Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Что такое культура?"
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Надежда Петровна Фомина

Конспект урока по обществознанию в 9 классе по теме "Что такое культура?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Черемшанская кадетская школа-интернат

 имени Героя Советского Союза И.Н. Конева»

Республики Татарстан

Урок обществознания

 в 9 классе

«Что такое культура?»

Учитель истории и обществознания

ГБОУ «Черемшанская кадетская школа-интернат

им. Героя Советского Союза И.Н. Конева»

Фомина Надежда Петровна

Тел:89372920230

e-mail:  foma_nadja18@mail.ru 

2019

Цель: дать представление о  понятии «культура», ее место в духовной сфере общества, дать характеристику форм и типов культуры, основных функций

Задачи:

Образовательная  –  познакомить с понятием «Культура», раскрыть особенности форм и типов культуры, ее основных функций

Развивающая -   продолжить развивать умения работы с учебником, анализировать, выражать собственную точку зрения                            

Воспитательная – воспитывать уважение к различным культурам, способствовать воспитанию толерантности

Оборудование: Обществознание. 9 класс Учебник А.И. Кравченко/ Е.А. Певцовой

Тип уроков: урок изучения нового  материала

Методы и приемы: беседа, рассказ, работа с книгой

Ход урока:

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний

Организуется беседа по вопросам 

- Что вы знаете о «духовной сфере общества»?

- Какие элементы она включает?

- С каким из элементов мы еще не знакомы?

Правильно мы с вами не познакомились с такой  структурой, как культура

III.Изучение нового материала:

Запишите тему сегодняшнего нашего урока «Что такое культура?»

- Какую цель и задачу вы поставите себе на уроке?

Задание: составить кластер с ассоциациями по теме «Культура»

- Посмотрите на кластер и скажите,  как вы думаете, что же такое культура?

          У  понятия «культура» есть около 200 определений, они зависят от того в узком или широком смысле слова мы его берем.

Само слово «культура» в переводе с латинского языка означает обработка, возделывание земли. С I в. до н.э. под культурой стали понимать воспитание человека, развитие его души и образование.

Запись в тетради: Культура – это совокупность поведения, достижений науки и творчества целого народа или группы.

Задание:  посмотрите на кластер и подумайте, на какие 2 группы можно разделить ваши ассоциации.

( по ходу ответов учеников составляется схема)

         Культура

        Материальная                                       Нематериальная (Духовная)

- театр                                                                       - поведение

- книги                                                                      - этикет

-живопись                                                                - воспитанность

- музей                                                                       - песни

- Что у нас получилось? Правильно, это предметы духовной и материальной культуры.

- Скажите, зачем нам нужна культура, какие она несет в себе функции? (ответы учащихся)

Запись в тетради:

Функции культуры:

- познавательная (целостное представление о народе)

- оценочная (дифференциация ценностей)

-регулятивная (нормы и требования общества)

-информативная (передача, обмен знаниями)

-коммуникативная (сохранение, тиражирование ценностей)

-социализации (приучение к социальным ролям)

Задание: разделить класс на 2 команды, поработать с материалом учебника и выполнить следующие задания:

- 1 команда -  изучает классификацию типов культуры и выступает

- 2 команда – заполняет таблицу «Формы культуры»

Форма культура

Особенности

Кем создается

На кого ориентирована

Пример продукта

Народная

Массовая

Элитарная

Задание: Если время урока позволяет.  

Давайте попробуем разобраться во  влиянии культуры на духовную жизнь, найдем положительное и отрицательное ее влияние. Работа у доски

                  Влияние культуры на духовную жизнь общества

                «+»                                                                «-»

- дает представление о мире                          - унифицирует сознание

-развитие технологий                          - формирование ложных потребностей

-отвечает потребностям человека                  - подменяет реальную жизнь

IV. Закрепление материала

Задание: составить  синквейн по теме «Культура»

  1. Культура
  2. Материальная, духовная
  3. Развивает, обогащает, воспитывает
  4. Культура - это мера человечности в человеке
  5. Воспитание

V. Рефлексия

Наш урок подходит к концу.

- Вам понравился урок?

- Чему научил нас этот урок?

- Достигли ли вы поставленных в начале урока задач?

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок

Домашнее задание – практикум на стр. 135.

По желанию написать эссе на тему «Массовая культура ведет к исчезновению личности, индивидуальности, к формированию массового человека, которым легче манипулировать»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию 11 класс. Тема: "Рынок труда. Беработица"

"Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы" (Томас Карлейль). Цели урока: сформировать у учащихся научное представление о современной экономике, разъяснить сущность такого явл...

План-конспект урока "Конфликт" (обществознание, 7 класс)

Интегрированный урок с использованием современных технологий и мультимедийной презентации....

Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"

Конспект урока по обществознанию 7 класс "Темперамент человека"...

Конспект урока по обществознанию 6 класс на тему: "Семья"

конспект урока по обществознанию по учебнику Кравченко А.И....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...