Дебаты как средство развития у школьников навыка публичных выступлений во внеурочное время
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Манукян Армине Гайковна

Как подготовить модель и представить ее, используя конструктивную речь через утверждение или отрицание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_manukyan_a.g.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Дебаты как средство развития  у школьников  навыка публичных выступлений во внеурочное время».

Ключевые понятия

Коммуникативная компетенция – способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении.

Публичное выступление - это живое действие говорящего человека, которое осуществляется в контакте с  тем или иным сообществом, с группой людей.

Аргументирующая (убеждающая) речь. Основной целью данного вида речи является непосредственно убеждение аудитории в истинности точки зрения оратора, а также прямая агитация, имеющая своей целью побудить слушателей к действию.

Диалогическая речь - это процесс разговорного взаимодействия двух или более участников общения. Поэтому в пределах разговорного акта каждый из участников по очереди выступает как слушатель и как вещатель.

 Аргументация — это приведение логических доводов с целью доказать истинность какого-либо положения.

Дебаты (с греч. Διαβαθω — читаю) — чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам.

Дебаты  - форма  обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий развивать  навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование. (Доктор пед. наук Е.О. Галицких)

Дебаты - интеллектуальная игра для старшеклассников, представляющая собой основную форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам.

Развитие навыков публичных выступлений занимает более важное место в содержании образования.  В современном мире, в котором живут и развиваются ученики, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху для большинства нынешних старшеклассников.    В требованиях к уровню подготовки выпускников ( в соответствии с ФГОС) предусматривается владение школьниками основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута)

Условиями  развития диалогической речи  школьников являются организация речевой среды, применение формального, проблемного  метода ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону.

Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте. В дебатах принимают участие все (часть учащихся выступает в роли спикеров ; остальные - в роли зрителей, которые подбирают аргументы «за» и «против», формулируют вопросы).

Принципы дебатов:

1. Проявление уважения к другим участникам

2. Честность в аргументах, в использовании свидетельств, и в ответах в раунде перекрестных вопросов

3. Проигравших нет

Дебаты развивают:

  • логическое и критическое мышление;
  • навык организации своих мыслей;
  • навык  публичного выступления
  • навык устной речи;
  • уверенность в себе;
  • способность работать в команде;
  • способность концентрироваться на сути проблемы.

С сентября 2018 команда учащихся 443 школы участвовала в  городском Турнире дебатов — самом крупном мероприятии Школьных проектов. Организаторы турнира: ЦППМСП Фрунзенского района Санкт-Петербурга и Школьные проекты при поддержке Института права имени Принца П.Г.Ольденбургского, департамента прикладной политологии НИУ Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге, Фонда Кудрина, Председателя комиссии по образованию, культуре и науке Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Максима Резника.

В течение 5  игровых дней команды  школ  Санкт-Петербурга спорили  на темы, связанные с правами человека,  играли  в творческие и интеллектуальные конкурсы.

Дебаты   включали в себя 5 конкурсов: «Домашнее задание», «Модель», «Свободная дискуссия», «Критика модели» (раунд перекрестных вопросов предоставляет каждому участнику возможность отвечать на вопросы оппонента.  Цель перекрестных вопросов  - внести ясность в аргументы оппонентов), «Вопросы от жюри».

Представляю Вашему вниманию фрагменты (фото и видео -материалы) выступления участников нашей команды по  каждому конкурсу.

  1. «Глобальные проблемы современного мира и возможные пути их решения». Обсуждали  вопросы о  необходимости введения   России штрафов  для граждан, товариществ собственников жилья и управляющих многоквартирными домами организаций за нераздельный сбор органических отходов, пластиковых отходов, бумаги и стекла, о введении     смертной казни в России за совершение террористического акта (определение термина дано в статье 205 уголовного кодекса России) в качестве одного из видов наказания; создали  оригинальный мем  по теме «Think globally - act locally».  
  2. «Права  человека и гражданина». В двух дебатных играх  наши участники  аргументировано защищали   вопросы  о  необходимости сохранения в  России обязательной службы в армии;  о значимости для граждан нашей  страны  права на   абсолютную (без ограничений) свободу слова, международных документов для защиты прав человека. Обязательная служба в армии должна быть отменена В России (нет). В завершающем творческом конкурсе ребята    создали  оригинальные плакаты, в которых представили  грань между ограничением и нарушением права на свободу и личную неприкосновенность (статья 5 Европейской конвенции по правам человека)
  3. В России необходимо ввести налог на бездетность (нет)
    На 2019 год в России необходимо установить единый федеральный показатель МРОТ для разных регионов в размере 17 000 руб.  (нет)
  4. Наша команда выступает  против отмены продовольственного эмбарго;  против того, чтобы Россия  добивалась  вступления в  Европейский союз.
  5. В двух дебатных играх  наши участники  аргументировано защищали   вопросы  о необходимости отмены в  России пенсионной  реформы 2018 года,  о необходимости введения родителями ограничения   доступа к информации в сети интернет детям. В утренней дебатной игре наша команда одержала победу над судьями, представив убедительные аргументы в защиту своей позиции. В завершающем творческом конкурсе ребята    сформулировали 5 оригинальных вопросов с целью проведения социологического опроса, провели анкетирование   среди респондентов-участников Турнира дебатов по правам человека, составили  аналитический отчет .

Данное мероприятие  направлено на   воспитание эрудированных, высококультурных, толерантных и мобильных, целеустремленных, уверенных граждан, критически осмысляющих перемены, происходящие в  современном обществе.

Приложение

Как подготовить модель и представить ее, используя конструктивную речь через утверждение или отрицание? (фронтальная работа)

Модель — это то, с чем вы приходите на дебаты. Она может быть словесной или наглядной, в виде презентации или раздаточных материалов. Презентация, конечно, предпочтительнее, но при ее подготовке необходимо помнить о временном ограничении, за рамки которого категорически не рекомендую выходить.

Что должна включать в себя «модель»? Здесь многое зависит от того, за какую позицию вы играете.

Модель «За изменение» —  в этом случае нужно описать проблему, которую решит это изменение, и рассказать о его практической реализации, основываясь на тех главных аргументах, которые вы для себя определили. Если с реализацией могут возникнуть проблемы, то вам обязательно об этом скажут в следующих раундах, поэтому изменения не должны требовать много ресурсов, быть слишком сложными или захватывать много социальных групп. Если в ваших изменениях идёт речь о России и применении зарубежного опыта, то не забудьте учесть такие отличия,  как размер территории, количество населения, транспортную доступность, большую протяжённость границ, структуру экономики, и так далее.

Модель «Против конкретных изменений» — в этом случае вы можете выбрать один из двух путей:

  1. отрицать существование проблемы;
  2. предложить альтернативное изменение. В этом случае вы можете как ужесточить существующую действительность, так и внести небольшие послабления, но не такие, как у ваших оппонентов.

Тема игры  «Необходимо отменить призыв в армию» 

Моделью команды, выступающей за изменение, будет: «Мы выступаем за отмену призыва в армию, поскольку наличие призыва не только делает армию неэффективной в условиях современной войны, но и заставляет молодых людей по окончании школы поступать на любую специальность в ВУЗе только для того, чтобы получить отсрочку.

 Взамен призыва мы предлагаем….

Это позволит улучшить/изменить….

На реализацию этого потребуется…»

  1. Задание для обучающихся. Подготовьте модель по заданной теме.  (работа в группах)

Для команды играющей против изменений:

«Мы считаем, что призыв в армию должен сохраниться, поскольку он способствует формированию широкого резерва вооруженных сил на случай возможной войны, а также является неотъемлемым этапом в формировании личности, т.е. армия помимо оборонительной функции осуществляет и воспитательную. Да, служба в армии занимает год жизни, но при этом она позволяет получить льготы при поступлении в ВУЗы, а также пойти служить в правоохранительные органы или МЧС без дополнительных временных затрат на подготовку».

  1. Задание.  Используя Интернет источники, подберите  наиболее сильные аргументы для  раунда «модель» и  менее сильные  для  других раундах. Подготовьте речь спикера.

Образец для выполнения задания  «Модель».

В этом раунде у вашей команды (именно команды, т.к. количество участников в этом раунде неограниченно) есть три минуты на то, чтобы представить свою позицию. Ее вы подготовили заранее, и самое главное —уложиться во временной лимит, а также высказать не всё, что вы приготовили, а только основное. Если главных аргументов будет больше, чем два, то во-первых, судьи вряд ли это оценят, а во-вторых, вы не сможете подкрепить свою позицию дополнительными аргументами в последующих раундах.

Раунд не заканчивается на представлении своей позиции, ваши оппоненты тоже будут высказываться, обязательно записывайте их аргументы, они вам пригодятся в дальнейшем. Старайтесь вести как можно больше записей во время дебатов, помните, что на слух информация запоминается гораздо хуже, и без записей вы обязательно упустите что-то важное.

Выиграть в этом раунде можно лишь в том случае, если ваши оппоненты ничего не приготовили или приготовили слишком слабые аргументы, никак их не раскрыв, поэтому не удивляйтесь, если вы сделали презентацию, но судьи всё равно дали каждой команде по 0,5 балла.

Образец для выполнения задания  «Свободная дискуссия»

В этом раунде время никак не ограничено, но стоит помнить, что дискуссия может зайти в тупик и судьи вас остановят. Здесь нужна не только хорошая подготовка позиции, но и умение задавать вопросы, а также слышать оппонентов. Вам нужно не только грамотно формулировать вопросы и отвечать на них, но подкреплять свою позицию дополнительными аргументами, мнениями лидеров общественного мнения, а также статистикой из проверенных источников (данные должны быть подходящими и достоверными).

Несмотря на то, что в этом раунде участвуют только два участника от команды (говорить должны оба участника, а не кто-то один), остальная команда также может оказывать помощь: записывать доводы оппонентов, искать информацию в интернете, формулировать вопросы и передавать записки тем, кто участвует в дискуссии. Не забывайте отбивать аргументы оппонентов!

Для этого раунда прекрасно подходят вопросы с противопоставлениями: «Вы предлагаете сделать…., но…. ?», «Вы считаете, что…., но это уже есть/используется…., как вы можете это прокомментировать?». Можно использовать открытые вопросы: «Почему вы считаете….?», «Как можно осуществить изменения, если….?». Используйте утверждения: «Помимо того, что было сказано ранее, мы предлагаем ещё….».

Образец для выполнения задания  «Критика модели»

В этом раунде, как и в предыдущем, участвуют только два участника от команды (опять же необходимо помнить о взаимодействии, а не сваливании всех бед на одного), но в отличие от «свободной дискуссии» у вас есть время на подготовку и вы можете воспользоваться помощью других участников своей команды.

Нужно придумать два максимально острых вопроса, которые будут касаться либо приведённых оппонентами аргументов, либо статистики, либо их позиции по высказанными вами аргументам. Не придумывайте вопросы для галочки, или не касайтесь того, за что судьи уже и так снизили баллы оппонентам. Чем острее будут ваши вопросы, тем сложнее будет на них отвечать.

Острый вопрос разваливает позицию другой команды, а не проясняет ее.

На придумывании раунд не заканчивается. Вопросы нужно ещё и задать (а не прочитать по бумажке), а еще ответить на вопросы оппонентов. Чем логичней вы будете отвечать, тем выше вероятность, что судьи это оценят. Не забывайте о том, что ответы не должны корректировать или изменять позицию вашей команды, которую вы заявили в «модели» и подтвердили в «свободной дискуссии».

Можно и не получить баллов вовсе, если ваши вопросы окажутся недостаточно острыми, а ответы — слабыми.

Образец для выполнения задания  «Распределение команды по раундам»

Если в раунде «модель» участвует вся команда, то с каждым следующим раундом количество возможных участников уменьшается. Обычно в каждой команде есть лидер или капитан, иногда таких лидеров может быть несколько (если это про вас, то вам сильно повезло). Кратко о том, какие навыки нужны для каждого раунда:

—          «Свободная дискуссия» — хладнокровие (чтоб не скатиться в «режим Жириновского»), умение слышать оппонентов и понимать, что они имеют в виду, умение формулировать свои мысли и умение задавать вопросы;

—          «Критика модели» — умение слышать оппонентов и понимать, что они имеют в виду, умение быстро формулировать свои мысли и при этом делать это максимально точно;

—          «Вопросы от судей» — умение формулировать свои мысли и быстро принимать решение, а также максимально широкая эрудиция и знания по теме дебатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование мастерства публичных выступлений с использованием технологии "Дебаты" на уроках английского языка

В статье даются практические рекомендации по организации дебатов на уроках английского языка в старших классах, алгоритм действий учителя и учащихся, примеры языковых конструкций  для применения ...

Педагогический проект "Психолого - педагогические условия коррекции концертной тревожности учащихся ДШИ во время публичного выступления".

Внедрение данного проекта в учебный процесс позволяет дифференцированно и индивидуально подходить к концертному выступлению  каждого ребенка, совершенствовать и оптимизировать его исполнительскую...

Критерии оценки публичного выступления при проведении дебатов

Презентация рассматривает вопрос критериев оценивания устного монологического выступоления учащихся старших классов специализированной школы при проведении мероприятия "Дебаты"...

Формирование культуры диалога на уроках русского языка и литературы (организация публичных выступлений учащихся, участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах)

Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Разработанные единые государственные образовательн...

Сертификат дополнительного образования в Системе Дистанционного обучения. Тема курса "Как двигаться во время публичного выступления"

Сертификат дополнительного образования в Системе Дистанционного обучения. Тема курса "Как двигаться во время публичного выступления"...

Конспект занятия "Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления"

Цель: 1. Познакомить с этапами подготовки публичного выступления.2. Развивать навыки  публичного выступления.3. Воспитывать положительные коммуникативные отношения внутри коллектива.4. Поддержива...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 6-8 классов по социальному направлению «Секреты публичного выступления»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 6-8 классов «Секреты публичного выступления»....