От понятия к пониманию: работа с понятиями на уроках обществознания.
статья по обществознанию

Большое количесвто обществоведческих понятий вызывает затруднения у значительной части обучающихся. Статья демонстрирует некоторые приемы организации работы с понятиями, направленные на их осмысление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_ponyatiya_k_ponimaniyu.docx147.04 КБ

Предварительный просмотр:

От понятия к пониманию: приемы при работе с понятиями.

Одним из важнейших элементов преподавания любого предмета является работа над понятиями и терминами, поскольку без их знания и осмысления невозможно говорить о результативности усвоения учебного процесса. В обществознании термины необходимы для объяснения и систематизации общественных явлений и процессов.

Стоит отметить ряд проблем, с которыми сталкивается любой учитель обществознания, при работе с понятиями. Во-первых, можно выделить такую проблему как существенное расхождение бытового и научного содержания понятий. В качестве примера можно привести понятие «гражданский брак», под которым в быту понимается сожительство без официальной регистрации брачных отношений, то есть фактический брак, а в обществознании (юриспруденции) – это брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви [1].

Во-вторых, это «качество» предлагаемых формулировок и возможность их неточностей и отличий.  В связи с этим, Лискова Т. Е. рекомендует учителям при изучении соответствующих тем проанализировать, «как то или иное ключевое обществоведческое понятие трактуется в учебниках 6–11 классов из двух-трёх УМК, допущенных Министерством просвещения Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего образования в 2020/21 и 2021/22 учебных годах. В случае обнаружения в учебниках неточностей и/или ошибок рекомендуем исправлять их в учебном процессе (ни в коем случае не допускать заучивания обучающимися ошибочных определений понятий, теоретических положений) и обращаться в Минпросвещения России, к полномочиям которого относится ведение Федерального перечня учебников» [5].

Третья проблема — это количество понятий.

В материалах ОГЭ (задание №№ 1, 20) и ЕГЭ (задание № 18) по обществознанию есть ряд заданий на проверку умений оперировать понятиями, правильно их применять. Статистика показывает, что самые слабые умения на ЕГЭ по обществознанию школьники показывают как раз при выполнении этих заданий. По данным аналитических материалов, предоставленных ФИПИ, с такими заданиями справляются только 40,9% выпускников, из числа сдающих обществознание [5]

Таким образом, мы видим, что существующая проблема актуальна и требует решений, которые зависят от каждого педагога – а именно, применение таких приемов в работе с понятиями, которые приводили бы к их пониманию и осмыслению, а не к механическому заучиванию.

Под «понятием» мы будем понимать форму (вид) мысли, или мысленное образование, как результат обобщения предметов некоторого вида и мысленного выделения соответствующего класса (множества) по определенной совокупности общих для предметов этого класса – и в совокупности отличительных для них – признаков [8, 79].

Данный подход рассматривает любое понятие как результат мыслительной деятельности не только автора учебника (словаря, методического пособия и т.п.), но и подразумевает активную мыслительную деятельность обучающихся для прочного освоения, понимания и, главное, возможности правильного применения обществоведческих терминов и понятий.

Рассмотрим несколько приемов деятельностного подхода в работе с понятиями.

Рис.1.

 Визуализация понятия и его определения. У подростков развито образное восприятие: им гораздо проще запомнить изображение, чем текст. Преимущество изображения состоит также в том, что оно может наглядно передавать взаимосвязи между элементами. Например, при изучении темы «Человек познает мир» я предлагаю шестиклассникам проанализировать рисунок (см. Рисунок 1), связать тему урока и содержание схемы, предположить, о каком понятии идет речь и сформулировать его. Определение, которое составляют дети «Познание — это поиск человеком знаний о природе, обществе и человеке», максимально близко к определению, которое дают авторы учебников «Познание — это поиск человеком знаний о природе, обществе и человеке». [1]

  1. Построение определение и выявление понятия из набора слов позволяет обучающимся устанавливать логические связи между частями определения. Так, из последовательности слов «приобретения общества мире культуре образование   процесс ценностям знаний о приобщения к» «собирается» понятие «образование», а из последовательности «активность преобразование ими деятельность на осознаваемая мира людей направленная окружающего» понятие «деятельность».  При использовании такого приема важно обращать внимание на определение обобщающих форм, к которым понятие относится.  Таким обобщающими формами являются слова – вид, тип, форма, процесс, система, совокупность – которые, во-первых, позволяют формулировать понятия грамотно, во-вторых, позволяют классифицировать и группировать понятия.
  2. Составление вопросов к определению понятия. Учебник по обществознанию для седьмого класса дает следующее определение: «Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее значимые общественные отношения». Для обучающихся седьмого класс такая формулировка необычайно сложна, необходимо рассмотреть почти каждое слово, объяснить его смысл и содержание для того, чтобы   подросток смог понять, что такое закон. При работе с такими понятиями уместно использовать прием «Толстых и тонких вопросов» из технологии Развития критического мышления через чтение и письмо. Вопросы дети формулируют самостоятельно: что означает нормативно-правовой, что такое референдум, почем только наиболее важные вопросы, какие органы являются законодательными, что такое высшая юридическая сила и т.д. Перечень таких вопросов задает направление урока для каждого ученика – поиск, систематизация и анализ необходимой информации дает возможность пройти ребенку индивидуальный путь осознания понятия «закон».

Представленные выше приемы формируют не только умения определять понятия, не только учат формулировать суждения, обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, делать выводы что соответствует предметным результатам изучения предмета «Обществознание» в основной школе; но организуют активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, что приводит к осознанному усвоению и применению обществоведческих терминов и понятий не только в рамках учебного предмета, но и в повседневной жизни.


Список литературы

  1. Белянкова Е.И., Щуринова И.А. Формирование базовых понятий на уроках истории и обществознания: междисциплинарный подход. // Обучение и воспитание: методики и практика, 2016, с. 94-99.
  2. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2020 г.
  3. Боголюбов Л. Н. Обществознание. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2021 г.
  4. Карасева Э. М., Шукманова А. С. Актуализация содержания понятия как первый этап его формирования. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013 г.
  5. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2021 года. Режим доступа  https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy    25.11.2021 г.
  6. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года. Режим доступа https://fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy   25.11.2021 г
  7. Поселенов А.В. Приёмы работы над усвоением содержания понятий на уроках обществознания. / Инновационная наука,  2021 г., с 114-117.
  8. Стожок Е. В. Термин, понятие и значение. / Омский научный вестник, 2011 г., 79-81.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...

Работа с понятиями на уроках обществознания в старших классах

Данный материал представляет собой обобщение опыта по заявленной теме и был представлен на районном методическом объединении учителей истории и обществознания...

Работа с притчами на уроках обществознания

Особенность действия притчи в условиях учебного процесса заключается в том, что ее лаконичность и краткость, наряду с образностью лучше всего воздействует на ум, сердце и волю ученика. Притча заставля...

Примеры работы с понятиями на уроках обществознания

Сведения об авторе материалаЛялякин Олег Владимирович, учитель истории и обществознанияГБОУ Средняя общеобразовательная школа №1393 «Школа РОСТ» Работа с понятиями на уроках обществознанияДословн...

Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как часть подготовки к ОГЭ по предмету

Доклад на тему Работа с текстом на уроках обществознания как  часть подготовки к ОГЭ по предмету...

Работа с текстом на уроках обществознания

Задание для подготовке к ОГЭ духовная сфера...

Практика применения приёмов работы с текстом на уроках обществознания и истории

При изучении материала по истории и обществознанию, серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с пробл...