Готовимся к ГИА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9, 10, 11 класс)

Воробьева Екатерина Андреевна
  
ОБЩЕСТВО КАК ФОРМА ЖИЗНИДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ 
Понятие об обществе. Общественные отношения и их виды. Общественные науки.
•Взаимодействие общества и природы. Экологический кризис.
•Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Социальные институты.
•Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция. Прогресс и регресс.
•Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
 
ЧЕЛОВЕК
Человек как биосоциальное существо. Мышление и речь.
•Происхождение человека. Способности человека (задатки, талант, гениальность, одаренность).
•Деятельность человека. Виды деятельности. Формы деятельности (творчество, труд, игра, учение). Общение.
•Сознание и бессознательное. Познавательная деятельность. Виды познания. Способы познания. Научное познание.
•Индивид, индивидуальность, личность. Социализация. Факторы социализации. Психологические особенности.
•Свобода и ответственность человека.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Духовный (внутренний) мир человека. Формы духовной культуры. Мировоззрение.
•Культура. Формы культуры.
•Мораль. Моральные нормы. Моральные принципы. Нравственный идеал.
•Наука. Виды наук. Научная картина мира.
•Религия. Формы религий. Мировые религии.
•Искусство. Виды искусств.
•Образование. Уровни образования. Функции образования.
 
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА 
Социальная сфера общества. Социальная структура общества. Социальные общности.
•Социальные группы. Виды социальных групп. Социальная роль и социальный статус человека.
•Социальная дифференциация. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные лифты.
•Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Санкции.
•Этнические группы. Нации. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их решения.
•Семья. Функции семьи. Брак.
 
ЭКОНОМИКА 
•Экономика: наука и хозяйство. Уровни экономики. Хозяйственная деятельность. Производство. Экономические ресурсы.
•Экономическая система (традиционная, плановая, рыночная, смешенная экономика). Собственность.
•Рыночные отношения. Виды рынков. Стоимость товара. Спрос и предложение. Конкуренция.
•Потребности человека. Экономические блага. Домашнее хозяйство.
•Предпринимательство. Виды предпринимательской деятельности.
•Государство и экономика. Государственный бюджет. Налоги. Виды налогов.
 
ПОЛИТИКА
Роль политики в жизни общества. Понятие власть. Государственная власть.
• Политическая система (политические нормы, политическая культура).
•Понятие и признаки государства. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим).
•Политический статус личности. Политическая элита. Политические партии. Избирательная система.
•Правовое государство. Разделение властей.
 
ПРАВО
•Право и его роль в жизни общества. Сущность права.
•Система права. Отрасли права. Понятие нормы права. Источники права.
•Правоотношения как форма общественных отношений. Структура правоотношений.
•Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности.
•Конституция РФ. Государственный строй РФ. Права человека.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 6. Право, часть 1 вопросы кодификатора

Слайд 2

- Право, его роль в жизни общества и государства - Норма права. Нормативный правовой акт - Понятие правоотношений - Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности - Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации - Федеративное устройство России Органы государственной власти Российской Федерации - Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Вопросы кодификатора Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок

Слайд 3

Право, его роль в жизни общества и государства Право – это система общеобязательных правил поведения, закреплённых в официальных документах, охраняемых силой государственного принуждения. Признаки права: состоит из обязательных норм; охраняются и обеспечиваются государством; выражены в официальной форме; отличаются определённостью (его нормы чётко сформулированы и понятны); объединено в единую разветвлённую систему.

Слайд 4

Право, его роль в жизни общества и государства Функции права Основные Дополнительные Регулятивная – устанавливает правила поведения. Охранительная – защищает наиболее важные политические, экономические, социальные и духовные отношения. Информационная – знакомит людей с тем, как им следует или не следует поступать. Воспитательная – демонстрирует примеры того, что бывает за нарушение норм права, заставляет людей соблюдать и уважать законы.

Слайд 5

Норма права. Нормативный правовой акт Норма права – общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное ну урегулирование общественных отношений. Отличительные особенности норм права Закреплённость в законах (или в других нормативных актах) Общеобязательность – обязаны соблюдать все Обеспеченность силой государства Нормы права по форме предписываемого поведения (справа)

Слайд 6

Норма права. Нормативный правовой акт Нормативно-правовой акт – юридический документ, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке компетентными правотворческими органами. Законы Указы Постановления Распоряжения Виды нормативно-правовых актов

Слайд 7

Задание А1 (д.в. 2012г). Правовые нормы, в отличие от других социальных норм поддерживаются силой государства регулируют поведение людей опираются на силу общественного мнения имеют определённый механизм контроля за исполнением Норма права. Нормативный правовой акт

Слайд 8

Понятие правоотношений Правоотношения – это такие общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Правоспособность – способность иметь права и обязанности (с рождения и до смерти). Дееспособность – способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности (частичная – с 6 лет (мелкие бытовые сделки), с 14 лет (распоряжаться заработком); полная – с 18 лет). Субъекты правоотношений: - юридические лица; - физические лица. Объекты правоотношений: это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений.

Слайд 9

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Вина – это психическое отношение субъекта к совершению противоправного деяния и его последствиям; обязательное условие наступления юридической ответственности. Правонарушение – виновное деяние правоспособного лица, причиняющее вред людям и обществу, нарушающее нормы права, влекущее за собой юридическую ответственность. Признаки правонарушения: 1) определённое поведение (действие или бездействие); 2) общественная вредность; 3) противоправность; 4) виновность субъекта права; 5) наказуемость такого деяния.

Слайд 10

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Преступление – это общественно опасное деяние, запрещённое законом под угрозой наказания. Признаки преступления Общественно опасное деяние Противоправное деяние Виновное деяние Наносит серьёзный вред обществу. Нарушает нормы Уголовного кодекса. Имеет место наличие вины. Преступлением признаётся только деяние, а не мысли. Виды преступлений (справка)

Слайд 11

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Признаки юридической ответственности: 1) наступает за конкретное противоправное деяние; 2) связана с мерами государственного принуждения; 3) имеет особый порядок установления, определённый законодателем. Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного деяния. Функции юридической ответственности: 1) карательная; 2) превентивная (предупредительная); 3) воспитательная; 4) компенсационная. Принципы юридической ответственности (справка)

Слайд 12

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности Виды юридической ответственности Материальная Дисциплинарная Гражданско-правовая Административная Уголовная Виды юридической ответственности (справка)

Слайд 13

Задание А2 (д.в. 2010г). Анна очень торопилась и перебегала оживлённую магистраль на красный свет. Её остановил работник правоохранительных органов и объяснил, что она совершила правонарушение. Какое правонарушение совершила Анна? уголовное дисциплинарное гражданское административное Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности

Слайд 14

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Главные задачи Конституции Закрепить и гарантировать права человека и гражданина Упорядочить государствен- ную власть Утвердить правосудие Конституция – основной закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющий: 1) основы государственного строя; 2) организацию государственной власти; 3) отношения гражданина и государства. Отличия Конституции от других правовых актов (справка)

Слайд 15

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Конституционный строй – это форма (или способ) организации государства, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Основные принципы конституционного строя РФ (Глава 1 Конституции РФ): 1) суверенитет; 7) социальное 2) федеративное государство; устройство; 8) светское государство; 3) разделение властей; 9) идеологический 4) правовое государство; плюрализм; 5) признание человека, его 10) многообразие и прав высшей ценностью; равноправие форм 6) демократическое собственности. государство; Основные принципы конституционного строя РФ (справка)

Слайд 16

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Задание А3 (д.в. 2009г). Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ? А. РФ является федеративной республикой. Б. Государственной религией России является православие. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Слайд 17

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации Задание А4 (д.в. 2011г). В РФ установлен следующий порядок: все нормативные акты, принимаемые органами власти и местного самоуправления, должны соответствовать Конституции РФ. Какой признак Конституции проявляется в данной ситуации? суверенная государственность высшая юридическая сила прямое действие особый порядок принятия

Слайд 18

Федеративное устройство России Федеративное государство – это форма государственного устройства, представляющая собой объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых сферах государственной самостоятельностью. Субъект Федерации – государственное образование в составе РФ с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией. Во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации равноправны. Субъекты РФ не имеют права выхода из её состава.

Слайд 19

Федеративное устройство России Субъекты РФ (83) (статья 5 Конституции РФ) Республика (21) Татарстан Автономная область (1) Еврейская Автономный округ (4) Чукотский Край (9) Алтайский Область (46) Нижегородская Города федерального значения (2) Москва, Санкт-Петербург

Слайд 20

Органы государственной власти Российской Федерации Президент – глава государства. Глава 4 Конституции РФ. Федеральное собрание (Совет Федерации, Государственная Дума). Глава 5 Конституции РФ. Правительство , министерства. Глава 6 Конституции РФ. Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд. Глава 7 Конституции РФ. Статья 10 Конституции РФ – «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную». Разделение властей в РФ Законодательная Исполнительная Судебная

Слайд 21

Органы государственной власти Российской Федерации Президент – выборный глава государства в большинстве стран с республиканской формой правления. Требования к кандидату в президенты РФ Гражданство РФ Постоянное проживание в РФ не менее 10 лет Возрастной ценз – не менее 35 лет Основания для прекращения полномочий Президента РФ (справка)

Слайд 22

Органы государственной власти Российской Федерации Основные функции Президента РФ: 1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; 2) принимает меры по охране суверенитета РФ, её независимости и государственной целостности; 3) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; 4) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; 5) представляет Российскую Федерацию в международных отношениях. Полномочия Президента РФ (справка)

Слайд 23

Органы государственной власти Российской Федерации Федеральное собрание Совет Федерации (верхняя палата) Государственная Дума (нижняя палата) Федеральное Собрание РФ – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Состоит из 450 депутатов, избираемых всем населением страны сроком на 5 лет. Федеральное Собрание – это избираемый двухпалатный парламент России, её постоянно действующий представительный и законодательный орган. Полномочия Государственной Думы и Совета Федерации (справка)

Слайд 24

Органы государственной власти Российской Федерации Правительство РФ – это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России. Полномочия правительства РФ: 1) разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета; 2) обеспечение единой финансовой, кредитной и денежной политики РФ; 3) управление федеральной собственностью; 4) проведение единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения; 5) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан; 6) осуществление мер по обеспечению обороны страны

Слайд 25

Органы государственной власти Российской Федерации Судебная власть – обусловленный разделением властей вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Правосудие – деятельность суда по вынесению правового суждения о законе и правах сторон. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Правовой статус судей: судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ; судьи несменяемы; судьи неприкосновенны.

Слайд 26

Органы государственной власти Российской Федерации Система судебной власти в РФ Конституционный суд РФ Верховный суд РФ Высший арбит- ражный суд РФ Высший судебный орган, осуществляющий контроль за соответствием законов и иных нормативных актов действующей Конституции. Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Высший судебный орган специальной юрисдикции по разрешению экономических споров. Принципы деятельности судебных органов (справка)

Слайд 27

Задание А5 (д.в. 2010г). Правительство РФ разрабатывает и принимает законы управляет федеральной собственностью утверждает судебные решения решает вопросы предоставления гражданства Органы государственной власти Российской Федерации

Слайд 28

Задание А6 (д.в. 2012г). Президент Российской Федерации решает вопрос о доверии правительству осуществляет управление федеральной собственностью разрабатывает федеральный бюджет определяет основные направления внутренней и внешней политики Органы государственной власти Российской Федерации

Слайд 29

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Правоохранительные органы – государственные органы, основными задачами которых являются охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод граждан, борьба с преступностью. Правоохранительные органы Суд – осуществление правосудия, разрешение гражданских и иных споров, уголовные дела Прокуратура – надзор за соблюдением законов, поддерживает обвинение в суде

Слайд 30

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан Правоохранительные органы Органы внутренних дел – поддер- жание законности и правопорядка Органы государственной безопас- ности – национальные интересы Органы налоговой полиции – соблюдение налогового законодательства Адвокатура – юридическая помощь гражданам и организациям

Слайд 31

Задание А7 (д.в. 2012г). Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах государства? А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура. Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

Слайд 32

Источники Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 класс. М.: АСТ. Астрель, 2011г.; Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.; Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.; Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.; Конституция Российской Федерации. М.: Айрис-пресс, 2005г. Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.; Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.; Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.; Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.

Слайд 33

http://image.subscribe.ru/group/uploads/di/divnogoriya/image/E3LTkzYTk.jpg - правоохранительные органы; http://s3.images.drive2.ru/car.journal.photos/x4/4400/000/000/360/52d/88ce7e08182b8c1f-large.jpg - гражданский кодекс РФ; http://my-shop.ru/_files/product/2/48/471334.jpg - уголовный кодекс РФ; http://www.gibddnso.ru/uploads/news/2010.11.11_codex_adm.jpg - кодекс РФ об административных правонарушениях; http://images.kakprosto.ru/articles/201105/article_1066_3430bac0d285ff638a2cd0943e1734b21305278296.jpg - юридическая ответственность; http://www.profi-forex.org/system/news/A10-35_2.jpg - преступление; http://s017.radikal.ru/i410/1110/e3/7fe83d42a472.jpg - Конституция РФ; http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/2/1/54/1054314_russia.jpg - административная карта России; http://osinform.ru/uploads/posts/2010-10/1287142590_1.jpg - карта Нижегородской области; http://img-fotki.yandex.ru/get/4419/55991623.58/0_80d36_ee34aa7b_XL - московский кремль; http://www.rospres.com/upload/iblock/f92/narichkin_27_02_07_b..jpg - С. Нарышкин, спикер Государственной Думы; http://uralpress.ru/sites/default/files/imagecache/slide/photo/matvienko.jpg - В. Матвиенко, председатель Совета Федерации; http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b8/Dmitry_Medvedev_official_large_photo_-1.jpg - Д.А. Медведев, премьер-министр; http://www.nextonmarket.com/u/1383/ml/640x480/1434.jpg - судебная власть; Интернет ресурсы

Слайд 34

Интернет ресурсы 15) http://www.nn.ru/data/12098095-132-111.jpg - законы РФ; 16) http://gpd.nso.ru/Lists/NewsLib/ar125431775936189.jpg - постановления; 17) http://ic.pics.livejournal.com/irina_se/15722631/156769/original.jpg - функции права; 18) http://nokiton.com/wp-content/uploads/2011/07/MCj028718100001.jpg - нормы права; 19) http://oziki.my1.ru/pic/ukaz.jpg - указ Президента РФ; 20) http://chitay.net/userfiles/data/2213.jpg - закон; 21) http://www.mtirc.org/blogsimages/20108252058143133_13182330963381.jpg - наручники; 22) http://img.mf.cz/186/591/www-hroptions-co.za.jpg - юридическая ответственность; 23) http://pravkult.ucoz.ru/_ph/4/2/894826464.jpg - правонарушение; 24) http://www.infreedom.ru/images/icon/fisludi.jpg - физические лица; 25) http://mylifeyoga.com/wp-content/uploads/2011/11/Lawyer.jpg - адвокат; 26) http://kam-tip.ru/wp-content/uploads/14.jpg - юридические лица; 27) http://stepanov01.narod.ru/library/organs/pictures/banner01.gif - разделение властей в РФ; 28) http://www.astrobl.ru/sites/default/files/styles/large_news/public/images/teasers/id2194_art6094.jpg - В.В. Путин, президент РФ; 29) http://upload.rb.ru/upload/admins/picture/05_2008-11-12_09.48.35.jpg - вступление Президента РФ в должность; 30) http://i.dailymail.co.uk/i/pix/2010/05/09/article-1275564-097E5238000005DC-690_634x846.jpg - парад на Красной площади; 31) http://ic.pics.livejournal.com/just_montes/17925890/345023/original.jpg - Ю.Чайка, генеральный прокурор РФ; 32) http://cs9999.vkontakte.ru/u64946323/-14/x_39838586.jpg - органы государственной безопасности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 2. Сфера духовной культуры вопросы кодификатора

Слайд 2

- Сфера духовной культуры и ее особенности - Наука в жизни современного общества - Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации - Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести - Мораль - Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Вопросы кодификатора Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок

Слайд 3

Сфера духовной культуры и ее особенности Культура в широком смысле в узком смысле Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.

Слайд 4

Сфера духовной культуры и ее особенности Под культурой в узком смысле понимается: Сфера, объединяющая искусство, религию, науку, образование, мораль Исторически обусловленный уровень развития общества Культура личности – степень восприятия индивидом культуры общества

Слайд 5

Сфера духовной культуры и ее особенности произведения искусства; различные идеологии; научные знания; ценности; нормы поведения. Виды культуры Материальная Духовная техника; производственный опыт; материальные ценности, составляющие искусственную среду обитания человека.

Слайд 6

Сфера духовной культуры и ее особенности Формы культуры Элитарная Народная Массовая Создаётся привилегирован- ной частью общества либо по её заказу; включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Создаётся не отдельными людьми, а всем народом; включает в себя мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, танцы и песни. Культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Слайд 7

Сфера духовной культуры и ее особенности Изобразитель ное искусство Мастерство Творческая деятельность Искусство Искусство – это сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.

Слайд 8

Сфера духовной культуры и ее особенности Задание А1 (д.в. 2011г). Что отличает искусство от других форм культуры? стремление получить истинное знание использование художественных образов опора на представления о добре и зле отражение окружающего мира

Слайд 9

Наука в жизни современного общества Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Нравственные принципы труда учёного – основные моральные принципы творческой деятельности и взаимоотношений учёных. Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности.

Слайд 10

Наука в жизни современного общества Задание А2 (д.в. 2010г). Что отличает науку от других форм культуры? стремление получить истинное знание использование художественных образов опора на представления о добре и зле отражение окружающего мира

Слайд 11

Наука в жизни современного обществ Задание А3 (д.в. 2012г). Верны ли следующие суждения о роли науки в современном мире? А. Наука помогает человеку систематизировать знания об окружающем мире. Б. Наука стремится к достоверности получаемых результатов. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Слайд 12

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Самообразование – приобретение знаний, умений и навыков самостоятельно. Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. Функции образования (справка)

Слайд 13

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Основные принципы образовательной политики в РФ: 1) гуманистический характер образования; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) общедоступность образования; 4) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; 5) светский характер образования в государственных учреждениях; 6) свобода и плюрализм в образовании; 7) демократический, государственно- общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений. Ст. 43 Конституции РФ о праве на образование (справка)

Слайд 14

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Система образования РФ Дошкольное образование Общее образование Профессиональ- ное образование - начальное (1-4 кл.); основное (5-9 кл.); среднее (полное) 10-11 кл.). начальное; среднее; высшее. + система дополнительного образования на всех ступенях (кружки, секции, курсы и т.д.)

Слайд 15

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Задание А4 (д.в. 2012г). Десятиклассница гимназии Виолетта победила на престижном детском конкурсе актёрского мастерства. Она занимается также в детской вокальной студии. На какой ступени образования находится Виолетта? начальное профессиональное образование основное общее образование полное (среднее) общее образование среднее профессиональное образование

Слайд 16

Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации Задание В1 (д.в. 2012г). Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой. (А) Мария окончила институт и работает бухгалтером. (Б) Она много времени тратит на чтение профессиональной литературы, освоение новых компьютерных программ, отслеживает изменения в законодательстве. (В) Она правильно поступает: работнику необходимо заниматься самообразованием, чтобы быть конкурентоспособным в профессиональной сфере. Определите, какие положения текста 1) отражают факты 2) выражают мнения Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений. А Б В 1 2 1

Слайд 17

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религия – это: вера в сверхъестественное (в Бога); совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей. Функции религии в жизни общества (справка)

Слайд 18

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Типология религий Архаические Национальные Мировые Буддизм Христианство Ислам Монотеисти- ческие Политеисти-ческие Тотемизм Анимизм Фетишизм магия Иудаизм Синтоизм Даосизм Индуизм Признаки мировых религий (справка)

Слайд 19

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религиозная организация – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры. Признаки религиозной организации: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Слайд 20

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Свобода совести – естественное право человека иметь любые убеждения, в том числе религиозные и атеистические. Свобода вероисповедания – право исповедовать и практиковать любую религию. Ст. 28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания (справка)

Слайд 21

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Задание А5 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о религии? А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь. Б. Религия устанавливает определённые правила поведения. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Слайд 22

Мораль Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Специфика норм морали: мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни; всеобщий характер; действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций.

Слайд 23

Мораль Долг Зло Совесть Добро Основные категории морали Основные категории морали (справка)

Слайд 24

Мораль Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий. Моральные требования и представления: 1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.); 2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.); 4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т.д.). Функции морали в обществе (справка)

Слайд 25

Мораль Задание С1 (д.в. 2011г). Прочтите текст (фрагмент) и выполните задание (в структуре всего задания – С2). Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед окружающими и самим собой. Правила которыми люди руководствуются в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности; они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения……. Как автор характеризует нормы нравственности? Приведите три характеристики.

Слайд 26

Мораль Могут быть приведены следующие характеристики: неписаные законы (им подчиняются все, как должному); стихийный характер формирования; мера требований общества к людям; мера воздания по заслугам в виде одобрения или осуждения. Характеристики могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Слайд 27

Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Гуманизм в широком смысле в узком смысле Мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом. Нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни.

Слайд 28

Гуманизм. Патриотизм, гражданственность Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Слайд 29

Источники Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.; Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.; Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.; Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.; Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.; Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.; Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.; Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 3. Экономика, часть 1 вопросы кодификатора

Слайд 2

- Экономика, ее роль в жизни общества - Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов - Экономические системы и собственность - Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация - Обмен, торговля - Рынок и рыночный механизм Вопросы кодификатора Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок

Слайд 3

Экономика, ее роль в жизни общества Экономика – это: система хозяйствования, обеспечивающая общество материальными и нематериальными благами. наука, изучающая процесс удовлетворения людьми их растущих потребностей в условиях ограниченности ресурсов. Главная роль экономики в жизни общества – обеспечение людей материальными условиями их существования.

Слайд 4

Производство Распределение Обмен Потребление Экономика, ее роль в жизни общества Компоненты экономики

Слайд 5

Экономика, ее роль в жизни общества Макроэкономика – это наука, изучающая такие крупномасштабные экономические явления, как: экономический рост; инфляция; безработица; конкуренция; налоги; ВВП международная торговля и др. Микроэкономика – это наука, изучающая деятельность экономических единиц, таких, как: семейные хозяйства; фирмы; государственные предприятия и учреждения и др.

Слайд 6

Экономика, ее роль в жизни общества Задание С1 (д.в. 2010г). Прочтите текст (фрагмент) и выполните задание (в структуре всего задания – С2). В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика – это экономика большого масштаба: государства в целом, региона, хозяйственных отраслей. Микроэкономика – уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм. Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, экономическая политика правительства оказывают существенное влияние на работу фирм. Какие уровни экономики названы в тексте? Как вы понимаете их взаимосвязь?

Слайд 7

Экономика, ее роль в жизни общества Правильный ответ должен содержать следующие элементы: уровни экономики государства: макро- и микроуровень (макроэкономика и микроэкономика); объяснение их взаимосвязи, например: макроэкономические показатели влияют на деятельность фирм и домохозяйств, а те, в свою очередь, более или менее результативно работают, соблюдают законы, платят налоги, являются потребителями и т.п., то есть влияют на экономическое развитие государства в целом. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Слайд 8

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определённых потребностей населения и общества. Товар – продукт труда, произведённый для продажи на рынке. Свойства товара: Удовлетворяет потребность людей в чём-либо; Имеет определённое соотношение с другими товарами, в соответствии с которыми товары могут обмениваться.

Слайд 9

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов Ресурсы – денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов. Факторы производства – ресурсы, участвующие в процессе производства. Экономические потребности – внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Блага – средства, удовлетворяющие потребности. Факторы производ- ства Труд Земля Капитал Предприни- мательство Факторы производства (справка)

Слайд 10

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов Ограниченность ресурсов – недостаточность имеющихся в распоряжении людей ресурсов для производства благ способных удовлетворить возрастающие потребности человека и общества. Ресурсы ограниченны Главные вопросы экономики Что надо производить Как надо производить Кто будет потребителем Потребности безграничны

Слайд 11

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов Задание А1 (д.в. 2012г). Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства? прибыль труд налоги зарплата

Слайд 12

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов Задание А2 (д.в. 2010г). Фирма построила теплицы на арендованному участке земли, где на протяжении всего года выращивает овощи и зелень. Продукция фирмы поставляется в крупные магазины города. К труду как производственному ресурсу относится (-ятся) участок земли работники фирмы произведённая продукция теплицы и оборудование

Слайд 13

Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов Задание А3 (д.в. 2012г). Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов? А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой. Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Слайд 14

Экономические системы и собственность Экономическая система – это система общественного производства, охватывающая процессы производства, распределения, обмена и потребления. Собственность – это принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определённым лицам. Юридическое содержание Владение Пользование Распоряжение Виды собственности (справка)

Слайд 15

Экономические системы и собственность Традиционная экономика – экономическая система, отличительными чертами которой являются: крайне примитивные технологии; преобладание ручного труда; все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями; общинная собственность на средства производства; организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Слайд 16

Экономические системы и собственность Командная (централизованная) экономика – система, отличительными чертами которой являются: 1) государственная собственность практически на все экономические ресурсы; 2) сильная монополизация и бюрократизация экономики; 3) централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма; 4) непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра; 5) государство полностью контролирует производство и распределение продукции; 6) командно-административные методы в хозяйственной деятельности.

Слайд 17

Экономические системы и собственность Рыночная экономика – экономическая система, отличительными чертами которой являются: Многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных её видах; Ограниченное вмешательство государства в экономику; Изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг); Саморегулирование экономики рыночными факторами.

Слайд 18

Экономические системы и собственность Смешанная экономическая система – способ организации экономической жизни, основанный на использовании различных форм собственности, решение экономических вопросов осуществляется как рынком, так и государством. Рыночная экономика Основные плюсы Основные минусы - стимулирует высокую предприимчивость и эффективность; - больше прав и возможностей у потребителей и др. - усиливает неравенство в обществе; - нестабильность в экономике; - не заботиться о создании общественных благ и др.

Слайд 19

Экономические системы и собственность Задание А4 (д.в. 2011г). В стране Z признаются и защищаются различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z ? плановому рыночному командному традиционному

Слайд 20

Экономические системы и собственность Задание А5 (д.в. 2012г). В стране Z существует товарное производство и денежное обращение. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Z имеет рыночный характер? Государство устанавливает размер заработной платы работникам. Министерство финансов решает вопрос о том, как использовать полученную прибыль. Несовершеннолетним работникам предоставлены льготные условия труда. Производитель самостоятельно определяет, что и сколько производить.

Слайд 21

Экономические системы и собственность Задание А6 (д.в. 2010г). Верны ли следующие суждения о рыночной экономике? А. В основе рыночной экономики лежит принцип свободы экономической деятельности. Б. К условиям существования рыночной экономики относится государственная собственность на факторы производства. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Слайд 22

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация Производство – это процесс создания материальных благ и услуг с целью удовлетворения потребностей общества. Производительность труда – мера (измеритель) эффективности труда, измеряемая количеством продукции, выпущенной работником за единицу времени. Факторы, влияющие на производительность труда (справка)

Слайд 23

Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация Разделение труда – разделение процесса производства на ряд отдельных операций, этапов, выполняемых разными работниками. Специализация – это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. Увеличение производительности труда Более лучшее удовлетворение потребностей человека и общества

Слайд 24

Обмен, торговля Торговля – это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и актов купли-продажи. Обмен – передача участником хозяйственной деятельности благ, имеющихся в его распоряжении, другому участнику с целью получения от него других благ. Формы торговли (справка) Международная торговля – система международных товарно-денежных отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира.

Слайд 25

Рынок и рыночный механизм Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Основные признаки рынка: Нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить; Нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, как и сколько покупать; Нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения. Функции рынка (справка) Виды рынков (справка)

Слайд 26

Рынок и рыночный механизм Спрос – это желание людей приобрести тот или иной товар, те или иные блага. Величина спроса – это количество товаров и услуг, которые покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Закон спроса – повышение цены обычно ведёт к уменьшению величины спроса, и наоборот (обратная взаимосвязь). Неценовые факторы спроса (справка)

Слайд 27

Рынок и рыночный механизм Предложение – это желание или намерение продавца предложить свой товар или услуги к продаже. Величина предложения – это количество товаров и услуг, которые продавцы готовы предложить на рынок в данный период времени и в данном месте при определённому уровне рыночной цены на этот товар или услугу. Закон предложения – повышение цены товара (услуги) обычно ведёт к росту величины предложения, и наоборот (прямая взаимосвязь). Неценовые факторы предложения (справка)

Слайд 28

Рынок и рыночный механизм Рыночное равновесие – состояние рынка при равенстве спроса и предложения. Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. Типы рыночной конкуренции (справка)

Слайд 29

Рынок и рыночный механизм Задание А7 (д.в. 2009г). В период весенних распродаж в разных городах мира потребители активно приобретают одежду и обувь из старых коллекций. Покупатели нередко приходят к дверям магазинов задолго до открытия, выстраиваются в длинные очереди. Какое экономическое явления проявляется в данном факте? инфляция предложение кооперация спрос

Слайд 30

Источники Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.; Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.; Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.; Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.; Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.; Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.; Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.; Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 1. Человек и общество вопросы кодификатора

Слайд 2

- Общество как форма жизнедеятельности людей - Взаимодействие общества и природы - Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь - Биологическое и социальное в человеке - Личность. Особенности подросткового возраста - Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) - Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение - Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение Вопросы кодификатора Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок

Слайд 3

Общество как форма жизнедеятельности людей Общество в широком смысле в узком смысле Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.

Слайд 4

Общество как форма жизнедеятельности людей Под обществом в узком смысле понимается: Определённый этап человеческой истории (средневековое общество) Объединения людей с общими це- лями и интересами (цветоводы) Население страны, государства (российское общество) Всё человечество в целом

Слайд 5

Общество как форма жизнедеятельности людей Типы обществ Традиционное Индустриальное Постиндустри- альное Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему. Типы обществ (справка) Глобальные проблемы (справка)

Слайд 6

Общество как форма жизнедеятельности людей Задание А1 (д.в. 2010г). Учёные-обществоведы определяют общество как весь мир в многообразии его форм совокупность природных и социальных сил обособившуюся от природы часть мира естественные условия существования человека

Слайд 7

Взаимодействие общества и природы Природа в широком смысле в узком смысле Весь мир, в многообразии его форм и проявлений. Биосфера, естественные условия жизни общества, человека. Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.

Слайд 8

Взаимодействие общества и природы Типы отношений общества и природы Гармоничные Конфликтные получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов Взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.

Слайд 9

Взаимодействие общества и природы Задание А2 (д.в. 2009г). Воздействие природы на развитие общества иллюстрирует создание природного заповедника ликвидация горожанами последствий землетрясения законодательное ограничение охоты на волков загрязнение реки промышленными отходами

Слайд 10

Задание А3 (д.в. 2011г). Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы? А. Климатические условия влияют на развитие общества. Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны Взаимодействие общества и природы

Слайд 11

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь Сферы общественной жизни Составляющие элементы Деятельность людей и отношения между ними Экономическая Предприятия, фирмы, банки, биржи и др. Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ Политическая Парламент, правительство партии, общественные организации и др. Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями

Слайд 12

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь Сферы общественной жизни Составляющие элементы Деятельность людей и отношения между ними Социальная Системы соц. обеспечения, здравоохране- ния и др. Отношения между различными общественными группами Духовная (культура, образование, наука, религия) Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д. Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления

Слайд 13

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь Духовная Социальная Экономическая Политическая все сферы общества тесно взаимосвязаны

Слайд 14

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь Задание А4 (д.в. 2011г). Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества социальной трудовой экономической технической

Слайд 15

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь Задание А5 (д.в. 2009г). Правительство ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует данный факт? политической и экономической экономической и социальной социальной и духовной духовной и политической

Слайд 16

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь Задание А6 (д.в. 2012г). Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества экономическую социальную политическую духовную

Слайд 17

Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь Задание А7 (д.в. 2012г.). Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество является частью природы. Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни. верно только А верно только Б верны оба суждения оба суждения неверны

Слайд 18

Биологическое и социальное в человеке Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало: Анатомия; Физиология; протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.).

Слайд 19

Биологическое и социальное в человеке Основные отличия человека от животных: Человек способен производить орудия труда, использовать их; Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью; Человек способен к целенаправленной творческой деятельности; самореализация личности

Слайд 20

Биологическое и социальное в человеке Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма. Биологические (питание, вода, самосохранение, продолжение рода и др.) Социальные (общение, самореализация и др.) Духовные (вера, творчество)

Слайд 21

Биологическое и социальное в человеке Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности. Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью. Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.

Слайд 22

Биологическое и социальное в человеке Задание А8 (д.в. 2011г.). Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в дыхании питании самосохранении самореализации

Слайд 23

Биологическое и социальное в человеке Задание В1 (д.в. 2009г). В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. потребность в пище и воде способность к творчеству способность к чувственному познанию наличие сознания Черты сходства Черты отличия 1 3 2 4

Слайд 24

Личность. Особенности подросткового возраста Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения. Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек. Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.

Слайд 25

Личность. Особенности подросткового возраста Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь. Этапы социализации (справка)

Слайд 26

Личность. Особенности подросткового возраста Особенности подросткового возраста: Психологические изменения; Физиологические изменения; Развитие мышления; Формирование самосознания; Формирование мировоззрения; Полярность мнений и поведения; Чувство взрослости.

Слайд 27

Личность. Особенности подросткового возраста Задание А9 (д.в. 2010г). Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестрёнку и брата. Всё это характеризует Сашу как гражданина индивида личность сына

Слайд 28

Личность. Особенности подросткового возраста Задание А10 (д.в. 2011г). Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как индивида личность ученика товарища

Слайд 29

Личность. Особенности подросткового возраста Задание А11 (д.в. 2012г). Сергей работает врачом. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как товарища индивида личность работника

Слайд 30

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром. Деятельность человека Активность животного Отличия деятельности человека от активности животных (справка)

Слайд 31

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Результат Средства достижения Цель Мотив Субъект Объект Структура деятельности Основные компоненты деятельности (справка)

Слайд 32

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата. Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Слайд 33

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) Задание В2 (д.в. 2011г). Сергей – ученик 9 класса. Помимо учёбы, он много времени отдаёт компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры. даёт возможность овладеть новым опытом построена на замещении реальных объектов условными имеет определённые мотивы и цели ведёт к усвоению предметных областей Черты сходства Черты отличия 1 3 2 4

Слайд 34

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение Малая группа – немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах. Признаки малой группы: Наличие общей цели; Совместная деятельность; Личное взаимодействие членов группы; Длительность существования; Добровольный характер; Определённый эмоциональный фон.

Слайд 35

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение Малые группы Условные (нет постоянных контактов) Естественные (складываются сами по себе) Реальные (постоянные контакты) Формальные (официальные) Неформальные (неофициальные)

Слайд 36

Межличностные отношения – это отношения между двумя и более отдельными индивидами. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение Формальные - переговоры о приеме на работу; - беседа директора с родителями ученика - отношения между должностными лицами в служебное время - назначение деловой встречи по телефону. Неформальные - вечеринка друзей; - поездка с приятелями на пикник; - туристический поход; - знакомство с соседом - беседа с приятелем по телефону.

Слайд 37

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение Общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности. Через общение человек: - получает знания об окружающем мире; - происходит передача опыта; - усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество; - усваивает правила и нормы поведения; - учится оценивать поступки других людей; формирует личные качества: принципиальность, отзывчивость, честность, доброту и др.

Слайд 38

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение Задание А12 (д.в. 2012г). Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение? глава государства обращается к гражданам в СМИ врачи слушают доклад министра здравоохранения друзья встретились после ссоры, выяснили причины и помирились представители профсоюзов обсуждают организацию митинга

Слайд 39

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение Задание А13 (д.в. 2010г). Обмен информацией, мыслями, чувствами учёные обозначают понятием обучение свобода творчество общение

Слайд 40

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение Межличностный конфликт – особое явление, выражающееся в столкновении интересов, мнений, взглядов отдельных людей. Причины конфликтов: Неумение контролировать эмоции; Негативные чувства (зависть, корысть); Невоспитанность; Различные ценностные ориентации; Возрастные.

Слайд 41

Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение Стратегии поведения в условиях конфликта: Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации, не решая её; Приспособление – сглаживание противоречий в ущерб своих интересам; Соперничество – открытая борьба за свои интересы; Компромисс – урегулирование разногласий путём взаимных уступок; 5) Сотрудничество – совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.

Слайд 42

Источники Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.; Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.; Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.; Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.; Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.; Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.; Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.; Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 3. Экономика, часть 2 вопросы кодификатора

Слайд 2

- Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство - Деньги - Заработная плата и стимулирование труда - Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки - Налоги, уплачиваемые гражданами - Экономические цели и функции государства Вопросы кодификатора

Слайд 3

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство Предпринимательство – инициативная деятельность граждан и организаций в рамках закона, основанная на самостоятельности, ответственности и риске и направленная на систематическое получение прибыли. Субъекты предпринимательства – частные лица, различные ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы, государство). Объекты предпринимательства – любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово- закупочная, инновационная деятельность и др. Значение предпринимательской деятельности для общества (справка)

Слайд 4

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство Фирма – коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли. Типы фирм Индивидуальное частное предприятие Товарищество Акционерное общество Типы фирм (справка)

Слайд 5

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство Малое предприятие – предприятие любой формы собственности, характеризуемое ограниченным числом работников и незначительным объёмом выпускаемой продукции (сфера обслуживания, сельское хозяйство и др.). Фермерское хозяйство – вид предпринимательской деятельности, напрямую связанный с сельским хозяйством. Преимущества малого предприятия (справка)

Слайд 6

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство Издержки – затраты на производство и реализацию продукции. Издержки Бухгалтерские Экономические Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на их производство и реализацию. Издержки Постоянные Переменные Издержки производства (справка)

Слайд 7

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство Задание А1 (д.в. 2012г). Инициативную, самостоятельную деятельность человека, осуществляемую на свой риск в рамках закона, направленную на получение прибыли, называют предпринимательством коммуникацией производством творчеством

Слайд 8

Деньги Деньги – особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров. Виды денег Товарные Символические Кредитные Чеки и кредитные карточки. Золото и серебро в слитках и монетах, а также любой товар при бартерных сделках. Монеты из недорогих металлов, бумажные деньги. Электронные деньги

Слайд 9

Деньги Мировые деньги Средство накопления Средство платежа Средство обращения Мера стоимости Функции денег Функции денег (справка)

Слайд 10

Деньги Инфляция – обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества. Причины инфляции: 1) рост государственных расходов; 2) расширение денежной массы за счёт массового кредитования; 3) сокращение реального объёма национального производства. Виды инфляции Умеренная (рост цен не менее 10% в год) Галопирующая (годовой рост цен от 10 до 50%) Гиперинфляция (годовой рост цен от 100% и выше)

Слайд 11

Задание А2 (д.в. 2011г). Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте? мера стоимости средство платежа средство обмена мировые деньги Деньги

Слайд 12

Заработная плата и стимулирование труда Заработная плата – это величина денежного вознаграждения, которое выплачивает работодатель работнику за выполнение определённого объёма работ или исполнение им своих служебных обязанностей в течение определённого времени. Формы заработной платы Повременная Сдельная Ставка зарплаты устанавливается за определённую единицу рабочего времени: час, день, неделю или месяц. Ставка заработной платы устанавливается за определённый объём работы. Факторы, влияющие на величину заработной платы (справка)

Слайд 13

Заработная плата и стимулирование труда Заработная плата Номинальная Реальная Её работник получает в виде определённой денежной суммы. Это то количество товаров и услуг, которое работник может купить на номинальную заработную плату после уплаты налогов и других отчислений. Стимулирование труда: 1) материально-денежное (премия); 2) социальное (ценный подарок); 3) моральное (поощрение, награда).

Слайд 14

Заработная плата и стимулирование труда Задание А3 (д.в. 2011г). Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют прибылью налогом заработной платой прожиточным минимумом

Слайд 15

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки Перераспределение доходов – изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Прожиточный минимум – стоимость минимума средств, необходимых для поддержания жизнедеятельности человека. Потребительская корзина – перечень необходимых продуктов питания и непродоволь- ственных товаров и услуг. Неравенство доходов – различие в размере финансовых средств, получаемых гражданами в их распоряжение из различных источников.

Слайд 16

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки Экономические меры социальной поддержки в России: 1) социальные выплаты; 2) социальное обслуживание; 3) обеспечение равных возможностей; 4) повышение занятости и др. Экономические меры социальной поддержки в России (справка) Пенсия – регулярное денежное пособие (по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца). Государственное пособие, его виды (справа)

Слайд 17

Налоги, уплачиваемые гражданами Виды налогов Прямые Косвенные Обязательные платежи, взимаемые государством непосредственно с доходов и имущества физических и юридических лиц (подоходный налог, налог на прибыль, налог на имущество). Налоги на товары и услуги, включённые в цену товара или в тариф (акцизы, налог с продаж, частично налог на добавленную стоимость). Функции налогов (справка) Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.

Слайд 18

Экономические цели и функции государства Экономические цели государства: 1) повышение благосостояния и качества жизни населения в России; 2) обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста; 3) усиление конкурентных позиций России и её регионов в мире; 4) развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения; 5) предотвращение отрицательных последствий рыночной системы и др. Государственное регулирование экономики – это целенаправленное воздействие государства на экономику.

Слайд 19

Экономические цели и функции государства Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране. Государственный бюджет – фонд денежных ресурсов, которым распоряжается правительство страны. Способы воздействия государства на экономику Экономические функции государства: 1) создание условий для стабильного экономического роста; 2) производство общественных благ; 3) ограничение отрицательных и стимулирование положительных внешних эффектов; 4) организация денежного обращения; 5) законодательное регулирование.

Слайд 20

Экономические цели и функции государства Бюджет Доходы Расходы налоговые поступления; государственные займы; эмиссия бумажных и кредитных денег и др. приоритетные области развития экономики; социально-культурные программы; оборона; управление и др. Государственный бюджет – роспись доходов и расходов государства на определённый период.

Слайд 21

Экономические цели и функции государства Задание А4 (д.в. 2010г). Государство обеспечивает поддержание правопорядка, оказание населению медицинских и образовательных услуг. Какая функция государства проявляется в этой деятельности? обеспечение правового поля экономической деятельности производство общественных благ контроль объёма денежной массы поддержание конкуренции, борьба с монополиями

Слайд 22

Источники Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2010г.; Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ, 2009-2012гг.; Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион, 2011г.; Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо, 2010г.; Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.; Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.; Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.; Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича http://danur-w.narod.ru/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ГИА обществознание Содержательная линия "Экономика"

Для подготовки к экзамену по обществознанию в 9 классе можно будет провести по конспекту консультацию по содержательной линии "Экономика" . Конспект может быть планом для домашней подготовки по дополн...

Урок обществознания по теме: «Готовимся выбирать профессию» (6 кл.)

образ CD с видеоматералами могу предоставить...

Программа элективного курса изучения обществознания "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" 10-11 классы

Предлагаемая программа элективного курса "Готовимся к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.Программа ра...

Готовимся к ЕГЭ по обществознанию. "Своя игра."

Тесты в форме игры "Своя игра". Вопросы разделены по темам учебного курса обществознания из вариантов ЕГЭ....

готовые эссе по обществознанию

Классификация юридических наукукази Президента України; по проблеме исследования; воспитателей и др.); но для большинства тем они одинаковы. Поэтому ниже приведен примерный перечень 1.8. Проверочный р...

Готовимся к олимпиаде по обществознанию

Готовимся к олимпиаде по обществознанию. Примерные задания....

Готовимся к ЕГЭ, обществознание

Подборка теоретического материала для подгототовки к ЕГЭ по обществознанию: административная ответственность, зкономический рост, экономический цикл, политическое участие, национальная политика...