Повторительно - обобщающий урок по теме «Конституция РФ».
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Рукавицына Ирина Геннадьевна

1.Продолжить работу по формированию основ правовой культуры, совершенствование правовой грамотности обучающихся;

2.Осознание  гражданской ответственности  за формирование демократического государства, воспитание личной и гражданской  ответственности за умение жить в согласии в многонациональной стране.

3. Закрепление знаний учащихся о государственном устройстве страны, о трёх ветвях власти.

4.Способствовать выработке у обучающихся собственного представления и установок, основанных на современных  правовых ценностях, необходимых для защиты своих прав, свобод и законных интересов и правомерной реализации их гражданской позиции.

5. Воспитание гражданина демократического  общества посредством формирования представления об основном законе страны.

 6. Расширение правового кругозора, привитие навыков коммуникативной деятельности. Продолжить формирование умений анализировать правовые  источники.

7. Обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся, снятия умственного и физического напряжения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oboshchenie_krf.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно - обобщающий урок  по  теме «Конституция  РФ».

Цель урока:

1.Продолжить работу по формированию основ правовой культуры, совершенствование правовой грамотности обучающихся;

2.Осознание  гражданской ответственности  за формирование демократического государства, воспитание личной и гражданской  ответственности за умение жить в согласии в многонациональной стране.

3. Закрепление знаний учащихся о государственном устройстве страны, о трёх ветвях власти.

4.Способствовать выработке у обучающихся собственного представления и установок, основанных на современных  правовых ценностях, необходимых для защиты своих прав, свобод и законных интересов и правомерной реализации их гражданской позиции.

5. Воспитание гражданина демократического  общества посредством формирования представления об основном законе страны.

 6. Расширение правового кругозора, привитие навыков коммуникативной деятельности. Продолжить формирование умений анализировать правовые  источники.

7. Обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся, снятия умственного и физического напряжения.

Задачи урока :

1) Систематизировать знания обучающихся в сфере права;

2) Способствовать осознанию того, что К РФ является основным законом страны, сочетающим  закрепление правовых и политических основ нашего государства, а также основным ориентиром по политико-правовым проблемам в реальном российском обществе;

3) Донести до учащихся, что ныне действующая Конституция РФ полностью согласуется с международными нормами  в области прав человека;

4) Способствовать воспитанию социально активных и законопослушных граждан;

5) Формировать уважительное отношение к закону, чувство ответственности за свои действия, нетерпимость к произволу.

Учебное оборудование: К РФ, раздаточный материал, карточки.

                                             Ход  урока:

1.Организационный момент.

 Класс заранее был разделен на 2 группы, каждая из которых получила задания, соответствующие теме урока. Представление групп и консультантов-помощников (из числа лучших обучающихся). Ознакомление с правилами работы.

2.Систематизация и контроль качества знаний по теме:

 «Конституция РФ».           

 1.Разминка.

1) В какой стране появился термин «Конституция»?                   2)«Конституция» в переводе с латинского означает:                                                  а) согласие;          б) устройство;          в) договор.

3) Конституция – это:                                                            

а) юридический акт, содержащий все законы страны;

б)  текст законов, закрепляющий права граждан;

в) основной закон государства, определяющий его устройство, образование органов власти, закрепляющий права человека.

4) Какова связь между конституцией и остальными  законами страны:

а) конституция ориентируется на содержание всех законов страны;

б) все законы ориентируются на содержание конституции;

в) между нормами конституции и остальных законов существует равенство.

5) Ныне действующая К РФ была принята:

а) в декабре 1993г.;      б) в августе 1991г.;       в) в апреле 1994г.

6) Как вы думаете, почему возникла необходимость принятия новой Конституции в 1993году?

7) Где был принят проект новой К РФ? Что такое референдум? ( «за» - 58,43%)

Задания для групп даются предварительно:                                                                                   -  I группа « Определить достоинства К РФ» ;

  - II группа « Выделить недостатки К РФ» .

В результате беседы выявляются достоинства  К РФ:

- в ней закреплены политические, экономические и социальные изменения;                                права и свободы граждан;

- Российское государство является демократическим и правовым;

- зафиксирован принцип народовластия;

- признается идеологическое многообразие и многопартийность;

- признается частная собственность и находится под защитой государства;

- закреплен принцип разделения властей; четко разделены функции Президента, ФС и Правительства;

- определены основы российского федерализма.

        Недостатки К РФ:

- широкий круг причин, по которым права и свободы могут быть отменены;

- большой объём полномочий Президента РФ в решении основополагающих проблем государственной и общественной жизни;

- парламентско-президентская модель организации власти;

- перечень форм собственности не полон.

Анализ  комментариев  современников о К РФ (статьи журналиста В.Кувалдина и экономистов Л.Абалкина и С.Шаталина). Беседа и выводы…

Беседа по вопросам:

 1.Может ли расколотое, находящееся в стадии брожения  общество создать

действенную  Конституцию?

2.Полезен ли для развития страны столь большой объём полномочий Президента РФ?

        Задания для групп:

1. Назовите составные части К РФ (преамбула ,два  раздела,9глав,137статей).

2. Большинство стран мира имеют конституции, но в немногих странах сложился конституционный строй .Почему?(должно быть подчинение государства праву, нужны гарантии, которые будут обеспечивать определённый способ организации государства).

3. Как характеризуется российское государство в ст.1 К РФ?

 а) демократическое;  б) общенародное; в) федеративное; г) союзное;

д) конфедеративное; е) правовое; ж) с республиканской формой правления;

з) с конституционно-монархической формой правления.

4.Согласно Конституции высшей ценностью в  РФ является:

а) экономическая сфера; б) государство; в) человек, его права и свободы.

        Игра «Знатоки  Конституции».

Приготовить  20 карточек, на которых написаны статьи конституции. Лёгкий мячик.

Учитель выбирает любую карточку, называет номер статьи, читает её текст, но не до конца, выдерживает паузу(20-30 секунд) и бросает мячик игроку одной из групп. Поймавший мячик должен закончить содержание статьи. Если игрок не знает, он выбывает из игры. Побеждает та команда, в которой будет больше правильных ответов и останется больше игроков.

Предложенные статьи и слово, на котором можно остановиться:

1)  ст.3(1) – является её  (многонациональный народ);

2)  ст.3(3) – является  (референдум и свободные выборы);

3)  ст.8(2) – частная  (государственная, муниципальная и иные формы собственности);

4)  ст.10 – на основе разделения на (законодательную, исполнительную и судебную);

5)  ст.19 – все равны перед (законом и судом);

6)  ст.22 – на свободу (и личную неприкосновенность);

7)  29 – свобода мысли (и слова);

8)  ст.31 – проводить собрания (митинги и демонстрации, шествия и пикетирование);

9)  ст.32(4) – доступ к (государственной службе);

10)  ст.35(1) – охраняется (законом);

11)  ст.38(1) – под защитой (государства);

12)  ст.38(2) – равное право и (обязанность родителей);

13).ст.39(2) – устанавливаются (законом);

14)  ст.41(1) – охрану здоровья и  (медицинскую помощь);

15)  ст.43 – основного (общего и среднего профессионального образования);

16) ст.46(1) – судебная защита его (прав и свобод);

17) ст.50(1) – за одно и то же (преступление);

18) ст.58 – бережно (относиться к природным богатствам);

19) ст.60 – свои права и (обязанности, с 18 лет);

20) 61(2) – за её (пределами).

                        Вопросы для обсуждения:

1.Юристы говорят, что «К РФ – это закон прямого действия». Как вы понимаете это утверждение?

2.Конституция может быть принята парламентом, конституционным собранием, с помощью референдума, указом Президента. Какой из этих путей представляется вам наиболее демократическим?

3.Что такое права человека? Какая глава  К РФ посвящена правам и свободам человека и гражданина?

4 .Как вы понимаете смысл п.1,ст.17 о гарантированности прав и свобод? Для чего необходимы гарантии? Что означает «реализация прав и свобод»?

Работа  по  группам.

В командах  заранее были заготовлены таблички, на которых записаны названия групп прав (гражданские, политические, социальные, экономические, культурные).  Консультант  выбирает номер статьи, зачитывает её. А затем учащиеся определяют, какую карточку нужно поднять. Побеждает группа, у которой будет больше правильных ответов.

Называются статьи по выбору: ст.20-28,45,48,49 – гражданские права;

                                       ст.29-33 – политические права;

                                       ст.34-36 – экономические права;

                                       ст.37-43 – социальные права;

                                       ст.44 – культурные права.

- Приведите случаи нарушения прав человека, свидетелями которых вы являлись. Как общество может противостоять этим нарушениям прав человека?

Игра «Ассоциации».

        На столе в коробке находятся  предметы. Группы имеют для работы тексты К РФ. Поочередно от каждой команды выходят «делегаты» и достают предметы. Главная цель – определить, на какие статьи может указывать данный предмет.        

        Предполагаемые ответы:

1.Ключ – ст. 25, 40;                                          10.Письмо – ст. 23;

2.Фотография –  ст.24;                              11.Трудовая книжка – ст.37(1);

3.Книга – ст. 43;                                  12.Географическая карта – ст.65;

4.Билет – ст.27;                                    13.Зверёк,растение – ст.58,42;

5.Таблетки – ст.41;                              14.Кукла – ст.38;

6.Повестка в суд – ст.47,48,49;            15.Русский язык – ст.68;

7.Крестик – ст.28,14;                             16.Словарь – ст.26;

8.Рубль – ст.75;                                      17.Профбилет – ст.30;

9.Билет в театр – ст.44(2);                     18.450 – ст.95(3).

Задания для групп.

Группы получают карточки в которых указаны задания в форме теста. Учащимся необходимо выбрать правильный ответ. Побеждает  та группа, которая быстро и правильно выполнит тест.

Вопросы:

1.Президент РФ является главой:

 а) партии;        б) государства;      в) правительства?

2.При вступлении в должность президент приносит народу:

а)  клятву;          б) обещание;           в) присягу?

3.Президент РФ избирается :

а) 4 года;          б) 5 лет;             в) 6 лет?

4.Подписывает и обнародует федеральные законы:

а)  премьер;          б) президент;         в) председатель ГД?

5.Как называется парламент РФ:

а) Государственная   Дума; б) Федеральное собрание; в) Совет Федерации?

6.Госдума  избирается на:

а) 3 года;         б) 4 года;            в) 5 лет;            г) 6 лет?

7.Первое заседание ГД открывает:

а)  самый молодой депутат;  б) старший по возрасту депутат;

в) руководитель партии, набравшей большее количество голосов при выборах в Думу?

8.Федеральное собрание является постоянно, временно или по вызову действующим органом?

9.Исполнительную власть в РФ осуществляет:

а) премьер;    б) правительство;         в) Президент?

10.Какой суд является высшим судебным органом по уголовным и гражданским делам:

а) Конституционный;   б) Высший арбитражный;    в) Верховный суд РФ?

        Задания для групп:

1.Перечислите обязанности граждан РФ?

2.Покажите на примерах, что между правами и обязанностями существует неразрывная связь?

3.Может ли стать у россиян такой же популярной, как в США, поговорка: «Хочешь хорошо жить – меньше отдыхай»?

4.Какие типы национально-территориальных образований вы знаете?

5.Какая форма территориального устройства в РФ?

6.Сколько субъектов в РФ? Перечислите их виды? В каком субъекте мы проживаем?

7.Какие из субъектов имеют более широкие полномочия? Приведите примеры?

8.Могут ли возникнуть противоречия между РФ и её субъектами и почему?

9.Каково  ваше отношение к установлению возрастного ценза и ценза оседлости для кандидатов на пост главы государства и главы исполнительной власти?

- Работа  по  карточкам. Требуется распределить приведённые ниже положения на три группы:

1) Полномочия, которые осуществляют федеральные органы власти;

2) Полномочия, которые осуществляются совместно федеральными властями и властями субъекта федерации;

3) Полномочия, которые осуществляются субъектами федерации самостоятельно.

1. Введены новые образовательные стандарты;

2. Принято решение о снятии автобусного маршрута, связывающего областной и районный центр;

3. Изменена численность армии и флота;

4. Объявлен референдум о внесении изменений в К РФ;

5. С целью поддержки важных предприятий решено освободить их от уплаты местных налогов;

6. Принято решение о временном ограничении прав человека и гражданина на  территории отдельно взятого города;

7. Решено продавать предприятия, находившиеся ранее в федеральной собственности;

8. Проведена эвакуация населения в связи с угрозой экологической катастрофы.

9.Начертите схему «Законотворческий процесс в РФ».

10.Какими полномочиями обладает Президент РФ? Кто был первым президентом РФ?

- Решите задачу: кто может выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента РФ?

а)  гражданка Скворцова, 38лет,  украинка, живет в России с 1985г.;

б) гражданин Прохоров, 50 лет, живет в России с момента рождения;

в) гражданин Кваша, 40 лет, судимый, в настоящее время работает на заводе, живет в России с момента рождения.

г) гражданин Соловьев, 45 лет, русский ,получил российское гражданство в 1997г., после переезда из Белоруссии в Россию.

11*.Перечислите полномочия Совета Федерации,  Госдумы и Правительства? (данные вопросы могут быть проверены с помощью тестов).

Итоги урока.

-        Выявление победителей.

- Выводы о значении  К РФ в нашей жизни; о её необходимости

Заключение.

 12 декабря 2013года мы будем  отмечать государственный праздник нашей страны- 20-летие Конституции РФ. Наша жизнь стремительно меняется. Становится актуальной проблема внесения изменений в Конституцию. Я предлагаю вам послушать  мнение Президента РФ  В.В.Путина  по данному вопросу, которое он недавно озвучил(просмотр видео).

Действительно, решать  данную проблему следует  взвешенно, проводя гибкую политику. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Все эти меры направлены прежде всего на наведение порядка в органах власти. Но это лишь первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для решения следующих задач: совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности; фактическое выравнивание возможностей субъектов РФ в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав, создание правовых гарантий развития экономики. Всё это укрепит российскую государственность.

         Д/з :1) .Подобрать статьи из СМИ о реальном    закреплении и реализации прав человека;

                             2).Написать сочинение-эссе  «Если бы я был президентом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно – обобщающий урок : Великая Отечественная война. 1941- м1945 гг.

Цель : повторить и закрепить учебный материал по истории...

Повторительно-обобщающий урок "Путешествие в древний Рим"

Урок в игровой форме по истории древнего мира в 5 классе....

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории "Своя игра по истории Древнего мира"

Сценарий повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира в форме игры....

повторительно-обобщающий урок в 6 классе по теме"Феодальная раздробленность на Руси"

Повторительно-обобщающий урок в 6 классе по истории России  - тема "Феодальная раздробленность на Руси", урок-путешествие, н6асущенный разнообразными заданиями...

Повторительно - обобщающий урок в 7 класе по теме: "Давление твердых тел жидкостей и газов"

Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков  в 7 классе по теме:«Давление твердых тел, жидкостей и газов»Этот урок направлен на повторение, закрепление, углубление и систематизацию з...

Повторительно-обобщающий урок "Что такое право" 9 класс

Данный урок повторения и обобщения дан как урок подготовки к ГИА по обществознанию в игровой форме с использованием компьютерных технологий и программного обеспечения к интерактивной доске Smart board...

Повторительно-обобщающий урок по истории 5 класс Древний Египет.

В данной разработке представлен план-конспект урока, филворды для учащихся, игра и викторина...