Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности
статья по обществознанию

Данилова Татьяна Алексеевна

Современный человек должен быть функционально грамотым. Финансовая грамотность составляющая функциональной грамотности. Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и рисков, мотивация для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества. Вопросы по финансовой грамотности встречаются в разных предметах: математике, окружающем мире, обществознанию. Представлены примеры заданий в разных классах по разным предметам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогический совет

Финансовая грамотность как составляющая функциональной грамотности.

Одним из главных вызовов XXI века современному образованию является осознанная большинством ведущих экспертных сообществ необходимость в формировании функциональной грамотности у всех учащихся независимо от ступени обучения и их дальнейших образовательных или профессиональных планов.

Рассматривая содержательные аспект функциональной грамотности, будем основываться на определении, сформулированным А. А. Леонтьевым: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

В исследовании PISA принято следующее рабочее определение финансовой грамотности: «Финансовая грамотность представляет собой знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни».

Главный вопрос исследования PISA в области финансовой грамотности: «Насколько 15-летние учащиеся готовы к принятию эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, к адаптации и использованию новых финансовых систем?».

Средний результат выполнения международного теста по финансовой грамотности российскими учащимися 15-летнего возраста составил 486 баллов, средний результат по странам ОЭСР — 500 баллов. В рейтинге стран Россия заняла 10 место среди 18 стран-участниц, расположившись между США и Францией. Результаты российских учащихся статистически значимо не отличаются от результатов группы из 6 стран (США, Франция, Словения, Испания, Хорватия и Израиль)

1. Наиболее сложной областью содержания оказалась область «Деньги и операции с ними», самыми сложными познавательными умениями — выявление и анализ финансовой информации.

2. Российским учащимся недостаточно знакомы механизмы кредитования, операции с банковскими вкладами, вопросы обеспечения безопасности при покупке товаров в интернет-магазине; проблемы инвестирования, действие механизмов налогообложения.

3. Недостаточно развито комплексное умение аргументировать ответ, сформулированный самостоятельно. Учащимся явно не хватало опыта использования предложенной информации с целью аргументации ответа.

4. При выполнении отдельных заданий (в большей степени связанных с планированием и управлением финансами) достаточно четко проявились гендерные отличия, что необходимо учитывать в процессе обучения.

Имеется ли связь финансовой грамотности с уровнем овладения математикой и читательской грамотностью?

Анализ содержания разных видов проверочных работ показал, что задания по финансовой грамотности включены в разные КИМы.

6 класс, ВПР по обществознанию

Задание 6. Был проведен опрос о расходах граждан в 2013 и 2016 гг. Был задан вопрос: «На что уходит большая часть вашей заработной платы?» Полученные данные были представлены в виде гистограммы.

Какая статья расходов за прошедшее время изменилась меньше других? Выскажите два предположения, почему именно эти расходы выросли меньше, чем остальные.

Задание 7. В больших городах даже на одной улице могут находиться несколько различных банков (см. иллюстрацию).

Предположите, почему существует такое множество этих учреждений. В каких случаях следует пользоваться услугами банка (укажите не менее двух случаев)?

7 класс ВПР по обществознанию:

Задание 5 

Английскому писателю Чарльзу Диккенсу принадлежит следующее высказывание: «Кредит получить тем легче, чем меньше ты в нём нуждаешься».

 

1. Как Вы понимаете смысл слова «кредит»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Как Вы думаете, чем следует руководствоваться тому, кто собирается взять кредит в банке?

Задание 5

Писателю и журналисту Кармину Галло принадлежит следующее высказывание, обращённое к предпринимателям: «Ваши потребители всегда думают о своём бюджете. А в тяжёлые времена думают о нём всё время».

 

1. Как Вы понимаете смысл слова «потребитель»?

2. Дайте своё объяснение смысла высказывания.

3. Как Вы думаете, почему для потребителя важно планировать свой бюджет?

9 класс ОГЭ по обществознанию

Задание 5. Рассмотрите фотографию.

Какой вид экономической деятельности, осуществляемой мужчиной, изображен на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил.

 

Задание 6. Пенсионер Иван Иванович решил приобрести новую стиральную машину, однако собственных накоплений ему не хватало. Его внимание привлекла реклама, размещённая рядом с магазином бытовой техники, моментальных кредитов без поручителей. И Иван Иванович решил воспользоваться этим предложением.

Объясните, в чём заключается опасность подобных предложений по кредитам. Какие действия нужно предпринять, чтобы защитить свои финансы от злоупотребления со стороны подобных организаций?

Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.

ВПР по математике в 6 классе

Задание 6

На диаграмме представлен отчет о тратах семьи за прошедший месяц. По данным диаграммы, определите, сколько рублей потратила семья на развлечения, если известно, что на одежду было истрачено 9750 рублей?

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Как учитель обществознания, работающий в 5-11 классах, начинаю формировать финансовую грамотность обучающихся с пятого класса на уроках.

Финансовая грамотность формируем на уроках обществознания и внеурочной деятельности.

1. В 7-8 классах разработали и апробируем программу по финансовой грамотности (внеурочная деятелньость)

2. Организуем просмотри онлайн уроков, подготовленных Центральным банком России.

3. Участвуем в конкурсах по финансовой грамотности

4. Осуществляется отработка заданий при подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ

5. Проектная деятельность:

5 – 6 класс: «Скидки, распродажи – миф или реальность», «Мой тарифный план самый выгодный», «Мой четвероногий друг». Школьники собирают информацию о различных акциях в магазинах, изучают тарифные планы сотовых операторов, оценивают условия содержания животных в доме, проводят исследования.

7 класс: «Ремонт моей комнаты», «Приглашаю вас в путешествие». Обучающиеся составляют дизайн комнаты, смету выполненных работ в первом проекте. Во втором предлагают посетить какой-то город или страну, обосновывая свой выбор, исследуют проживание, экскурсии дорогу до места назначения, выстраиваю графики функций, диаграммы.

8 – 9 классы: «Надежный банк моего города», «Можно ли заработать в играх»,

 Старшие школьники знакомятся с услугами банков, интернет предложениями.

10 класс: «Предлагаю свой бизнес-проект», «Какую технику выгоднее купить». Ребята проектируют (или оценивают) собственный бизнес, оценивают возможности оргтехники для дома и офисов.

Стараюсь включать различные задачи по темам и сюжетам. При решении заданий каждого типа акцент делается  на иллюстрацию общего подхода к принятию финансово грамотного решения.  

В качестве примера приведу изучение темы «Экономика семьи» (Обществознание. 7 класс. Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. и др. М., Просвещение, 2015), где раскрываются понятия семейный бюджет, доход семьи, финансовые цели и планы, прожиточный минимум и др. Учащимся предлагаются задачи: «Рассчитать семейный бюджет», «Вспомни и запиши свои расходы за последнюю неделю (месяц), какие из них были неотложными, какие из них можно было отложить, а какие вообще являются ненужными? Соотнеси эти расходы по трем группам и подумай, рационально ли ты планируешь свой бюджет». Также учащимся можно предложить составить «Памятку покупателю», в которой могут быть разделы: «Как купить товар», «Как сэкономить деньги». При выполнении этих практических задач учащиеся могут проследить, как меняется структура доходов и расходов из месяца в месяц.

Учащиеся 8 класса уже более осознанно подходят к овладению навыками финансовой грамотности. При изучении темы «Инфляция и семейная экономика» уделяется внимание таким понятиям, как номинальный и реальный доходы семьи, сбережения населения, банковские и страховые услуги. Знакомясь с формами сбережения граждан, учащиеся смогут ответить на проблемный вопрос: «Какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ?».

Изучая банковскую систему, учащиеся получат информацию о видах кредита, возможностях его получения, научатся сравнивать банковские кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по кредитным платежам с использованием формулы простых и сложных процентов. После изучения темы учащимся предлагается задание: создать «портрет» финансово грамотного человека, обладающего достаточным уровнем знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать ответственные решения.

В 9 классе, изучая тему «Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних», учащиеся знакомятся с видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами. В качестве закрепления решается правовая задача «13-летний В. явился в банк, чтобы заключить договор банковского счета. Однако сотрудница отказала ему, предложив прийти с родителями. Права ли сотрудница банка? Свой ответ аргументируйте». Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности учащихся на уровне основного общего образования.

Финансово грамотного человека отличает присущая ему культура потребительского и финансового поведения, а вовсе не знание специальных терминов и понятий.

Таким образом, можно сформулировать базовые принципы грамотного потребительского и финансового поведения:

• реалистичную оценку своих финансовых возможностей и ограничений при принятии потребительских и финансовых решений;

• понимание необходимости выбора, невозможности удовлетворения всех потребностей и желаний;

• наличие навыка рассмотрения альтернативных вариантов решения;

• количественная (получаемая путем математических расчетов) оценка финансовых последствий принимаемых решений;

• понимание личной ответственности за последствия (в том числе долгосрочные) принятого решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Статья содержит определение функциональной и финансовой грамотности. Подробно разобрано содержание  задания по определению навыка владения финансовой грамотностью в рамках международного исследов...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Финансовая грамотность как элемент функциональной грамотности учащихся

Финансовая грамотность как элемент функциональной грамотности учащихся. Выступление и занятие на круглом столе к Педсовету в школе, ноябрь 2021 г....

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности

Презентация для педсовета по функциональной грамотности....

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ МБОУ ПСОШ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ: ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»...

Формирование математической грамотности школьников на уроках математики и во внеурочной деятельности как важнейшая составляющая функциональной грамотности.

В работе рассмотрены теоретические и практические аспекты в формировании математической грамотности.  Предложена подборка заданий в помощь учителям, которая основывается на все большем включении ...

Финансовая грамотности как составляющая функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

В данной работе, на практическом применении, показано использование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания....