Разработка открытого урока по обществознанию на тему «Одноклассники, сверстники, друзья»
методическая разработка по обществознанию (5 класс)

Разработка открытого урока по обществознанию на тему

«Одноклассники, сверстники, друзья»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 2

Разработка открытого урока по обществознанию на тему

«Одноклассники, сверстники, друзья»

(5 класс)

                                                                       Разработала учитель

                                                                       истории и обществознания

                                                                       Цапина И.В.

г. Усмань, 2018

Цели и задачи урока:

  • Познакомить уч-ся с понятиями сверстники, одноклассники, друзья, товарищи, приятели, раскрыть их значение;
  • показать  значение социальных связей, формирующихся в процессе обучения как деятельности значимой для дальнейшего самоопределения личности;
  • способствовать рефлексии собственного стиля и форм общения с одноклассниками и др. людьми;
  • создать условия для совершенствования опыта взаимодействия в классном коллективе;
  • развивать личностные УУД: умение следовать морально-этическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к другим людям; умения обращать внимание на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку.
  • Развивать метапредметные УУД: работа в группах,  высказывать свою позицию, используя ПОПС-формулу.
  • Развивать предметные УУД:  применять полученную информацию в новых условиях.

Характеристика основных видов деятельности ученика:

После проведения урока уч-ся смогут:

- использовать элементы причинно-следственного анализа  при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями;

- иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека;

- оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

План урока:

  1. Класс как коллектив сверстников.
  2. Отношения в классе – какие они?
  3. Школьная дружба.
  1. Актуализация знаний:                   10 мин.
  1. Что такое образование?  В каких учебных заведениях человек получает образование?

2)Как вы понимаете пословицу: «Учиться – одно, научиться – другое»?

     3) Сообщения уч-ся о школе, в которой учились родители. (Зад.1 из практикума учебника на стр. 71)

       4)Чем школа ваших родителей отличается от нашей, современной?

Изучение нового материала:

Вступительное слово учителя:

Как мы видим, школа – это не только знания, но и отношения между одноклассниками, общение, взаимопомощь.

(Рассказ учителя о Л.С. Понтрягине, материал на стр. 65 учебника, в рубрике «Жил на свете человек»)

«Учился в одной школе Лёва Понтрягин, в 14 лет он ослеп, операции не помогли, и Лёва навсегда остался в темноте. Он перестал ходить в школу, а родители переживали настоящее горе. Но тут на помощь Лёве пришли одноклассники: они стали помогать ослепшему товарищу. У родителей появилась надежда и они стали приводить Лёву в школу, а там его окружали заботой друзья. Сосед по парте вполголоса рассказывал, что написано на доске, какие опыты показывает учитель. Каждый вечер ребята делали с Лёвой уроки, читали ему книги. Он научился писать при помощи листа картона, в котором была прорезана узкая щель, а потом ему купили печатную машинку и он  научился быстро печатать. Друзья проводили с ним и свободное время: ходили на каток, в театр, на концерты.С помощью верныхдрузей Лёва не только с отличием окончилшколу, но и поступил в Московский университет. И здесь нашлись товарищи, которые помогали ему учиться. Лёва оказался талантливым математиком и в 27 лет стал профессором, а позднее -  академиком».

Вопрос классу:

1) Как вы думаете, что помогло Л.С. Понтрягину стать достойным человеком?

(уч-ся делают вывод – сила воли и помощь одноклассников)

2) Какие слова я употребляла, заменяя слово «Одноклассники»? (товарищи, друзья)

3) Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня? («Одноклассники, сверстники, друзья»)

Определение цели и задач урока.

Давайте попробуем определить кто же такие одноклассники, чем они отличаются от сверстников?        

  • Одноклассники – ребята, которые учатся в одном классе.
  • Сверстники – люди одного возраста, живущие в разных местах. Толковый словарь Д.Н. Ушакова определяет слова «сверстник» и «ровесник» следующим образом: человек одинакового с кем-нибудь возраста, однолеток (от слова «верста», означавшего в старину так же и «возраст»). Но обратите внимание – слово «ровесник» пишется без буквы «Т»
  • В языке русских писателей 19 века употреблялось ещё одно понятие – однокашник в значении «старый школьный товарищ». В сельских школах существовал обычай, по которому при переходе из младшего класса в старший,  уч-ся приносили в школу горшки с кашей, её вместе съедали. А на прощание с остающимися в младшем классе, разбивали горшки
  1. Работа с текстом учебника.    10 мин.

О том, кто такие друзья и товарищи прочитаем в учебнике на стр.68 «Какой ты, друг?» ( Чтение «по цепочке»)

Выполнение задания на стр. 70, зад.3

Учитель:

Пословица – это обобщённый в образной форме опыт народа.  Объясните им смысл наших пословиц:

  • Приятелей много, да друга нет.
  • Верный друг лучше сотни слуг.
  • Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  • Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель:

Ребята, а всегда ли надо говорить правду в глаза? Ведь  правдой можно и обидеть, не зря ведь говорят: «Гору ветер рушит, а людскую дружбу – слово». Нет ли тут противоречия? Какую правду можно сказать другу?
(уч-ся делают вывод, что нельзя говорить о физических недостатках, которые человек не в силах исправить. Это может обидеть. А о поступках, которые совершает сам человек – можно, для того, чтобы сделать друга лучше)

Учитель:

Многие люди считают, что дружба рождается в школе, в классе. Пример тому – лицеистская дружба А.С.Пушкина и его одноклассников. Так ли это? Как вы думаете, у нас дружный класс или нет?

  1. Групповая работа.     10 мин.

( Идёт работа по группам по 4 человека. Одни обсуждают вопрос «Мы считаем, что у нас дружный класс…», другие – «Мы считаем, что у нас не дружный класс…», 5 мин. Работа по ПОПС – формуле, которая написана на доске.)

П - позиция («Я считаю, что…»)
О – объяснение («Потому, что…»)
П – пример («Я могу доказать это на примере…»)
С – следствие или суждение (« Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»)      (выступления групп)

4.Игра  «Угадай чья рука»    5 мин.

В каждом классе бывает всякое: вы ссоритесь и миритесь, обижаете других и обижаетесь сами, но такое бывает от того, что люди не всегда хорошо знают друг друга.  А вы хорошо знаете друг друга?

 Есть такое выражение «рука друга». Что оно означает?

Касание рук - древнейший жест, сообщающий очень много собеседникам без единого слова. По тому, насколько сильным и долгим является рукопожатие, можно определить чрезвычайно много. Его длительность пропорциональна теплоте отношений, близкие друзья или люди, давно не видевшие друг друга и радующиеся встрече могли совершать горячее рукопожатие не одной рукой, а обеими. Старший обычно первым протягивал руку младшему - это было как бы приглашением того в свой круг. Рука обязательно должна быть "голой" - это правило сохранилось и до наших дней. Открытая рука свидетельствует о доверии.

(Игра «Угадай, чья рука?»   - 6-7 человек протягивают руку, а водящий с завязанными глазами по рукопожатию определяет, чья это рука.)

Ребята, а почему в классе бывают ссоры, неприязненные отношения? Что мешает дружбе в классе? (обидные слова, насмешки, клички, обиды друг на друга)

(Чтение текста «Слово не воробей» стр.66 в учебнике; работа с иллюстрацией на стр. 67 «Спорщики»)

Учитель:

А можно ли сделать так, чтобы наш класс стал дружнее? Что для этого нужно?

 ( внимательное отношение друг к другу, умение видеть в людях не только плохое, но и хорошее)

Подумай о своих отношениях с одноклассниками. Что тебе нравится, а что обижает и огорчает? Как ты относишься к своему соседу по парте? К ребятам, которые хорошо учатся?  К девочкам -одноклассницам? К мальчикам -одноклассникам?

  1. Игра « Волшебный стул»     5 мин.

(Игра «Волшебный стул» - учитель предупреждает, что у него есть волшебный стул. У того, кто на него садится, становятся видны все его хорошие качества и черты характера,  надо только внимательно посмотреть. На стул садится ребёнок, а остальные стараются рассмотреть в нём хорошее. Вслух называются только достоинства.)

5.Рефлексия настроения и эмоционального состояния.  5мин.

Учащимся предлагается выбрать и унести с собой сердечки разных цветов, которые соответствуют их настроению на сегодняшнем уроке. Можно подарить своё сердце другу!

Подведение итогов.

-Что больше всего запомнилось с урока? Что понравилось на уроке? Какие можно сделать выводы?

Оценки.

Домашнее задание: параграф 8, зад.3 стр.72, презентация «О нас и нашем классе» - творческие группы по желанию.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по обществознанию по теме: Одноклассники, сверстники, друзья.

конспект урока по обществознанию для 6 класса Одноклассники, сверстники, друзья...

Урок обществознания в 5 классе по теме: "Одноклассники, сверстники, друзья"

Данный урок разработан в соответствии с темой и возрастными особенностями учащихся.  Учащимся предлагаются занимательные вопросы, упражнения.  На уроке использовалась презентация, как сопров...

интегрированный урок обществознания с психологией "Одноклассники, сверстники, друзья" 6 класс

Урок обществознания, интегрированный с психологией, предстваляет собой групповое занятие в командах по теме "Одноклассники, сверстники, друзья". Урок для 6 класса....

5 кл Тема.Одноклассники,сверстники,друзья (дружба)

Работа с пословицами о дружбе.Объяснение понятия "дружба".Составление памятки....

Разработка открытого урока по обществознанию по теме "Общение"

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.Задачи:•           Обучающая: Способствовать углублению знаний уча...

Презентация к уроку обществознание 5 класс "Одноклассники, сверстники, друзья"

Презентация предназначена к уроку "Одноклассники, сверстники, друзья"...