Практическое занятие по теме: «Права и свободы человека и гражданина»
методическая разработка по обществознанию (11 класс)

Мосина Екатерина Александровна

Практическое занятие по теме: «Права и свободы человека и гражданина» в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_chel_i_gr.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории по теме «От февраля к октябрю 1917 года».

Цель: сформировать представление о Февральской революции, показать                    

          своеобразие и противоречие в развитии политических процессов от        

          февраля к октябрю; уяснить причины краха буржуазно – либеральной

          альтернативы и победы леворадикальных сил.

Основные

знания:       - причины Февральской революции;

                    - причины установления и суть двоевластия;

                    - приоритеты новой власти;

                    - кризисы Временного правительства;

                    - коалиционные правительства;

                    - эволюция тактической линии большевиков

Основные

понятия:     - двоевластие;

                    - Временное правительство

                    - «Корниловский мятеж»;

                    - большевизация Советов.

                                                  План урока:

  1. Причины революции
  2. Хронограф событий февраля 1917 года
  3. Двоевластие и его причины
  4. Работа Петроградского Совета
  5. Мероприятие Временного правительства
  6. Политический дебют большевиков
  7. Кризисы Временного правительства
  8. Выступление Корнилова
  9. Приход к власти большевиков
  10.  Вывод
  11.  Подача домашнего задания и комментарий к нему

                                                  Этапы урока:

  1. Организационный
  1. Настроить учащихся на урок (сложность темы, ее значимость в    

     изучении курса Отечественной истории)

2.  Познакомить учащихся с критериями оценки результатов деятельности  

     (критерии прилагаются для каждой рабочей группы)

3.  Напомнить о структуре и порядке заполнения рабочей карточки урока  

     (карточки у каждого ученика)

  1. Проверка домашнего задания

   Учитель: Чтобы получить представление о Февральской революции, её    

                     причинах, нам необходимо вспомнить о событиях Первой

                     русской революции 1905 – 1907 гг.

                     Каждая группа получает задание – диаграмму, которую

                     необходимо привести в соответствие.

                                Развитие революции в 1905 году.

Учитель: Чтобы привести в полное соответствие знания о революции

                1905 г. , подготовить вас для изучения нового материала,  

                проводим фронтальный опрос.

                Вспомните:  1.Причины революции 1905 г. (ответ учащихся:

                 -пережитки крепостничества;

                 -сохраняющееся крупное помещичье землевладение;

                 -крестьянское малоземелье;

                 -рабочий вопрос;

                 -отсутствие демократических свобод).

                 2 Характер революции, задачи революции (ответ учащихся:

                 -крестьянская, буржуазно-демократическая. Задачи:

                 -свержение самодержавия;

                 -ликвидация помещичьего землевладения;

                 -уничтожение сословного строя;

                 -установление демократической республики).

                 Были ли эти задачи выполнены? ответ учащихся: (нет)

3 Итоги революции (главный итог: революция заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы и вплотную заняться аграрным вопросом. Появился первый русский парламент – Государственная дума. Появились,

хотя и ограниченные, демократические свободы: право голоса, свобода собраний, образования партий)

  1. Изучение нового материала.

  Форма работы (самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и документами)

Учитель: Первая русская революция оказала существенное воздействие на политическое положение в стране. Царизм уже не мог управлять страной по-старому. Февраль 1917 года, продолжая дело 1905 года, нанес второй и на этот раз смертельный удар царизму.

  Задание всем группам:

Познакомиться с материалом учебника (стр. 128 – 129 раздел «Начало». Внимательно рассмотрите хронограф февральских событий 1917 года и сформулируйте причины революции. Чем они отличались и чем схожи с причинами революции 1905 года?

  Обратная связь (на доске написаны причины революции 1917 года, но они прикрыты плакатом «Хронограф февраля». Учащиеся формулируют причины, каждая группа оглашает. Сравнивает с эталоном на доске, ставят себе оценку в оценочный лист ).

                                              Причины:

  1. Ухудшение положения народа
  2. Обострение социально – экономических противоречий, вызванных войной.
  3. Нерешенность аграрного вопроса
  4. Недовольство политикой царизма

                  Хронограф событий февраля 1917 года.

18 февраля 1917 г.  – забастовка рабочих Путиловского завода

23 февраля 1917 г. – массовые выступления в столице, демонстрация  

                                    женщин

25 февраля 1917 г. – Всеобщая политическая стачка.

26 февраля 1917 г. – массовый переход солдат на сторону демонстрантов.

27 февраля 1917 г. – захват восставшими Петропавловской крепости.

1 марта 1917 г. –       объединение Петроградского совета рабочих    

                                    депутатов с временным комитетом Государственной  

                                    думы и  образование Временного правительства  

                                    (глава князь Львов).

2 марта 1917 г. -        Отречение Николая II от престола (работа с  

                                    учебником стр. 131-132.

Двоевластие- система управления, сложившаяся в ходе февральской революции 1917 года., когда важнейшие государственные вопросы решались соперничавшими органами власти – Временным правительством и Советами.

Причины двоевластия -учащиеся работают самостоятельно.

             Выступление генерала Корнилова (излагает учитель)

На арену политической борьбы выходит военная сила в лице генерала Корнилова. В некоторой части общества крепла идея создания «власти твердой руки». Глава Временного правительства Керенский решился на установление «демократической диктатуры», но он опасался, что могут возникнуть серьезные беспорядки, исходящие от большевиков, поэтому

необходимо подтянуть к Петрограду конный корпус генерала Крымова. Когда корпус был приведен в движение, Керенский испугался, что военные предпочтут увидеть на посту более решительного.Он объявляет Корнилова изменником. Особой депешей смещает с поста Верховного главнокомандующего. (см. документ

стр. 144 «Радиограмма Керенского»). Корнилов отказался подчиниться и направил войска генерала Крымова на Петроград. (см. документ стр. 145 «Из воззвания генерала Корнилова»).

Обстановка была крайне напряженной. ВЦИК Советов создает чрезвычайный орган – Комитет народной борьбы с контрреволюцией. Керенский и большевики включились на борьбу с Корниловым. 30 августа 1917 года войска Корнилова были остановлены.

  В результате так называемого «корниловского мятежа» возник новый правительственный кризис, чтобы его преодолеть Керенский создает

1 сентября новый орган власти – Совет пяти, или Директорию. Керенский объявил Россию республикой. Для окончательного формирования состава правительства было решено создать новый представительный орган «Совет республики». Формируется третье коалиционное правительство во главе с министром – председателем Керенским.

                                             Итог.

Учитель:  в начале сентября 1917 года происходят перевыборы Петроградского Совета. Большевики получают в нем большинство мест. Председателем Петроградского Совета избирается Троцкий. Большевики принимают решение изменить тактику и переориентировать партию с мирных средств борьбы на вооруженный захват. Они сумели взять власть в свои руки в октябре 1917 года.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Разработка урока по обществознанию на тему "«Права и свободы человека и гражданина» 9 класс

Тип урока: Закрепление изученного материала.Форма урока: Творческая лаборатория (с составлением проектной работы)....

Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

Методическая разработка урока в соответствии с ФГОС с применением ИКТ на тему: "Права и свободы человека и гражданина"

Технологическая карта урока на закрепление учебного материала с применением знаний на практике и при подготовке к экзамену. Основная часть урока занята на работу в группах с текстом и заданием ОГЭ (26...

Урок обществознания в 9 классе на тему: "Права и свободы человека и гражданина"

Цели: 1. Образовательные: Закрепить знание основных прав гражданина России.Помочь обучающимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью гражданского общества и правового госу...

Технологическая карта урока ОУДП. Право по теме «Права и свободы человека и гражданина»

Технологическая карта урока ОУДП. Право по теме: «Права и свободы человека и гражданина»...