Разработка урока по финансовой грамотности в преподаваемый предмет
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Ананьева Надежда Сергеевна

Разработка урока по финансовой грамотности в преподаваемый предмет 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka._ananeva_n.s.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 4» г.Кстово

Разработка урока по финансовой грамотности в преподаваемый предмет обществознание

Выполнила: Ананьева Надежда Сергеевна

Учитель истории и обществознания

Класс

   7

Тема урока по предмету

 «Домашнее хозяйство» (2 часа на тему)

Тема ФГ

 «Доходы и расходы» ( 1 час)

Тема преподаваемого предмета

 «Домашнее хозяйство»

Форма занятия

 Получение новых знаний

Цель и задачи урока

 Цель:

1.Рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства

2. Понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления расходами.

 Задачи:

 1.Дать детям понятие «Домашнее хозяйство»

 2.Познакомится с источниками ведения Домашнего хозяйства

 3. Научить применять на практике полученные знания.

Объем времени на изучение темы ФГ в общей структуре урока

 45 минут

Планируемые результаты

Предметные:

 - Составлять семейный бюджет на условных примерах;

- Сравнивать доходы и расходы и принимать решения;

- Описывать последствия превышения расходов над доходами

Метапредметные:

- Уметь анализировать проблему;

 - Уметь находить различные способы решения поставленной проблемы;

Личностные:

Осознание себя как члена семьи, общества и государства; пони-

мание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

Оборудование

 Интерактивная доска, презентация.

Используемые УМК (по преподаваемому предмету и по финансовой грамотности)

1.Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразоват. Организаций/ Л.Н. Боголюбов и др. – 2-е изд.- М. : Просвещение, 2020

 2.Пособие по «Финансовой грамотности» 5-7 классы Игорь Липсиц, Елена Вигдорчик.

Контрольно-измерительные материалы для оценки образовательных результатов выполнения интегративных заданий

Проверочная работа по обществознанию по теме «Домашнее хозяйство» 7 класс

1. Укажите понятие, соответствующее определению: «предварительно составленная   роспись будущих доходов и расходов семьи на некоторый период»

2)квартплата

3)тарификация

4)семейный бюджет +

5)личное подсобное хозяйство

2. Впишите термин, соответствующий определению

«Все денежные средства, которые получает семья» - …… (доход)

3. Укажите, на что идут обязательные расходы семьи.

1)Питание+

2)Одежда+

3) Приобретение антиквариата

4) Оплата коммунальных услуг+

5)Покупка лекарств+

6)Оплата морского круиза

7) Оплата жилья+

8) Покупка драгоценностей

4. Восстановите последовательность этапов при составлении личного финансового плана.(3142)

1)Определение сроков накопления необходимой суммы

2)Поиск способа увеличения ежемесячного дохода

3)Определение финансовой цели

4)Определение ежемесячной суммы для будущей покупки

5.Заполните таблицу , используя следующий перечень

                                      Бюджет семьи

Доход

Расход

фиксированный

Переменный

1,3,4,13,14,15

5,6,9

      2,7,8.1011,12

1) зарплата главы семьи;

2) приобретение новой квартиры;

3) пенсия бабушки;

4) годовые проценты от банковского вклада;

5) деньги от продажи автомобиля;

6) выигрыш в лотерею;

7) налог на выигрыш в лотерею;

8) оплата коммунальных платежей;

9) премия, полученная мамой;

10) продукты, купленные мамой в магазине;

11) кредит, полученный на приобретение семейной туристической путевки;

покупка рассады для дачи;

13) стипендия сына;

14) бесплатные лекарства, получаемые дедушкой-инвалидом;

15) зарплата мамы.​

                                                                                                   

Описание учебного процесса

Этап

Продолжительность

Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся

Вводная часть

8 мин

Вводное слово учителя. Проверка домашнего задания. Решение кроссворда (Приложение 1). Создание мотивации.

Информа-ционная часть

27 мин

Создание проблемной ситуации (Приложение 2). Мини-проект «Рачительный хозяин» (Приложение 3).

Рефлексия

8 мин

Игра «Да - нет» (Приложение 4). Личностная  оценка урока (Приложение 5).

Домашнее задание

2 мин

Рассчитать бюджет своей семьи (совместно с родителями) (Приложение 6).

Итого

45 мин

Описание учебного процесса

Этап

Метод

Типы заданий контрольно-измерительных процедур

Вводная часть

Словесный, информационно-развивающий

 Решение кроссворда

Информа-

ционная

часть

Объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый

Решение проблемной ситуации. Заполнение таблицы «Структура семейного бюджета».

Рефлексия

Информационно-развивающий

«Мозговой штурм»

Домашнее задание

Творчески воспроизводящий

Составление семейного бюджета

Методика оценки педагогической эффективности занятия

Как я усвоил(а) материал по теме?

Как я работал(а) на уроке?

Как я работал(а) в группе?

Усвоил(а) весь материал – 5 баллов

Со всеми заданиями справился(ась) – 5 баллов

А выполнял(а) все поручения и задания группы – 5 баллов

Частично усвоил(а)  материал –

4 балла

Допускал(а) ошибки – 4-3 балла

Я с неохотой участвовал(а) в работе группы– 4-3 балла

Мало что понял(а) – 3 балла

Не справился(ась) – 2 балла

Я не участвовал(а) в работе группы – 2 балла

Ничего не понял(а) – 2 балла

15-13 баллов – я усвоил(а) материал по теме «Семейный бюджет»

12-9 баллов – мне необходимо подкорректировать свои знания, умения и навыки

9-6 баллов – я не усвоил тему и мне необходимо дополнительно поработать по данной теме

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Данный урок позволит максимальному количеству обучающихся осознать необходимость знаний в области финансов в современных экономических условиях; получить конкретные знания по основам финансовой грамотности.

Тема занятия выбрана не случайно, так как современные дети не знают, что такое семейный бюджет и как его планировать. В ходе урока ребенок начинает понимать, как рационально вести семейный бюджет, и как правильно его планировать и рассчитывать.

Приложение 1

                                                             Кроссворд

По горизонтали:

1)        обмен товара на товар (бартер),

2)        бумажные деньги (купюры),

3)        они бывают металлические,  бумажные и электронные (деньги),

4)        деньги, которые откладывают на будущее (сбережения),

5)        стоимость одной вещи или предмета (цена),

6)        плата за работу (зарплата).

По вертикали:

Бюджет

Б

а

р

т

е

р

К

у

п

Ю

р

ы

Д

е

н

ь

г

и

С

б

е

р

е

Ж

е

н

и

я

ц

Е

н

а

З

а

р

п

л

а

Т

а

                                                     

                                                                                                                                 

        Приложение 2

        Вопрос- ответ.

1. Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?

2  Сколько стоит буханка хлеба?

3.1 кг сахара?

4. Пачка соли?

5. Мыло?

6.Зубная паста?

7. Все вы что-то  да покупаете.  А на что?  

8.Откуда берёте деньги?  

9.Кто из вас слышал, что такое « Семейный бюджет» ?

                                                                                                                                       


 Приложение 3

Сводная таблица «Семейный бюджет»

Доход

Расход

Итого

______ руб.

Итого

______руб.

                                                 Карточки -помощницы

Карточка-помощница: (расходы на месяц)

Плата за квартиру (от 2000 до 10000)

продукты питания (от 4000 до 10000)

одежда (от 1000 до 7000)

лекарства ( от 500 до 3000)

плата за детский сад (от 600 до 2500)

плата за дополнительное образование (от 300 до 1500)

плата за телефон (от 500 до 2000)

плата за Интернет (от 400 до 1500)

плата за бензин (от 1000 до 5000)

плата по кредиту (произвольно)

Карточка-помощница: (расходы на месяц)

Плата за квартиру (от 2000 до 10000)

продукты питания (от 4000 до 10000)

одежда (от 1000 до 7000)

лекарства ( от 500 до 3000)

плата за детский сад (от 600 до 2500)

плата за дополнительное образование (от 300 до 1500)

плата за телефон (от 500 до 2000)

плата за Интернет (от 400 до 1500)  

плата за бензин (от 1000 до 5000)

плата по кредиту (произвольно).

Карточка-помощница: (расходы на месяц)

Плата за квартиру (от 2000 до 10000)

продукты питания (от 4000 до 10000)

одежда (от 1000 до 7000)

лекарства ( от 500 до 3000)

плата за детский сад (от 600 до 2500)

плата за дополнительное образование (от 300 до 1500)

плата за телефон (от 500 до 2000)

плата за Интернет (от 400 до 1500)  

плата за бензин (от 1000 до 5000)

плата по кредиту (произвольно).

                                             

 Задания для групп

1 группа

Состав семьи: папа, мама, бабушка, ребёнок 3 лет и ребёнок 12 лет.

Задача: (все вычисления записывать в тетради.)

  1. Вычислите доход папы за месяц, если заработная плата  в день составляет 1500 рублей.
  2. Вычислите доход мамы за месяц, если заработная плата  в день составляет 1200 рублей.
  3. Вычислите доход бабушки за месяц, если за один день пенсия составляет 406 рублей.
  4. Вычислите общий доход семьи.
  5.  Заполните в таблице столбец «расходы» и вычислите общую сумму расходов семьи (для заполнения второго столбца вам предлагается карточка-помощница).
  6. Выясните, каким будет бюджет данной семьи: сбалансированным, профицитным или дефицитным, для этого вычислите разницу между доходами и расходами семьи.
  7. Если бюджет вашей семьи получился профицитным, вычислите количество  денежных средств на каждого члена семьи. Если сбалансированным или дефицитным, подумайте, как поступить в данной жизненной ситуации
  8. Составьте памятку «Рачительный хозяин»

2 группа

Состав семьи: папа, мама, дети  12 лет и  14 лет.

Задача: (все вычисления записывать в тетради.)

  1. Вычислите доход папы за месяц, если заработная плата в день составляет 1300 рублей.
  2. Вычислите доход мамы за месяц, если заработная плата в день составляет 1200 рублей.
  3. Вычислите общий доход семьи.
  4. Заполните в таблице столбец «расходы» и вычислите общую сумму расходов семьи (для заполнения второго столбца вам предлагается карточка-помошница).
  5. Выясните, каким будет бюджет данной семьи: сбалансированным, профицитным или дефицитным, для этого вычислите разницу между доходами и расходами семьи.
  6. Если бюджет вашей семьи получился профицитным, вычислите количество  денежных средств на каждого члена семьи. Если сбалансированным или дефицитным, подумайте, как поступить в данной жизненной ситуации

      7         Составьте памятку «Рачительный хозяин»

3 группа

Состав семьи: папа, мама, дедушка, два ребёнка 3 лет и один  ребёнок 10 лет.

Задача: (все вычисления записывать в тетради.)

  1. Вычислите доход папы за месяц, если заработная плата в день составляет 1400 рублей.
  2. Вычислите доход мамы за месяц, если заработная плата в день составляет 800 рублей.
  3. Вычислите доход дедушки за месяц, если за один день пенсия составляет 900 рублей.
  4. Вычислите общий доход семьи.
  5. Заполните в таблице столбец «расходы» и вычислите общую сумму расходов семьи (для заполнения второго столбца вам предлагается карточка-помошница).
  6. Выясните, каким будет бюджет данной семьи: сбалансированным, профицитным или дефицитным, для этого вычислите разницу между доходами и расходами семьи.
  7. Если бюджет вашей семьи получился профицитным, вычислите количество  денежных средств на каждого члена семьи. Если сбалансированным или дефицитным, подумайте, как поступить в данной жизненной ситуации
  8. Составьте памятку «Рачительный хозяин»

                                                                                                                                                             


   Приложение 4

        Игра «Да-Нет»

Дети выбирают из предложенных вариантов верные утверждения.

-Планируйте семейный бюджет исходя из доходов (да-нет).

-Уходя из дома, не забывайте выключать свет (да-нет).

-Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете (да-нет).

-Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику (да-нет).

- Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей (да-нет).

-Сходил в магазин, оставь сдачу себе (да-нет).

-Бережно относись к своим вещам (да-нет).

-Напоминай родителям о своевременной оплате налогов (да-нет).

- Чаще пользуйтесь услугами такси (да-нет).

-Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы (да-нет).

-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями (да-нет).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет"

Разработка урока по финансовой грамотности на тему"Семейный бюджет" напралена на развитие метапредметных умений. Таких как развитие навыков работы с материалом таблиц, развитие логического мышления, у...

Методическая разработка урока по финансовой грамотности «Как и для чего открыть вклад?»

Цель: развитие интереса и формирование стимулов у обучающихся к приобретению знаний по финансовой грамотности...

авторская разработка урока по финансовой грамотности

Цель: познакомить учащихся с основами рынка недвижимости.Задачи:Образовательная: формирование представлений учащихся о текущих экономических событиях в России и в мире.Развивающая: продолжить формиров...

Методическая разработка урока по финансовой грамотности для обучающихся 7 класса по теме Домашнее хозяйство

Цель урока - рассмотреть особенности организации домашнего хозяйства Задачи урока -образовательные:-рассмотреть понятия относящиеся к домашнему хозяйству и семейному бюджету;-познакомить уча...

Методическая разработка урока по финансовой грамотности

Методическая разработка по теме: Виды финансовых мошенничеств. Риски. Материал может быть использован как урок, элемент урока, классного часа, семинара для любого возраста. Цель занятия:1.от...

Диплом 1 степени номинация Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для учеников основной школы

Диплом 1 степени   номинация Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для учеников  основной школы...

Диплом I степени в номинации Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для основной школы

Диплом I степени  в номинации Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для основной школы...