Рабочая программа по обществознанию 10-11 2020
рабочая программа по обществознанию

Ложкин Степан Николаевич

Рабочая программа по обществознанию 10-11 2020

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка:

Рабочая  программа для 10-11 классов составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 - ФЗ;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413, с внесенными изменениями от 31. 12. 2015 № 1577;

      3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

      4. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» (утвержденные постановлением  Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. № 189);

       5. Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Хохольский лицей»;

        6. Учебного плана МБОУ «Хохольский лицей»;

        7.  Календарного учебного графика.

        8. Программу реализует линия учебников под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л.Н. Боголюбова.

Цели и задачи  курса обществознания:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Планируемые предметные результаты

Выпускник научится:

Человек. Человек в системе общественных отношений .

– Выделять черты социальной сущности человека;

– определять роль духовных ценностей в обществе;

– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

– различать виды искусства;

– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

– выявлять особенности научного познания;

– различать абсолютную и относительную истины;

– иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

Общество как сложная динамическая система .

– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Экономика .

– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

– различать формы бизнеса;

– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

– различать экономические и бухгалтерские издержки;

– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

– определять причины безработицы, различать ее виды;

– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения .

– Выделять критерии социальной стратификации;

– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

– конкретизировать примерами виды социальных норм;

– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Политика .

– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

– различать политическую власть и другие виды власти;

– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

– раскрывать роль и функции политической системы;

– характеризовать государство как центральный институт политической системы;

– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;

– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

– характеризовать демократическую избирательную систему;

– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

– конкретизировать примерами роль политической идеологии;

– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Правовое регулирование общественных отношений.

– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

– выделять основные элементы системы права;

– выстраивать иерархию нормативных актов;

– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

– раскрывать содержание гражданских правоотношений;

– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

– различать организационно-правовые формы предприятий;

– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Выпускник получит возможность научиться: Человек. Человек в системе общественных отношений.

– Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в – применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной деятельности и повседневной жизни;

– оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;

– характеризовать основные методы научного познания;

– выявлять особенности социального познания;

– различать типы мировоззрений;

– объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании природы человека и его мировоззрения;

– выражать собственную позицию по вопросу познаваемости мира и аргументировать ее.

Общество как сложная динамическая система.

– Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни общества и общественным развитием в целом;

– выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и перспективы общественного развития;

– систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных формах (текст, схема, таблица).

Экономика .

– Выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;

– выявлять противоречия рынка;

– раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;

– раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;

– обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

– различать источники финансирования малых и крупных предприятий;

– определять практическое назначение основных функций менеджмента;

– определять место маркетинга в деятельности организации;

– применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

– оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;

– раскрывать фазы экономического цикла;

– высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства и

национальных экономик; давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации;

– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций общемирового экономического развития, экономического развития России.

Социальные отношения.

– Выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;

– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в современных условиях;

– анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных конфликтов;

– выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных конфликтов;

– толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;

– находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в современном обществе;

– выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;

– выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;

– анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.

Политика.

– Находить, анализировать информацию о формировании правового государства и гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;

– выделять основные этапы избирательной кампании;

– в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;

– отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного самоуправления;

– самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности политических лидеров;

– характеризовать особенности политического процесса в России;

– анализировать основные тенденции современного политического процесса.

Правовое регулирование общественных отношений .

– Действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных сферах общественных отношений;

– перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;

– характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;

– ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;

– выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;

– применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

– оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;

– характеризовать основные направления деятельности государственных органов по предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в противодействии терроризму.

 

 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

Человек. Человек в системе общественных отношений

– Выделять черты социальной сущности человека;

– определять роль духовных ценностей в обществе

– распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;

– различать виды искусства;

– соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;

– выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;

– выявлять роль агентов социализации на основных этапах социализации индивида;

– раскрывать связь между мышлением и деятельностью;

– различать виды деятельности, приводить примеры основных видов деятельности;

– выявлять и соотносить цели, средства и результаты деятельности;

– анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его основания и последствия;

– различать формы чувственного и рационального познания, поясняя их примерами;

– выявлять особенности научного познания;

– различать абсолютную и относительную истины;

       – иллюстрировать конкретными примерами роль мировоззрения в жизни человека;

– выявлять связь науки и образования, анализировать факты социальной действительности в контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;

Общество как сложная динамическая система

– выражать и аргументировать собственное отношение к роли образования и самообразования в жизни человека.

– Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

– выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

– приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

– формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Экономика

– Раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;

– конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;

– объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса и предложения;

– оценивать влияние конкуренции и монополии на экономическую жизнь, поведение основных участников экономики;

– различать формы бизнеса;

– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях развития современной рыночной экономики;

– различать экономические и бухгалтерские издержки;

– приводить примеры постоянных и переменных издержек производства;

– различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской системе РФ;

– различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

– выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их взаимодействия;

– определять причины безработицы, различать ее виды;

– высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области занятости;

– объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов;

– приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;

– высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;

– различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП (валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);

– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.

Социальные отношения

– Выделять критерии социальной стратификации;

– анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества и направлениях ее изменения;

– выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на примерах социальные роли юношества;

– высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации молодежи в условиях современного рынка труда;

– выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;

– конкретизировать примерами виды социальных норм;

– характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции социального контроля;

– различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия отклоняющегося поведения для человека и общества;

– определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с точки зрения социальных норм;

– различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;

– выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов их разрешения;

– характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;

– характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на формирование института современной семьи;

– характеризовать семью как социальный институт, раскрывать роль семьи в современном обществе;

– высказывать обоснованные суждения о факторах, влияющих на демографическую ситуацию в стране;

– формулировать выводы о роли религиозных организаций в жизни современного общества, объяснять сущность свободы совести, сущность и значение веротерпимости;

– осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по актуальным проблемам социальной сферы, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи;

– оценивать собственные отношения и взаимодействие с другими людьми с позиций толерантности.

Политика

– Выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;

– различать политическую власть и другие виды власти;

– устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической деятельности;

– высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;

– раскрывать роль и функции политической системы;

– характеризовать государство как центральный институт политической системы;

– различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных типов в общественном развитии;

– обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках, роли в общественном развитии) демократии;

– характеризовать демократическую избирательную систему;

– различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;

– устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать ценностный смысл правового государства;

– определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;

– конкретизировать примерами роль политической идеологии;

– раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;

– формулировать суждение о значении многопартийности и идеологического плюрализма в современном обществе;

– оценивать роль СМИ в современной политической жизни;

– иллюстрировать примерами основные этапы политического процесса;

– различать и приводить примеры непосредственного и опосредованного политического участия, высказывать обоснованное суждение о значении участия граждан в политике.

Правовое регулирование общественных отношений

– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

– выделять основные элементы системы права;

– выстраивать иерархию нормативных актов;

– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

– раскрывать содержание гражданских правоотношений;

– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

– различать организационно-правовые формы предприятий;

– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

 

Правовое регулирование общественных отношений

– Сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;

– выделять основные элементы системы права;

– выстраивать иерархию нормативных актов;

– выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;

– различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;

– обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных обязанностей;

– аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы защиты экологических прав;

– раскрывать содержание гражданских правоотношений;

– применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;

– различать организационно-правовые формы предприятий;

– характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;

– давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;

– находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в образовательные организации профессионального и высшего образования;

– характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;

– иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;

– извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);

– объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.

Содержание:

10 класс

Глава 1. Человек  в обществе.

 Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества. Общество и природа. Общество и культура.  Общество в узком и широком смысле. Признаки общества. Взаимосвязь сфер общества. Противоречивость воздействия людей на природу. Феномен «второй природы». Глобальные экологические проблемы. Материальная культура.

 Социально- философские идеи нового времени. Теория общественного договора. Экономические воззрения А. Смита. Идеи гражданского общества и правового государства в трудах И. Канта и Г. Гегеля. Кантовский моральный императив. Зарождение социологии как отрасли научного знания.

Человек как продукт биологический, социальной, культурной эволюции. Науки о человеке. Влияние научно-технического прогресса на природу. Антропогенные нагрузки.

Мировоззрение и его роль в жизни человека. Типы мировоззрения.

Деятельность как способ человеческого бытия. Структура деятельности. Потребности, интересы, мотивы. Виды деятельности: творческая, игровая, трудовая, учебная.

Знание в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Эмпирики, рационалисты, агностики. Истина, ее объективность и критерии. Абсолютная и относительная истина. Научное мышление и ненаучное. Мифология, жизненный опыт, здравый смысл.

Личность. Социализация личности. Самосознание и самореализация.

Свобода и ответственность личности. Самопознание и самооценка.

Глобальная угроза терроризма. Международный терроризм.

Глава 2. Общество как мир культуры.  

Духовная культура. Понятие культура. Культура материальная и духовная, их взаимосвязь. Традиции и новаторство. Народная, массовая  и элитарная культуры. Искусство, его формы и направления. Многообразие и диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры.

Наука и образование. Понятие науки. Функции современной науки. Этики науки. Образование.

Религия в современном  мире. Понятие религии. Многообразие религий. Роль религии в России и современном мире. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности.

Средства массовой информации и культура.

Духовный мир личности. Интеграция личности в систему национальной и мировой культур. Духовные ценности.

Путь к духовной личности. Российский менталитет. Социальное мышление.

Глава 3. Правовое регулирование общественных отношений.  

Социальные нормы. Функции и сущность права. Юридическая ответственность. Правосознание и правовая культура. Отрасли права. Источники права. Виды нормативных документов. Система права Российской Федерации. Конституционное право РФ. Административное право. Понятие и нормы гражданского права. Трудовое право. Уголовное право. Правомерное поведение.

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Экологическое право.  Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица.  Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

 Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

 Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей. 

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Процессуальные отрасли права. Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Правовые основы антитеррористической политики РФ.

Итоговый урок. Человек в XXI веке.

11 класс

Глава 1. Экономическая  жизнь общества.  

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.  Основные источники финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок.  Особенности развития фондового рынка в России.

 Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли.  Глобальные экономические проблемы.

Глава 2. Социальная сфера

    Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Социальная  стратификация и неравенство. Социальный статус личности и группы. Оценка значимости социальных позиций: авторитет, престиж. Многообразие социальных ролей.

 Социальная мобильность.

Семья как социальный институт. Исторические формы семьи. Виды и типы семьи. Особенности современной семьи.

Тенденции развития семьи в современном обществе.

     Социальные процессы в современной России. Возрастание социальной дифференциации и неравенства. Появление новых социальных групп. Проблема становления  среднего класса. Политика государства в области социальных отношений.

    Этнические общности. Этническое многообразие человечества. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения в современном мире. Национальная политика.

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Возрастная стратификация. Особенности социализации молодых людей. Специфические общественные функции молодежи.

Глава 3. Политическая жизнь общества.

Роль политической системы в жизни общества. Структура и сущность политической системы. Взаимосвязь организаций, политических норм и политической культуры. Политический режим. Политическое управление. Деятельность государственного аппарата в управленческом процессе.

Признаки правового государства. Гражданское общество как сфера самодеятельности граждан. Местное самоуправление. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества.

Демократия, ее принципы и политические механизмы. Политический плюрализм. Многопартийность и партийные системы. Парламентаризм. Политический статус личности. Многообразие политических ролей личности..

 Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

 Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическое лидерство. Типология лидерства.  Лидеры и ведомые.

Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность

Политический терроризм.

Современный этап мирового развития

Целостность и противоречивость современного мира. Приоритеты внутреннего развития страны. Суверенная демократия. Своеобразие геоэкономического пространства. Скрытые ресурсы экономического роста. Необходимость постиндустриальной модернизации.

Взаимосвязь глобальных проблем. Угрозы и вызовы. Демографический вызов. Экологический вызов. Экономический вызов. Социальный вызов. Военный и террористический вызовы. Общенациональные приоритеты России. Бедность – это несправедливость. Ответственность национальной элиты. Эффективная государственность.  Что мы можем сами?

Тематическое планирование

Тематическое планирование 10 класс

Обществознание

№ урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Человек в обществе

20

1

Введение

1

2

Что такое общество.

1

3

Что такое общество.

1

4

Общество как сложная система.

1

5

Общество как сложная система.

1

6

Динамика общественного развития.

1

7

Динамика общественного развития.

1

8

Социальная сущность человека.

1

9

Социальная сущность человека.

1

10

Деятельность-способ существования людей.

1

11

Деятельность-способ существования людей.

1

12

Познавательная и коммуникативная деятельность.

1

13

Познавательная и коммуникативная деятельность.

1

14

Свобода и необходимость в деятельности человека.

1

15

Свобода и необходимость в деятельности человека.

1

16

Современное общество.

1

17

Современное общество.

1

18

Глобальная угроза международного терроризма.

1

19

Глобальная угроза международного терроризма.

1

20

Повторение «Человек в обществе»

1

Общество как мир культуры

15

1

Духовная культура общества.

1

2

Духовная культура общества.

1

3

Духовный мир личности.

1

4

Духовный мир личности.

1

5

Мораль.

1

6

Мораль.

1

7

Наука и образование.

1

8

Наука и образование.

1

9

Религия и религиозные организации.

1

10

Религия и религиозные организации.

1

11

Искусство.

1

12

Искусство.

1

13

Массовая культура.

1

14

Массовая культура.

1

15

Повторение «Общество как мир культуры»

1

Правовое регулирование общественных отношений

29

1

Современные подходы к пониманию права.

1

2

Современные подходы к пониманию права.

1

3

Право в системе социальных норм.

1

4

Право в системе социальных норм.

1

5

Источники права.

1

6

Источники права.

1

7

Правоотношения и правонарушения.

1

8

Правоотношения и правонарушения.

1

9

Предпосылки правомерного поведения.

1

10

Предпосылки правомерного поведения.

1

11

Гражданин Российской Федерации.

1

12

Гражданин Российской Федерации.

1

13

Гражданское право.

1

14

Гражданское право.

1

15

Семейное право.

1

16

Семейное право.

1

17

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

1

18

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

1

19

Экологическое право.

1

20

Экологическое право.

1

21

Процессуальные отрасли права.

1

22

Процессуальные отрасли права.

1

23

Конституционное судопроизводство.

1

24

Конституционное судопроизводство.

1

25

Международная защита прав человека.

1

26

Международная защита прав человека.

1

27

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

1

28

Правовые основы антитеррористической политики Российского государства.

1

29

Повторение « Правовое регулирование общественных отношений»

1

1

Человек в XXI веке.

1

1

Итоговый урок

1

1

Повторение

1

1

Повторение

1

1

Резерв

1

1

Резерв

1

Тематическое планирование 11 класс

Обществознание

№ урока

Раздел, тема

Кол-во часов

Экономическая жизнь общества

25

1

Роль экономики в жизни общества.

1

2

Роль экономики в жизни общества.

1

3

Экономика: наука и хозяйство.

1

4

Экономика: наука и хозяйство.

1

5

Экономический рост и развитие.

1

6

Экономический рост и развитие.

1

7

Рыночные отношения в экономике.

1

8

Рыночные отношения в экономике.

1

9

Фирма в экономике.

1

10

Фирма в экономике.

1

11

Правовые основы предпринимательской деятельности.

1

12

Правовые основы предпринимательской деятельности.

1

13

Правовые основы предпринимательской деятельности.

1

14

Слагаемые успеха в бизнесе.

1

15

Слагаемые успеха в бизнесе.

1

16

Экономика и государство.

1

17

Экономика и государство.

1

18

Финансы в экономике.

1

19

Занятость и безработица.

1

20

Занятость и безработица.

1

21

Мировая экономика.

1

22

Мировая экономика.

1

23

Экономическая культура.

1

24

Экономическая культура.

1

25

Повторительно-обобщающий урок по теме: " Экономическая жизнь общества".

1

Социальная сфера

15

1

Социальная структура общества.

1

2

Социальная структура общества.

1

3

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

1

4

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

1

5

Нации и межнациональные отношения.

1

6

Нации и межнациональные отношения.

1

7

Семья и быт.

1

8

Семья и быт.

1

9

Гендер - социальный пол.

1

10

Гендер - социальный пол.

1

11

Молодёжь в современном обществе.

1

12

Молодёжь в современном обществе.

1

13

Демографическая ситуация в современной России.

1

14

Демографическая ситуация в современной России.

1

15

Повторительно-обобщающий урок по теме: " Социальная сфера".

1

Политическая жизнь общества

20

1

Политика и власть.

1

2

Политика и власть.

1

3

Политическая система.

1

4

Гражданское общество и правовое государство.

1

5

Гражданское общество и правовое государство.

1

6

Демократические выборы.

1

7

Демократические выборы.

1

8

Демократические выборы.

1

9

Политические партии и партийные системы.

1

10

Политические партии и партийные системы.

1

11

Политические партии и партийные системы.

1

12

Политическая элита и политическое лидерство.

1

13

Политическая элита и политическое лидерство.

1

14

Политическое сознание.

1

15

Политическое сознание.

1

16

Политическое поведение.

1

17

Политическое поведение.

1

18

Политический процесс и культура политического участия.

1

19

Политический процесс и культура политического участия.

1

20

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Политическая жизнь общества".

1

1

Взгляд в будущее.

1

1

Взгляд в будущее.

1

1

Итоговый урок

1

1

Повторение

1

1

Повторение

1

1

Повторение

1

1

Повторение

1

1

Повторение

1

Учебно-методический комплект:

  1. Учебник «Обществознание 10 класс» /Л.Н.Боголюбов, А.Ю.  Лазебникова и др./ - М.: Просвещение, 2015- 2016.
  2. Учебник «Обществознание 11 класс» /Л.Н.Боголюбов, А.Ю.  Лазебникова и др./ - М.: Просвещение, 2015-2016.
  3. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». 10-11 кл. / Л.Н. Боголюбов  и др/. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2010г.
  4. П.А. Баранов. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. – Москва, Астрель, 2008

     5 .   Нормативные документы:

  • Конституция РФ.      
  • Всеобщая декларация прав человека;
  • Декларация прав ребенка;
  • Конвенция о правах ребенка;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию 5 класс 2020-2021 г.

КТП по обществознанию по обществознанию для 2020-2021 г. уровня ФГОС....

Рабочая программа по обществознанию 6 класс 2020-2021 г.

Рабочая программа по обществознанию 6 класс 2020-2021 г....

Рабочая программа по обществознанию 7 класс 2020-2021 г.

Рабочая программа по обществознанию 7 класс 2020-2021 г....

Рабочая программа по обществознанию 8 класс 2020-2021 г.

Рабочая программа по обществознанию 8 класс 2020-2021 г....

Рабочая программа по обществознанию 9 класс 2020-2021 г.

Рабочая программа по обществознанию 9 класс 2020-2021 г....

Рабочая программа по обществознанию 5 класс, 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по истории 5 класс, 2020-2021 учебный год...

Рабочая программа по обществознанию 5-9 2020

Рабочая программа по обществознанию 5-9 2020...