Рабочая учебная программа по: «Обществознание»
рабочая программа по обществознанию (11 класс)

Волков Дмитрий Александрович
  • Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго  поколения основного общего образования:Учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова,М. «Просвещение», 2017г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshch_11_kl.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

 на заседании МО

протокол № 1

от «30» августа 2019

Согласовано

 на НМС

протокол № 1

от «30» августа 2019

Утверждено

директором

приказ № 20

от «30» августа 2019

Рабочая учебная программа по:         «Обществознание»

(наименование учебного предмета)

11 класс (базовый уровень)

                                                              (класс, уровень)

Срок реализации программы: один год

Составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений

                                                 (наименование программы)

Программу составил: Волков Дмитрий Александрович

2019 г.

Рабочая программа по предмету «Обществознание» 11 класс

  

Учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова,М. «Просвещение», 2017г.

  • Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго  поколения основного общего образования по истории:
  • Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования
  • (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1897);
  • Норм Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» «273-ФЗ от 29 декабря 2012 года;
  • Основной Образовательной программы основного общего образования  МКОУ  «Никольская  СОШ»;
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным
  • учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 №1/15).
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493
  •  "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы. 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются:

  1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
  3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
  4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемх в современном российском обществе социальных ценностей;
  5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
  6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
  7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
  8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
  9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
  1. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
  2. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
  3. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
  4. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  5. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
  6. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;

16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

  1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
  3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
  4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
  5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
  • использование элементов причинно – следственного анализа;
  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
  • подкрепление изученных положений конкретными примерами;
  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен:

знать / понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально - гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Содержание тем учебного курса «Обществознание» 11 класс

Глава 1. Экономическая жизнь общества (26ч) Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука.

Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы. Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок Акции, облигации и другие ценные бумаги. Роль фирм в экономике РФ. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Бизнес в экономике.

Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности в РФ. Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости в РФ. Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики. Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Формы работы: защита проектов, презентации, лекции, беседы, практические работы.

Глава 2. Социальная сфера (16 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей в РФ. Религиозные объединения и организации в РФ,РК Опасность тоталитарных сект. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического

поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни. Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Формы работы: защита проектов, презентации, лекции, беседы, практические работы.

Глава 3. Политическая жизнь общества (20ч) Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное

правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации, Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Во инская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика. Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения в РФ. Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную

собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство,

имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного

процесса.Суд присяжных. Конституционное судопроизводство. Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Формы работы: защита проектов, презентации, лекции, беседы, практические работы.

Глава 4. Итоговое повторение и обобщение (6ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации

Формы работы: защита проектов, презентации, лекции, беседы, практические работы.

Учебно – тематический план по обществознанию в 11 классе.

№п\п

Наименование темы, раздела

Количество часов

класс

Контрольные работы

1.

Введение

1

11

 

2.

Экономическая жизнь общества

25

11

1

3.

Социальная сфера

16

11

1

4.

Политическая жизнь общества

20

11

1

5.

Заключение

2

11

1

6.

Резерв времени

4

11

 

 

Итого

68

 

 

Форма и средства контроля: рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: повторительно – обобщающие уроки, контрольные работы, тестирование

Используемый перечень учебно – методических средств:

Учебник Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А. Литвинова,М. «Просвещение», 2014г.

1. Аверьянова Г.И. Обществознание. Тематические тренировочные задания.- М., «Эксмо»,2009.

2. Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 11кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.

3.Аверьянова Г.И. Задания и тесты по обществознанию 11кл.,-М., «Школа- Пресс», 1999.

4. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М.,   «Просвещение», 2003.

5. Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю. Обществознание. 11кл.,- М.,   «Просвещение», 2003.

6. Боголюбов Л.Н. Обществознание: поурочные планы- 11кл,.- М., «Просвещение», 2007.

7. Боголюбов Л.Н. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию.- М.,       Дрофа, 2016.

Дополнительная литература для учащихся:

1.   Нормативные документы:

2.Всеобщая декларация прав человека

3. Декларация прав ребенка;

4.Конвенция о правах ребенка;

                 5. Официальная Россия: сервер органов государственной власти РоссийскойФедерации

http://www.gov.ru

Президент России: официальный сайт

http://www.president.kremlin.ru

Президент России - гражданам школьного возраста

http://www.uznay-prezidenta.ru

Государственная Дума: официальный сайт

http://www.duma.gov.ru

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2009.


http://www.internet-school.ru
– интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

http://www.pish.ru– сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

http://www.1september.ru– газета «История», издательство «Первое сентября»

http://vvvvw.som.fio.ru– сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

http://www.it-n.ru– российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

http://www.lesson-history.narod.ru– компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

http://www.standart.edu.ru– государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

Школьный словарь но обществознанию / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. -М.: Просвещение, 2001.

Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ : метод, пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брандт. - М.: Экзамен, 2005.

Тесты, Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : ООО «РУСТЕСТ», 2009.

Единый государственный экзамен 2016. Обществознание: учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся. - ФИПИ-Центр, 2016.

Единственные реальные варианты заданий для подготовки к Единому государственному экзамену. ЕГЭ-2016г.. Обществознание. - М.: ФИПИ


Календарно-тематическое планирование

по обществознанию

в 11 классе,

по учебнику: Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, В.А. Литвинова

           

2часа в неделю, всего 68 часов.

№п\п

Наименование темы

Кол-во часов

Тип урока

Вводные понятия

Дата

1.

Введение

1

Вводный урок

 

 

 

Экономическая жизнь общества

25

 

 

 

2-3.

Роль экономики в жизни общества

2

комбинированный

Специализация производства

 

4.

Экономика: наука и хозяйство

1

комбинированный

Экономическая теория

 

5-6.

Экономический рост и развитие

2

комбинированный

Неравномерность экономического развития

 

7-8.

Рыночные отношения в экономике

2

Изучение нового материала

Урок- практикум

Социально ориентированная рыночная экономика

 

9-10.

Фирма в экономике

2

Урок - практикум

Коммерческие организации

 

11-12.

Правовые основы предпринимательской деятельности

2

комбинированный

Фермерское хозяйство

 

13-14.

Слагаемые успехи в бизнесе

2

комбинированный

Маркетинговое исследование

 

15-16

Экономика и государство

2

Урок - практикум

Экономическая безопасность. Налоговая политика

 

17-18

Финансы в экономике

2

Урок - практикум

Финансовый рынок

 

19-20

Занятость и безработица

2

Урок - практикум

трудоустройство

 

21-22

Мировая экономика

2

Урок - практикум

Глобализация экономики

 

23-24

Экономическая культура

2

лекция

Экономические интересы, экономическая свобода

 

25.

Повторение темы «Экономическая жизнь общества

1

повторение

 

 

26.

Контрольная работа по теме «Экономическая жизнь общества»

1

контрольный

 

 

 

Гл.2 Социальная сфера

16

 

 

 

27-28.

Социальная структура общества

2

лекция

Социальная дифференциация

 

29-30

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

беседа

Социальные нормы, отклоняющееся ( девиантное ) поведение, социальный контроль

 

31-32

Нации и национальные отношения

2

комбинированный

Нация, ксенофобия, национальная дискриминация

 

33-34

Семья и быт

2

лекция

Семья как малая группа, семья как социальный институт, многопоколенная ( расширенная) семья

 

35-36

Гендер – социальный пол

2

лекция

Гендер, гендерная идентичность, эмансипация

 

37-38

Молодежь в современном обществе

2

беседа

Молодежь, субкультура

 

39-40

Демографическая ситуация в современной России

2

лекция

Депопуляция, рождаемость. смертность

 

41

Повторение темы «Социальная сфера»

1

повторение

 

 

42

Контрольная работа по теме «Социальная сфера»

1

контрольный

 

 

 

Гл.3. Политическая жизнь общества

20

 

 

 

43-44

Политика и власть

2

лекция

Политика, власть политическая

 

45-46

Политическая система

2

комбинированный

Политическая система, политический режим

 

47-48

Гражданское общество и правовое государство

2

лекция

Гражданское общество, правовое государство, муниципальная коммуна

 

49-50

Демократические выборы

2

комбинированный

Выборы, заградительный барьер

 

51-52

Политические партии и партийные системы

2

комбинированный

Партия, электорат

 

53-54

Политическая элита и политическое лидерство

2

беседа

Политическая элита, политическое лидерство

 

55-56

Политическое сознание

2

комбинированный

Политическое сознание, политическая идеология

 

57-58

Политическое поведение

2

комбинированный

Политическое поведение, экстремизм

 

59-60

Политический процесс и культура политического участи

2

комбинированный

Политический процесс, политическое участие, политическая культура

 

61.

Повторение по теме «Политическая жизнь общества»

1

повторение

 

 

62

Контрольная работа по теме « Политическая жизнь общества»

1

контрольный

 

 

 

Заключение

2

 

 

 

63.

Взгляд в будущее

1

беседа

Глобальные проблемы человечества, постиндустриальное ( информационное общество

 

64.

Итоговый урок

1

 

 

 

65-68

Резерв времени

4

 


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Критерии оценки устного ответа:

  • глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
  • твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
  • неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
  •  наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
  • отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).

Критерии оценки работы на уроке:

  • активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
  • активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
  • неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
  • полное отсутствие активности - отметка «2»;

Критерии оценки тестового задания:

  • 75-100% - отлично «5»;
  • 60-74% - хорошо «4»
  • 50-59% - удовлетворительно «3»;
  • менее 50% - неудовлетворительно «2»;

Критерии оценки сообщения или проекта:

  • глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
  • привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
  • выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
  • полное отсутствие работы - отметка «2»;

Критерии выведения четвертных и годовых оценок:

Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:

- активная и правильная работа учащегося на уроке;

- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов

- высокий уровень знания базового материала;

Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:                                                                                                                                               - активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;                                                                                                                                                           - выполнение дополнительных заданий по желанию;                                                                                                                                                                 - высокий уровень знания базового материала;

Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:

- отсутствие самостоятельной активности на уроке;                                                                                                                                                                   - отсутствие выполнения дополнительных заданий;                                                                                                                                                                             - низкий уровень знания базового материала;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по обществознанию 2011-2012

Программа предназначена для изучения обществознания в професиональном лицее, составлена на основании новых требований для технического профиля...

Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс

Учебная  программа    основного  общего     образования по обществознанию  разработана  на   основе  федерального  компонента...

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6-11 классов (Кравченко)

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6-11 классов по УМК Кравченко, Певцовой с учетом требований ФГОС. В программе пока нет КТП на 10-11 класс....

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6 класса

рабочая учебная программа по обществознанию на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта  к учебнику Л.Н.Боголюбова...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа  по обществознанию 8 класс к учебнику Л.Н.Боголюбова...

Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс

Рабочая учебная программа по обществознанию для 9 класса к учебнику Л.Н.Боголюбова...