Школьная олимпиада по обществознанию , 9 класс
олимпиадные задания по обществознанию (9 класс)

Задания I тура олимпиады по обществознанию  для обучающихся  9 класса. Работа  состоит из 11 разноплановых заданий и рассчитана на 90 минут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

2020-2021 учебный год

Обществознание. 9 класс

Время выполнения - _90_ минут                Максимальное количество баллов -74

Задание 1. Выберите ОДИН правильный ответ. Ответы занесите в таблицу.

1. Что из перечисленного является примером реальной социальной группы?

1) пенсионеры

2) участники психологического тренинга

3) писатели детективных романов

4) пациенты, состоящие на учете в диспансере

5) покупатели косметики «Золушка»

2. Хунта – это:

1) политическое объединение времен Гражданской войны в Испании

2) разновидность однопартийного режима

3) название идеологии сторонников А. Пиночета

4) разновидность правления военных

5) разновидность демократии в латиноамериканских странах

3. Нормы права в отличие от других социальных норм:

1) рассчитаны на многократное применение

2) регулируют общественные отношения

3) основываются на религиозных доктринах

4) обязательны для всех членов общества

5) основываются на общественном мнении

4.  Ранняя форма религии, сущностью которой является поклонение неодушевленным предметам, обладающим сверхъестественными свойствами:

1) анимизм

2) фетишизм

3) тотемизм

4) магия

5) экзорцизм

5. Для какой стратегии взаимодействия в конфликте характерны совместные пассивные действия сторон?

1) соперничество

2) сотрудничество

3) компромисс

4) избегание

5) приспособление

6. Рост спроса на детские игрушки мог быть вызван:

1) открытием новых магазинов  детских игрушек

2) увеличением рождаемости

3) падением доходов населения

4) отменой ранее существовавших субсидий для семей с детьми

5) снижением качества производимых детских игрушек

7. По выражению Августина, «человек - это ...»

1) дитя природы

2) существо греховное по своей природе

3) существо по природе своей благое

4) животное общественное

5) сын божий

8. Для Российской Федерации характерны следующие уровни разделения властей:

1) законодательная, исполнительная, федеративная

2) законодательная, исполнительная, судебная

3) законодательная, судебная, представительная

4) законодательная, исполнительная, надзорная

5) законодательная, федеральная, судебная

9.  Каково соотношение института и отрасли права?

1) институт включает в себя отрасль права

2) институт входит в отрасль права

3) институт является признаком отрасли права

4) отрасль права является признаком правового института

5) это тождественные понятия

10.  Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому :

1) от рождения

2) с 7 лет

3) с 14 лет

4) с 16 лет

5) с 18 лет

11.  К фактору производства «труд» относится:

1) плодородная почва

2) уставный капитал фирмы

3) газопровод

4) способности менеджера фирмы

5) программное обеспечение

12.  Термин «олигархия» буквально переводится с греческого как:

1) «власть самых богатых»

2) «власть немногих»

3) «власть знатнейших»

4) «власть избранных»

5) «несправедливая власть»

13.  В России, согласно действующей Конституции, Президент избирается на:

1) 4 года

2) 5 лет

3) 6 лет

4) 7 лет

5) 10 лет

14. Доход, получаемый собственником от использования земли, называется:

1) пошлиной

2) прибылью

3) рентой

4) дивидендом

5) заработной платой

Ответ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1балл за верный ответ.

Максимум за задание  14 баллов

Задание 2. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.

1. Выберите из списка названия определенных фаз экономического цикла:

1) сецессия

2) рецессия

3) депрессия

4) диверсификация

5) подъем

2. Выберите из списка большие социальные группы:

1) семья

2) сословия

3) общественные классы

4) этнические общности

5) школьный класс

3. Выберите характерные черты молодежной субкультуры:

1) конформизм

2) вызов ценностям взрослых

3) культ знаний

4) повышенное внимание к культуре досуга

5) радикализм

4. Определите признаки правового государства:

1) взаимная ответственность гражданина, общества и государства

2) наличие конституции

3) принцип разделения властей

4) верховенство права над институтами власти

5) законотворческая деятельность

Ответ:

1

2

3

4

2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан одни из верных ответов или наряду с указанными всеми верными ответами приводится один неверный).

Максимум за задание  8 баллов

Задание 3. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет».  Ответы занесите в таблицу.

1. В трудовую книжку заносится информация о наградах и поощрениях, но не заносятся дисциплинарные взыскания.

2. В отличие от учебной, трудовая деятельность предполагает обязательное наличие определённой квалификации.

3. Тип темперамента задан биологически, но социализируется в ходе жизни человека.

4. Наличие собственных вооружённых сил является признаком, присущим любому государству.

5. Гражданин N, работающий летом аниматором на туристическом курорте и потерявший работу с началом осени, является циклическим безработным.

6. В большинстве современных государств существует нерегулируемая государством свободная рыночная экономика.

Ответ:

1

2

3

4

5

6

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 4. Соотнесите форму познания и её особенность. Ответы занесите в таблицу.

ОСОБЕННОСТЬ:                                                               ФОРМА ПОЗНАНИЯ:

А) знания является побочным продуктом                        1) миф

практической деятельности                                               2) наука

Б) знания существуют в форме                                         3) обыденное знание

художественных образов                                                  4) искусство

В) знания раскрываются в процессе

повествования

Г) знания направлены на выработку и

систематизацию объективных знаний о

действительности

Ответ:

А

Б

В

Г

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 5. Установите соответствие между историческими примерами и типами легитимности, которым они соответствуют. Ответы занесите в таблицу. 

ПРИМЕР:

 А) власть императора Александра II

Б) избрание Д. Трампа   президентом   США

В) власть М. Робеспьера во время Великой   Французской революции

Г) власть королевы Елизаветы II в Англии

Д) командование Жанной д̕ Арк французским войском во время Столетней  войны

ТИП ЛЕГИТИМНОСТИ:

1) традиционная               2) харизматическая           3) рационально-легальная

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 6.  Установите соответствие между категориями населения и примерами, которые к ним относятся. Ответы занесите в таблицу. 

ПРИМЕР:

А) Шахтёр, уволен в связи с закрытием  нерентабельной шахты.

Б) Анна Ивановна уволилась из бухгалтерии, намереваясь устроиться на работу с более гибким графиком, чтобы нянчить внуков.

В) Женщина, находившаяся в отпуске по уходу за ребёнком, решила стать домохозяйкой.

Г) Слесарь, больной бронхитом, оформил больничный лист.

КАТЕГОРИЯ НАСЕЛЕНИЯ:

 1) занятые                                              2) фрикционные безработные  

3) структурные безработные                4) нерабочая сила

Ответ:

А

Б

В

Г

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 4 балла.

Задание 7.  Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию:

1. Авторский гонорар, квартальная премия, заработная плата, контрибуция, дивиденды по акциям.

Ответ – _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2. Брахманы, баптисты, кшатрии, вайшьи, шудры.

Ответ – _______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего)

Максимум за задание  4 балла

 

Задание 8. Заполните пропуск в приведенном высказывании:

 «Гражданин должен платить …….. с тем же чувством, с каким влюбленный дарит своей возлюбленной подарки». (Новалис)

Пропущенное понятие  – ________________________________________________________.

Дайте определение данного понятия.

Ответ – _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

1 балл за  правильное понятие, 2 балла  определение.

Максимум за задание  3 балла

Задание 9. Решите задачу.

14-летний Евгений нашел в интернете вакансию курьера издательства. Мама разрешила ему работать в свободное от учебы время, а отец своего согласия не давал, так как в это время уехал на стажировку на несколько месяцев. Может ли Евгений устроиться на работу? Ответ обоснуйте. ___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

1балл за верный ответ.  До 3 баллов за объяснение.

Максимум за задание 4 балла

Задание 10. Решите задачу.

 Иван Иванович является постоянным клиентом магазина «Очень весёлый молочник» на протяжении полугода. Каждый раз, когда Иван Иванович приходит в магазин (это случается 5 раз в месяц), он совершает покупку на 500 рублей, и каждый раз ему предлагают зарегистрировать карту магазина, которая позволяет накапливать 10 % от суммы покупок на специальный счёт (чего он, конечно же, не делает). Сколько бы денег было на этом счету у Ивана Ивановича, если бы он согласился зарегистрировать карту при своём первом посещении магазина? Приведите необходимые расчёты.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

3 балла за верный ответ с приведёнными расчетами. Ответ без приведённых расчетов – 0 баллов.

Задание 11. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Своей книгой я как раз и хотел исправить катастрофическое зло, причинённое публикацией моих записок. До её официального выхода в свет оставалось полтора месяца, Рой Барнаски был взвинчен до предела и звонил мне по нескольку раз на дню, чтобы поделиться своим возбуждением.

 ‒ Всё идеально! ‒ восклицал он во время одного из наших разговоров. ‒ Момент для продаж выбран идеальный! Это прокурорское заключение подоспело так вовремя, вся эта суматоха ‒ невероятная удача, потому что через три месяца президентские выборы, и всем уже будет наплевать и на вашу книгу, и на эту историю. Знаете, информация ‒ это безграничный поток в ограниченном пространстве. Масса информации возрастает по экспоненте, но время, которое человек ей уделяет, весьма невелико, и растянуть его нельзя. Большинство смертных посвящают новостям, ну, от силы час в день. По утрам минут двадцать ‒ бесплатная газета в метро, полчаса ‒ интернет в офисе, и минут пятнадцать CNN перед сном. А материала, чтобы заполнить этот отрезок времени, бесконечно много! В мире происходит куча всякой дряни, но о ней не говорят, потому что нет времени. Понимаете, нельзя говорить одновременно про Нолу Келлерган и про Судан, времени нет. Внимание ограничено пятнадцатью минутами CNN по вечерам. Потом люди хотят смотреть сериал. Жизнь ‒ это вопрос приоритетов.

 ‒ Вы циник, Рой, ‒ отозвался я.

 ‒ Нет, о господи, нет! Перестаньте обвинять меня во всех пороках! Просто я реалист. А вы ‒ мягкий и трепетный любитель бабочек, мечтатель, кочующий по полям и лугам в поисках вдохновения. Вы можете написать мне шедевр про Судан, но я его не напечатаю. Потому что людям на этот Судан наплевать! Им на-пле-вать! Ну да, вы можете считать меня мерзавцем, но я только реагирую на спрос. Насчёт Судана все умывают руки, и всё. Сегодня все и всюду говорят про Гарри Квеберта и Нолу Келлерган, и надо ловить момент: через пару месяцев будут говорить про нового президента, и ваша книга перестанет существовать. Но мы продадим её столько, что вы вполне сможете жить припеваючи в новом доме на Багамах.

Возразить было нечего: Барнаски обладал настоящим даром заполнять медийное пространство. Все уже говорили о книге, и чем больше было разговоров, тем сильнее он подогревал их рекламными кампаниями. «Дело Гарри Квеберта», книга на миллион долларов, ‒ так её представляли в прессе. И я понял, что астрономическая сумма, которую он мне предложил и по поводу которой шумела пресса, была на самом деле инвестицией в рекламу: вместо того чтобы тратить эти деньги на промоакции и афиши, он с их помощью разжигал всеобщее любопытство. Впрочем, когда я задал ему этот вопрос, он не стал отнекиваться и изложил мне свою теорию на этот счёт: по его мнению, распространение интернета и социальных сетей коренным образом изменило правила торговли.

‒ Представьте себе, Маркус, сколько стоит один рекламный щит в ньюйоркском метро. Целое состояние. Люди платят кучу денег за афишу, срок жизни которой весьма ограничен и которую увидит весьма ограниченное количество людей: ведь нужно, чтобы все эти люди оказались в Нью-Йорке и сели в метро на этой самой остановке на этой самой линии в определённое время. А теперь достаточно лишь так или иначе вызвать интерес, создать, так сказать, шумиху, buzz, чтобы о вас заговорили, а дальше можно положиться на людей, которые расскажут о вас в социальных сетях, ‒ и вы получаете в своё распоряжение безграничное и бесплатное рекламное пространство. Люди по всему миру, сами того не подозревая, обеспечивают вам рекламу в мировом масштабе. Правда, невероятно? Пользователи «Фейсбука» ‒ просто те же людибутерброды, только работают бесплатно. Глупо было бы их не использовать.

 Задания: 

1. Как характеризует автор изменение передачи и восприятия информации в современном мире? Приведите четыре положения.

 (По 2 балла за каждое приведённое положение. Всего 8 баллов)

2. Чем с экономической точки зрения является информация в современном обществе? Приведите цитату из текста, подтверждающую это.

 (1 балл за характеристиу информации , 2 балла – за цитату. Всего 3 балла.)

3. Каким образом распространение интернета и социальных сетей изменило подход к рекламе товаров? Приведите два положения из текста.

(По 2 балла за каждое приведённое положение. Всего 4 балла.)

 4. Для какого типа общества характерны описанные автором проблемы? Назовите три особенности данного типа общества, не названные в тексте.

(1 балл за верно названный тип общества. По 1 баллу за каждую названную особенность. Всего 4 балла.)

 Максимум за задание 19 баллов.

 1. Ответ: __________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

 2. Ответ: __________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

3. Ответ: __________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________

       4. Ответ: __________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к школьной олимпиаде по обществознанию 7-8класс.

тестовые задания к школьной олимпиаде по обществознанию 7-8 класс...

Школьная олимпиада по обществознанию 5 класс

Задания олимпиады составлены для проведения в 5 классе школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию, с учетом введения нового предмета по новым стандартам....

Школьная олимпиада по обществознанию

Школьная олимпиада по обществознанию для 9 класса...

Школьная олимпиада по обществознанию.

Школьный тур олимпиады по обществознанию .10 класс...

школьные олимпиады по обществознанию, праву, истории 2015-2016 учебного года

Подготовка одарённых детей к предметным олимпиадам - это сложный и кропотливый этап. А первой ступенью для учеников становиться школьный этап. Предлагаю олимпиадные задания для 11 класса по обществозн...

Задания школьной олимпиады по обществознанию 10-11 классы

Этот материал может быть использован для работы с наиболее мотивированными  к изучению обществознания учениками...

Результаты всероссийской школьной олимпиады по обществознанию 2019-2020 ШЭ

Результаты всероссийской школьной олимпиады  по обществознанию 2019-2020 ШЭ 7класс....