Межличностные отношения 6класс
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Куулар Чойгана Амировна

Открытый урок обществознания в 6 «и» классе

Тема: Межличностные отношения

Цель урока: выяснить условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений

Планируемые результаты:

Предметные: описывать межличностные отношения и их отдельные виды

Личностные: вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, идти на взаимные уступки,

Метапредметные:

Регулятивные: научиться выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Познавательные: находить информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе, договариваться с людьми, вырабатывать совместные решения.

Тип урока: урок усвоения нового знания

Основные понятия: межличностные отношения, общение, взаимность, симпатия, антипатия, стереотип, знакомство, приятельство, товарищество, дружба

Межпредметные связи: история, литература, русский язык, основы православной культуры

Методические приемы:

- Словесный.

- Наглядный.

- Практический

Оборудование:  рабочие листы, учебник «Обществознание» Л.Н.Боголюбова

План урока

1.Что такое межличностные отношения

2.Особенности межличностных отношений

3.Виды межличностных отношений

Ход урока:

I. Организационный момент.

Добрый день уважаемые гости и ребята. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания.

Один ни кому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми средствами  прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Каждый из нас хочет того или нет оставляет следы в своей жизни. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться хорошими ответами, тем самым оставит как можно больше следов на уроке.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям,

К уроку готовы?

Тогда за работу, удачи желаю я вам.

II. Актуализация знаний обучающихся

- Ребята. Как назывался первый раздел учебника, изученный нами?

О чем мы узнали из него?

III. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач

Кого мы называем личностью?

А может ли человек родиться личностью?

Как человек становится личностью?

Личностью человек становится в отношениях с другими людьми.

Посмотрите на слайды

Какие отношения между людьми здесь изображены? Чем заняты люди? Что их объединяет? Как называются отношения между личностями?

Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока.

Формулируем цель урока.

Что мы должны с вами узнать? О чем мы будем говорить?

Проблема урока

Может ли человек обойтись без межличностных отношений?

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Назовите несколько ассоциаций со словом «отношения»

Предлагаю вам выяснить: С чего же начинаются отношения между людьми?

А поможет это нам сделать эпиграф урока

«Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть».

Антуан Ривароль( французский писатель)

Парное задание: Обсудите с соседом по парте, как вы понимаете это высказывание.

Вывод

Межличностные отношения начинаются с общения

1 особенность- общение ( записи в рабочих листах)

Задание по группам.

Какие отношения можно назвать межличностными?

Сформулируйте свое определение. А теперь сверьте со словарем.

Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Записи в рабочих листах

Представьте ситуацию, в ваш класс приходит новый ученик, чтобы влиться в коллектив ему необходимо будет узнать о вас побольше. Сможет ли он это сделать, если с вашей стороны не будет взаимного интереса?

Какую следующую особенность вы можете назвать? Подумайте и обсудите в группе. 2 особенность – взаимность (записи в рабочих листах)

Составьте слова, которые начинаются с взаимо.

взаимопомощь,

взаимопонимание,

взаимодействие

взаимовыручка,

взаимоответственность

взаимоуважение

взаиморасположение

Какая группа назовет больше слов?

Все вами названные слова говорят об определенных отношениях между людьми.

Что испытывают люди друг к другу, когда оказывают взаимопомощь, взаимовыручку?

Как можно заменить эти слова, одним словом?

Итак, что же является следующей особенностью межличностных отношений, их основой?

3 особенность – чувства - основа межличностных отношений ( записи в рабочих листах)

Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.

Что такое эмоции? А какие эмоции может испытывать человек?

Задание в учебнике с.51. Разделите перечисленные чувства на две группы: положительные и отрицательные.

Задание по группам:

1,2, 3Группа. Назовите чувства, которые сближают людей.

4,5,6 Группа. Назовите чувства, которые людей разъединяют.

(Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. А отрицательные - антипатию. Мешают межличностным отношениям стереотипы.)

Какие новые понятия вы встретили в тексте? Поработайте с учебником с. 51-52 и приведите примеры с этими понятиями.

Что такое симпатия?

Что такое антипатия?

Что такое стереотип?

На доску вывешиваются листы с этими понятиями.

Попытаемся опровергнуть стереотип: Ребята из 6  класса не любят физкультминутки

Физкультминутка: «Весёлая зарядка»

Межличностные отношения бывают разными. Сейчас мы с вами определим виды межличностных отношений

Обучающиеся заполняют пустые клеточки на доске

Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах. ( знакомство) записи

Назовите круг ваших знакомых

Предполагаемые ответы

Ученики школы, пассажиры автобуса, живущие на одной улице, продавец в магазине

Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…? Приятели. (приятельство) записи
 

Когда возникают приятельские отношения?

Если есть симпатия, когда есть взаимная тяга, стремление к общению, контакту

Мы с приятелем вдвоём замечательно живём

Мы такие с ним друзья, куда он, туда и я.

В классе вы все…? Товарищи.  (товарищество) записи
Что объединяет товарищей? Общая цель, средства и результаты общей деятельности

Великая ценность в жизни, самый высокий уровень межличностных отношений (дружба) записи
Какую следующую важную особенность межличностных отношений мы внесем в схему?

4 особенность- дружба (записи)

V. Первичная проверка понимания изученного

Какой из видов межличностных отношений кажется наиболее ценным и значимым? Почему?

А что в дружбе является самым важным? Умение понять другого, выслушать его.

Кого из литературных героев можно назвать друзьями?

Чук и Гек, Тимур и его команда, Пушкин и Пущин. Какими качествами друга обладал Пущин?

А нужно ли учиться дружить? Бывает ли много друзей?

Работа по группам

Давайте нарисуем словесный портрет друга.

Каким должен быть настоящий друг?

В процессе межличностных отношений люди не просто общаются. Они учитывают определенные правила и формируют тот или иной стиль отношений.

Задания: Определите по рис. стр.56 отношения официальные и личные. Приведите свои примеры.

VI. Обобщение и систематизация

Посмотрите на наши записи. Что является особенностями отношений между людьми?

Чего здесь не хватает?

«Золотого правила нравственности». Кому оно уже знакомо?

Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

Где вы встречали это правило? (христианские заповеди)

Для того, чтобы достичь взаимопонимания, строить взаимоотношения нужно знать определённые правила. Я их для вас специально приготовила, они напечатаны в ваших рабочих листах.

Каждая группа зачитывает по одному правилу.

От кого зависит успех в мире межличностных отношений?

Понравился ли вам урок, принес ли он вам новые знания, эмоции.

Я предлагаю ответить на вопрос необычным способом, составить синквейн.

Составление синквейна по группам на темы:

Дружба

Общение

Чувства

Любовь

VII. Подведение итогов урока

Давайте с вами подведем итоги нашей работы.

Проблема урока: Может ли человек обойтись без межличностных отношений?

Выразите свое отношение к уроку, заканчивая фразу, начало которой я вам предложу:

«Для меня было новым …»;

«Я вижу пользу в том …»

Что вызвало трудности в работе на уроке?

А теперь покажите смайлики, как вы оцениваете свою работу на уроке?

Я довольна нашим уроком, его результатами и получила удовлетворение от нашей совместной работы.

Хочу оценить вашу работу по количеству следов, т. е ваших ответов, оставленных на уроке.

Выставляю оценки Сегодня на уроке активно работали ………., эти ребята получают оценку –

Хочу назвать ребят, чья работа в группах мной также отмечена - …………….

Мойсинквейн о вас

Шестиклассники

Дружные, организованные

Учатся, трудятся, общаются

С уважением относятся друг к другу

Товарищи

VIII. Информация о домашнем задании

Домашнее задание на выбор:

1. § 6 ответить на вопросы рубрики «Проверим себя»

2. Написать небольшой рассказ на тему «Что мешает межличностным отношениям и как это преодолеть?»

3. Рисунок на тему: «Межличностные отношения»

Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу.

Спасибо вам, ребята, за урок! Песня «От улыбки» Поют все.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlisnostnye_otnosheniya_6_kl.docx22.69 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок обществознания в 6 «и» классе

Тема: Межличностные отношения

Цель урока: выяснить условия формирования межличностных отношений, определять виды межличностных отношений

Планируемые результаты:

Предметные: описывать межличностные отношения и их отдельные виды

Личностные: вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения, идти на взаимные уступки,

Метапредметные:

Регулятивные: научиться выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально

Познавательные: находить информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Коммуникативные: организовывать работу в паре, группе, договариваться с людьми, вырабатывать совместные решения.

Тип урока: урок усвоения нового знания

Основные понятия: межличностные отношения, общение, взаимность, симпатия, антипатия, стереотип, знакомство, приятельство, товарищество, дружба

Межпредметные связи: история, литература, русский язык, основы православной культуры

Методические приемы:

- Словесный.

- Наглядный.

- Практический

Оборудование:  рабочие листы, учебник «Обществознание» Л.Н.Боголюбова

План урока

1.Что такое межличностные отношения

2.Особенности межличностных отношений

3.Виды межличностных отношений

Ход урока:

I. Организационный момент.

Добрый день уважаемые гости и ребята. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания.

Один ни кому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми средствами  прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Каждый из нас хочет того или нет оставляет следы в своей жизни. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться хорошими ответами, тем самым оставит как можно больше следов на уроке.

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям,

К уроку готовы?

Тогда за работу, удачи желаю я вам.

II. Актуализация знаний обучающихся

- Ребята. Как назывался первый раздел учебника, изученный нами?

О чем мы узнали из него?

III. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе. Постановка учебных задач

Кого мы называем личностью?

А может ли человек родиться личностью?

Как человек становится личностью?

Личностью человек становится в отношениях с другими людьми.

Посмотрите на слайды

Какие отношения между людьми здесь изображены? Чем заняты люди? Что их объединяет? Как называются отношения между личностями?

Исходя из сказанного, сформулируйте тему урока.

Формулируем цель урока.

Что мы должны с вами узнать? О чем мы будем говорить?

Проблема урока

Может ли человек обойтись без межличностных отношений?

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Назовите несколько ассоциаций со словом «отношения»

Предлагаю вам выяснить: С чего же начинаются отношения между людьми?

А поможет это нам сделать эпиграф урока

«Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть».

Антуан Ривароль( французский писатель)

Парное задание: Обсудите с соседом по парте, как вы понимаете это высказывание.

Вывод

Межличностные отношения начинаются с общения

1 особенность- общение ( записи в рабочих листах)

Задание по группам.

Какие отношения можно назвать межличностными?

Сформулируйте свое определение. А теперь сверьте со словарем.

Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Записи в рабочих листах

Представьте ситуацию, в ваш класс приходит новый ученик, чтобы влиться в коллектив ему необходимо будет узнать о вас побольше. Сможет ли он это сделать, если с вашей стороны не будет взаимного интереса?

Какую следующую особенность вы можете назвать? Подумайте и обсудите в группе. 2 особенность – взаимность (записи в рабочих листах)

Составьте слова, которые начинаются с взаимо.

взаимопомощь,

взаимопонимание,

взаимодействие

взаимовыручка,

взаимоответственность

взаимоуважение

взаиморасположение

Какая группа назовет больше слов?

Все вами названные слова говорят об определенных отношениях между людьми.

Что испытывают люди друг к другу, когда оказывают взаимопомощь, взаимовыручку?

Как можно заменить эти слова, одним словом?

Итак, что же является следующей особенностью межличностных отношений, их основой?

3 особенность – чувства - основа межличностных отношений ( записи в рабочих листах)

Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.

Что такое эмоции? А какие эмоции может испытывать человек?

Задание в учебнике с.51. Разделите перечисленные чувства на две группы: положительные и отрицательные.

Задание по группам:

1,2, 3Группа. Назовите чувства, которые сближают людей.

4,5,6 Группа. Назовите чувства, которые людей разъединяют.

(Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. А отрицательные - антипатию. Мешают межличностным отношениям стереотипы.)

Какие новые понятия вы встретили в тексте? Поработайте с учебником с. 51-52 и приведите примеры с этими понятиями.

Что такое симпатия?

Что такое антипатия?

Что такое стереотип?

На доску вывешиваются листы с этими понятиями.

Попытаемся опровергнуть стереотип: Ребята из 6  класса не любят физкультминутки

Физкультминутка: «Весёлая зарядка»

Межличностные отношения бывают разными. Сейчас мы с вами определим виды межличностных отношений

Обучающиеся заполняют пустые клеточки на доске

Вы только что познакомились с человеком. Он вам стал привлекателен, вы здороваетесь при последующих встречах. ( знакомство) записи

Назовите круг ваших знакомых

Предполагаемые ответы

Ученики школы, пассажиры автобуса, живущие на одной улице, продавец в магазине

Вы не только здороваетесь, но при встрече с удовольствием вступаете в непродолжительный разговор. Теперь вы…? Приятели. (приятельство) записи

Когда возникают приятельские отношения?

Если есть симпатия, когда есть взаимная тяга, стремление к общению, контакту

Мы с приятелем вдвоём замечательно живём

Мы такие с ним друзья, куда он, туда и я.

В классе вы все…? Товарищи.  (товарищество) записи
Что объединяет товарищей? Общая цель, средства и результаты общей деятельности

Великая ценность в жизни, самый высокий уровень межличностных отношений (дружба) записи
Какую следующую важную особенность межличностных отношений мы внесем в схему?

4 особенность- дружба (записи)

V. Первичная проверка понимания изученного

Какой из видов межличностных отношений кажется наиболее ценным и значимым? Почему?

А что в дружбе является самым важным? Умение понять другого, выслушать его.

Кого из литературных героев можно назвать друзьями?

Чук и Гек, Тимур и его команда, Пушкин и Пущин. Какими качествами друга обладал Пущин?

А нужно ли учиться дружить? Бывает ли много друзей?

Работа по группам

Давайте нарисуем словесный портрет друга.

Каким должен быть настоящий друг?

В процессе межличностных отношений люди не просто общаются. Они учитывают определенные правила и формируют тот или иной стиль отношений.

Задания: Определите по рис. стр.56 отношения официальные и личные. Приведите свои примеры.

VI. Обобщение и систематизация

Посмотрите на наши записи. Что является особенностями отношений между людьми?

Чего здесь не хватает?

«Золотого правила нравственности». Кому оно уже знакомо?

Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.

Где вы встречали это правило? (христианские заповеди)

Для того, чтобы достичь взаимопонимания, строить взаимоотношения нужно знать определённые правила. Я их для вас специально приготовила, они напечатаны в ваших рабочих листах.

Каждая группа зачитывает по одному правилу.

От кого зависит успех в мире межличностных отношений?

Понравился ли вам урок, принес ли он вам новые знания, эмоции.

Я предлагаю ответить на вопрос необычным способом, составить синквейн.

Составление синквейна по группам на темы:

Дружба

Общение

Чувства

Любовь

VII. Подведение итогов урока

Давайте с вами подведем итоги нашей работы.

Проблема урока: Может ли человек обойтись без межличностных отношений?

Выразите свое отношение к уроку, заканчивая фразу, начало которой я вам предложу:

«Для меня было новым …»;

«Я вижу пользу в том …»

Что вызвало трудности в работе на уроке?

А теперь покажите смайлики, как вы оцениваете свою работу на уроке?

Я довольна нашим уроком, его результатами и получила удовлетворение от нашей совместной работы.

Хочу оценить вашу работу по количеству следов, т. е ваших ответов, оставленных на уроке.

Выставляю оценки Сегодня на уроке активно работали ………., эти ребята получают оценку –

Хочу назвать ребят, чья работа в группах мной также отмечена - …………….

Мойсинквейн о вас

Шестиклассники

Дружные, организованные

Учатся, трудятся, общаются

С уважением относятся друг к другу

Товарищи

VIII. Информация о домашнем задании

Домашнее задание на выбор:

1. § 6 ответить на вопросы рубрики «Проверим себя»

2. Написать небольшой рассказ на тему «Что мешает межличностным отношениям и как это преодолеть?»

3. Рисунок на тему: «Межличностные отношения»

Улыбнулись друг другу и поблагодарили за работу.

Спасибо вам, ребята, за урок! Песня «От улыбки» Поют все.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные отношения в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей.

Важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды....

Развитие межличностных отношений у детей младшего школьного возраста через использование игровых форм работы

Становление ребенка как личности происходит в коммуникативных играх, где моделируются человеческие взаимоотношения, существующие в сообществах взрослых людей. В ролевых играх, по мнению известно...

Конспект урока по обществознанию на тему: "Межличностные отношения" 8 класс

Урок «Межличностные отношения» способствует помочь восьмиклассникам лучше уяснить свое место в системе многообразных связей с ближайшим окружением, знакомит учащихся с особенностями и видами межличнос...

Посткросинг как способ формирования толерантного отношения в межличностных отношениях у подрастающего поколения

Данная тема имеет практическую значимость, на базе МБОУ Заларинская СОШ№1 БЫЛ ПРОВЕДЁН ЭКСПЕРИМЕНТ. Группа учащихся была объединена общим хобби, которое носит название посткроссинг.Это обмен открыткам...

общество_6класс_конфликты в межличностных отношениях 2 урок

общество_6класс_конфликты в межличностных отношениях 2 урок...

Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс

Флипчарт "Контрольная работа по обществознанию "Межличностные отношения и межличностные конфликты" 6 класс...

Тест "Межличностные отношения ".6класс

Тест к уроку обществознания в 6классе " Межличностные отношения"...