Технологическая карта по обществознанию _6 класс_Человек познает мир _1 урок
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Воробьева Екатерина Андреевна

Учебник «Обществознание». 6кл. (под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой)

Тип урока: комбинированный

Цель: дать учащимся представление о процессе познания мира и самого себя; познакомить с понятиями: самосознание, самооценка, показав их роль в познании мира

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_ob_chelovek_poznaet_mir.docx85.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:Человек познает мир. Урок 1.

Тип урока: комбинированный

Цель: дать учащимся представление о процессе познания мира и самого себя; познакомить с понятиями: самосознание, самооценка, показав их роль в познании мира

Планируемые образовательные результаты

Предметные

метапредметные

личностные

- дать определение понятий: самосознание, самооценка;

- назвать уровни самооценки

- назвать три фактора, влияющие на самооценку

 - познавательные:  продолжить формирование умений ставить цели, формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности, систематизировать информацию и представлять ее в виде схемы

- регулятивные: продолжить формирование  умений планировать свою деятельность, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль

- коммуникативные: продолжить формирование умения действовать в группе, овладевать нормами общения. выдвигать свои версии решения проблем, понять другие позиции ,взгляды ,договариваться с другими людьми ,для того чтобы сделать что –то сообща)

- сформировать и высказать собственное мнение о роли самопознания в жизни каждого человека

- учащиеся смогут  научиться оценивать себя и окружающих себя людей

Словарь урока: самосознание, самопознание, самооценка

Ресурсы урока:

  • Учебник «Обществознание». 6кл. (под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой)
  • компьютер, мультимедийный проектор
  • рабочие листы (приложение1 – для группы; приложение 2 – для каждого ученика; приложение 3 – для группы)
  • лист А3, маркеры, клей

ХОД УРОКА.

Этап урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

30 сек

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, пожалуйста, все ли необходимое есть у вас на столе: ручка, карандаш, тетрадь, учебник

Самоконтроль готовности к уроку

2 этап

5 мин.

Проверка домашнего задания

1. Выберите верное из двух суждений о личности:

А) личность возникает в результате биологического развития человека;

Б) огромное влияние на становление личности оказывает общество:

1. Верно только А    2. Верно только Б     3. Оба суждения верны     4. Оба суждения неверны

2.Выберите верное из двух суждений о личности:

а) личность формируется в течение всей жизни,

б) личность формируется в детстве.

1. Верно только А    2. Верно только Б     3. Оба суждения верны    

4. Оба суждения неверны

3. Что такое индивидуальность?

1) Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает.

2) Совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе,  в деятельности и общении с другими людьми

3) Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих   одного  индивида от другого

4. Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает.

1) индивидуальность                  2) сознание                           3) личность

5. Является ли Петр сильной личностью, если он много времени уделяет спорту, физически развит, ловок и быстр и лучше всех справляется с заданиями на уроках физкультуры?

1) да                2) нет

6. Пятиклассник Арсений хорошо учится, ставит школьные спектакли, занимается спортом и стремится выиграть детский городской чемпионат по плаванию, помогает маме ухаживать за маленьким братом. Все это характеризует Арсения как:
1) ученика 2) друга3) личность4) сына

Учащиеся отвечают на вопросы.

3 этап

Мотивация

4 мин

Послушайте рассказ  и ответьте на вопросы

Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого философа Сократа. Однажды пришли к нему сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилища бога Аполлона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым среди элинов. Радуйся!» На что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым  только потому, что я знаю, что я ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого»

Вопросы к  классу

- Как вы поняли смысл этого рассказа?

- Где границы нашего познания?

- Можем ли мы познать себя?

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на сегодняшнем уроке?

Вывод: мы будем говорить о познании человеком мира и самого себя

Тема урока : «Человек познает мир»

          Знаменитый китайский философ Лао- Цзы учил: «Тот, кто познал других, учен. Тот, кто познал себя, мудр»

- Как вы понимаете слова китайского мудреца? Как они соотносятся с темой нашего урока? Какой вопрос возникает?

Проблемный вопрос: Почему процесс познания мира начинается с процесса познания самого себя?

Устно отвечают на вопросы

Записывают тему в тетрадь

Участвуют в формулировании проблемы урока

4 этап

Целеполагание и планирование

2- 3 мин

Вопрос к классу: Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос?

План урока

1. Познание мира и себя.

2. Что такое самосознание.

3. На что ты способен.

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей.

6 этап

20- 22  мин.Открытие нового знания(изучение новой темы)

1. Познание мира и себя.

Учитель: Человек, взаимодействуя с окружающим миром, одновременно познает его. Процесс познания происходит в ходе активной деятельности человека.

На доске появляется схема

Задания для групп

Первая группа.  Обсудите как происходит процесс познания в ходе игровой деятельности.

Вторая группа. Обсудите как происходит процесс познания в ходе учебной  деятельности.

Третья группа. Обсудите как происходит процесс познания в ходе трудовой  деятельности.

Четвертая группа Обсудите как происходит процесс познания в ходе общения.

Обсуждение результатов. Учитель фиксирует на доске.

Учитель. Важнейшей потребностью личности является стремление узнать самого себя. Как вы думаете, почему?

Задание: заполните схему:

Работают с учебником стр. 18  и составляют схемы (приложение1) и презентую  результаты своей работы

Учащиеся отвечают на вопрос

2. Что такое самосознание.

- Потребность познать и узнать себя способствует развитию самосознания, т. е. сознания, направленного на самого себя

Чтение и анализ текста с использованием технологии «Заметки на полях»

Организация индивидуальной работы с текстом «Что такое самосознание». Каждый ученик получает текст (приложение №2), читает его, делая пометки на полях карандашом

Задание к тексту.

1. Внимательно прочитайте весь текст. Обратите внимание текст содержит и уже известную вам информацию, и новую.

2. По ходу чтения делайте пометки на полях:

«v» - знал;

«+» - узнал новое

«?» не понял, требуется дополнительное разъяснение.

   После прочтения в группах обсуждается только один значок «?» не понял.

С этой целью учащиеся обсуждают вопросы, возникшие при чтении и стараются по возможности объяснить друг другу то, что было не понятно; выписывают вопрос, на который не знают ответа для обсуждения в классе

Проверка выполнения задания

- Что вы не поняли?

Учащиеся просматривают ролик «Гадкий Утенок» и отвечаю на вопрос:

- Что вы можете сказать о его самооценке?   Почему у него заниженная самооценка?

Учитель по ходу ответов составляет схему

Учащиеся просматривают ролик из сказки «Морозко » и отвечаю на вопрос:

- Что вы можете сказать о  самооценке Ивана?   Почему у него завышенная самооценка?

- от чего зависит самооценка?

(По ходу ответов обучающихся учитель составляет схему)

- Самооценка определяет взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию

 Процесс формирования самооценки весьма непрост и противоречив.

Выполнение мини – проекта.

Учащиеся получают рекомендации (приложение 3), которые помогут сформировать адекватную самооценку, им необходимо выполнить следующие задания:

Первая группа: Отберите три рекомендации учителям, которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростков, дополните эти рекомендации еще одной

Вторая группа: Отберите три рекомендации родителям, которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростков, дополните эти рекомендации еще одной

Третья группа: Отберите три рекомендации для подростков с низкой самооценкой, которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростков, дополните эти рекомендации еще одной

Четвертая группа: Отберите три рекомендации для подростков с завышенной самооценкой , которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростков, дополните эти рекомендации еще одной

Алгоритм выполнения мини- проекта

1.  Обсудите рекомендации и отберите те, которые  наиболее подходят для выполнения задания вашей группе.

2. Дополните отобранные рекомендации своей (своими)

3. Подготовьте выступление – презентацию.

Презентация мини - проектов

Самостоятельно читают и анализируют текст, делают пометки

Анализируют и сравнивают информацию; формулируют выводы; задают вопросы;

- используют различные источники социальной информации

Учащиеся отвечают на вопросы.

Работают в малых группах, вступают в диалог, отбирают необходимый материал, предлагают свои варианты ответов

Представляют мини - проект

7 этап Рефлексия

3-4 мин.

1. - Какую проблему мы ставили в начале урока?

- Удалось ли решить поставленную проблему?

2. Рефлексия (У детей на листочках (и на слайде в презентации) написаны данные вопросы, на которые они дают ответ.)

- Что я уже знаю о самооценке, о собственной личности?
- Что в том, что сегодня было, меня расстроило?
- Что хорошего было на уроке?
- Какие у меня возникли чувства?
- Дает ли урок возможности для творческого роста?
- Что мне даст этот урок для моей личной жизни?

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты

8 этап домашнее задание

1 мин.

1. прочитайте П.2

2. Выполните одно задание

- задание 4 стр. 23 учебника

- задание 5 стр. 24 учебника

-


Приложение № 2

Задание к тексту.

1. Внимательно прочитайте весь текст. Обратите внимание:  текст содержит и уже известную вам информацию, и новую.

2. По ходу чтения делайте пометки на полях:

«v» - знал;

«+» - узнал новое

«?» не понял, требуется дополнительное разъяснение.

   После прочтения в группах обсуждается только один значок «?» не понял.

Что такое самосознание

Потребность понять и узнать себя позволяет развить самосознание - сознание, направленное на самого себя. Самосознание состоит из осознания и оценки человеком: своих сильных и слабых сторон; взаимоотношений с окружающими его людьми; своих моральных и физических качеств;  практических умений и др.

Формированию самосознания способствует самооценка

Самооценка - это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

Самооценка формируется в единстве двух ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе и эмоционального, отражающего то, как человек воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог эти знания складываются.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Ложная или заниженная самооценка рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учебы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты можешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности. Привычка к определенному положению в классном коллективе — «слабого», «среднего» или «сильного», задающего тон в учебе — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

Для правильной самооценки важно знать свои положительные и отрицательные качества, стараться развивать одни и освобождаться от других. Человека с реалистичной самооценкой отличает независимость от мнений окружающих, высокий, но реальный уровень самоуважения. Он положительно относится к себе как к личности. Низкое самоуважение предполагает отрицательную оценку собственной личности. Человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицание.   При очень завышенной самооценке человек никогда не признаёт, что он чего-то не знает или не умеет, во всех своих неудачах винит окружающих. Над такими раньше или позже начинают смеяться.

С уровнем самоуважения связано древнее выражение «не место красит человека, а человек место»

Приложение №3

Рекомендации учителям

  1. Учитывайте особенности самооценки у подростков, отдавайте предпочтение личностному общению, беседам.
  2. Помогайте ребятам с низкой самооценкой проявлять себя в учебе и в творчестве.
  3. Стройте взаимоотношения на равных, не принижая личностной значимости ваших подростков.

Рекомендации родителям

  1. Не навязывайте подростку свое мнение, учитывайте его интересы.
  2. Делайте все, что от вас зависит, для того, чтобы подросток не занижал свою самооценку и в то же время не выставлял себя напоказ.
  3. Прислушивайтесь к  мнению подростка, не унижайте его и разговаривайте с подростком на равных.

Рекомендации подросткам с низкой самооценкой

  1. Твердо знайте, чего хотите добиться.
  2. Будьте уверены в себе.
  3. Имейте собственное мнение, несмотря на противоположное

Рекомендации подросткам с завышенной  самооценкой

  1. Умейте уважать в каждом человеке личность.
  2. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.
  3. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Обсудите как происходит процесс познания в ходе общения, графически представьте сделанные выводы

Обсудите как происходит процесс познания в ходе трудовой деятельности, графически представьте сделанные выводы

Обсудите как происходит процесс познания в ходе игровой деятельности, графически представьте сделанные выводы

Обсудите как происходит процесс познания в ходе учебной  деятельности, графически представьте сделанные выводы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по обществознанию 10 класс.

Технологическая карта по обществознанию для 10 класса с включением тем по антикоррупционной политики....

Технологическая карта по обществознанию 5 класса № 14.

Данная технологическая карта создана в соответствии с ФГОС ООО....

Технологическая карта по обществознанию для 5 класса в соответствии с ФГОС "Загадка человека".

С помощью заданий, предложенных в карте, учителю будет просто и легко обьяснить детям: кто такой человек, в чем его загадка и предназначение его для общества....

Технологическая карта по обществознанию 5-6 класс. Сетевой образовательный модуль по обществознанию"Открываем путь к почёту и уважению"

Сетевой образовательный модуль по обещствознанию носит  активный, деятельностный характер, создает условия для самореализации, обеспечивает возможности общения, взаимодействия, проходит вне стен ...

Технологическая карта по обществознанию 6 кл.

Технологическая карта по обществознанию 6 кл. "Человек - личность"...

Технологическая карта по обществознанию

технологическая карта по обществознанию на тему "Правоохранительные органы РФ" 9 класс...

Технологическая карта по обществознанию

Технологическая карта по обществознанию...