Технологическая карта урока "Социальная структура общества"
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс)

Предмет: Обществознание

Тема урока: Социальная структура общества

Тип урока: Урок систематизация знаний

Прогнозируемые результаты

личностные:

- мотивированность на посильное участие в жизни общества;

- заинтересованность в личном успехе;

- гуманное отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

- учить проверять себя и давать оценку своим действиям;

метапредметные:

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;

- рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.

предметные:

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-  подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Дидактические средства: презентационный материал, тестовые задания

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Павловой Татьяны Николаевны,

учителя истории и обществознания

МБОУ «Намская СОШ № 2»

Предмет: Обществознание

Тема урока: Социальная структура общества

Тип урока: Урок систематизация знаний

Прогнозируемые результаты

личностные:

- мотивированность на посильное участие в жизни общества;

- заинтересованность в личном успехе;

- гуманное отношение к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;

- учить проверять себя и давать оценку своим действиям;

метапредметные:

- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;

- рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам.

предметные:

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

-  подкрепление изученных положений конкретными примерами;

- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Дидактические средства: презентационный материал, тестовые задания

Оборудование: компьютер, Интернет, видео-сайт You Tube.com

Цели урока:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий в рамках изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить полученные знания применять в социальной практике.

Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.
  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  • Постановка учебной задачи, целей урока.
  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  • Реализация выбранного проекта.
  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
  • Этап рефлексии деятельности.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

момент

 Приветствие

 Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

- Отправьте смайл обозначающий вашу готовность к уроку

Эпиграф «От великого до смешного один шаг» О каком шаге говорится? Мы на этот вопрос ответим в конце урока

 Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

Дети отправляют смайлики

 

 

Мотивация к учебной деятельности

Вопрос учителя (показ видеоролика)

- А начнем мы с вопроса от подписчика (показ видео)

- Каждый день мы поднимаемся и спускаемся по нашей школьной лестнице. А не задумывались ли вы над тем, что общество сравнивают с лестницей и называют её «Социальная лестница».

- Как вы думаете, почему?

Ребята, напишите свои ответы в чате

Отвечают на вопросы

Актуализация знаний

Учитель подводит  к термину «Социальный статус»

Показ слайдов (странный человек, семья Ивановых)

- Да, верно. Вы сейчас верно подметили, что люди стоят как и на лестнице на разных ступеньках или имеют свое место. И это место человека в обществе называется социальный статус.

- Представьте, что к Вам на улице подходит странный человек и задает глубокомысленный вопрос: «Кто Вы?» Как бы Вы на него ответили и сколько у Вас было бы вариантов ответа? Напишите

- Что вы заметили?

Верно, во-первых, у каждого человека может быть несколько статусов

- А что с ними может произойти?

Да, во-вторых, они могут меняться, возникать, исчезать.

- Валера, как ты приобрел статус сына?

- Саша, как ты стала капитаном школьной команды по волейболу?

Вот видите, есть разница между этими статусами, одни - возникают с рождения, а другие  -мы достигаем сами. Это приписанные и достигаемые (приобретенные) статусы.

       Давайте рассмотрим эти статусы на примере семьи, допустим, Ивановых.

       Вот Катя, а вот Миша. В 2015 г. У них произошло счастливое событие (Свадьба).

- Через год у них родилась лапочка-дочка и они стали родителями.

- Объясните, какие статусы у наших героев являются приписанными, а какие достигаемыми?

- Человек, в обществе имея статус, не просто должен там стоять, но и должен что-то выполнять, то, что требует от него общество.

- Что в соответствии со своим статусом, например, должен выполнять ученик?

И вот эти ожидания и требования общества, называют социальной ролью.

- Итак, мы с вами разобрались с понятиями социальный статус и социальная роль.

        А теперь возвращаемся к нашей лестнице. И выполним задание: расположите этих людей на лестнице и пишите буквы в соответствии с номером ступеньки.

- А почему вы расположили именно так?

Вот именно, ступеньки в обществе разные кто-то стоит выше, а кто-то ниже.

- А может ли человек, стоящий на первой ступеньке, подняться выше? Когда?

А опуститься ниже? Тоже может.

- Любые перемещения в обществе называют социальной мобильностью, а это примеры  вертикальной мобильности, и она может быть восходящей или нисходящей.

А может ли человек, стоя на одной ступеньке, сдвинуться влево или вправо? То есть перемещаться, не меняя свой статус? Приведите примеры (школьник-школьник, учитель-учитель). Это называется горизонтальная мобильность.

- А за счет чего человек может сделать  карьеру, добиться повышения? Как подняться? На лифте, конечно, только на социальном! А какие могут быть лифты?

Рассмотрим один из них.

Один из самых известных людей планеты родился в очень бедной семье, которая с трудом могла прокормить четверых детей. Но сейчас он является пятикратным обладателем «Золотого мяча» и одним из самых богатых людей в мире. Что помогло ему дойти до такого статуса?

- А что еще может стать социальным лифтом? Приведите примеры.

Итак, социальный лифт – это механизм повышения положения в обществе.

…….

А давайте вернемся к нашему эпиграфу, так о каком же шаге говорил Наполеон?

- Итак, мы сегодня с вами повторили одни из самых основных понятий из социальной сферы.

Социальный статус

Социальная роль

Социальная мобильность

Социальный лифт.

А теперь, закрепим их выполнив задание, посмотрите группу в ватсапе и перейдите по ссылке, выполните тест.

Посмотрим результаты тестирования.

Комментарии. Дать рекомендации тем, кто не справился.

Д/з

В конце попрошу вас отправить смайлы, которые показывают ваше настроение.

Определяют понятие «социальный статус»

Постановка учебной задачи, целей урока, проблемы

Формулирование темы и целей урока

Проблемный вопрос

- С давних пор, с момента зарождения человечества с в Древнем Египте – было рабство, в Индии – каста, в средневековье – сословия, в новое время – классы.

- Необходимо ли социальное неравенство или его нужно устранять?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока, структура урока

Данная презентация использовалась на мастер-классе для учителей музыки по теме урока «Всю жизнь мою несу родину в душе…», презентация рассматривает методологическую основу урока, основые этапы урока, ...

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Предмет: химия (9 класс), Тип урока  Комбинированный.  Урок изучения нового материалаЦель  урока: Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в фор...

Технологическая карта с дидактической структурой урока математики по теме: "Упрощение выражений" 5 класс

Тема урока: «Упрощение выражений»Урок  первичного предъявления  новых знаний...

Технологическая карта урока истории «Общество и государство. Тяготы реформ»

Урок проблемного обучения по теме "Народные восстания в эпоху Петра Великого". Представлена технологическая карта урока с приложениями....

Технологическая карта урока обществознания «Социальная структура общества», 10 класс

Урок "Социальная структура общества" разработан с целью отработки основных понятий: открытое, закрытое общество, титулы, сословия, классы, социальные лифты, социальная мобильность. При работ...