Урок "Гражданское право" 10,11кл ( кейс-методика)
план-конспект урока по обществознанию (10, 11 класс)

Логинова Наталья Валерьевна

Урок с использованием кейс-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока.56 КБ
Office presentation icon презентация для опроса.62 КБ
Microsoft Office document icon кейс 1.32.5 КБ
Microsoft Office document icon кейс 2.32.5 КБ
Microsoft Office document icon кейс 332 КБ
Microsoft Office document icon кейс 4.31 КБ
Microsoft Office document icon кейс-образец31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Кейс-технология в преподавании предмета «Право»

             в старших классах .

                                Тема «Гражданское право», 11 класс.

Урок рассчитан на учащихся старших классов изучающих предмет на профильном уровне.      

Цель мероприятия: закрепление представлений учащихся об основах Гражданского законодательства РФ на основе повторения и обобщения пройденного учебного материала, актуализации их личного опыта и работы с источниками.

Задачи мероприятия:

  1. Формирование правовой культуры и активной гражданской позиции подростков.
  2. Формирование навыков работы с  источниками разных типов.
  3. Соединение теории и практики, развитие навыка анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи.

Помимо этих задач при  применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, учащиеся

  • получают коммуникативные навыки;
  • развивают презентационные умения;
  • формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
  • приобретают экспертные умения и навыки;
  • учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;
  • надеюсь, что изменяют мотивацию к обучению.

Итак, кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.

Оборудование урока: РМУ (рабочее место учителя: компьютер, проектор, принтер),

Для повышения результативности и полной реализации цели и задач урока необходимо дать учащимся опережающее домашнее задание.

Общее Д/З классу – Параграф 1-14, повторить

Индивидуальное творческое Д/З – Подготовить информационные сообщения по темам курса «Гражданское право».

  1. Право собственности.
  2. Предпринимательское право.
  3. Потребительское право.
  4. Наследственное право.
  5. Права вкладчиков.

Педагогическая идея урока (эпиграф):

«Гражданский кодекс России – рыночная Конституция страны».

                                                                                       (В.С.Белых)

Ход урока:

1.Организационный этап.

  Учитель приветствует учащихся и объясняет тему, задачи и ход урока. Главное содержание этого этапа: жеребьёвка и организация рабочих тематических групп для работы над проблемными ситуациями (кейсами).

Распределение по группам происходит по принципу соотнесения конкретной статьи и кодекса РФ, с целью повторения темы «Отрасли и подотрасли российского права». Учащиеся вытягивают «билеты» с цитатами-статьями из федеральных законов, определяют к какому закону относится вытянутая ими статья и, в зависимости от этого,  распределяются по рабочим группам.

Жеребьёвка проходит в 2 этапа:

I- жеребьёвка модераторов (руководителей-организаторов творческих групп из числа наиболее подготовленных учащихся); распределение их по признаку отнесения к отраслям российского права;            

      II- жеребьёвка всех остальных учащихся по группам (всего 4 группы): семейное право,      гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право.

2. Вступительное слово учителя:

Учитель объясняет сущность метода «кейс-технологии», как метода решения проблемных ситуационных задач в правоведении, предлагает вниманию учащихся материалы для групповой работы (раздаточный материал). Учащиеся знакомятся с требованиями к порядку выполнения кейс-задач (алгоритм решения) и разбирают необходимые для работы материалы и источники (тексты законов, тексты ситуационных задач), таблицы для самооценки.

     3.Этап проверки творческого Д/З и отработка на примере алгоритма          решения кейса:

Решение «полевого кейса» (кейс-образец), на примере конкретной ситуации и обсуждения по теме «Защита прав потребителя», работа с источниками (ФЗ «О защите прав потребителя»).

  1. Работа в группах, подготовка выступлений, поиск решений ситуаций-задач и статей ФЗ по данной проблеме. (10 мин).

   Учащиеся знакомятся с заданиями, обсуждают их и готовят выступления по теме проблемной задачи, ищут подтверждение своей аргументации в источниках (тексты законов РФ). Учитель, контролирует работу групп, не навязывая своего мнения (коррекция возможна лишь в форме наводящих вопросов).

                        Алгоритм решения проблемных заданий:

1.Указать объекты данных правоотношений.

2.Определить субъекты правоотношений.

3.Указать юридические источники (Закон РФ и его статьи).

4. Проанализируйте ситуацию. Предположите, какое решение вынес бы суд, в случае обращения потерпевшего?

5.Какие выводы можно сделать и что бы вы посоветовали участникам данных типовых правоотношений?

  1. Выступления-презентации решений, выработанных группами.

Кейс №1. Потребительское право.

Проанализируйте следующую ситуацию. Какие права и статьи закона были нарушены? Что бы вы посоветовали героям? Предположите, какое решение вынес бы суд, в случае обращения потерпевшего?

Татьяна Петровна купила телевизор в магазине бытовой техники, он устраивал ее по цвету корпуса, размеру и разнообразию дополнительных функций. Вот только срок гарантии ее смутил, всего 3 месяца. Установив телевизор дома, Татьяна Петровна не могла нарадоваться покупке, на которую давно откладывала деньги. Но через месяц она стала замечать, что качество изображения стало хуже, время шло, и это становилось все очевиднее. Покупательница обратилась в магазин с жалобой на качество телевизора. Вскоре к ней пришел мастер из магазина и, посмотрев телевизор, сделал неутешительный вывод: во время перевозки телевизора из магазина домой пострадал кинескоп, а его замена стоит немалых денег. Расстроенная женщина пошла поделиться бедой к соседям. Сосед – инженер – объяснил ей, что такой дефект не может быть следствием перевозки, и посоветовал обратиться в магазин с претензией, т. к. покупка находится еще на гарантии. Татьяна Петровна послушалась совета и вновь отправилась в магазин. Там ей ответили, что обратно они телевизоры не принимают и на другие не меняют. Но после продолжительных уговоров менеджер сказал: "Ладно, привозите, посмотрим, может быть, что-нибудь сделаем". Обрадованная покупательница поймала такси и в этот же день привезла телевизор в магазин. Через две недели Татьяна Петровна зашла в магазин, но ей сказали: "Зайдите через недельку". Через неделю ситуация повторилась. Только через 2 месяца несчастная покупательница услышала заветную фразу: " Забирайте свой телевизор". Наняв такси, она увезла его домой. Еще через месяц у телевизора пропал звук. Татьяна Петровна вновь отправилась в магазин, но там ей сказали, что срок гарантии закончен и за ремонт надо платить.

Кейс №2. Защита прав вкладчиков.

    Сразу после экономического кризиса 1998 г., ссылаясь на заявление председателя Правительства РФ, объявившего о приостановлении выплат государства по внешнему долгу, многие банки также приостановили возврат вкладов граждан. При этом представители некоторых банков характеризовали сложившуюся в стране экономическую ситуацию как непреодолимую силу (форс-мажор), препятствующую им выполнить обязательства перед вкладчиками, однако освобождающую их от ответственности перед ними.

     Через несколько месяцев отдельные банки, оправившись от кризиса, согласились возвратить вкладчикам их деньги, но снизили размер процентов по вкладам. Кроме того, банки отказались возвращать валютные вклады, рассчитывая их по новому, многократно возросшему, валютному курсу, а предложили вкладчикам получить рублёвый эквивалент их вкладов, рассчитанный по курсу доллара, существовавшему до кризиса.

   Прокомментируйте данную ситуацию с точки зрения норм о защите прав потребителя. Можно ли экономический кризис признать непреодолимой силой? Какие меры ответственности ( с учётом законодательства о защите прав потребителя) могут быть применены к банкам?

Кейс №3.

Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности.

  Когда Шурик собрался жениться на Нине, ему понадобились деньги. Товарищ Саахов пообещал дать Шурику требуемую сумму, если тот отдаст в аренду принадлежавшего Шурику на праве собственности осла. Между ними в надлежащей форме был заключён договор аренды осла. Срок аренды равнялся 10 годам.

    Через 3 года Шурик продал осла. Новый собственник потребовал т. Саахова вернуть его собственность. Саахов отказался, сказав, что срок аренды ещё не истёк. Новый собственник заявил, сто он ничего про аренду не знает и знать не хочет, так как он является единственным и законным собственником ослика и в соответствии с Гражданским кодексом может делать с ослом всё, что не запрещено законом. Новый собственник осла обратился в суд с требованием о возврате спорного объекта собственности.

   Мог ли Шурик продать осла? Как договор купли-продажи влияет на права арендатора? Как в данном случае по закону должен поступить суд?

Кейс №4.

Наследственное право.

    Павел Юрьевич Викторов тяжело и долго болел, не мог работать по состоянию здоровья, находился в тяжёлом материальном положении и остро нуждался в деньгах. Он завещал свой дом Виктории, которая заплатила за составление завещания и стала помогать ему материально. Затем, не поставив в известность девушку Викторов составил ещё 26 завещаний разным людям на тех же условиях. При этом от каждого он требовал материальной помощи.

     После смерти Павла Юрьевича к нотариусу явились все «наследники». В этот же момент выяснилось, что у Викторова есть несовершеннолетние дети, проживавшие отдельно от него – Кирилл 12 лет и Ольга 8 лет.

   Объясните правовые последствия такой ситуации. Будут ли дети Викторова, которым не оставлено завещание, наследовать имущество своего отца? Нормы какого закона РФ регулируют данную правовую ситуацию?

  1. Закрепление пройденного материала (ответы на вопросы презентации «Гражданское право»).
  2. Подведение итогов урока (рефлексия), выставление отметок.

Тема урока

Цель урока

Комментарий

Результат работы

Самооценка

Получил ли ответ

В каком объеме

Остались ли после объяс-
нения вопросы или  возникли вновь?

 

Вопросы, постав-
ленные в начале урока

Почему и что хотел узнать

 

 

 

Предложения по организации подобных уроков

Проанализировав данную таблицу, учитель не только получает представление о знаниях своих учеников, но и может определить перспективы дальнейшей своей работы, а также уровень адекватности самооценки учащихся.

  1. Этап инструктажа по Д/З:

Написать эссе по теме задачи-проблемы, которую решали в группе на уроке. Вспомнить и пояснить «Алгоритм написания эссе». Глоссарий учебника (терминология по т.«Гражданское право»).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опрос по теме: Понятие и источники гражданского права

Слайд 2

Ответьте на вопросы: Что такое гражданское право? Какие отношения регулирует гражданское право? Назовите субъекты гражданско-правовых отношений.

Слайд 3

Заполните пропуски в тексте: Гражданское право регулирует … и связанные с ними личные … отношения. Имущественные отношения могут возникать по поводу материальных благ, их называют … ОТНОШЕНИЯМИ. Кроме того, существуют … ОТНОШЕНИЯ

Слайд 4

В приведенном перечне укажите физических и юридических лиц: И.И.Иванов Фирма «Юничел» Акционерное общество «Северсталь» Депутат Государственной Думы Петров Кооператив «Южный Урал»

Слайд 5

Источниками гражданского права являются: Закон «Об авторском праве и смежных правах» Конституция РФ Гражданский кодекс РФ Закон «О защите прав потребителей» Семейный кодекс РФ Уголовный кодекс РФ Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан российской Федерации»



Предварительный просмотр:

Кейс №1. Потребительское право.

Проанализируйте следующую ситуацию. Какие права и статьи закона были нарушены? Что бы вы посоветовали героям? Предположите, какое решение вынес бы суд, в случае обращения потерпевшего?

Татьяна Петровна купила телевизор в магазине бытовой техники, он устраивал ее по цвету корпуса, размеру и разнообразию дополнительных функций. Вот только срок гарантии ее смутил, всего 3 месяца. Установив телевизор дома, Татьяна Петровна не могла нарадоваться покупке, на которую давно откладывала деньги. Но через месяц она стала замечать, что качество изображения стало хуже, время шло, и это становилось все очевиднее. Покупательница обратилась в магазин с жалобой на качество телевизора. Вскоре к ней пришел мастер из магазина и, посмотрев телевизор, сделал неутешительный вывод: во время перевозки телевизора из магазина домой пострадал кинескоп, а его замена стоит немалых денег. Расстроенная женщина пошла поделиться бедой к соседям. Сосед – инженер – объяснил ей, что такой дефект не может быть следствием перевозки, и посоветовал обратиться в магазин с претензией, т. к. покупка находится еще на гарантии. Татьяна Петровна послушалась совета и вновь отправилась в магазин. Там ей ответили, что обратно они телевизоры не принимают и на другие не меняют. Но после продол -жительных уговоров менеджер сказал: "Ладно, привозите, посмотрим, может быть, что-нибудь сделаем". Обрадованная покупательница поймала такси и в этот же день привезла телевизор в магазин. Через две недели Татьяна Петровна зашла в магазин, но ей сказали: "Зайдите через недельку". Через неделю ситуация повторилась. Только через 2 месяца несчастная покупательница услышала заветную фразу: " Забирайте свой телевизор". Наняв такси, она увезла его домой. Еще через месяц у телевизора пропал звук. Татьяна Петровна вновь отправилась в магазин, но там ей сказали, что срок гарантии закончен и за ремонт надо платить.

Алгоритм решения проблемных заданий:

1.Указать объекты данных правоотношений.

2.Определить субъекты правоотношений.

3.Указать юридические источники (Закон РФ и его статьи).

4. Проанализируйте ситуацию. Предположите, какое решение вынес бы суд, в случае обращения потерпевшего?

5.Какие выводы можно сделать и что бы вы посоветовали участникам данных типовых правоотношений?

Задание №2. Подведение итогов урока (рефлексия), выставление отметок.

Тема урока

Цель урока

Коментарий

Результат работы

Самооценка

Получил ли ответ

В каком объеме

Остались ли после объяс-
нения вопросы или  возникли вновь?

 

Вопросы, постав-
ленные в начале урока

Почему и что хотел узнать

 

 

 

Предложения по организации подобных уроков

Задания №3. Этап инструктажа по Д/З: Написать эссе по теме задачи-проблемы, которую решали в группе на уроке. Вспомнить и пояснить «Алгоритм написания эссе».

Эссе «Уговор дороже денег» (поговорка).



Предварительный просмотр:

Кейс №2. Защита прав вкладчиков.

Сразу после экономического кризиса 1998 г., ссылаясь на заявление председателя Правительства РФ, объявившего о приостановлении выплат государства по внешнему долгу, многие банки также приостановили возврат вкладов граждан. При этом представители некоторых банков характеризовали сложившуюся в стране экономическую ситуацию как непреодолимую силу (форс-мажор), препятствующую им выполнить обязательства перед вкладчиками, однако освобождающую их от ответственности перед ними.   Через несколько месяцев отдельные банки, оправившись от кризиса, согласились возвратить вкладчикам их деньги, но снизили размер процентов по вкладам. Кроме того, банки отказались возвращать валютные вклады, рассчитывая их по новому, многократно возросшему, валютному курсу, а предложили вкладчикам получить рублёвый эквивалент их вкладов, рассчитанный по курсу доллара, существовавшему до кризиса. Прокомментируйте данную ситуацию с точки зрения норм о защите прав потребителя. Можно ли экономический кризис признать непреодолимой силой? Какие меры ответственности ( с учётом законодательства о защите прав потребителя) могут быть применены к банкам?

Алгоритм решения проблемных заданий:

1.Указать объекты данных правоотношений.

2.Определить субъекты правоотношений.

3.Указать юридические источники (Закон РФ и его статьи).

4. Проанализируйте ситуацию. Предположите, какое решение вынес бы суд, в случае обращения потерпевшего?

5.Какие выводы можно сделать и что бы вы посоветовали участникам данных типовых правоотношений? Задание №2. Подведение итогов урока (рефлексия), выставление отметок.После объяснения – подведение итогов: учащиеся отвечают на вопросы:

а) получили или нет они ответы на свои вопросы;

б) в каком объеме они получили ответы;

в) как они могут оценить свои знания после урока.

Это задание выполняется самостоятельно и индивидуально. Для систематизации работы можно использовать таблицу:

Тема урока

Цель урока

Комментарий

Результат работы

Самооценка

Получил ли ответ

В каком объеме

Остались ли после объяс-
нения вопросы или  возникли вновь?

 

Вопросы, постав-
ленные в начале урока

Почему и что хотел узнать

 

 

 

Предложения по организации подобных уроков

Задания №3. Этап инструктажа по Д/З:

Написать эссе по теме задачи-проблемы, которую решали в группе на уроке. Вспомнить и пояснить «Алгоритм написания эссе».

Эссе «Чтобы на иметь врагов, надо в долг не брать и взаймы не давать, а то легко и ссуду потерять, и друга». (У.Шекспир).



Предварительный просмотр:

Кейс № 3. Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности.

    Когда Шурик собрался жениться на Нине, ему понадобились деньги. Товарищ Саахов пообещал дать Шурику требуемую сумму, если тот отдаст в аренду принадлежавшего Шурику на праве собственности осла. Между ними в надлежащей форме был заключён договор аренды осла. Срок аренды равнялся 10 годам.

    Через 3 года Шурик продал осла. Новый собственник потребовал т. Саахова вернуть его собственность. Саахов отказался, сказав, что срок аренды ещё не истёк. Новый собственник заявил, сто он ничего про аренду не знает и знать не хочет, так как он является единственным и законным собственником ослика и в соответствии с Гражданским кодексом может делать с ослом всё, что не запрещено законом. Новый собственник осла обратился в суд с требованием о возврате спорного объекта собственности.

   Мог ли Шурик продать осла? Как договор купли-продажи влияет на права арендатора? Как в данном случае по закону должен поступить суд?

Алгоритм решения проблемных заданий:

1.Указать объекты данных правоотношений.

2.Определить субъекты правоотношений.

3.Указать юридические источники (Закон РФ и его статьи).

4. Проанализируйте ситуацию. Предположите, какое решение вынес бы суд, в случае обращения потерпевшего?

5.Какие выводы можно сделать и что бы вы посоветовали участникам данных типовых правоотношений?

Задание №2. Подведение итогов урока (рефлексия), выставление отметок.

После объяснения – подведение итогов: учащиеся отвечают на вопросы:

а) получили или нет они ответы на свои вопросы;

б) в каком объеме они получили ответы;

в) как они могут оценить свои знания после урока.

Это задание выполняется самостоятельно и индивидуально. Для систематизации работы можно использовать таблицу:

Тема урока

Цель урока

Коментарий

Результат работы

Самооценка

Получил ли ответ

В каком объеме

Остались ли после объяс-
нения вопросы или  возникли вновь?

 

Вопросы, постав-
ленные в начале урока

Почему и что хотел узнать

 

 

 

Предложения по организации подобных уроков

Задания №3. Этап инструктажа по Д/З:

Написать эссе по теме задачи-проблемы, которую решали в группе на уроке. Вспомнить и пояснить «Алгоритм написания эссе».

Эссе «Природа вложила в человека некоторые врождённые инстинкты, и одно из самых сильных чувств этого порядка – чувство собственности». (П.А.Столыпин).



Предварительный просмотр:

Кейс №4. Наследственное право.

    Павел Юрьевич Викторов тяжело и долго болел, не мог работать по состоянию здоровья, находился в тяжёлом материальном положении и остро нуждался в деньгах. Он завещал свой дом Виктории, которая заплатила за составление завещания и стала помогать ему материально. Затем, не поставив в известность девушку Викторов составил ещё 26 завещаний разным людям на тех же условиях. При этом от каждого он требовал материальной помощи.

     После смерти Павла Юрьевича к нотариусу явились все «наследники». В этот же момент выяснилось, что у Викторова есть несовершеннолетние дети, проживавшие отдельно от него – Кирилл 12 лет и Ольга 8 лет.

   Объясните правовые последствия такой ситуации. Будут ли дети Викторова, которым не оставлено завещание, наследовать имущество своего отца? Нормы какого закона РФ регулируют данную правовую ситуацию?

Алгоритм решения проблемных заданий:

1.Указать объекты данных правоотношений.

2.Определить субъекты правоотношений.

3.Указать юридические источники (Закон РФ и его статьи).

4. Проанализируйте ситуацию. Предположите, какое решение вынес бы суд, в случае обращения потерпевшего?

5.Какие выводы можно сделать и что бы вы посоветовали участникам данных типовых правоотношений? Задание №2. Подведение итогов урока (рефлексия), выставление отметок.

После объяснения – подведение итогов: учащиеся отвечают на вопросы: а) получили или нет они ответы на свои вопросы; б) в каком объеме они получили ответы; в) как они могут оценить свои знания после урока.  Это задание выполняется самостоятельно и индивидуально.

Для систематизации работы можно использовать таблицу:

Тема урока

Цель урока

Коментарий

Результат работы

Самооценка

Получил ли ответ

В каком объеме

Остались ли после объяс-
нения вопросы или  возникли вновь?

 

Вопросы, постав-
ленные в начале урока

Почему и что хотел узнать

 

 

 

Предложения по организации подобных уроков

Задания №3. Этап инструктажа по Д/З: Написать эссе по теме задачи-проблемы, которую решали в группе на уроке. Вспомнить и пояснить «Алгоритм написания эссе».

Эссе «Наследственное право – единственная отрасль права, регулирующая отношении, в которых человек участвует после смерти». (Т.В.Кашанина).



Предварительный просмотр:

Потребительское право. Ситуация.

      (рассказ учащейся класса – решение правовой ситуации по алгоритму).

В 2006 году в салоне « Связной » мы с мамой купили сотовый телефон марки « Alcatel », стоимостью 2900 рублей. Спустя 2 недели я обнаружила в телефоне странные звуки (треск). На следующий день мы обратились в салон, где приобрели телефон. Мы хотели вернуть телефон, на что нам сказали, что неполадки могли появиться по нашей вине. Представители фирмы настаивали на своём. Но вдруг продавец сказал, что можно отдать телефон на экспертизу в «Сервис Центр» бесплатно, так как телефон находился на гарантии. Мы тут же поехали туда. Отдали телефон на экспертизу, конечно, все это было заключено договором, и ответ обещали дать через 2 недели. Через 2 недели в этом центре сказали, что телефон отправили в Москву, так как нет данного прибора для проверки. Ответ пришел только через 2 недели, в котором было сказано, что это производственный брак. С ответом мы пошли в салон, где нам вернули деньги за телефон.  

 Алгоритм решения проблемных заданий:

1.Указать объекты данных правоотношений.

2.Определить субъекты правоотношений.

3.Указать юридические источники (Закон РФ и его статьи).

4. Проанализируйте ситуацию. Предположите, какое решение вынес бы суд, в случае обращения потерпевшего?

5.Какие выводы можно сделать и что бы вы посоветовали участникам данных типовых правоотношений? Какие органы защищают права потребителей?

Задание №2. Подведение итогов урока (рефлексия), выставление отметок.

После объяснения – подведение итогов: учащиеся отвечают на вопросы:

а) получили или нет они ответы на свои вопросы;

б) в каком объеме они получили ответы;

в) как они могут оценить свои знания после урока.

Это задание выполняется самостоятельно и индивидуально. Для систематизации работы можно использовать таблицу:

Тема урока

Цель урока

Коментарий

Результат работы

Самооценка

Получил ли ответ

В каком объеме

Остались ли после объяс-
нения вопросы или  возникли вновь?

 

Вопросы, постав-
ленные в начале урока

Почему и что хотел узнать

 

 

 

Предложения по организации подобных уроков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-методика на уроках английского языка

занимаюсь изучением этого метода с 2012 года. В этом материале есть даже ссылка на мою статью от 2012 года. Это новый дополненный материал....