Компетентностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального образования
статья по обществознанию

Кошеленко Ирина Петровна

В данной статье подчеркивается роль гуманитарных дисциплин  в системе среднего профессионального образования. Указываются компетенции, которые осваиваются студентами в процессе изучения истории и обществознания, а также механизм реализации этих компетенций

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kompetentsiy_statya.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Компетентностный подход в  преподавании гуманитарных дисциплин в  системе среднего профессионального образования

                                                                                             Автор: Кошеленко И.П.

                                                                                  БУ «Югорский политехнический колледж»

Модернизация  среднего профессионального образования опирается на один из главных критериев оценки ресурсных составляющих человеческого потенциала – компетентность.

Компетентность – непосредственный результат образования, выражающийся в том, что студенты овладевают определенным набором способов деятельности. Компетенция в образовании – совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению какой-либо деятельности.

Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций позволят повысить конкурентноспособность выпускника СПО на рынке труда. Поэтому новое поколение стандартов разрабатывается на модульно – компетентностной основе, при этом ключевым принципом выступает ориентация на цели, имеющие большое значение для сферы труда.

Цель гуманитарной подготовки студентов учреждений СПО – сформировать личность с высоким уровнем общей культуры и профессионализма, свободно ориентирующуюся в системе современного знания о природе, обществе, человеке, способную к выбору стратегии последующего непрерывного образования и образа жизни в соответствии с нормами морали, гражданского долга и ответственности.

В процессе разработки модели формирования ключевых профессиональных компетенций в ходе преподавания гуманитарных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования определены следующие основные аспекты разработки модели:

- актуализация гуманитарного образования в контексте глобализации образования

- необходимость компетентностного подхода в профессиональной подготовке  будущих специалистов среднего звена в соответствии с образовательными стандартами третьего поколения.

- интеграция профессиональной и гуманитарной подготовки

         Развитие студента как компетентной личности происходит путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учебная деятельность, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

История,  обществознание, право как общественные науки обладают широким спектром возможностей для формирования общих компетенций.

В процессе преподавания истории и обществознания предполагается освоение следующих компетенций:

Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний

Познавательные компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, творческое решение  учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

Коммуникативные компетенции: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания

Рефлексивные компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности

      Научить студента быть деятельным возможно, исходя из шести компонентов: цель, мотив, средства, действия, результат, оценка.

    Свою задачу в формировании общих компетенций вижу в следующем: на занятиях по общественным дисциплинам подготовить студентов к восприятию материала по специальным дисциплинам.

На уроке применяю методы и приемы, обеспечивающие компетентностный подход в обучении:

- развитие мыслительной активности (создание проблемной ситуации и интеллектуального затруднения, конкретизация теоретического материала)

- развитие умений и навыков в общеучебной и будущей деятельности (формирование аналитического мышления путем анализа статистических данных таблиц, карт, документов, схем, диаграмм; использование типовых планов характеристик; обучение не только методам комплексного использования картографического материала, но и методам его обработки и анализа; формирование умения делать выводы и осуществлять простейшее прогнозирование.)

- формирование готовности студента к самооценке, саморазвитию, самоконтролю (используем такие приемы, как выполнение тестовых заданий; взаимоконтроль в парах при выполнении заданий на знание понятийного аппарата; работа по оценочным листам для само- и взаимоконтроля; работа с использованием различных образцов – ответов, выполнения практических заданий, анализа таблиц и др.)

Формирование готовности к взаимодействию и сотрудничеству (использование различных приемов организации работы в парах; группах, включение элементов игр); обучение под руководством консультанта рецензированию, оппонированию

    Таким образом, компетентностный подход к обучению в системе профессионального образования позволяет решить одну из основных задач СПО – повышение качества подготовки будущих специалистов.

Использованная литература:

1. Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. - Педагогика, 2003, №10.2. Якушин Е.В. Мультимедийные и интерактивные возможности современного урока.// Народное образование. – 2012. – № 2.

2. Ильязова М.Д. Компетентность, компетенция, квалификация – основные направления современных исследований. - Научные исследования в образовании, 2008, № 1.

3. Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., Национальный фонд подготовки кадров, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульно-компетентностный подход в преподавании дисциплин профессионального цикла

Статья моудльно-компетентностное обучение в преподавании специальных дисциплин строительного профиля...

Рабочая программа по дисциплине "Химия" для всех специальностей среднего профессионального образования технического профиля с получением среднего общего образования

Данная рабочая программа разработана на основе прмерной программы по дисциплине "Химия", рекомендованной и утверждённой Федеральным государственным автономным учреждением "Федеральный институт развити...

Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 21.02.03 Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ

Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....

Рабочая программа учебной дисциплины общего гуманитарного социально-экономического профиля ОГСЭ.04 Физическая культура по специальности среднего профессионального образования: 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт двигателей систем и агрегатов

Основу программы составляет содержание, соответствующее требованиям Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня....

компетентностно – ориентированный подход как методологическая основа при проектировании метапредметных занятий в среднем профессиональном образовании

Статья посвящена особенностям реализации компетентностного подхода в системе среднего профессионального образования на современном этапе. Автором также описаны особенности проектирования метапредметно...

Реализация компетентностного подхода в среднем профессиональном образовании

Статья подготовлена для участия в Открытой региональной научно-практической конференции "Колледж XXI века - опыт, компетенции, проекты".Выходные данные:Бирбаева Я.Ж., Гармаева Э.Б., Дамбаева...