, формах и средствах
общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения. Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах.
Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности. Совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия.

4

Нравственные основы жизни

8

Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали.

На конкретных примерах давать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла.

Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность».
Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать
проявление внимания к нуждающимся в нём.

Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям.

Всего уроков

34

7 класс  - 1 час в неделю

1

Регулирование поведения людей в обществе

15

Вспомнить основные итоги прошлого года обучения. Познакомиться с основным содержанием курса 7 класса. Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности. Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся.

Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни. Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих прав и свобод. Называть права ребёнка и характеризовать способы их защиты. Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних.

Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка. Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости.

Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Приводить примеры важности подготовки к
исполнению воинского долга.

Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины. Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения
общеобязательной и специальной дисциплины.

Характеризовать ответственность за нарушение законов.
Определять черты законопослушного поведения.
Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения. Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних.

Называть правоохранительные органы Российского государства. Различать сферу деятельности полиции, правоохранительных органов. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с деятельностью правоохранительных органов.

2

Человек в экономических отношениях

14

Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.

Описывать составляющие квалификации работника.
Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы. Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда.

Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества. Характеризовать факторы, влияющие на
производительность труда. Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства.

Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны.
Характеризовать особенности предпринимательской деятельности.
Сравнивать формы организации бизнеса. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе. Выражать собственное отношение к бизнесу
с морально-этических позиций.

Объяснять условия осуществления обмена в
экономике. Характеризовать торговлю и её формы как особый вид экономической деятельности. Раскрывать роль рекламы в развитии торговли. Выражать собственное отношение к рекламной информации. Оценивать своё поведение с точки зрения рационального покупателя.

Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег.

Раскрывать понятие «семейный бюджет».
Приводить примеры различных источников
доходов семьи. Различать обязательные и произвольные расходы. Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от
доходов.

Обобщить знания и расширить опыт решения
познавательных и практических задач по изучаемой теме.
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.

3

Человек и природа

5

Объяснять значение природных ресурсов в
жизни общества. Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам. Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли. Объяснять опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы. Различать ответственное и безответственное отношение к природе. Определять собственное отношение к природе.

Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы. Характеризовать смысл экологической морали.

Характеризовать деятельность государства по охране природы.
Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред природе. Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы.

Всего уроков

34

8 класс  - 1 час в неделю

1

Личность и общество

6

Выявлять отличия человека от животных.
Объяснять человеческие качества. Различать биологические и природные качества человека. Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке. Определять своё отношение к различным качествам человека. Выявлять связь между мышлением и речью.
Объяснять понятие «самореализация». Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности. Приводить примеры основных видов деятельности.

Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Оценивать утверждение о связи природы и общества и аргументировать свою оценку.
Характеризовать возможности человеческого разума. Раскрывать значение моральных норм. Конкретизировать на примерах влияние природных условий на людей.
Анализировать и оценивать текст с заданных позиций.
Анализировать факты и обосновывать сделанные выводы.

Выделять существенные признаки общества. Называть сферы общественной жизни и характерные для них социальные явления. Показывать на конкретных примерах взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

Выявлять изменения социальной структуры, связанные с переходом в постиндустриальное общество. Анализировать факты социальной действительности, связанные с изменением структуры общества. Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Приводить примеры прогрессивных и регрессивных изменений в обществе. Характеризовать и конкретизировать фактами социальной жизни перемены, происходящие в современном обществе (ускорение общественного развития). Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике глобальных проблем.

Раскрывать на конкретных примерах смысл
понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Выявлять и сравнивать признаки, характеризующие человека как индивида, индивидуальность и личность. Описывать агенты социализации, оказывающие влияние на личность. Исследовать несложные практические ситуации, в которых проявляются различные качества личности, её мировоззрение, жизненные ценности и ориентиры.

2

Сфера духовной культуры

8

Определять сущностные характеристики понятия «культура». Различать и описывать явления духовной культуры. Находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах культуры из адаптированных источников. Характеризовать духовные ценности российского народа. Выражать своё отношение к тенденциям в культурном развитии.

Объяснять роль морали в жизни общества.
Характеризовать основные принципы морали.
Характеризовать моральную сторону различных социальных ситуаций.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для объяснения влияния
моральных устоев на развитие общества и человека

Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей
Приводить примеры морального выбора.
Давать нравственные оценки собственным
поступкам, по ведению других людей
Оценивать значение образования в информационном обществе.
Извлекать информацию о тенденциях в развитии образования из различных источников.
Характеризовать с опорой на примеры современную образовательную политику РФ.
Обосновывать своё отношение к непрерывному образованию
Характеризовать науку как особую систему знаний.
Объяснять возрастание роли науки в современном обществе
Определять сущностные характеристики религии и её роль в культурной жизни.
Объяснять сущность и значение веротерпимости.
Раскрывать сущность свободы совести. Оценивать своё отношение к религии и атеизму
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.
Уметь применять нравственные нормы к анализу и оценке социальных ситуаций. Выделять
нравственный аспект поведения.
Соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Уметь строить устное речевое высказывание, слушать и вступать в
диалог, участвовать в коллективном обсуждении

 

3

Социальная сфера
 

7

Выявлять и различать разные социальные
общности и группы.

Раскрывать причины социального неравенства.
Приводить примеры различных видов социальной мобильности.
Характеризовать причины социальных конфликтов, используя  связи между предметами, материалы СМИ; показывать пути их разрешения.
Находить и извлекать социальную информацию о структуре общества и направлениях её изменения из адаптированных источников различного типа.

Называть позиции, определяющие статус
личности.
Различать предписанный и достигаемый статусы.

Раскрывать и иллюстрировать примерами ролевой репертуар личности.

Объяснять причины ролевых различий по
тендерному признаку, показывать их проявление
в различных социальных ситуациях.

Описывать основные социальные роли старших подростков.
Характеризовать отношения между поколениями  в современном обществе. Выражать собственное отношение к проблеме нарастания разрыва между поколениями.

Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность».

Конкретизировать примерами из прошлого
и современности значение общего исторического
прошлого, традиций в сплочении народа.

Характеризовать противоречивость межнациональных отношений в современном мире.

Объяснять причины возникновения межнациональных конфликтов и характеризовать возможные пути их разрешения
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.

4

Экономика
 

13 ч

Раскрывать роль экономики в жизни общества.
Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов.
Различать свободные и экономические блага.
Приводить примеры принятия решения на
основе экономического выбора.

Описывать и иллюстрировать примерами
решения основных вопросов участниками экономики.
Различать и сопоставлять основные типы
экономических систем.

Характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах.

Объяснять смысл понятия «собственность».
Характеризовать и конкретизировать примерами формы собственности.
Называть основания для приобретения права
собственности.
Анализировать несложные практические ситуации, связанные с реализацией и защитой прав собственности.

Характеризовать рыночное хозяйство как
один из способов организации экономической жизни.

Характеризовать условия функционирования
рыночной экономической системы.

Описывать действие рыночного механизма формирования цен на товары и услуги.


Формулировать собственное мнение о роли
рыночного механизма регулирования экономики
в жизни общества.

Объяснять решающую роль производства как
источника экономических благ.

Различать товары и услуги как результат производства.
Называть и иллюстрировать примерами факторы производства.

Находить и извлекать социальную информацию о производстве из адаптированных источников.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с использованием различных способов повышения эффективности производства
Описывать социально-экономическую роль и
функции предпринимательства.

Сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.

Объяснять преимущества и недостатки малого бизнеса.
Выражать собственное отношение к проблеме соблюдения морально-этических норм в предпринимательстве.

Оценивать возможности своего участия в
предпринимательской деятельности.

Характеризовать экономические функции государства.
Описывать различные формы вмешательства
государства в рыночные отношения.

Различать прямые и косвенные налоги.
Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет».

Приводить примеры государственной политики регулирования доходов и расходов.

Называть основные источники доходов граждан.
Раскрывать причины неравенства доходов населения.

Объяснять необходимость перераспределения
доходов.
Иллюстрировать примерами государственные меры социальной поддержки населения.

Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от
доходов.
Характеризовать виды страховых услуг, предоставляемых гражданам.
Раскрывать на примерах меры защиты прав
потребителей.

Различать номинальные и реальные доходы
граждан.
Показывать влияние инфляции на реальные
доходы и уровень жизни населения.
Называть и иллюстрировать примерами
формы сбережений граждан.
Объяснять связь семейной экономики с инфляционными процессами в стране.

Оценивать способы использования сбережений своей семьи с точки зрения экономической рациональности.

Характеризовать роль банков в сохранении и
приумножении доходов населения.

Характеризовать безработицу как закономерное явление рыночной экономики.

Называть и описывать причины безработицы.
Различать экономические и социальные последствия безработицы.
Объяснять роль государства в обеспечении
занятости.
Оценивать собственные возможности на рынке труда.

Описывать реальные связи между участниками международных экономических отношений.

Характеризовать причины формирования
мирового хозяйства.

Характеризовать влияние международной торговли на развитие мирового хозяйства.

Объяснять и конкретизировать примерами
направления внешнеторговой политики государства.
Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс».

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.

 

 Всего часов

 34

 

9 класс  - 1 час в неделю
 

1

Политика
 

10

Характеризовать власть и политику как социальные явления.

Раскрывать признаки суверенитета.

Различать формы правления и государственного устройства.

Сопоставлять различные типы политических
режимов.
Называть и раскрывать основные принципы
демократического устройства

Раскрывать принципы правового государства.
Характеризовать разделение властей.

Раскрывать сущность гражданского общества.
Характеризовать местное самоуправление.

Анализировать влияние политических отношений на судьбы людей.
Проиллюстрировать основные идеи темы на
примерах из истории, современных событий, личного социального опыта.
Описывать различные формы участия гражданина в политической жизни.
Обосновывать ценность и значимость гражданской активности.
Приводить примеры гражданственности.

Назвать признаки политической партии и показать их на примере одной из партий РФ.

Характеризовать проявления многопартийности.

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с опорой на изученные
понятия.
Находить нужную социальную информацию,
адекватно её воспринимать, применяя основные
обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей.

Анализировать реальные социальные ситуации.
Выбирать адекватные способы деятельности.
Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

2

Право
 

24

Объяснять, почему закон является нормативным актом высшей юридической силы.

Сопоставлять позитивное и естественное
право.
Характеризовать основные элементы системы российского законодательства.

Раскрывать смысл понятия «правоотношения», показывать на примерах отличия правоотношений от других видов социальных отношений.
Раскрывать смысл понятий «субъективные
юридические права» и «юридические обязанности
участников правоотношений».
Объяснять причины субъективности прав и
юридического закрепления обязанностей участников правоотношений.
Раскрывать особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц. Объяснять причины этих различий.

Называть основания возникновения правоотношений.

Различать правонарушение и правомерное поведение.
Называть основные виды и признаки правонарушений.
Характеризовать юридическую ответственность в качестве критерия правомерного поведения.

Объяснять смысл презумпции невиновности.

Называть основные правоохранительные органы РФ.
Различать сферы деятельности правоохранительных органов и судебной системы.

Приводить примеры деятельности правоохранительных органов.

Характеризовать Конституцию РФ как закон
высшей юридической силы.

Приводить конкретные примеры с опорой на
текст Конституции РФ, подтверждающие её высшую юридическую силу.

Называть главные задачи Конституции.

Объяснять, какие принципы правового государства отражены в статьях 2, 10, 15, 17, 18 Конституции РФ.

Характеризовать принципы федерального устройства РФ.

Проводить различия между статусом человека
и статусом гражданина.

Объяснять смысл понятия «права человека».
Объяснять, почему Всеобщая декларация
прав человека не является юридическим документом.
Классифицировать права и свободы (приводить примеры различных групп прав).

Характеризовать особенности гражданских
правовых отношений.
Называть виды и приводить примеры гражданских договоров.
Раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних.
Находить и извлекать информацию о правах
потребителя, предусмотренных законом РФ.
Раскрывать на примерах меры защиты прав
потребителей.

Называть основные юридические гарантии
права на свободный труд. Характеризовать особенности трудовых правоотношений.

Объяснять роль трудового договора в отношениях между работниками и работодателями.

Раскрывать особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Объяснять условия заключения и расторжения брака.
Приводить примеры прав и обязанностей супругов, родителей и детей.
Находить и извлекать информацию о семейных правоотношениях из адаптированных источников различного типа.


Определять сферу общественных отношений, регулируемых административным правом.

Характеризовать субъектов административных
правоотношений. Указывать основные признаки
административного правонарушения. Характеризовать значение административных наказаний.

Характеризовать особенности уголовного
права и уголовно-правовых отношений. Указывать объекты уголовно-правовых отношений.

Перечислять важнейшие признаки преступления.
Отличать необходимую оборону от самосуда.

Характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних.

Называть основные социальные права человека.
Раскрывать понятие «социальное государство».
На конкретных примерах конкретизировать основные направления социальной политики нашего государства.

Объяснять сущность гуманитарного права.
Характеризовать основные нормы, направленные на защиту раненых, военнопленных, мирного населения.

Указывать методы и средства ведения войны,
которые запрещены.
Объяснять значение международного гуманитарного права.
Раскрывать смысл понятия «военное преступление».

Объяснять смысл понятия «право на образование».
Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе.
Объяснять взаимосвязь права на образование
и обязанности получить образование.

Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или
иных вопросов для школьников.
Определять собственное отношение к реалиям социально-правовой деятельности. Формировать знания о ключевых правовых понятиях,
нормах, понимание их роли как решающих регуляторов жизни человека и общества.

Уметь применять эти знания к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций. Осознанно строить высказывания, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

6. Учебно – методическое   обеспечение учебного образовательного           процесса

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Состав УМК для 5 класса:

- Учебник. Обществознание. 5 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 5 класс. (CD)

- Рабочая тетрадь. Обществознание. 5 класс. Иванова Л. Ф., Хотенкова Я. В.

- Поурочные разработки. Обществознание. 5 класс. Иванова Л. Ф.

- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.

Состав УМК для 6 класса:

- Учебник. Обществознание. 6 класс. Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD)

- Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс. Иванова Л. Ф., Хотенкова Я. В.

- Поурочные разработки. Обществознание. 6 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др.

- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.

Состав УМК для 7класса:

- Учебник. Обществознание. 7 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой.

- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 7 класс. (CD)

- Рабочая тетрадь. Обществознание. 7 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.

- Поурочные разработки. Обществознание. 7 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.

- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.

Состав УМК для 8 класса:

- Учебник. Обществознание. 8 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, Н. И. Городецкой

- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 8 класс. (CD)

- Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.

- Поурочные разработки. Обществознание. 8 класс. Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.

- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.

Состав УМК для 9 класса:

- Учебник. Обществознание. 9 класс. Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой, А. И. Матвеева

- Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 9 класс. (CD)

- Рабочая тетрадь. Обществознание. 9 класс. О. А. Котова, Т. Е. Лискова.

- Поурочные разработки. Обществознание. 9 класс. Л. Н. Боголюбов, Е. И. Жильцова, А. Т. Кинкулькин и др.

- Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы. Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. и др.

                                                  http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).                                                                                    

 http://www.lenta.ru   —   актуальные   новости   общественной жизни.                           http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).      http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.                                                                            

Приложение №1

к рабочей программе по обществознанию

(в соответствии с приказом № 61 от 02.07.2019г.)

Календарно-тематическое планирование по обществознанию

в 5 классе на 2019-2020 учебный год.

№п/п

Главы, темы уроков

Кол-во часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

1

Введение  

1

1

Введение в обществознание

1

3.09

Глава1. Человек

4

2

Загадка человека.      

1

10.09

3

Отрочество – особая пора жизни.

1

17.09

4

Самостоятельность – показатель взрослости.

1

24.09

5

Практикум по теме «Человек»

1

1.10

Глава 2. Семья

7

6

Семья – ячейка общества

1

8.10

7

Семейные заботы

1

15.10

8

Семейное хозяйство

1

22.10

9

Каким должен быть хозяин дома

1

5.11

10

Свободное время

1

12.11

11

Что такое хобби?

1

19.11

12

Практикум по теме «Семья»

1

26.11

Глава 3. Школа

7

13

Образование в жизни человека

1

3.12

14

Профессия - ученик

1

10.12

15

Образование и самообразование

1

17.12

16

Самообразование – путь к успеху

1

24.12

17

Одноклассники, сверстники, друзья

1

14.01

18

Одноклассники, сверстники, друзья. Какой ты, друг?  

1

21.01

19

Практикум по теме «Школа»

1

28.01

Глава 4. Труд

5

20

Труд – основа жизни

1

4.02

21

Как оценивается труд

1

11.02

22

Труд и творчество

1

18.02

23

Что такое творчество

1

25.02

24

Практикум по теме «Труд».

1

3.03

Глава 5. Родина

10

25

Наша Родина – Россия.

1

10.03

26

Что значит быть патриотом

1

17.03

27

Государственные символы России.

1

7.04

28

Гражданин России

1

14.04

29

Права и обязанности граждан России

1

21.04

30

Мы – многонациональный народ

1

28.04

31

Многонациональная культура России

1

5.05

32

Учимся быть терпимыми

1

12.05

33

Практикум по теме «Родина»

1

19.05

34

Итоговое повторение

1

26.05

Приложение №2

к рабочей программе по обществознанию

(в соответствии с приказом № 61 от 02.07.2019г.)

Календарно-тематическое планирование по обществознанию

в 6 классе на 2019-2020 учебный год.

№ п/п

Главы, темы уроков

Кол-во часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

Глава 1  Человек в социальном измерении

12

1

Исторические ступени развития общества.

1

3.09

2

Человек - личность

1

10.09

3

Индивидуальность – плохо или хорошо?

1

17.09

4

Сильная личность – какая она?

1

24.09

5

Человек познает мир

7

1.10

6

На  что ты способен

1

8.10

7

Человек и его деятельность

1

15.10

8

Основные формы деятельности человека

1

22.10

9

Потребности человека

1

5.11

10

Духовный мир человека

1

12.11

11

На пути к жизненному успеху

1

19.11

12

Поддержка близких – залог успеха

1

26.11

Глава 2.  Человек среди людей

14

13

Межличностные отношения

1

3.12

14

Виды межличностных отношений

1

10.12

15

Практикум по теме «Межличностные отношения»

1

17.12

16

Человек в группе

1

24.12

17

Кто может быть лидером

1

14.01

18

С какой группой тебе по пути

1

21.01

19

Практикум по теме «Человек в группе»

1

28.01

20

Общение

1

4.02

21

Как люди общаются

1

11.02

22

Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими

1

18.02

23

Практикум по теме «Общение»

1

25.02

24

Конфликты в межличностных отношениях

1

3.03

25

Как не проиграть в конфликте

1

10.03

26

Практикум по теме  «Конфликты в межличностных отношениях»

1

17.03

Глава 3. Нравственные основы жизни

8

27

Человек славен добрыми делами

1

7.04

28

Главное правило доброго человека

1

14.04

29

Практикум по  главе «Человек славен добрыми делами»

1

21.04

30

Будь смелым

1

28.04

31

Имей смелость сказать злу «нет»

1

5.05

32

Человек и человечность

1

12.05

33

Прояви внимание к старикам.

1

19.05

34

Итоговое повторение

1

26.05

Приложение №3

к рабочей программе по обществознанию

(в соответствии с приказом № 61 от 18 .06.2019г.)

Календарно-тематическое планирование по обществознанию

в 7 классе на 2019-2020 учебный год.

№ п/п

Главы, темы уроков

Кол-во часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

Глава 1. Регулирование поведения людей в обществе

15

1

Вводный урок

1

2.09

2

Что значит жить по правилам?

1

9.09

3

Права и обязанности граждан.

1

16.09

4

Механизм защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина

1

23.09

5

Права ребенка и их защита

1

30.09

6

Почему важно соблюдать законы

1

7.10

7

Защита Отечества

1

14.10

8

Пионеры и комсомольцы – герои Великой Отечественной войны»

1

21.10

9

Для чего нужна дисциплина

1

11.11

10

Виновен – отвечай!

1

18.11

11

Противозаконное поведение

1

25.11

12

Кто стоит на страже закона

1

2.12

13

Полиция

1

9.12

14

Суд осуществляет правосудие

1

16.12

15

Итоговое повторение по теме 

«Регулирование поведения людей в обществе»

1

23.12

Глава 2. Человек в экономических отношениях

14

16

Что такое экономика

1

13.01

17

Экономика и ее основные участники

1

20.01

18

Мастерство работника

1

27.01

19

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

3.02

20

Всё ли выгодно производить

1

10.02

21

Виды бизнеса

1

17.02

22

Формы бизнеса

1

24.02

23

Выгодно ли быть честным бизнесменом?

1

2.03

24

Обмен, торговля.

1

16.03

25

Реклама    - двигатель торговли

1

23.03

26

Деньги и их функции

1

6.04

27

Как изменились деньги.

1

13.04

28

Экономика семьи

1

20.04

29

Что такое семейный бюджет

1

27.04

Глава 3. Человек и природа

5

30

Воздействие человека на природу

1

4.05

31

Охранять природу – значит охранять жизнь.

1

11.05

32

Закон на страже природы.

1

18.05

33

Правила, защищающие природу

1

25.05

34

Итоговое повторение

1

Приложение №4

к рабочей программе по обществознанию

(в соответствии с приказом № 61 от 18 .06.2019г.)

Календарно-тематическое планирование по обществознанию

в 8 классе на 2019-2020 учебный год.

№ п/п

Главы, темы уроков

Кол-во часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

Глава 1.  Личность и общество

6

1

Что делает человека человеком?

1

5.09

2

Человек, общество, природа

1

12.09

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

19.09

4

Развитие общества

1

26.09

5

Как стать личностью

1

3.10

6

Практикум по теме «Личность и общество»

1

10.10

Глава 2. Сфера духовной культуры

8

7

Сфера духовной жизни

1

17.10

8

Мораль

1

24.10

9

Долг и совесть

1

7.11

10

Моральный выбор – это ответственность

1

14.11

11

Образование

1

21.11

12

Наука в современном обществе

1

28.11

13

Религия как одна из форм культуры

1

5.12

14

Практикум по теме «Сфера духовной культуры»

1

12.12

Глава 3. Социальная сфера

7

15

 Экономика и её роль в жизни общества. Социальная структура общества

1

19.12

16

Социальные статусы и роли

1

26.12

17

Социальная стратификация

1

16.01

18

Богатые. Бедные

1

23.01

19

Нации и межнациональные отношения

1

30.01

20

Отклоняющееся поведение

1

6.02

21

Повторительно-обобщающий урок по главе «Социальная сфера»

1

13.02

Глава 4.  Экономика

13

22

Экономика. Потребности и ресурсы.

1

20.02

23

Главные вопросы экономики

1

27.02

24

Собственность

1

5.03

25

Рыночная экономика

1

12.03

26

Производство – основа экономики

1

19.03

27

Предпринимательская деятельность

1

2.04

28

Роль государства в экономике

1

9.04

29

Распределение доходов

1

16.04

30

Бюджет государства и семьи

1

23.04

31

Потребление

1

30.04

32

Инфляция и семейная экономика

1

7.05

33

Безработица, её причины и последствия

1

14.05

34

Мировое хозяйство и международная торговля

1

21.05

Приложение №5

к рабочей программе по обществознанию

(в соответствии с приказом № 61 от 18 .06.2019г.)

Календарно-тематическое планирование по обществознанию

в 9 классе на 2019-2020 учебный год.

№ п/п

Главы, темы уроков

Кол-во

Дата

Примечание

часов

план.

факт.

   Глава 1.  Политика                                                                                                                                                        

10

1

Политика и власть

1

6.09

2

Возникновение государства и его сущность

1

13.09

3

Формы правления государства

1

20.09

4

Политические режимы

1

27.09

5

Правовое государство.

1

4.10

6

Гражданское общество и государство

1

11.10

7

Местное самоуправление

1

18.10

8

Участие граждан в политической жизни.

1

25.10

9

Политические партии  и движения

1

8.11

10

Обобщающее повторение по теме «Политика».

1

15.11

Глава 2. Право

24

11

 Право, его роль в жизни общества и государства.

1

22.11

12

Правоотношения и субъекты права.

1

29.11

13

Правонарушения и юридическая ответственность

1

6.12

14

Виды правонарушений.

1

13.12

15

Правоохранительные органы

1

20.12

16

Конституция Российской Федерации

1

27.12

17

Основы Конституционного строя

1

17.01

18

Права и свободы человека и гражданина.

1

24.01

19

Юридические гарантии и система защиты прав человека

1

31.01

20

Права ребенка

1

7.02

21

Гражданское право

1

14.02

22

Трудовое право

1

21.02

23

Семейное право

1

28.02

24

Правоотношения супругов, родителей и детей

1

6.03

25

Административное право

1

13.03

26

Административное правонарушение

1

20.03

27

Уголовное право

1

3.04

28

Уголовное право. Квалификация преступлений.

1

10.04

29

Социальные права граждан

1

17.04

30

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

1

24.04

31

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

1

8.05

32

Гуманитарное право

1

15.05

33

Обобщающее повторение по главе «Право»

1

22.05

34

Итоговое повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы

Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 9 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.9 класс»

      Данная рабочая программа по обществознанию для 9 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и ра...