Конспект урока на тему "Виды и формы бизнеса"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Открытый урок по обществознанию в 7 классе на тему "Виды и формы бизнеса". Содержит различные формы работы: фронтальный (блиц-опрос), индивидуальный (работа по карточкам).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по обществознанию в 7 классе   на тему «Виды и формы бизнеса».  21.02.2018г.

Цель урока: сформировать у учащихся общее представление о предпринимательской деятельности,  а также о видах и формах бизнеса.

Планируемые результаты:

предметные: научиться объяснять значение понятий бизнес, виды бизнеса, формы бизнеса; характеризовать виды предпринимательской  деятельности; роль и значение предпринимательства в жизни человека и общества.

Метапредметные:-1) коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы;

2)регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельн;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий;

4)личностные: формирование ответственности за свои действия; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, тестовые задания, пакет материалов.

Тип урока: открытия нового знания.

Методы: проблемного диалога, наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока.

Карточка №1.

  1. Дать определение понятию:

Прибыль -________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________.

  1. Укажите виды затрат, которые проиллюстрированы приве­дёнными примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Примеры

Виды затрат

А) покупка сырья

Б) покупка тары и упаковки

В) затраты, связанные с перевозкой продукции

Г) сдельная оплата труда сотрудников

Д) арендная плата

1) постоянные

2) переменные

А

Б

В

Г

Д

  1. Заполни схему:

Типы ………………..

Массовое      серийное          ………………..

Карточка №2.

  1. Дать определение понятию:

Затраты производства -_____________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________.

  1. Заполните пропуск в таблице.

Постоянные затраты

Заработная плата управляющих

Переменные затраты

……….. … заработная плата сотрудников

  1. Заполни схему  формулы, которая позволяет определить прибыль производителя:

………………………

-

………………………

=

…………………………….

Карточка №3.

  1. Дать определение понятию:

Выручка -________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________.

  1. Укажите виды затрат, которые проиллюстрированы приве­дёнными примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

Примеры

Виды затрат

А) выплата процентов по кредиту

Б) оплата услуг по охране предприятия

В) затраты на электроэнергию

Г) покупка расходных материалов

Д) оплата труда управляющего персонала

1) постоянные

2) переменные

А

Б

В

Г

Д

  1. Заполни схему

Затраты производства

…………………….

…………………………….

……………………..

  1. Фронтальный опрос

А) Работа с классом «Блиц опрос».

1) Тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей. (Потребитель)

2) Основные проявления экономики, отражающие стадию движения продукта (Производство, распределение, обмен, потребление)

3) Товар или услуга, в которых нуждаются люди. (Потребность)

4) Трудовое денежное вознаграждение. (Зарплата)

5) Осязаемые предметы, выставленные на продажу. (Товар)

6) Факторов производства. (Труд, земля, капитал, предпринимательские способности)

7) Превышение выручки от продажи товаров над их затратами. (Прибыль)

8) Тип хозяйства, при котором что производится, то и потребляется. (Натуральное)

9) Процесс  создания  различных  видов  экономического продукта. (Производство)

10) Сумма всех расходов на организацию выпуска товаров и оплаты всех услуг. (Затраты)

11) Доход от продажи произведенных товаров. (Выручка)

 3.Решение задачи

Предприниматель открыл завод в Кудымкаре по производству йогурта в литровых упаковках. На аренду помещения и заработную плату управляющего персонала он потратил 1 млн руб. в месяц. Расходы на заработную плату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра йогурта, чтобы он мог получить минимальную прибыль, если известно, что за месяц завод производит 200 000 литров йогурта.

Решение:

1000000+2000000= 3000000 – общие затраты

3000000:200000=15 (руб)- цену одного литра йогурта

Ответ: цена одного литра йогурта 15 руб.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Учитель:  Производство – важнейшая составляющая жизни общества. В наше время производить продукцию могут как крупные предприятия, так и отдельные люди.

Мозговой штурм:

Учитель: Некоторые люди считают, что иметь деньги стыдно, другие, напротив, полагают, что стыдно их не иметь. А что вы об этом думаете? Как добиться жизненного успеха и благополучия?

Учитель: как мы установили в ходе нашей дискуссии, большинство из вас считает, что зарабатывать деньги своим трудом можно, нужно и почетно. Мы все также понимаем, что умение зарабатывать деньги не рождается само по себе. Этому нужно учиться долго и упорно. Сегодня мы сделаем первый шаг в этом направлении. Перед вами ребус, расшифровав который вы узнаете, о чем пойдет речь на уроке.

Определение темы учащимися. Ребус.

Учитель: мы попробуем найти ответы на вопросы:

Беседа по обсуждению темы, целей и плана урока.

Цели:

  • узнать, что такое бизнес,
  • узнать виды бизнеса,
  • узнать формы бизнеса.

План:

  1. Бизнес.
  2. Виды бизнеса.
  3. Формы бизнеса.

- Откройте тетради, запишите число и тему урока «Виды и формы бизнеса»

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

4.1. Работа над понятием «бизнес (предпринимательство)»

Учитель: слово «бизнес» знакомо каждому. Для многих россиян бизнес стал сегодня основным видом деятельности, некоторые занимаются им в свободное от основной работы или учёбы время.

Учитель: Запишите, пожалуйста, в тетрадь определение. (с 91)

Бизнес (предпринимательство) - это деятельность, направленная на получение прибыли.

Учитель: Слайд 17: согласно Конституции РФ, ст. 34 гласит о том, что «Каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской  деятельности».

Формула бизнеса

____________________ + _______________________ =______________________

Задание: прочитать п. 1  учебника с. 92 и ответить на вопросы.

1.Кто такой бизнесмен? (человек, занимающийся бизнесом)

2.Что необходимо человеку, чтобы начать свое дело? (нужен стартовый капитал, наличие определенных качеств у самого бизнесмена)

3. Какими качествами  должен обладать бизнесмен, предприниматель? (знание своего дела, смелость, инициативность, готовность идти на рис)

4. С какой целью человек занимается бизнесом? (Человек занимается бизнесом с целью получения прибыли и реализации своих способностей)

Учитель: предпринимательство играет важную роль в экономике. Всё то, что производит предприниматель, предназначено для потребления обществом. Поэтому важно, чтобы и государство, и общество в целом помогали бизнесу, создавали условия для его развития.

Физминутка ( 1 мин.)

4.2. Изучение видов бизнеса. Работа в парах

Учитель: Деятельность предпринимателей различается по своему содержанию. Существует несколько основных видов. Предлагаю вам самостоятельно изучить текст учебника (пункт параграфа 2 с. 94) и дополнить схему  «Виды бизнеса».

Задание 2. Дополните Схему «Виды бизнеса».

ВИДЫ БИЗНЕСА

……………..

(изготовление экономических продуктов: товаров и услуг)

……………….

(купля-продажа товаров)

………………..

(предоставление денег в долг за вознаграждение)

………………….

…………………

После заполнения схемы, происходит обсуждение результатов работы. Для закрепления полученных знаний о видах бизнеса учащиеся индивидуально выполняют практикум

Практикум «Виды бизнеса»

Задание:  Определите, к какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности

  1. Перевозка грузов, 2. предоставление кредита, 3. закупка партии компьютеров, 4. выпуск газет и журналов, 5. доставка фруктов в магазин, 6. гарантийный ремонт стиральной машины

Выполнение задания, обсуждение результатов работы.

4.3. Изучение форм бизнеса.

Учитель: формы бизнеса различают по способам организации, праву собственности, а также, количеству участников. Давайте рассмотрим подробнее способы организации бизнеса.

- Используя текст учебника на стр. 95-96, закончите схему «Формы бизнеса», устно ее поясните.

Формы бизнеса

 Индивидуальное предприятие                        Товарищество                            Акционерное общество

(то есть, предприятием владеет                     (это объединение двух или         (собственниками предприятия                          

и управляет один человек)                                 нескольких человек)        являются держатели акций)

                          ?                                                                   ?                                                       ?

                     (пример)                                                    (пример)                                          (пример)

-  Какие формы бизнеса лучше всего подходят для:

 - строительства метрополитена;

 - ремонта ювелирных изделий;

 - грузовых автоперевозок

V. Закрепление пройденного материала

1) Фронтальный опрос:

- Что такое «бизнес»?

- Кого называют «бизнесмен»?

- Какие виды бизнеса вы  знаете?

- Какие  формы бизнеса вы знаете?

2) игра

Помоги сказочным героям

1) Буратино открыл фирму по продаже  школьной  формы.

2) Лиса Алиса и кот Базилио открыли кредитный банк.

3) Три поросенка открыли  фирму по строительству  загородных коттеджей.

Задания:

1-й ряд   рисует логотип(эмблему) и готовит рекламный   слоган  для фирмы Буратино.

2-й ряд   рисует логотип(эмблему)  и готовит рекламный   слоган  для фирмы лисы Алисы и кота Базилио.

3-й ряд  рисует логотип(эмблему)  и готовит рекламный   слоган  для фирмы трёх поросят.

Каким видом бизнеса занялись сказочные герои?

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  В завершении нашего урока я прошу вас закончить предложения

1.  На уроке мы говорили о …

  1. На уроке я узнал(а) ….…
  2. Я выполнял(а) задания ……
  3. Цели урока ..…

Выставление оценок

VII. Домашнее задание.

  Параграф 11, знать понятия, составить и оформить кроссворд по теме, рубрика «Жил на свете человек» с.92-93 прочитать

Помоги сказочным героям

1) Буратино открыл фирму по продаже  школьной  формы.

Задания:

1-й ряд   рисует логотип(эмблему) и готовит рекламный   слоган  для фирмы Буратино.

Каким видом бизнеса занялись сказочные герои?

Помоги сказочным героям

2) Лиса Алиса и кот Базилио открыли кредитный банк.

Задания:

2-й ряд   рисует логотип(эмблему)  и готовит рекламный   слоган  для фирмы лисы Алисы и кота Базилио.

Каким видом бизнеса занялись сказочные герои?

Помоги сказочным героям

3) Три поросенка открыли  фирму по строительству  загородных коттеджей.

Задания:

3-й ряд  рисует логотип(эмблему)  и готовит рекламный   слоган  для фирмы трёх поросят.

Каким видом бизнеса занялись сказочные герои?

задача

Предприниматель открыл завод в Кудымкаре по производству йогурта в литровых упаковках. На аренду помещения и заработную плату управляющего персонала он потратил 1 млн руб. в месяц. Расходы на заработную плату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра йогурта, чтобы он мог получить минимальную прибыль, если известно, что за месяц завод производит 200 000 литров йогурта.

задача

Предприниматель открыл завод в Кудымкаре по производству йогурта в литровых упаковках. На аренду помещения и заработную плату управляющего персонала он потратил 1 млн руб. в месяц. Расходы на заработную плату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра йогурта, чтобы он мог получить минимальную прибыль, если известно, что за месяц завод производит 200 000 литров йогурта.

задача

Предприниматель открыл завод в Кудымкаре по производству йогурта в литровых упаковках. На аренду помещения и заработную плату управляющего персонала он потратил 1 млн руб. в месяц. Расходы на заработную плату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра йогурта, чтобы он мог получить минимальную прибыль, если известно, что за месяц завод производит 200 000 литров йогурта.

задача

Предприниматель открыл завод в Кудымкаре по производству йогурта в литровых упаковках. На аренду помещения и заработную плату управляющего персонала он потратил 1 млн руб. в месяц. Расходы на заработную плату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра йогурта, чтобы он мог получить минимальную прибыль, если известно, что за месяц завод производит 200 000 литров йогурта.

задача

Предприниматель открыл завод в Кудымкаре по производству йогурта в литровых упаковках. На аренду помещения и заработную плату управляющего персонала он потратил 1 млн руб. в месяц. Расходы на заработную плату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра йогурта, чтобы он мог получить минимальную прибыль, если известно, что за месяц завод производит 200 000 литров йогурта.

задача

Предприниматель открыл завод в Кудымкаре по производству йогурта в литровых упаковках. На аренду помещения и заработную плату управляющего персонала он потратил 1 млн руб. в месяц. Расходы на заработную плату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра йогурта, чтобы он мог получить минимальную прибыль, если известно, что за месяц завод производит 200 000 литров йогурта.

задача

Предприниматель открыл завод в Кудымкаре по производству йогурта в литровых упаковках. На аренду помещения и заработную плату управляющего персонала он потратил 1 млн руб. в месяц. Расходы на заработную плату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра йогурта, чтобы он мог получить минимальную прибыль, если известно, что за месяц завод производит 200 000 литров йогурта.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БИЗНЕС

Слайд 2

1. Что такое бизнес? 2. Виды бизнеса 3. Формы бизнеса план Виды и формы бизнеса

Слайд 3

Что такое бизнес? Бизнес (предпринимательство) – это деятельность , направленная на получение прибыли. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности. Конституция РФ статья 34:

Слайд 4

Формула бизнеса Вложение денег в дело + успешная реализация проекта = возврат вложенных денег + прибыль.

Слайд 5

Личные качества бизнесмена Какими качествами должен обладать бизнесмен? Знание своего дела смелость Готовность рисковать, неся убытки инициативность стремление создавать новое

Слайд 6

Бизнесмен С какой целью человек занимается бизнесом? Стремление получить прибыль Стремление проявить свои способности, характер

Слайд 7

Физминутка

Слайд 8

Виды бизнеса ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ - производство различных экономических продуктов

Слайд 9

Виды бизнеса ТОРГОВЫЙ – связано с купле - продажей товаров .

Слайд 10

Виды бизнеса ФИНАНСОВЫЙ – предоставление денег в долг за определенное вознаграждение

Слайд 11

Виды бизнеса СТРАХОВОЙ – предприниматель гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденных потерь

Слайд 12

Виды бизнеса ПОСРЕДНИЧЕСКИЙ - получение прибыли за оказание каких-либо услуг третьему лицу

Слайд 13

Практикум «Виды бизнеса» К какому виду бизнеса относятся перечисленные виды деятельности: 1.Перевозка грузов 2.Предоставление кредита 3.Закупка партии компьютеров 4.Выпуск газет и журналов 5.Доставка фруктов в магазин 6.Гарантийный ремонт стиральной машины посреднический финансовый торговый производственный посреднический страховой

Слайд 14

Формы организации бизнеса Единоличное предприятие Владеет и управляет один человек Товарищество Объединение 2-х и более людей Акционерное общество Владеют и управляют держатели акций

Слайд 15

Буратино открыл фирму по продаже школьной формы. Лиса Алиса и кот Базилио открыли кредитный банк. Три поросенка открыли фирму по строительству загородных коттеджей. Задания: 1-й ряд рисует логотип и готовит рекламный слоган для фирмы Буратино. 2-й ряд для фирмы лисы Алисы и кота Базилио 3-й ряд для фирмы трёх поросят. Каким видом бизнеса занялись сказочные герои? Помоги сказочным героям.

Слайд 16

На уроке мы говорили о … На уроке я узнал(а) ….… Я выполнял(а) задания …… Цели урока ..… (достигли/ не достигли ) РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 17

Домашнее задание П. 11 учить Составить и оформить кроссворд Рубрика «Жил на свете человек» с. 92-93 прочитать



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

Тема «Виды и формы бизнеса» относится к разделу «Человек в экономических отношениях» курса «Обществознание» 7 класс учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова. Тема связана с пройденным материалом предыдущей темы 7 класса  « Производство: затраты, выручка, прибыль» Пропедевтика  была в 6 классе при изучении  темы «Человек и его деятельность», в 5 классе при изучении темы «Труд-основа жизни». Вопросы, изучаемые в рамках данного занятия,  работают на последующие уроки обществознания, входят в задания ОГЭ. В связи с этим урок был построен с опорой на такие мыслительные операции как: сравнение, анализ и синтез,  обобщения и конкретизации.

На уроке присутствовало 10 учеников. Возраст учащихся 12-13 лет, то есть  переходный возраст от детства к юности. Восприятие более целенаправленно, планомерно и организовано, чем у младшего школьника. Мышление – систематизированное, последовательное, зрелое. Ученик стремиться иметь свое собственное мнение. Возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Важнейшим для ребенка в этом возрасте является результат. Поэтому уровень подготовки учащихся и подготовленности их к восприятию предлагаемого материала был достаточно высоким.

Исходя из темы урока и опираясь на характеристику класса, ставится цель урока - подвести учащихся к понятию «бизнес», видам и формам бизнеса, а также к пониманию роли бизнеса  в современной экономике, необходимости получения специальных знаний для занятия бизнесом.

Из цели вытекают следующие задачи:
образовательные – организовать деятельность учащихся по изучению  и  первичному закреплению понятий « бизнес»,  « предпринимательская деятельность», создать условия для формирования представления о видах и формах бизнеса, роли предпринимательства в  экономике;        
развивающие - создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений извлекать необходимую информацию из текста;  анализировать,  сравнивать,  структурировать информацию;  умения формулировать проблему, предлагать пути её решения;  умения работать в команде,  ставить цели, планировать свою деятельность;
воспитательные – воспитывать стремление реализовать свои  возможности и способности через предпринимательскую деятельность, стремление к получению знаний.

Содержание учебного материала представляет собой  усвоение  новых знаний и закрепление  изученного через практическую деятельность учащихся. Роль учителя на уроке – демонстрация практической деятельности, оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения при выполнении работы.

Тип урока – урок постижения новых знаний, умений и навыков (цель – ознакомление учащихся с новым материалом и формирование новых знаний, умений и навыков).  

План урока.

1.Оганизационный момент (1мин.)

2.Актуализация знаний (7мин.)

3. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы (2 мин.)

4.Решение проблемы, открытие  новых знаний материала(20мин.)

Физкультминутка (1мин.)

5.Закрепление пройденного материала(7мин.)

               7.Рефлексия и подведение итога урока(3мин.)

8.Этап информации о домашнем задании(1мин.)

Этапы урока логически последовательны и взаимосвязаны. Время распределено рационально. Оборудование в учебном кабинете задействовано на этапах урока.

Организация познавательной деятельности на уроке происходит при сочетании фронтальной (ответы на вопросы), групповой (работа по карточкам), индивидуальной работы (при заполнении таблицы «Виды бизнеса»).

 Содержание данного урока соответствует требованиям Федерального компонента       государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. В связи с переходом на стандарты нового поколения на уроке применяется  системно-деятельностный подход, который предполагает наличие у учащихся учебно-познавательной мотивации, умение определять (ставить) цель предстоящей деятельности и планировать её, а также оперировать логическими приёмами мышления, владеть самоконтролем и самооценкой как важнейшими учебными действиями. Изложение материала доступно, логично, обладает научностью в той степени, которой соответствует  уровню сложности изложения содержания в учебнике, соответствия возрастной и предметной норме. Учебного материала подбирался в соответствии с возрастными особенностями детей и уровнем качества знаний учащихся. Задания на уроке подбирались в соответствии с жизненным опытом учащихся. Данный урок имеет высокую степень продуктивности и результативности. Широко использовала три вида общения: сотрудничество детей между собой, сотрудничество учащегося с учителем, сотрудничество школьника с самим собой.

 Организация повторения на уроке  осуществлялась с помощью фронтального опроса учащихся, задания по карточкам.  Связь повторенного с новым материалом была осуществлена с помощью практических заданий.

Формы и методы, используемые на уроке, чередовались в зависимости от этапа урока, соответствуют возрастным и предметным нормам:

- наглядный метод

-  практический метод

- метод проблемного изложения

Ученики активно работали с авторской презентацией, опорным конспектом, участвовали в обсуждении и изучении теоретической основы темы, решении проблемных вопросов.

Первичное закрепление материала происходило в виде задания на  определение видов бизнеса. Контроль за универсальными учебными действиями учащихся осуществлялся с помощью вопросов, заданий, разнообразных форм контроля, на которые большинство детей правильно отвечали.

На этапе закрепления изученного материала, при выполнении заданий учащиеся проявили творчество.

Поставленная цель урока была достигнута. Успешность занятия определили следующие условия: подготовленность учащихся к выполнению практической работы, сотрудничество учителя и учащихся, увлеченность содержанием учебного материала, поисковый характер деятельности и оптимальная форма урока. 

Обстановка на уроке была творческая, дети работали с увлечением. Было сотрудничество учителя с учеником, учитель контролировал работу учащихся, подбадривая их, вселяя уверенность в каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию "Предпринимательство и бизнес"

Открытый урок по обществознанию "Предпринимательство и бизнес". Тип урока комбинированный....

Конспект урока по географии в форме игры. Тема: "Путешествуем по Антарктиде" (7 класс).

Урок-игра по теме "Путешествуем по Антарктиде". Урок можно использовать при обобщении знаний по материку Антарктида....

Конспект урока по теме "Особые формы глагола"

Тип урока: комбинированный. (Обобщение и систематизация по теме «Причастие». Новая тема. Понятие о деепричастии).Форма: интегрированный урок с применением системы мультимедиа.Метод: исследовательский....

Конспект урока на тему "Развитие форм рельефа"

Тема: Развитие форм рельефаЦели: - продолжить формирование мировоззрения о рельефе, как взаимодействии внешних и внутренних сил Земли, о постоянном развитии и изменении природы; -развитие интерес...

Конспект урока по литературе в форме игры "Умники и умницы" по произведению Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту»

Конспект урока по литературе в форме игры "Умники и умницы" по произведению Р. Брэдбери "451° по Фаренгейту" (в соответствии с ФГОС основного общего образования)...

Конспект урока (с использованием активных форм обучения) на тему: ПРОБЛЕМА «DENGLISCH»

Данный урок можно провести со школьниками 10 и 11 лингвистических классов, которые изучают немецкий и английский языки.  Для проведения данного занятия потребуется 2 урока (90 минут). Цели з...

Опорный конспект по теме "Виды и формы бизнеса" 8 класс

Материал может быть использован на уроках обществознания в 8 классах, работающих по программе под редакцией Л.Н.Боголюбова...