Проект по тему: «Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории и обществознания».
проект по обществознанию

Вацуро Инна Вячеславовна

 

Цель: формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению.

  Содержание работы:

Поиск новых форм и средств работы

1.  Условия возникновения.

2.  Ведущая педагогическая идея.

3.  Актуальность опыта.

4.  Теоретическая база опыта.

Технология опыта

1. Совершенствование собственного педагогического опыта

2. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

3. Результативность обучения.

4. Новизна опыта.

5. Адресная направленность.

Условия возникновения.

  Разв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по тему:

«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории и обществознания».

Цель: формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению.

  Содержание работы:

Поиск новых форм и средств работы

1.  Условия возникновения.

2.  Ведущая педагогическая идея.

3.  Актуальность опыта.

4.  Теоретическая база опыта.

Технология опыта

1. Совершенствование собственного педагогического опыта

2. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

3. Результативность обучения.

4. Новизна опыта.

5. Адресная направленность.

Условия возникновения.

  Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. И поскольку, как уже было сказано, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то почему бы не использовать компьютерные технологии для достижения поставленной цели. Национальные проекты государства в области образования способствовали обеспечению школ всем необходимым оборудованием, способствующим совершенствованию образовательного процесса. Соответственно и я для себя поставила задачу внедрения ИКТ на уроках истории.

Ведущая педагогическая идея.

   Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику. Хороший урок – урок – беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.

  Условия:

  - принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, явление истории)

 - принцип научности (электронный материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного материала, не должен 

носить развлекательный характер)

 - принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой учащихся)

   Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей работе я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.

 В соответствии с поставленной целью, своими задачами считаю:

   -активизацию познавательной активности учащихся, через систему нетрадиционных уроков, с использованием ИКТ

   -развитие умений рассуждать и мыслить

  - развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий

  - развитие умений работы с текстами (учебника, исторических источников)

  - развитие навыков работы с картами и иллюстративным материалом.

  В процессе своей работы я реализую метод дифференцированного обучения, личностно ориентированного подхода к учащимся. Применяю в своей практике коллективную, групповую и индивидуальную форму обучения. Творческие способности учащихся развиваются при непосредственном участии в трудовой деятельности.

В своей работе стараюсь широко использовать проблемный метод обучения. Иногда стараюсь так сформулировать тему урока, чтобы она заставляла ребят задуматься, сделать свой собственный вывод по изучаемой на уроке проблеме. Например, при изучении деятельности народовольцев, я так сформулировала тему урока: «Народники – герои или убийцы?»

Изучение новой темы стараюсь строить в виде проблемной беседы, используя вопросы типа «Как вы думаете?..», «Как вы считаете…?», «Что бы вы сделали на месте того или иного исторического лица?» Стараюсь объяснять новый материал на примерах из жизни. Предлагаю самим проанализировать или построить какую-нибудь схему, таблицу и т. п. Не тороплюсь сама давать правильный ответ, призываю самим найти правильное решение проблемы.

  Исторические диктанты, составление и разгадывание исторических кроссвордов, тестовые и контрольные работы позволяют проверить уровень развития каждого ученика.

Часто использую работу по составлению таблиц. Предлагаю ученикам самим заполнить элементы таблицы по аналогии с тем, что мы сделали вместе. Это способствует формированию информационной компетентности учащихся: учит выделять главное в тексте, систематизировать полученную информацию, формулировать главную мысль своими словами, четко и понятно.

Учащиеся готовят доклады, рефераты, пишут сочинения – эссе.

  В своей работе стараюсь использовать различные формы нестандартных уроков: урок-суд, урок – исследование, урок-экскурсия, урок - соревнование, все это не только способствует повышению познавательной активности учащихся, но и развивает творческие способности личности учащихся.

 Актуальность опыта.

В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках истории. В современных условиях, когда объем необходимых человеку знаний все больше и больше возрастает, уже недостаточно только усвоения знаний учащимися на уроках, важно научить самостоятельно пополнять знания.

 Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему может использование ИКТ на уроках истории. Это подтверждается концепцией развития школы и федеральной концепцией информатизации образования.

Теоретическая база опыта.

 Разрабатывая тему, я использовала работу «Применение электронных презентаций на школьном уроке».

 В качестве теоретической базы по вопросу актуализации познавательной деятельности использовала работу  «Оптимизация учебно-воспитательного процесса: методические основы» и работу «Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию».

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.

 Я работаю в школе 30 лет. Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.

Для достижения данной цели необходимо:

 - активизировать познавательную деятельность ученика (через систему использования ИКТ на уроках и во внеурочное время, использование различных методов и форм организации учебной деятельности);

  - привить любовь к предмету через систему эффективных уроков;

- приобщить к историческому, культурному и духовному богатству родного отечества (на основе уроков и внеклассных мероприятий патриотической направленности).

 Делаю все возможное для создания на уроках благоприятного эмоционального фона - это вселяет уверенность ребенку, что его мнение важно, к нему прислушиваются, его уважают. Поощряю любую инициативу, желание высказаться.

 Большое значение в своей работе уделяю развитию информационной компетентности, так как работа историка – исследование различных источников информации: карт, исторических текст, произведений искусства.

  Последние четыре года я работаю над темой использования ИКТ на уроках истории, так как считаю, что это еще один способ повысить познавательную активность современных учащихся, в жизни которых компьютер играет чуть ли не ведущую роль.

Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.

Учитель истории часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка, перенести его в изучаемую эпоху. Весь этот материал в большинстве своем довольно ветхий и обновляется нерегулярно. Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации.

 За годы работы над темой я изучила необходимую литературу по подготовке презентаций и разработала несколько уроков с их использованием, при этом учла основные принципы создания презентаций для уроков.

 Часто на уроках я использую такой вид работы учащихся как заполнение таблицы. Схему таблицы можно перенести на слайд презентации. Мы работаем с учебником, выискиваем необходимую информацию, затем записываем ее в таблицу. Обычно учитель заполняет таблицу на доске. Но, как правило, на доске недостаточно места для таблицы целиком и мы что-то стираем. И учащийся не может видеть результат работы в целом.

  Работая с презентацией, учитель экономит время, которое затрачивается на запись информации на доске – она появляется сразу на слайде. Заполнение таблицы проходит последовательно, в соответствии с замыслом учителя. Мы можем проверить свой результат работы с требованием, с тем, что должно быть записано в тетрадь. И в конце урока ученик видит результат работы и может его сравнить с тем, что он записал. В 9 классе я проводила урок по теме «Тоталитарные режимы в 30-е годы» В ходе изучения нового материала учащиеся составляли таблицу «Признаки тоталитаризма» в Германии, Испании, Италии. Составление шло последовательно, что-то я объясняла сама, что-то учащиеся должны были найти в учебнике, обобщить и вписать в схему. 

Схема получилась довольно большая, на доске просто не хватило бы места для ее размещения. Для экономии места и времени я визуализировала схему в слайде презентации, сделала ее интерактивной, то есть отдельные элементы схемы появлялись последовательно, согласно логике урока. В конце урока учащиеся могли увидеть результат нашей работы на уроке целиком. Весь урок, по моему мнению, не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или создавать проблемную ситуацию на уроке.

 Актуализацию обычно я провожу в виде беседы с учащимися (ввиду большого объема материала приходится экономить время) Вопросы такой беседы я визуализирую в слайдах, каждый вопрос отдельно. На каждый вопрос дается ответ, чтобы после ответа все смогли убедиться в его правильности.

  При объяснении нового материала наиболее обширны возможности применения презентации и ее оформление. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя. Я выделила некоторые общие правила:

 -во-первых, слайды желательно не перезагружать текстом, за исключением тех случаев, когда презентация сопровождает доклад ученика, это помогает учащимся с преобладающим визуальным восприятием лучше усваивать суть доклада. В остальных случаях я размещаю короткие тезисы, даты, имена, термины, которые учащиеся должны записать в тетрадь;

 -во-вторых, отбираемые иллюстрации я стараюсь делать реалистичными. Они могут быть взяты из учебника, где как мы знаем, они очень маленькие и трудно подробно их рассмотреть, ученики, как правило, пропускают их, считая незначительными. Мы можем увеличить их, проанализировать, разобрать и так далее.

 Так в 5 классе я проводила урок по теме «В гаванях афинского порта Пирей». Значительную часть нового материала мы изучали на основе схемы порта Пирей, данной в учебнике. Там она очень маленькая. С помощью презентации я ее увеличила, что дало возможность подробно изучить ее и получить максимум информации о порте Пирей. Причем изучение шло в форме фронтальной беседы. С помощью наводящих вопросов ученики сами делали выводы.

 Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, я выделяю ярче, оригинальнее для включения ассоциативной памяти.

 На уроке необязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Нельзя исключать работу учащихся с текстом учебника или исторического источника. На слайде может остаться только название документа или пункта параграфа учебника и вопросы для обсуждения. Вопросы для закрепления также можно вывести в виде слайдов (желательно отдельно, а не целым текстом) с последующим появлением правильных ответов, что и необязательно, если требуется развернутый ответ.

 Если презентация задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить различными фонами, но стиль оформления должен восприниматься как единое целое.

Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации. Я даю учащимся тему и предлагаю создать электронную презентацию не более 7-10 слайдов, и к этим слайдам соответствующие комментарии. В отличие от заведенного правила – презентация только иллюстрирует доклад по какой-то большой проведенной работе – в данном случае она является главной целью работы. Мы вместе разрабатываем план презентации, так как я говорю ученикам, что их презентация понадобиться мне для дальнейшей работы по данной теме, я буду использовать ее как мультимедийное пособие. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно отнесутся к такому домашнему заданию. Это своего рода проектная деятельность по созданию готового продукта.

Можно сделать вывод, что грамотное использование электронной презентации на уроке истории действительно способствуют повышению познавательной активности учащихся, способствует развитию информационной компетентности.

 Эффективность использования презентаций на уроке зависит от систематичного применения данного дидактического материала, тогда ученики не воспринимают электронную презентацию как развлечение, она становится привычнее, ребята всерьез воспринимают информацию на экране, а значит и результативность уроков повышается.

.

 В процессе обучении истории использую программы общего назначения: Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint,  Microsoft FrontPage, исторические энциклопедии: СD « Энциклопедия истории России 8гг», СD « Святая Русь», СD «Золотое кольцо России», СD «Россия», СD « Московский Кремль», СD « От Кремля до Рейхстага», СD « Эрмитаж»; программы – репетиторы СD « Репетитор по истории»; электронные учебники : СD «История России 20 век».

 Электронные учебные пособия, созданные на базе мультимедиа, оказывают сильное воздействуют на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным, «погрузить» ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействуют становлению объемных и ярких представлений о прошлом, информационно-коммуникационные технологии способны: стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников

 Также использую Интернет для поиска исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др

. Использование Интернета на уроках истории значительно увеличивает объем информации, задействованной в историческом образовании, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

 Доклад по теме «Активизация познавательной деятельности учащихся» я представляла на педсовете 2016году. 

 Выступала на заседаниях, делилась опытом работы по теме « Использование интернеттехнологий и мультимедиа в преподавании обществоведческих наук» ( учебном году.)

Провела открытые уроки с использованием ИКТ в 8 классе «Русско-турецкая война 1877-1878г.» -2015г, в 9 классе «Международное гуманитарное право»-2016г, в 8 классе «Религия как форма духовной сферы.»-2017г, в 9 классе «Восстание декабристов»- 2019г 

Составила презентации к урокам « Древние германцы и Римская империя», « Северная война», « Отечественная война 1812 г», и др.

 Своеобразным продолжением урока считаю внеклассные мероприятия по предмету, при проведении которых учитываю потребности учащихся в исторических знаниях, использую интеграцию разных предметов, что соответствует сегодняшним требованиям. Стараюсь разнообразить внеклассную работу. С использованием ИКТ за последние годы мною проведены мероприятия: « Мой Дон», игры: «Крым и Россия- едины», «День народного Единства», «Подросток и закон».

  викторина «Сто «занимательных вопросов по истории», «Звёздный час», классный час «Толерантность»,

 Данные мероприятия воспитывают гражданственность, нравственные принципы, уважение к прошлому.

  Результативность обучения.

В учебном году я веду историю и обществознание в 5-9классах.

Конечно, в процессе моей работы у меня тоже возникают трудности, ошибки в методах преподавания. Есть, к сожалению, учащихся, которые по некоторым причинам имеют проблемы в занятиях. Работу по целенаправленной ликвидации пробелов в знаниях учащихся на уроке и во внеурочное время провожу с учётом реальных учебных возможностей ученика, уровню его развития. Не всегда мне удаётся довести историческую информацию, её сущность ясно, рационально, в рассуждении ярко, образно. Отрадно видеть результаты своего труда. В каждом классе есть ученики, которые интересуются моим предметом.

Новизна опыта.

 Новизна опыта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий и современной компьютерной техники, создании условий для формирования информационной компетентности и творческих способностей учащихся.

Адресная направленность.

 Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме:"Активизация познавательной деятельности учащихся через синтез педагогических технологий"

Данный опыт предоставляет конкретные пути реализации основополагающих документов в области образования:•         Концепция модернизации российского образо...

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействи...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Развитие научно-технической базы современных образовательных учреждений, изменение интересов современных обучающихся, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают преподавателя искать все новые ...