Обществознание 6 класс. Рабочая программа
рабочая программа по обществознанию (6 класс)
Рабочая программа по курсу "Обществознание. 6 класс" к учебнику под редакцией Г.А. Бордовского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 69 Калининского района Санкт-Петербурга
|
Рабочая программа учебного курса
«Обществознание»
для 6 класса
основного общего образования
Учитель:
Фёдорова С.А.
2020-2021
учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»);
- образовательной программы основного общего образования ГБОУ СОШ №69 Калининского района Санкт-Петербурга;
- положения о рабочих программах учебных предметов ГБОУ СОШ №69 Калининского района Санкт-Петербурга;
- примерной основной образовательной программы основного общего образованияпо обществознанию;
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане на изучение предмета «Обществознание» на уровне основного
общего образования в VI классе предусмотрен 1 час в неделю (34 часа в год).
Данная рабочая программа рассчитана на 34 ч. в 6 «Б», 6 «В» кл.
Срок реализации рабочей программы - один учебный год.
Реализация программы по предмету или ее части может осуществляться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Законом формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся с использованием разрешенных и рекомендованных Интернет-ресурсов (Портал дистанционного обучения ЦОКОиИТ СПб, Российская электронная школа, Учи.ру, Лекториум, Интернет урок, Якласс, площадка образовательного центра «Сириус», Московская электронная школа и другие ресурсы, утвержденные в рамках школьных методических объединений).
Описание учебно-методического комплекта
учебник:
Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ.ред. Г.А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2013.
пособия для учителя:
- Обществознание: программа: 5 - 9 классы общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Соболева О.Б., Медведева О.В. – М.: Вентана-Граф, 2012.
- учебник: Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.В. Барабанов, И.П. Насонова; под общ.ред. Г.А. Бордовского. - М.: Вентана-Граф, 2013.
Общая характеристика курса
Учебный предмет «Обществознание» ставит цель:
дать школьнику социальные и нравственные нормы жизни, ориентировать на определённую иерархию ценностей, способствовать формированию жизненного опыта и развитию определённых способов деятельности.
Задачи реализации учебного предмета «Обществознание» в основной школе:
- воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в подростковом возрасте: повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры;
- углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
- повышение мотивации к высокопроизводительной наукоёмкой трудовой деятельности;
- формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников;
- овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
- освоение учащимися способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимыми для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
- формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленных законом;
- предпрофильное самоопределение школьников.
- главная задача курса обществознания в 6 классе познакомить учащихся с проблемами происхождения человека, его физического, психического и духовного развития; познакомить с различными проявлениями человеческой индивидуальности – характером, темпераментом, способностями.
Контроль успеваемости и аттестация обучающихся
Для проведения текущей и промежуточной аттестации учащихся используются виды контроля: поурочный и тематический.
Поурочный контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала в процессе изучения темы и носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер. Периодичность оценивания результатов учебной деятельности каждого учащегося при поурочном контроле определяется педагогом в зависимости от специфики изучаемого учебного материала, методов, форм и технологий обучения, индивидуальных особенностей учащихся.
Тематический контроль проводится с целью проверки и оценки усвоения учащимися учебного материала определённой темы (тем). При осуществлении тематического контроля оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам (как при поурочном контроле), а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы.
Основные виды контроля осуществляются в устной, письменной, практической формах и в их сочетании.
Для осуществления контроля используются различные методы и средства:
- индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах;
- собеседования;
- дидактические тесты;
- сочинения, эссе;
- самостоятельные работы, лабораторные (работа с документами, и т.п.) и практические работы (с учебником, иллюстрацией, и др., составление плана, таблицы), учебно-исследовательские проекты и др.
На уроках обучающимися используются самоконтроль и взаимоконтроль.
Контроль знаний позволяет: определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету, установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.
Система оценки достижений учащихся.
- Оценка «5»: дается четкий, развернутый ответ на поставленный вопрос, все ключевые понятия темы, даются определения и описания, нет фактических неточностей, речь правильная, включаются факты, поддерживающие детали.
- Оценка «4»: большинство ключевых понятий и фактов хорошо определяются, описываются, есть небольшие фактические неточности, речь правильная.
- Оценка «3»: определяется и описывается около половины ключевых понятий, проблем и фактов. Около половины объема информации правильной, остальная неверная, неточная или отсутствует.
- Оценка «2»: определяется незначительное количество (либо отсутствует полностью) ключевых понятий, проблем, фактов, в основном информация неверная или не относится к поставленному вопросу.
Нормы оценки тестовых заданий:
«5»: 89 - 100%;
«4»: 69 - 88%;
«3»: 50 -68% выполненных заданий.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в следующих формах: тематические диспуты;проекты;олимпиады, конкурсы, соревнования;досугово-развлекательные акции ( инсценировки).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ, Положением о промежуточной аттестации, утвержденным в ГБОУ СОШ № 69 Калининского района Санкт-Петербурга в форме: выставление оценки за четверть и за год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Ученик научится (базовый уровень) | Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) |
Человек. Деятельность человека | |
|
|
Общество | |
|
|
Социальные нормы | |
|
|
Сфера духовной культуры | |
|
|
Социальная сфера | |
|
|
Политическая сфера жизни общества | |
|
|
Гражданин и государство | |
|
|
Основы российского законодательства | |
|
|
Экономика | |
|
|
Метапредметные результаты
Личностные УУД
Ученик научится (базовый уровень) | Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) |
В рамках когнитивного компонентабудут сформированы: • историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; • образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников; • знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений; • знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; • освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; • ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали; • основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; • экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы: • гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; • уважение к истории, культурным и историческим памятникам; • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; • уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; • уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им; • уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; • потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; • позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы: • готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях); • готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика; • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты; • готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; • потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; • умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; • устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; • готовность к выбору профильного образования. | Выпускник получит возможность для формирования: • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия |
Регулятивные УУД
Ученик научится (базовый уровень) | Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) |
• целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • устанавливать целевые приоритеты; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • построению жизненных планов во временно2й перспективе; • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; • основам саморегуляции эмоциональных состояний; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. |
Коммуникативные УУД
Ученик научится (базовый уровень) | Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) |
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • основам коммуникативной рефлексии; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. | • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. |
Познавательные УУД
Ученик научится (базовый уровень) | Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень) |
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • давать определение понятиям; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; • обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. | • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. |
Тематическое планирование
Обществознание. 6 класс (68 ч)
Распределение материала курса по разделам и темам
№ | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Введение. Мир человека | 1 |
2 | Глава 1. Человек — часть природы | 5 |
3 | Глава 2. Познавая мир и самого себя | 9 |
4 | Глава 3. Деятельность человека | 9 |
5 | Глава 4. Жизненный путь человека | 4 |
6 | Глава 5. Человек в мире культуры | 4 |
7 | Заключение. Жизненные ценности человека | 2 |
Итого | 34 |
Основное содержание учебного курса
Обществознание 6 класс.
Мир человека
Введение (1 час)
Что мы узнаем о человеке. Почему эти знания важны. С какими трудностями мы столкнёмся. В чем будет заключаться наша работа по освоению учебного материала курса. Итоговое повторение.
Человек – часть природы (4часа)
Связь первобытного человека и природы. Происхождение человека в мифах и религиях народов мира. Библия о сотворении человека.
Эволюционная теория происхождения человека. Пути эволюции. Расовый состав человечества.
Природная сущность человека. Сходство и различия человека и животных. Развитие отношений человека и природы в современном мире. Итоговое повторение.
Познавая мир и самого себя (8 часов)
Психика. Мозг. Сознание человека. Ощущение и восприятие. Сознательное и бессознательное. Процесс мышления. Способы познания мира. Речь и мышление. Память. Виды памяти. Развитие памяти. Внимание. Эмоции человека и животных. Чувства. Эмоциональный мир человека. Контроль над эмоциями. Темперамент. Характер, черты характера. Воспитание характера. Индивидуальность. Способности человека. Развитие способностей. Гениальность. Итоговое повторение.
Деятельность человека (8 часов)
Произвольное и непроизвольное поведение. Недопустимость агрессивного поведения. Поведение и поступок. Мотивы поступков. Результаты поступков. Подвиг.
Потребности. Виды потребностей. Потребности человека и животных. Потребности и интересы.
Деятельность. Виды деятельности: игра, труд, учение. Творчество.
Общение. Виды общения. Средства общения. Правила общения. Этикет. Отношения между людьми. Социализация. Симпатия и антипатия. Любовь и дружба.
Мораль в жизни человека. Добро и зло. Совесть и долг. «Золотое правило» морали. Идеал. Ненасилие, милосердие, благотворительность. Итоговое повторение.
Жизненный путь человека (4 часа)
Возрастная периодизация человеческой жизни. Детский, подростковый и юношеский возраст. Здоровый образ жизни. Опасность алкоголизма и наркомании.
Зрелость: активный труд, самореализация, мужские и женские социальные роли, интересная жизнь.
Старость: интеллект, жизненный опыт, значение семьи, долголетие. Итоговое повторение.
Человек в мире культуры (4 часа)
Великое множество культур. Материальная и духовная культура. Духовные ценности. Традиции и обряды. Национальные традиции народов России. Толерантность. Вера и доверие. Религиозная вера. Свобода совести. Веротерпимость.
Искусство. Виды искусства. Наука. Методы научного познания мира. Виды наук. Художественное и научное познание. От индивида к личности. Личность и духовное развитие. Мировоззрение. Самоопределение и самооценка. Свобода и ответственность. Пути и формы социализации. Итоговое повторение.
Заключение (1 час)
Жизненные ценности человека.
Резерв (4 часа)
Ресурсное обеспечение образовательного процесса
Цифровые образовательные ресурсы:
«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/
«Решу ОГЭ» https://soc-oge.sdamgia.ru/
«Решу ВПР» https://soc6-vpr.sdamgia.ru/
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.
http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ecsocman.edu.ru — Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.hpo.opg — Права человека в России.
http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста. http://www.mshr-ngo.ru — Московская школа прав человека.
http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.
http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.
http://www, countries. ru /library, htm — Библиотека по культурологии. http://www.russianculture.ru/ — Культура России.
http://www.ecolife.ru/index.shtml — Экология и жизнь. Международный экологический портал.
http://www.ecosysterna.ru/ — Экологический центр «Экосистема».
http://www.priroda.ru/ — Национальный портал «Природа России».
http://www.fw.ru — Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //www.glossary.ru/ — Глоссарий по социальным наукам
http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.
Календарно – тематическое планирование. Обществознание. 6 «б», 6 «в» кл.
№ урока | Тема урока | Тип/ форма урока | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | Дата проведения | ||
Предметные | УУД | план | факт | ||||
1 | Введение. Мир человека | Комбинированный урок | Представление о человеке и человеческом отношении ко всему окружающему | Осознавать какое значение и смысл имеет учение, извлекать информацию из текста, составлять целое из частей, работая в группах; составлять план своих действий | опрос устный | ||
Человек- часть природы – 5 ч. | |||||||
2. | Происхождение человека. Мифы, религия, версии, гипотезы. | Комбинированный урок | Давать определения понятиям: тотем, миф, Библия. знать – что такое тотем; пересказывать библейскую версию происхождения человека и подтверждать примерами то, что человек осознавал себя частью природы. | Воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя Уметь высказывать свою точку зрения. | опрос устный | ||
3. | На пути эволюции | Комбинированный урок | Давать определения понятиям: эволюция, Человек разумный. | Воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя Уметь работать в паре и высказывать свое мнение | опрос устный | ||
4. | Люди: похожие и непохожие | Урок изучения нового материала | Давать определения: расы, европеоиды, негроиды, монголоиды. Знать по каким признакам люди отличаются друг от друга; Выявлять особенности внешнего облика представителей негроидной расы и чем они объясняются; какие факторы влияют на сохранение внешнего облика некоторых народов. | Уметь работать в паре и высказывать свое мнение. Оценивать собственные действия и отношение других людей с позиции толерантности | опрос письменный | ||
5. | В гармонии с природой | Урок изучения нового материала | Осознавать значимость биологического и социального в человеке, воспринимать себя как неотъемлемую часть общества; | Уметь при работе с текстом выяснить: как менялось отношение человека к природе и как человек обогащал свой опыт, наблюдая за инстинктивным поведением животных. Уметь доказательно высказывать свою точку зрения. | опрос устный | ||
6. | Защита проекта «Самый лучший рассказ» | Обобщение и систематизация знаний | Показать уровень усвоения материала по теме «Самый лучший рассказ» | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность | учебно-исследовательский проект | ||
Познавая мир и самого себя – 9 ч. | |||||||
7. | Путешествие в глубь сознания | Урок изучения нового материала | Знать, что такое психика и называть основные процессы психики; Понимать роль сознания в жизни человека; давать определения понятиям – сознание, самосознание, бессознательное; | Уметь работая с текстом, определить какую роль в процессе познания играет мозг и в чем различие ощущений и восприятий; Работа в группе. | опрос устный | ||
8. | Как человек познает мир | Урок изучения нового материала | Понимать роль познания в жизни человека; давать определения понятиям – познание, мышление, ощущение, восприятие, представление, умозаключение, понятие, суждение. | Уметь, работая с текстом, извлекать главные мысли, составлять план; работать в паре. Уметь формулировать и аргументировать собственное мнение. | опрос устный | ||
9. | Как рождаются мысли | Урок изучения нового материала | Давать определения понятиям – познание, мышление, ощущение, восприятие, представление, умозаключение, понятие, суждение | Уметь формулировать и аргументировать собственное мнение. Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | опрос устный | ||
10. | Память | Урок изучения нового материала | Понимать роль памяти; давать определения понятиям: память, внимание уметь рассказывать, как работает память, почему внимание называют помощником памяти; | Уметь устанавливать причинно-следственные связи. Выяснить, как сделать процесс запоминания более продуктивным; Высказывать свою точку зрения и работать в группе. | опрос устный | ||
11. | Эмоциональный мир человека | Комбинированный урок | Осознать значимость эмоционально-чувственного познания мира; оперировать новыми терминами: эмоции, чувства, настроение; учиться самостоятельно контролировать свои эмоции. | Уметь объяснять: как в эмоциях проявляется внутренний мир человека и какими способами человек выражает свое эмоциональное состояние; Работать в паре. | опрос письменный | ||
12. | Воспитываем характер | Комбинированный урок | Знать: что такое темперамент и какую роль он играет в жизни человека; Выявлять: какие существуют типы темпераментов и как они проявляются в жизни; Осознать важность воспитания в себе положительных черт характера, силы воли, критического отношения к себе и адекватного к окружающим. | Работая в группе, доказательно объяснять: почему характер каждого человека является уникальным. | опрос устный | ||
13. | Способности человека | Комбинированный урок | Знать: что такое гениальность, задатки и способности; какие качества характера необходимы для развития способностей и талантов; Выявить: факторы, влияющие на развитие способностей; способности, которые обусловлены физическими данными человека; | Характеризовать факторы, влияющие на формирование способностей. Работая в группе, объяснить - почему гениев, как правило, плохо понимают их современники? | опрос устный | ||
14. | Человеком рождаешься, личностью становишься. | Комбинированный урок | Формировать эмоционально положительное принятие своей личности, воспитывать уважение к личности, ее достоинствам; | формировать и развивать доброжелательное отношение к окружающим, адекватно оценивать себя и других, опираясь на нормы морали. | опрос устный | ||
15. | Защита проекта «Познаю себя и других» | Обобщение и систематизация знаний | Показать уровень усвоения материала по теме « Познавая мир и самого себя» | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность | учебно-исследовательский проект | ||
Деятельность человека - 9 ч. | |||||||
16 | Поведение и поступок | Комбинированный урок | Знать: что такое поведение, поступок. Устанавливать причинно-следственные связи между потребностями и поступками человека. | Оценивать с позиции норм морали собственные потребности, формировать негативное отношение к неразумным потребностям человека; Работать в паре с текстом и отвечать на вопросы. | опрос устный | ||
17. | Потребности и интересы. | Урок -практикум | Знать: что такое поведение, поступок. Уметь: давать характеристику непроизвольного и произвольного поведения и из курса истории Древнего мира, приводить примеры агрессии одного народа против другого. осуществлять классификацию потребностей и приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи между потребностями и поступками человека. | Оценивать с позиции норм морали собственные потребности, формировать негативное отношение к неразумным потребностям человека; Работать в паре с текстом и отвечать на вопросы. | практикум | ||
18. | Что такое деятельность | Урок -практикум | Знать определение понятий «деятельность» и «творчество», виды деятельности. осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности как упорство, целеустремленность; | Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности; понимать, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку; оперировать новыми терминами; планировать свою деятельность | практикум | ||
19. | Назначение человека в разумной деятельности | Комбинированный урок | Выяснить: что необходимо для успешной деятельности, что мешает процессу творчества. осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности как упорство, целеустремленность; | Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности; понимать, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку; планировать свою деятельность | опрос устный | ||
20. | Как общаются люди | Урок -практикум | Знать, что такое общение, основные средства общения. Выявить формы речевого общения и другие. приводить примеры различных средств и форм общения; Использовать формы обращения к неизвестным людям. | Осознавать значимость общения для человека; уметь формулировать и аргументировать собственное мнение, осуществлять взаимоконтроль и взаимопонимание | практикум | ||
21. | Отношения между людьми | Урок -практикум | Знать: что такое социализация личности, симпатия и антипатия. Выявить: какую роль играет мотив поведения «делать как все» в становлении личности, какие качества необходимы человеку для жизни в обществе. | Формировать и развивать доброжелательные отношения к окружающим; формировать терпимое отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями; оперировать новыми терминами; давать конструктивную оценку себе и окружающим Работать в группе при обсуждении заданий. | практикум | ||
22. | Симпатия, антипатия. Дружба, любовь | Комбинированный урок | Знать определения понятий «дружба», «любовь». Выяснить, в чем проявляется дружба и любовь. | Формировать и развивать доброжелательные отношения к окружающим; формировать терпимое отношение к людям Высказывать свою точку зрения и работать в группе | опрос устный | ||
23. | Мораль в жизни человека | Комбинированный урок | Знать: что такое мораль, в чем сущность «Золотого правила» морали. Осознать значимость морали для жизни общества; оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих; | Оперировать новой терминологией. Обсуждая в группе жизненные ситуации, высказывать свою точку зрения. Уметь приводить примеры из жизни. | опрос устный | ||
24. | Защита проекта «Мой идеал» | Обобщение и систематизация знаний | Показать уровень усвоения материала по теме «Деятельность человека» | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность. | учебно-исследовательский проект | ||
Жизненный путь человека – 4 ч. | |||||||
25. | Легко ли быть молодым? | Комбинированный урок | Знать, что такое инфантилизм, как развивается новорожденный ребенок Выяснить: почему у ребенка дошкольного возраста развито любопытство, почему подростковый возраст называют «переходным», какие особенности юношеского возраста. | Внимательно относиться к своему здоровью; осознать значимость здорового образа жизни. Высказывать свою точку зрения и работать в группе. | опрос устный | ||
26. | На пике активности | Комбинированный урок | Знать, в чем заключаются особенности домашней работы, чем досуг отличается от домашней работы. Выяснить: почему возраст 20-25 лет вполне благоприятен для создания семьи, каковы основные жизненные достижения сорокалетнего человека. | Осознать значимость периода зрелости и оценивать с нравственной позиции свое отношение к людям старшего возраста; давать определения новым понятиям; уметь строить диалог с людьми разного возраста. | опрос устный | ||
27. | От зрелости к старости | Комбинированный урок | Знать: в чем особенность пожилого возраста; Выяснить, почему период жизни от 40 до 60 лет называют «золотой порой», каких людей называют пожилыми и в чем особенность этого возраста. | Оценивать с нравственной позиции свое отношение к людям старшего преклонного возраста; Уметь строить диалог с людьми преклонного возраста. | опрос устный | ||
28. | Защита проекта «Три возраста» | Обобщение и систематизация знаний | Показать уровень усвоения материала по теме «Жизненный путь человека» | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность. | учебно-исследовательский проект | ||
Человек в мире культуры –4 ч. | |||||||
29. | Наше наследие | Комбинированный урок | Знать: что такое толерантность, что относится к вещественным памятникам культуры, что такое духовная культура. | Выяснить: посредством чего передаются ценности духовной культуры, основные ценности духовной культуры. Уметь работать с текстом уметь выражать собственную точку зрения, работать в группе. | опрос устный | ||
30. | Во что мы верим | Комбинированный урок | Знать: что такое вера, атеизм, свобода совести; мировые религии. Уметь выделять особенности религиозной веры. знать мировые религии, оперировать новыми терминами: вера, свобода совести, атеизм, гуманизм. | Осознать значимость духовной свободы для человека; Работать в группе, приводить примеры из истории, литературы, жизни, когда вера человека становится основой его благородных поступков. | опрос письменный | ||
31. | Искусство и наука | Урок изучения нового материала | Знать определения понятиям «искусство», «наука, виды искусства, что и как изучают ученые. Объяснять связь искусства и науки с творчеством. Выяснить, как создаются художественные произведения. | Формировать бережное отношение к культурному наследию; уметь выражать собственную точку зрения, уметь ставить цель | опрос устный | ||
32. | Защита проекта «Духовная культура народов» | Обобщение и систематизация знаний | Оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих; формировать терпимое отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями; | Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность. | учебно-исследовательский проект | ||
Заключение – 2 ч. | |||||||
33. | «Жизненные ценности человека» | Урок -практикум | Показать уровень усвоения материала по теме «Жизненные ценности человека» | Осознать значимость духовной свободы для человека. Уметь выражать собственную точку зрения, уметь ставить цель; устанавливать причинно-следственные связи | практикум | ||
34. | Итоговое повторение по курсу «Обществознание 6 класса» | Обобщение и систематизация знаний | Показать уровень усвоения материала | Уметь выражать собственную точку зрения, уметь ставить цель; устанавливать причинно-следственные связи | групповой опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс
поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/04/picture-467419-1407129786.jpg)
Обществознание, ФГОС, рабочая программа и КТП на 5 класс Боголюбов
Уже готовая рабочая программа по Боголюбову 5 класс, согласно книги издательства КТП для 5 класса с указанием УУД для каждого раздела или урока. Испотльзуйте в своей работе, сама книга в PDF-фор...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-956036-1507551287.jpg)
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/30/picture-1194322-1575126999.jpg)
обществознание 8 класс рабочая программа
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса. Спецкурс...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302223-1609746647.jpg)
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/26/picture-1328210-1619443311.jpg)
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/23/picture-1491619-1700729538.jpg)
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...