Методическая разработка урока по теме - Общение - 8 класс
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Карнаухова Марина Владимировна

1. Выяснить, что такое общение и рассмотреть различные формы общения, его богатство и многообразие.

2. Содействовать развитию коммуникативных навыков учащихся.

3. Содействовать воспитанию гуманного, позитивного отношения друг к другу в процессе общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПО ТЕМЕ: «ОБЩЕНИЕ»

(8 класс)

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 8

Карнаухова Марина Владимировна

г. Радужный

2016

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ПО ТЕМЕ:  «ОБЩЕНИЕ»

(8 КЛАСС)

                                                                                                                         

Цели урока:

1. Выяснить, что такое общение и рассмотреть различные формы общения, его богатство и многообразие.

2. Содействовать развитию коммуникативных навыков учащихся.

3. Содействовать воспитанию гуманного, позитивного отношения друг к другу в процессе общения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока: Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса.-   М.:2005; карточки с заданиями, карточки с определениями и понятиями, рисунок корабля, «Карта островов» для рефлексии, цветные листы бумаги в форме паруса.

Ход урока:

Организационный момент

Знакомство с классом (представиться, затем предложить ребятам охарактеризовать себя    каким-либо прилагательным, начинающимся с той же буквы, что и имя , и обозначающим положительное качество характера (аккуратный, активный, бережливый, благородный, бескорыстный, верный, вежливый, выдержанный, гордый, грациозный, деликатный, деловой, добросовестный, желанный, жизнерадостный, живой, заботливый, исполнительный, инициативный, корректный, красивый, любимый, ласковый, мужественный, мирный, миловидный, независимый, нежный, настойчивый, неожиданный, ответственный, общительный, предприимчивый, простой, решительный, расчетливый, самостоятельный, скромный, тактичный, трудолюбивый, терпеливый, храбрый, чуткий, юный).

Мотивационная  беседа с учащимися.

Сейчас мы с вами не только познакомились, но и обменялись информацией о важнейших положительных качествах человека, которые проявляются и формируются только в процессе общения. А любое общение вызывает соответствующие эмоции и чувства. Лично у меня сейчас чувство переживания, волнения, тревоги. А какие чувства возникают у вас   сейчас, в начале нашего занятия? Попробуйте определить их, и прикрепить флажок с вашим именем к тому острову, название которого соответствует вашему чувству на данный момент (учащиеся встают и приклеивают бумажный флажок на «Карту островов»).

  • Спасибо. А теперь вспомните в процессе чего у нас возникли эти чувства? В процессе общения. А какую роль играет общение в нашей жизни? (На доску прикрепляется карточка с вопросом «Какова роль общения?»).

Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Вот как понимает общение известный писатель Антуан де Сент-Экзюпери (ссылка на эпиграф «Единственная известная  мне роскошь – это роскошь  человеческого общения»). Почему он общение определяет как роскошь? (Рассуждение о необходимости и важности общения в жизни человека, в межличностных отношениях). Вспомните роман Д.Дефо «Робинзон Крузо». Почему он так привязался к Пятнице? Почему одно из самых тяжких наказаний и по сей день является одиночное заключение? Сейчас существует мнение, что в будущем не будет школы как здания, помещения. Не надо будет ходить в школу, а знания можно будет получать посредством компьютера. (Представьте себе – вы сидите дома за компьютером, на экране возникают задания, упражнения, тексты, объяснения. Вас просят выполнить некие задания и переслать ответы по Интернету. Обратно по электронной почте вам приходит оценка. И снова задания, тесты, упражнения и т.д. И так изо дня в день: только компьютер и вы, вы и компьютер…). Вы согласны учиться в такой школе? А почему?

Основной этап урока

Эвристическая беседа.

Таким образом, мы пришли выводу, что общение очень важно в нашей жизни. А что такое общение? (На доску прикрепляется карточка с вопросом «Что такое общение?») Попробуйте сами определить. Смотрите, какое многообразие мнений. Чтобы точно сформулировать определение, обратимся к учебнику – с.47, второй абзац. (Зачитывают вслух и записывают в тетрадь определение).

ОБЩЕНИЕ - это обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности  информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами.

  • Вот мы сейчас с вами общаемся с помощью чего? С помощью речи, то есть звуков, слов. То есть это речевое общение, но есть ещё и неречевое общение. Таким образом, мы можем составить следующую схему:

  • А с помощью чего происходит неречевое общение? Какие используются средства общения? (С помощью мимики и жестов; эти элементы дописываются в схему).
  • Приведите самостоятельно примеры неречевого общения (учащиеся приводят примеры неречевого общения: пантомима в театре, искусство немого кино – Ч.Чаплин, возможно общение глухонемых и т.д.).
  • Обратите внимание, сколько вы привели примеров только неречевого общения. Не забывайте, что речевое общение не менее многообразно. И каждый раз оно приобретает разные формы? (На доску прикрепляется карточка с вопросом «Каковы формы общения?»)

Практикум

Перед вами карточки с различными отрывками. (Приложение1). Постарайтесь определить где может происходить  такое общение? Между кем? (Учащиеся работают с текстами на карточках – читают вслух и отвечают на поставленные вопросы. Деловое общение – на работе, на службе, между сотрудниками). То есть, можно сделать вывод, что это деловая (или иначе служебная)  форма общения. (На доску прикрепляются карточки «Формы общения» и «Деловое, служебное»). Пожалуйста, ответьте на вопрос: Когда необходимо ограничиться только рамками делового общения? Обратите внимание, что деловое общение играет большую роль в жизни современного человека. Чтобы ответить на этот вопрос давайте разберем какие правила и нормы используются в деловом общении. (Учащиеся анализируют текст).

Моделирование ситуаций.

У вас на партах карточки с различными ситуациями. (Приложение2).  Попробуйте выступить в той или иной роли и смоделировать (проиграть) предложенные ситуации. (Ролевая игра в парах на основе ситуаций предложенных в карточках – 3 ситуации распределяются соответственно по рядам. Далее предлагается 3 парам продемонстрировать эти ситуации). Чем объединены все эти ситуации? Что в них происходит? Воздействие, убеждение. Определите, какие аргументы, приемы были использованы в каждой ситуации. Значит, это убеждающая форма общения. (На доску прикрепляется карточка «Убеждающее»).

  • Но я хочу обратить ваше внимание, что убеждение может быть как положительным, так и отрицательным! Поэтому нужно быть особенно осторожным, когда вы чувствуете, что вас хотят в чем-то убедить!

Беседа с учащимися по заполнению кластерной схемы.

Существует также ритуальное общение. (На доску прикрепляется карточка «Ритуальное» и проговаривается определение этой формы общения: это процесс соблюдения или выполнения предписанного поведения). На основе этого определения постарайтесь привести примеры такой формы общения. Чтобы вам помочь, давайте вспомним начало нашего (и не только нашего, а любого) урока. Учитель заходит в класс – ученики встают, приветствуя его. (Учащиеся приводят примеры ритуального общения – военные отдают честь, приветствие, рукопожатие, аплодисменты и т.д.)

  • Вот у нас получилась ещё одна схема: (На доску прикрепляются карточки «Повседневное (бытовое)», «Межкультурное (межэтническое)», «Развлекательное (досуговое)»).

  •  Как вы видите, формы общения столь многообразны, что нашего урока не хватит, чтобы подробно рассмотреть все. Просто отметим, что и сейчас вы сталкиваетесь и с повседневным (бытовым) общением, и с развлекательным, и, конечно, это особенно заметно в нашем регионе, с межкультурным (межэтническим) общением.

  • А если кто-то не соблюдает нормы ритуального общения, к чему это может привести? К различным трудностям в общении, непонимании или неодобрении. Значит, общение может происходит по-разному. Ведь иногда трудности в общении могут привести к конфликту, но об этом вы будете говорить со своим учителем на следующем уроке. А чтобы общение приносило радость многие ученые психологи выделяют определенные правила. Их ещё называют «золотые правила общения». Об этом задумывались и в древности. Прочитайте, каковы были древние заповеди общения. (Учащиеся зачитывают из текста учебника – стр.48 – древние заповеди общения).

Рефлексия по итогам урока.

Чтобы наше общение закончилось на радостной ноте, я предлагаю выразить ваше отношение к общению. Что для вас значит общение? Какую роль в вашей жизни играет общение? Запишите, на маленьких парусах и из них мы составим большой парус, чтобы наш кораблик смог пуститься в плавание. Чтобы определиться, вспомните, о чем мы с вами говорили на уроке – ссылка на цели урока. (Учащиеся записывают свое понимание общения и прикрепляют паруса к кораблю, который прикреплен к доске). Прокомментируйте, пожалуйста, почему именно так вы определили свое понимание общения? ( Предлагается некоторым  учащимся прокомментировать).

  • А теперь вернемся к нашей «Карте островов». Вспомните каждый, на каком острове был прикреплен ваш флажок, и подумайте, не возникло ли у кого желание поместить ваш флажок на другой остров. Если у кого-то возникло такое желание, вы можете сделать это. (По желанию учащиеся меняют местоположение своего флажка на «Карте островов»). Попробуйте объяснить, почему у вас изменилось настроение к концу нашего занятия, что на это повлияло? (Учащиеся формулируют на основе поставленных вопросов свое отношение к уроку).

Домашнее задание.

Я надеюсь, что наше с вами общение было не только приятным (лично мне оно принесло огромное удовольствие), но и плодотворным. Чтобы закрепить плоды нашего труда, я попрошу вас дома прочитать текст учебника на стр. 47-48, а в тетради письменно привести примеры либо повседневного, либо развлекательного общения.

  • Спасибо вам большое за понимание и сотрудничество.

Приложение 1

1. Отрывок из делового письма

Уважаемый Иван Иванович!

    В соответствии с решением муниципалитета района на базе школы № 2 создается клуб «Юный турист».

    Учредительная конференция клуба состоится 22 декабря 2006 г. На конференции будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Учреждение клуба.
  2. Расположение клуба.
  3. Мероприятия на 2007 г.

    Прошу Вас принять участие в учредительной конференции.

2. Выдержки из телефонного разговора

«Доброе утро. Это коммерческий банк «Русь». У телефона Никитин Алексей Петрович. Чем я могу помочь вам?»

  • «Извините, это не в моей компетенции. Вам нужно позвонить в отдел кредитов».

3.Эпизоды официального собрания коллектива

«Слово предоставляется работнице первого цеха Смирновой Валентине Ивановне».

«Сейчас мы заслушаем выступление главного инженера Иванова Петра Сидоровича».

  • Определите, где может происходить такое общение?
  • Кто является участником такого общения?


Приложение 2

Попробуйте смоделировать (проиграть) следующую ситуацию

1. Сегодня выходной день, вам позвонили друзья и пригласили погулять. Вы быстро одеваетесь, так как очень спешите, и не обращаете внимания, что за окном -25 0С. Мама (или папа) убеждают вас одеться потеплее, потому что понимают – на улице холодно.

  • Важно, чтобы оба участника проявляли активность при моделировании ситуации.

Попробуйте смоделировать (проиграть) следующую ситуацию

2. В вашей школе проходят выборы в школьный парламент. Вы выставили свою кандидатуру для участия в выборах. Начался этап агитации всех избирателей (то есть всех учеников школы). Ваша задача заключается в том, чтобы убедить избирателей отдать свои голоса в вашу пользу.

  • Важно, чтобы оба участника проявляли активность при моделировании ситуации.

 Попробуйте смоделировать (проиграть) следующую ситуацию

 3. Вы пришли в салон сотовой связи, чтобы купить новый мобильный телефон. Продавец заметив, что вы не можете сделать выбор, убеждает вас в преимуществах определенной модели мобильного телефона.

  • Важно, чтобы оба участника проявляли активность при моделировании ситуации.

   

        

Карнаухова М.В., МБОУ СОШ № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с акцентом на здоровьесберегающую тему.

Предлагаемый материал был представлен на семинаре по здоровьесберегающим технологиям. Это план урока математики в 6 классе по теме "Отношения и пропорции" с авторкой презентацией....

Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс

Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...

Методическая разработка урока математики в 5 классе по теме "Обобщающее повторение по теме "Действия с рациональными и дробными числами"

Методическая разработка урока составлена в виде проекта, в основе которого лежит технологическая карта деятельности учителя и учащихся. Содержание и последовательность этапов урока соответствуеттребов...

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире"  (9 класс)...

Разработка урока по теме "Общение как взаимодействие" 10 класс

Урок по обществознанию для профильного 10 класса (социально-экономический профиль) разработан на основе программы Боголюбова Л.Н. "Обществознание" для 10-11 класса в рамках блока "Лично...

Методическая разработка урока "Развитие навыков общения детей подросткового возраста".

Технологическая карта занятия, направленного на развитие умения эффективно общаться, конструктивно решать конфликтные ситуации....