Технологическая карта фрагмента урока по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Губачева Светлана Николаевна

практическая значимость общения неоспорима. Для современного подростка общение - это одна из самых важных и животрепещущих областей жизни. Материал урока дает представление о человеческом общении и взаимодействии людей друг с другом, их особенностях. Знание этой темы открывает большие возможности для дальнейшей эффективной социализации учащихся .Соответственно, это дает возможность успешно взаимодействовать с другими людьми для достижения каких-либо целей: морально-этических, психологических, материальных и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx27.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта фрагмента урока по обществознанию 6 класса

Тема урока

Общение

Дата урока

23.01.19

Ф.И.О. учителя

Губачева Светлана Николаевна

Класс

6 б

Тип урока

урок- практикум

Цель урока

создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей; создание условий для активной деятельности обучающихся, их умение самостоятельно добывать знания, строить межличностные отношения на основе дружбы и формирование умений применять полученные знания  в обычной  жизни.

Образовательные
ресурсы

Обществознание 6 класс Л.Н. Боголюбов, Ивановой Л.Ф.-  М: Просвещение, 2016.

Личностно значимая проблема

Зачем человеку общение?

Методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроль.

Формы:групповая, индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Общение, средства общения, речевое и неречевое общение

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

Познавательные: находить информацию в различных источниках; владеть смысловым чтением, анализировать,

делать выводы, выделять и формулируют познавательную цель.

Регулятивные: планировать и ставить цели деятельности в группе; оценивать степень достижения результатов.

Коммуникативные:

понимать позицию другого;

излагать свое мнение, уметь его корректировать; организовать работу в группе;

- преодолевать конфликты; умение слушать и слышать своих одноклассников,

умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении

- аргументированно оценивать свое и чужое поведение;

- воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимо-
действия на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-вация
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Акту-ализация знаний

Беседа

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Общение »

Ребята, посмотрите на экран. Перед вами 4 слова: (Ассоциаграмма) 

- разговор  - слушатель

- беседа   - рассказчик

- Что связывает эти слова? Что происходит между слушателем и рассказчиком?

- Правильно, ребята, молодцы. Вот об этом мы и поговорим.

Напоминает ученикам правила работы в группе.   Контролирует выполнение работы. После дополнения кластера делает вывод:

 Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща. Организует диалог с учащимися по вопросам:

– Может ли человек прожить без общения?

– Зачем человеку речь?

– Только ли речь можно использовать для общения?

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Общение

Фронтальная работа и индивидуальная

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные: оценивание усваиваемого материала

Устные и письменные ответы


.

1

2

3

4

5

6

7

III.

Практичекая часть

1.Создание проблемной ситуации

1.Обратите внимание на эпиграф. Известный писатель, Антуан де Сент-Экзюпери сказал, что единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения».

Сегодня мы откроем для себя секреты общении, которые нам будут помогать, лучше общаться и понимать друг друга, а также быть в успешней жизни.

- Обратите своё внимание на дерево. Оно сейчас грустное, потому что его листья осенью были потеряны. А наша задача вернуть ему листья. Тогда из теплых стран прилетят птиц и запоют о приходе весны.

У вас на столах лежат лучи с секретами общения. Но они перемешаны с вредными советами. Ваша задача - найти верные секреты общения и прикрепить лучи к солнцу.

Представитель каждой группы зачитает лучи с секретами общения

- Вы справились с этим заданием быстро и правильно!

-Таким образом, При выполнении этого задания вам приходилось общаться между собой. Как вы общались? С помощью чего ребята общались? (слова, жесты)

Правильно, дети, ведь общение бывает разных видов

Секреты общения – это те способы, которые помогут людям успешнее общаться. Как вы знаете, секреты бывают словесные и бессловесные.

2.Общение пронизывает всю нашу жизнь. Это такая же человеческая потребность, как вода и пища. С чего начинается наше общение, конечно с первого впечатления о человеке или группе людей.

И оно формируется как при специальном намерении оценить человека с какой-то точки зрения, так и при отсутствии такого намерения. Среди факторов, которые определяют характер формирующегося у нас впечатления о человеке, которого мы встречаем в своей жизни впервые, важнейшее значение имеют особенности внешнего облика и поведения человека, о котором у нас формируется мнение.

Упражнение «Первое впечатление»:

На самом деле первое впечатление о человеке складывается в первые 1-2 минуты общения с ним на уровне интуиции, затем восприятие начинает искажаться иллюзиями, стереотипами и установками.

Для продолжения работы я предлагаю выполнить следующее задание. Вы получите фотографию человека и попробуете составить о нем первое впечатление, написав на отдельных карточках, их будет семь, черты характера, которыми, по Вашему мнению, обладает данный человек. Я понимаю, что задание не из простых, поэтому дам каждой группе подсказку.

Вывод: Хотя мы и общаемся с разными людьми, не стоит выстраивать отношения с ними под влиянием установки. Нужно дать шанс измениться в лучшую сторону. Только взаимодействуя длительное время с человеком можно правильно понять его личность.

3.Какой вид общения у людей преобладает. Конечно речевое общение? Самое основное – это правильное общение и лёгкое общение с окружающими людьми и всем миром, искусство общения очень важно для вас с нами.

Учитель: - Ребята, а можно ли общаться без слов? (Да, с помощью жестов).

- Совершенно верно, общаться можно с помощью жестов, взглядов, мимики (выражения лица). Такое общение называют невербальным. А общение с помощью слов и языка -… (вербальное).

- Давайте попробуем использовать оба вида общения. Я попрошу вас вскрыть конверты (в конвертах фразы, которые обозначают состояние, сообщение о чем-то и эмоцию). Изобразите без звука, только мимикой и жестами, записанные фразы так, чтобы окружающие догадались, что вы хотите сказать.

.

Учитель: Молодцы, ребята, вы замечательно поработали. Как вы думаете, какие фразы изобразить легче: состояние, сообщение или эмоции? (Эмоции)

- А как быстрее, проще и понятнее выразить всё это? ( Через общение с помощью слов, т. е вербальное)

 – Что оказалось для вас труднее: общаться словами или без слов

.

Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем.

Слушают учителя.

Знакомятся  с требованиями,

задают

вопросы, если что

-то становится неясным

Отвечают на вопросы:

 Отвечают на вопросы:

Конверт 1 – Я проголодался, я получил «5» по русскому языку.

Конверт 2 –Мне холодно, мой одноклассник играет в футбол,

Конверт 3 – У меня болит зуб , завтра мой день рождения.

Конверт 4- Урока сегодня не будет, Ваня плачет.

Конверт 5-Я мою полы, Катя радуется подруге.

Конверт 6- Сажаю картошку, Птицы летают

Фронтальная работа.

Групповая, фронтальная

Групповая работа

Фронтальная работа.

Фронтальная работа.

Групповая работа

Личностные: выражают внутреннюю позицию обучающегося
на уровне положительного отношения к обучению, к преобладанию учебно-познавательных мотивов и предпочтению социального способа оценки знаний.

Регулятивные: планируют свои действия
в соответствии с поставленной задачей
и условиями её реализации, в том числе
во внутреннем плане.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение формулирование познавательной цели;

логические - формулирование проблемы.

 Устные ответы.

 Устные и письменные ответы.

Устные ответы

Устные ответы

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных
на уроке сведений

Таким образом, можно сделать следующие выводы: общение является неотъемлемой частью человеческой жизнедеятельности. Влияние на нас общественного мнения доказывает это. Также существует множество способов  влияния людей друг на друга, например, гипноз, шантаж, мода, внушение. общение - это потребность, оно является целью отношений с окружающими людьми. общение - это источник знания  и понимания окружающих.

- Ребята, мы с вами сегодня хорошо поработали. Я надеюсь, что в каждом из вас зародился росток желания общаться. (На парте ствол дерева) Каждый из вас владеет умением общаться. Кто-то хорошо, а кто-то хуже. Каждому предлагаю проанализировать это самостоятельно и выбрать листик того цвета, который подходит к выводам, полученным в ходе занятия.

( зеленый – я часто общаюсь с людьми, доверяю им и быстро нахожу общий язык со всеми, могу первым начать разговор;

желтый – я высказываю свое мнение, если меня спросят, первым в беседу не вступаю, стараюсь не общаться с незнакомыми людьми;

красный я стараюсь не общаться с людьми, а при вопросах кратко могу ответить, не продолжая разговор).

- Давайте создадим свою культуру общения.

Отвечают на вопросы

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке

Фронтальная работа

Индивиду-

альная работа.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке

Личностные: формирование позитивной самооценки

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Оценивание учащихся
за работу на уроке.

Выработка

самооценивания о работе

Домашнее задание

Конкретизирует домашнее задание

П.8 

Записывают
домашнее
задание

Индивиду

альная работа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта фрагмента урока "Amazing creatures"

Конспект фрагмента урока в 5 классе по УМК "Spotlight...

Технологическая карта фрагмента урока по теме "Великие открытия"

Материал описывает технику применения шестиугольников на практике....

Технологическая карта фрагмента урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями"

Технологическая карта фрагмента урока в 5 классе "Сравнение дробей с разными знаменателями" по учебнику Е.А.Бунимовича...

Технологическая карта фрагментов урока "Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб" 7 кл.

Технологическая карта фрагментов урока "Приспособления рыб к условиям обитания. Значение рыб" 7 кл, связанных с формированием готовности к решению задач «PISA»при наличии  у...

Технологическая карта фрагмента урока «In the school (В школе)» , 4 класс

Технологическая карта урока с подробным описанием цели, задач, а также поэтапная характеристика его структуры. Тип урока - обобщение и систематизация знаний по теме "Школьная жизнь"....

Материалы к урокам( технологические карты,фрагменты уроков)

Технологические карты и фрагменты уроков....