Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 7 классе.
олимпиадные задания по обществознанию (7 класс)

Шнайдер Андрей Александрович

Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 7 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

2021–2022 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

7–8 классы

Уважаемый участник олимпиады!

Перед Вами 9 заданий муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.

Для их выполнения у Вас есть 1 час 30 мин.

Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри.

Внимательно прочитайте текст заданий. Содержание ответа записывайте только на отдельных листах, предоставленных организаторами олимпиады, записи ведите чётко и разборчиво.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не  учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.

Максимально возможное количество баллов за работу — 100 баллов.

Желаем успеха!

ОСНОВНОЙ ТУР МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА

7–8 классы

           1. «Да» или «нет»? Если вы согласны с тем, что данное утверждение верно,

напишите «да», если считаете, что утверждение ошибочно, напишите «нет». Внесите

свои ответы в таблицу.

За каждое верно выбранное/невыбранное утверждение – 1 балл. Максимум за задание – 10 баллов.

  1. Целесообразность характеризует поведение животного.
  2. Политическая партия может отказать человеку в приеме на основании того, что он верующий.
  3. Почтительное отношение к старшим является примером этической нормы.
  4. Существует такие формы правления: монархия, демократия, федерация.
  5. Прецедент является основным источником права в РФ.
  6. Искусство отражает действительность в образно-символической форме.
  7. Государственные органы охраны общественного порядка образуют независимую ветвь власти.
  8. Демократия основана на принятии решений большинством голосов с учетом мнений меньшинства.
  9. Своеобразие семьи заключается в том, что она одновременно представляет собой и общественный институт, и малую социальную группу.
  10. К ранним формам религии относятся тотемизм и анимизм.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

1.10

 2. Установите соответствие между предложенными элементами в первом и втором столбцах.

За каждый правильный ответ– 1 балл. Максимум за задание – 15 баллов.

2.1. Установите соответствие между конституционными правами и группами прав человека. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца и запишете получившуюся последовательность цифр.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА

ГРУППЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

А) право на труд и на отдых

1) личные (гражданские)

Б) право на получение  пенсий

2) социально-экономические

В) право на свободу совести

3) культурные

Г) право на свободу творческой  деятельности

Д) право на защиту своей чести и доброго имени

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Таблица для записи ответов задания 2.1:

А

Б

В

Г

Д

2.2. Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

А) изучаются формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности

1) этика

Б) изучаются нравственность

2) эстетика

В) изучаются сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни

3) логика

Г) наибольшее влияние оказывает на искусство

Д) наибольшее влияние оказывает на науку

 

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Таблица для записи ответов задания 2.2:

А

Б

В

Г

Д

2.3. Установите соответствие между формами государства и критериями классификации, по которым они выделены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ

A) федеративное

1) политический режим

Б) дуалистическая монархия

2) государственное устройство

B) авторитарное

3) форма правления

Г) унитарное

Д) президентская республика

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Таблица для записи ответов задания 2.3:

А

Б

В

Г

Д

         3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум за задание  – 3 балла.

 3.1. Акция, облигация, вексель, ценная бумага, чек.

3.2. Духовная культура, фундаментальная наука, образование, литература, живопись. 

3.3. Демократия, политический режим, охлократия, аристократия, тоталитарный режим. 

           4. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум за задание  – 2 балла.

4.1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «религия».

1) культ; 2) монотеизм; 3) объективность; 4) православие; 5) иудаизм; 6) доказательность.

4.2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную динамику.

1) прогресс; 2) структура; 3) эволюция; 4) реформа; 5) революция; 6) система. 

           5. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Каждое правильно вставленное слово – 0,5 балла. Максимум за задание  – 3 балла.

«Успехи____________ (А) тесно связаны с развитием науки как одной из форм общественного сознания. Без науки невозможно представить современную жизнь и человеческую__________(Б), она — высшая форма знания, которая охватывает все явления неживой и живой природы, материальную и духовную _______(В) людей. С помощью науки оцениваются не только результаты истории, анализируются текущие события, но и в известной мере прогнозируется будущее. Каждая наука имеет свой (Г). Под ним подразумевается то, что исследуется. Также каждая наука имеет свой метод — т. е. как, каким способом осуществляется это исследование. Наука — результат общественного развития, она всемерно способствует становлению и развитию_________(Д), одна из главных её задач — удовлетворение общественных_______(Е).»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) способ

2) культура

3) цель

4) деятельность

5) мировоззрение

6) познание

7) способности

8) потребности

9) предмет

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

         6. Работа с текстом

Максимум за задание  – 34 балла.

В путях решения современных глобальных проблем выделились два точки зрения ученых: неомальтузианцы, полагающие, что рост человечества необходимо строго контролировать и ограничить постоянно растущие потребности людей, и корнукопианцы, полагающие, что технический прогресс и научные открытия способны сделать ресурсы, необходимые для жизни людей, безграничными. Социологическая служба опросила разные категории ученых и обычных граждан для выяснения их отношения к поставленной проблеме. Респондентам был задан вопрос: «Кто прав: неомальтузианцы или корнукопианцы?»

Результаты опроса  представлены в виде таблицы (данные приведены в %):

Пути решения глобальных проблем современности

Категории опрошенных

Сторонники неомальтузианцев

Сторонники корнукопианцев

Не смогли ответить

ученые-глобалисты

30

58

12

экономисты

42

38

20

демографы

56

22

22

инженеры

26

52

22

гуманитарии

54

32

14

обычные граждане

33

33

34

 

1. На основе анализа данных таблицы сформулируйте любые три вывода, подтвердив каждый из них ссылками на материалы исследования. (Утверждение должен быть сформулировано развёрнуто).

2. Раскройте смысл понятия «глобальные проблемы».

3. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности. Сначала укажите взаимосвязь, каких глобальных проблем Вы будете приводить, а затем пример, иллюстрирующий эту взаимосвязь. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

          7. Решите логическую задачу.

Максимум за задание  –  9 баллов.

На концерте классической музыки в Санкт-Петербурге встретились трое мальчиков: Алексей, Миша и Дима, из которых один играл на фортепиано, другой — на скрипке, а третий — на виолончели. Они живут: один — в Санкт-Петербурге, другой — в Москве, третий — в Самаре. Кто, где живет и на чем играет, если известно, что Миша не умеет играть на струнных инструментах; у Димы самый любимый инструмент — скрипка, и он на ней играет; Миша любит гулять каждое воскресенье по Арбату, а Дима хочет побывать в Эрмитаже, так как в его городе этого музея нет?

           8. Экономическая задача

Максимум за задание  –  6 баллов.

В стране М. выпущено новое платежное средство - имущественный чек на предъявителя. Чеки выдавались гражданам, которые могли их потратить на приобретение акций государственных предприятий, при сохранении контрольного пакета в руках государства.

Назовите экономический процесс, описанный в условии задания? Какой тип экономической системы формируется в стране М.? Назовите одно любое последствие данного процесса в экономике.

            9. Представьте, что вам необходимо подготовить доклад по теме «Общество как открытая система». 

9.1. Составьте развернутый план своего выступления. Сложный план должен содержать не менее четырёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два или более детализированы в подпунктах.

9.2. Раскройте один из пунктов вашего плана (приведите теоретические положения, раскрывающие основное содержание выбранного вами пункта и проиллюстрируйте их  фактическими примерами). Описание должно содержать не менее четырёх развернутых, логически выстроенных предложений. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ответы к олимпиадным заданиям по обществознанию 10 класс

Преподавателям полезно знать ответы на предлагаемые вопросы, т.к. иногда случаются неожиданные....

Олимпиадные задания по обществознанию 11 класс

Предлагаются задания для подготовки старшеклассников к олимпиадам....

Олимпиадные задания по обществознанию (5 класс)

Олимпиадные задания по обществознанию для 5 класса (школьный этап)...

Олимпиадные задания по обществознанию 8 класс.

Олимпиадные задания по обществознанию 8 класс....

Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 8классе.

Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 7 классе....

Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах.

Подготовка к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах....

Работа с текстом при подготовке к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах.

Работа с текстом при подготовке  к олимпиадным заданиям по обществознанию в 9-11 классах....