Рабочая программа элективного курса для 9 класс «Актуальные вопросы обществознания»
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Верхотурцев Александр Валерьевич

Пояснительная записка

Актуальность:   Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ОГЭ (ГВЭ). В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к аттестации.

 Занятия по подготовке к  ОГЭ (ГВЭ) по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к экзамену.

Программа занятий состоит  из трёх разделов: 

1.Особенности ГИА по обществознанию.

2.Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.

3.Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы: 

  1. Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  2. Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  3. Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
  1. Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_po-obshchestvoznaniyu-9.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом  от «___» __________ 20____ г.

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      № _____                                                                                                                 «___» __________ 20____ г.                                                                                                          

Рабочая программа элективного курса для 9 класс

 «Актуальные вопросы обществознания»

2018 - 2019 учебный год

Учитель: Верхотурцев А. В

Квалификационная категория: без категории

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «__» ___________ 20__ г.

г. Советский

2019 г.

Пояснительная записка

Актуальность:   Данный  курс  предназначен для подготовки обучающихся  9-х классов к ОГЭ. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к аттестации.

 Занятия по подготовке к  ОГЭ  по обществознанию  предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к итоговой аттестации выпускников по обществознанию.  Занятия  ориентированы на  повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х  классов к экзамену.

Программа занятий состоит  из трёх разделов: 

1.Особенности ГИА по обществознанию.

2.Методика решения заданий ГИА разного уровня сложности.

3.Тестовый практикум.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы: 

  1. Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
  2. Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
  3. Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
  1. Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Знать и понимать 

  1. Биосоциальную сущность человека 
  2. Основные этапы и факторы социализации личности 
  3. Место и роль человека в системе общественных отношений 
  4. Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы 
  5. Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов 
  6. Основные социальные институты и процессы 
  7. Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования 
  8. Особенности социально-гуманитарного познания

Уметь 

  1. Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы 
  2. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями 
  3. Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) 
  4. Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук 
  5. Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
  6. Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы 
  7. Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности 
  8. Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам 
  9. Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу 
  10. Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Использовать приобретённые знания и умения для :

  1. Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации 
  2. Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации 
  3. Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
  4. Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции 
  5. Предвидения возможных последствий определённых социальных действий 
  6. Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования 
  7. Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права

Срок реализации: 1год. 

Количество часов: 34 часа.

Формы организации занятий:  групповая в сочетании с индивидуальной

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю. 

Продолжительность одного занятия – 1 учебный час

Формы  и методы обучения: технология социального развития,  лекции, лабораторные работы, практические занятия,  дискуссии, эвристические беседы, герменевтическая беседа, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение.

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, тесты для этапа контроля.

Прогнозируемый (ожидаемый) результат (по годам обучения):

К окончанию года обучения обучающиеся должны:

Знать:

 -  социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

 - сущность общества как формы совместной деятельности людей;

 - характерные признаки основных сфер жизни общества;

 - содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

 - существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта или определять понятие на основе его ключевого признака

 - термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;

 - характерные черты социального объекта, элементы его описания;

Уметь:

 - сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

 - приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами  

 - осуществлять поиск социальной информации в различных источниках

 -   оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса; 

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

 - анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить её со знаниями, полученными при изучении курса; 

 - применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определённого класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;

 - применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

 - формулировать на основе приобретённых социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

 - оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

-работать с различными источниками информации, в том числе и системой Интернет;

-овладение навыками компьютерных технологий;

-решать тесты, писать эссе, рефераты, выступать с сообщениями, проводить исследования, участвовать в дискуссии.

В результате прохождения курса «Практическое обществознание»  у обучающихся формируются следующие умения:

Рефлексивные:

 - соотносить объекты познания со своим жизненным опытом;

 - определять основания и способы своих и чужих действий;

 - определять способы видения мира другими людьми;

Логические:

 - сопоставлять, классифицировать, осуществлять переход от чувственно-конкретного к абстрактному;

- оперировать с абстракциями различной степени сложности;

 - выдвигать гипотезы;

Текстовые:

 - уметь освещать материал логически, последовательно;

 - при изложении материала раскрывать взаимосвязь фактов, их смысл и значение;

Коммуникативные:

 - определять основания чужой точки зрения;

- вести дискуссию;

 - проявлять толерантность;


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛАМ

ТЕМА

Количество часов

                   ВСЕГО

теория

практика

1

Входной контроль

2

2

                           4

2

Раздел 1. Общество и человек

3

4

                           7

3

Раздел 2. Человек, личность

1

3

                           4  

4

Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества

2

3

                           5

5

Раздел 4. Социальные отношения

2

3

                           5

6

Раздел 5. Политика

1

3

                           4

7

Раздел 6. Право

1

1

                           2

8

Раздел 7. Культура

1

1

                            4

9

Итоговое занятие

-

1

                            1

10

                            итого

13

21

                           34


Содержание программы элективного курса

 

  Тема

  Теория

   Практика

1.

Введение

Введение. Обществознание  как знание и как наука.

 Различные виды источников.  

Способы описания и объяснения обществознания

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном

 образовательном стандарте, по обществознанию.

Входной контроль, цель: выявление общего уровня знаний, умений и навыков по курсу , практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений.  Приёмы работы с различными документами.

 « Понятие источник по обществознанию».

 Памятка для работы с источниками. 

Способы работы с источниками.

Основные структурные и содержательные

 характеристики экзаменационной

 работы по обществознанию в форме ОГЭ (ГВЭ)

2-3

Раздел 1. Общество и человек

Раздел 2. Человек, личность

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы  общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение.  Роли человека в малой группе. Лидер.  Свобода личности и коллектив.  Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

 

Общество и человек (задание на обращение к социальным реалиям) Общество и человек

4.

Раздел 3. Экономическая сфера жизни общества

Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.   Альтернативная стоимость (цена выбора). Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. 

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. 

Предпринимательство и  его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение.  Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).  Экономические цели и функции государства. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Налоги, уплачиваемые гражданами

практикум: Экономика 

(задание на обращение к социальным реалиям), экономика (задание на анализ двух суждений) - выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений 

  

5

Раздел 4. Социальные отношения

Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Социальная структура общества. Социальные группы  и общности.   Социальная роль и социальный статус. Социальная мобильность. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.  

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Социальные отношения

(задание на обращение к социальным реалиям) Социальные отношения

6

Раздел 5. Политика

Политика, её роль в жизни общества; политическая власть; разделение властей; государство, формы правления; суверенитет; национально-государственное устройство,

политические режимы.

 выборы, референдум; партии и движения; многопартийность. Конституция – основной закон государства; основы конституционного строя РФ; федерация, её субъекты; законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ; институт президентства; местное самоуправление

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений Политика

(задание на обращение к социальным реалиям) Политика

7

Раздел 6. Право

Понятие «право»; отрасли права; права человека; Всеобщая декларация прав человека, права ребёнка.

гражданское общество и правовое государство; преступление; уголовная ответственность; административный проступок; правоохранительные органы – 

практикум: выполнять задания разной сложности по данной теме, проводить самооценку знаний и умений 

Работа с нормативными документами – 

задание на обращение к социальным реалиям, задание на анализ двух суждений.

8

Раздел 7. Культура

Понятие «культура»; духовная жизнь общества; искусство, его виды, место в жизни человека.

наука в современном обществе; образование и самообразование; религия, её роль в обществе; Церковь как общественный институт мораль, основные ценности и нормы 

9

Итоговое занятие

Выполнять задания разной сложности, знаний и умений  - тестовый контроль и решение ситуативных задач 

Тематическое планирование

Тема занятия.

Кол. часов

Дата

Примечание

1

Входной контроль

1

2

Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ (ГВЭ)

1

3

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определённые в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

1

4

Основные подходы к выполнению заданий первой части,  содержательная линия «Общество»

1

5

Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы

1

6

Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

1

7

Глобальные проблемы человечества

1

8

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» (тест)

1

9

Решение ситуативных задач по теме «Общество» (вторая часть)

1

10

Практический тренинг по содержательной линии «Общество» (тест)

1

11

Промежуточный контроль

1

12

Деятельность человека, её основные виды 

1

13

Практический тренинг по содержательной линии «Человек» (тест), вторая часть

1

14

Решение заданий по теме «Человек» , вторая часть

1

15

Тестирование по теме «Человек» (тест)

1

16

Экономика, её роль в жизни общества

1

17

Рыночная экономика

1

18

Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» (тест), вторая часть

1

19

Решение заданий второй части по теме «Экономика»

1

20

Тестирование по теме «Экономика»

1

21

Социальная структура. Социальные отношения 

1

22

Семья   Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака

1

23

Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» (тест), вторая часть

1

24

Решение заданий второй части по теме «Социальная сфера»

1

25

Тестирование по теме «Социальная сфера»

1

26

Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления.

1

27

Практический тренинг по содержательной линии «Политика» (тест) Решение ситуативных задач по теме «Политика», вторая часть

1

28

Решение заданий второй части по теме «Политика»

1

29

Тестирование по теме «Политика»

1

30

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права 

1

31

Тестирование по теме «Право»

1

32

Понятие «культура» Духовная жизнь общества»

1

33

Практический тренинг по содержательной линии «Культура» (тест), вторая часть

1

34

Итоговый контроль. 

1

ИТОГО

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2005

2..Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005

3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9  классов М., 2004г.

4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997

5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.

6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000

7. Интернет-ресурсы

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА.

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 2000
  2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 2001
  3. Андреева Г.М. Социальная психология . М.,1994г.
  4. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие, М., 2002
  5. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Этнографические очерки. Л., 2003
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2004
  7. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные психологические труды 2-е изд., переработанное. М., 2004
  8. Здоавомыслов А.Г. Социология конфликтов. М., 2004
  9. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой  Руси. М., 2004
  10. Лихачёв Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. Л., 2004
  11. Русская нация: историческое прошлое и проблема возрождения. М., 2005
  12. Семеникова Л.И. Цивилизация в истории человечества, учебное пособие. Брянск, Курсив, 2004
  13. Соколов Э.В. Культурология. Очерки теорий культуры: пособие для старшеклассников.    М., 2003
  14. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике «Избранные вопросы математики» для 8 класса

  Программа элективного курса предназначена для коррекции знаний учащихся 8 класса, и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).    Данный курс направлен на коррекцию знаний у...

Элективный курс 10 класс "Актуальные вопросы обществознания"

Данная рабочая программа разработана для учащихся 10 класса с целью расширения знаний по обществознанию....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Элективный курс по алгебре " Избранные вопросы математики" 10-11 класс

1. Пояснительная записка.2. Содержание обучения.3.Требования к подготовке учащихся.  4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы....

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 11 класс

       Предлагаемый курс позволит учащимся использовать и систематизировать знания, полученные при изучении различных тем школьного курса  алгебры и геометрии, расширит...