Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс Тема: «Кто стоит на страже закона»
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

Анесова Алия Уразгалиевна

Цель урока: способствовать формированию правового сознания; сформировать у обучающихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx266.41 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по обществознанию 7 класс

Тема: «Кто стоит на страже закона»

Цель урока:

Способствовать формированию правового сознания; сформировать у обучающихся общее представление о правопорядке, о правоохранительных органах государства.

Задачи урока:

  Учебная:

Осмысление, обобщение и закрепление полученных знаний; развитие умения критически мыслить, выделять главное, решать проблемные задания, доказывать свою точку зрения; работать с документами, участвовать в дискуссиях, формирование умений и навыков цивилизованной  защиты своих прав.

Развивающая:

научить выделять главное, существенное в изучаемом материале, применять эти знание на практике (формирование компетенции)

Воспитательная:

формирование правовой культуры у детей, уважительного отношения к закону, к правам других людей, развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в  группах.

Основные понятия: право, правопорядок, закон, правоохранительные органы.

Планируемые результаты

Предметные

Научатся: определять понятия:  «правоохранительные органы, правонарушение, полиция, прокуратура, таможня, ФСБ, суды.»

Получат возможность научиться: решать  правовые задачи, высказывать собственное мнение, суждения.

Метапредметные УУД

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД

Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; проявляют заинтересованность в решении проблемных заданий всей группой; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной

Тип урока: Изучение новой темы

Информационно – технологические ресурсы:

-учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс. – М: Просвещение, 2017.; раздаточный материал (Конституция РФ;

правовые документы)

Оборудование

-мультимедийный проектор;

-компьютер;

-презентация «Кто стоит на страже закона»

Методы и формы обучения:

Методы: Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, проектная деятельность

Ход урока

(Для работы на уроке учащиеся заранее делятся на 3 группы и занимают свои места)

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда:

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи,

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

Ведь дальше прозой я скажу.

Учитель: Добрый день уважаемые гости, добрый день ребята! Посмотрите вокруг: сколько непохожих друг на друга людей сегодня собрались в этом кабинете. Все мы такие разные: цвет глаз, волос, возраст, интересы… Но у нас очень много общего. Что именно?
Все мы – люди, мы - граждане России, у всех нас есть права и обязанности.

На предыдущих уроках, мы с вами разбирали темы о правах и обязанностях. Напомните мне, пожалуйста

- Что такое право и обязанность и чем они друг от друга отличаются?

(Право- это регулятор общественных отношений, система правил поведения гарантированных государством). А обязанность – это то, что мы должны беспрекословно выполнять.)

Подумайте над проблемным вопросом: «Почему не бывает прав без обязанностей?»

(Реализуя свои права, человек не может действовать наперекор интересам других или ограничивать их права. Права влекут за собой обязанности.
Например: каждый ребенок имеет право на образование, но имеет и обязанность - ходить в школу;
каждый человек имеет право на медицинскую помощь, но имеет и обязанность - следить за своим здоровьем; каждый человек имеет право высказывать своё мнение, но он должен считаться с мнением других людей.)

- А где закреплены наши основные права и обязанности?
(зафиксированы в Конституции РФ, в Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка).

У Василия Андреевича  Жуковского есть такие слова, написанные в 1814 году:
Закон – на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их сворачивать назад,
Или им путать ноги.
Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдет!
Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал – тот вниз проскочит,
А кто велик – перешагнет.

О каком явлении общественной жизни идёт речь?

(Но бывают в жизни такие ситуации, когда люди нарушают правила и закон, как можно назвать такое поведение? (противозаконное)

Что такое закон?

Давайте сделаем вывод: для чего нам необходимы правила, законы?

Законы необходимы, чтобы был порядок!  Законы важны  для любого государства и  необходимы  гражданам.

Практикум: попытайтесь создать свои правила для работы в группе на уроке. Пример:

Слушать и слышать друг друга;

Не перебивать, работать всем активно;

Не обижать и не обижаться;

Замолкать по знаку поднятой руки

3.Мотивационный момент.  Определение темы и постановка целей урока

Но не все граждане соблюдают законы. О случаях нарушения правопорядка постоянно пишут в газетах, говорят по радио и в передачах телевидения.  А если случилось ЧП с вами или вашими близкими?  Что тогда делать?

Я предлагаю вам послушать куплет одной песни и попытаться задать тему урока.

Звучит песня «Наша служба и опасна и трудна…»

Ученики выдвигают версии темы урока…

Тема: «Кто стоит на страже закона?»

Ребята,  как бы вы ответили на этот вопрос?  (на слайде появляются слова: суд, прокуратура, таможня, полиция, ФСБ, нотариусы, адвокаты)

Как вы думаете, какое общее понятие мы можем дать всем тем государственным структурам, что вы назвали? Правильно, правоохранительные органы. 

Заглянем в толковый словарь Ожегова: Правоохранительные – это органы, основной целью деятельности которых  является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).

Какую цель нашего урока вы поставите? (познакомиться  с правоохранительными органами РФ и функциями, которые они выполняют)

4. Изучение нового материала. Работа в группах.

Ребята,  чтобы поближе познакомиться с правоохранительными органами  и их функциями, вы разделились на 3 группы. Наша задача – подготовить прикладной проект. Цель которого: принести конкретную пользу себе или кому-то ещё.

А  результатом проекта  будет краткий справочник «Кто стоит на страже закона?» Первая группа даст нам краткую характеристику всем правоохранительным органам. А вторая и третья – поделятся  информацией  о суде и полиции. У вас на столах находятся задания для каждой группы и рабочие листы, которые вы должны заполнить. После этого координатор группы представляет результат работы.

Итак, группы готовы?

Задание для 1 группы

Задание 1. Составьте таблицу «Правоохранительные органы РФ»

Правоохранительные органы

Их назначение

1. Прокуратура

Осуществляет надзор за соблюдением законов. Органы прокуратуры  возбуждают уголовные дела, поддерживают обвинение в суде и представляют государственные интересы в судебном процессе.

2. Полиция

Защищает права и свободы людей, противодействует преступности, охраняет общественный порядок, обеспечивает общественную безопасность.

3. Суды

Осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе.

4. ФСБ

Борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями  против интересов всего государства.

5. Таможня

Следит за законностью перевозки товаров через границу. И никогда не позволит, чтобы некачественный товар из других стран попал на прилавки наших магазинов.

Орган, оказывающий населению юридическую помощь

1. Адвокаты

Обеспечить права подсудимого, помочь ему.

2. Нотариусы

Составляют различные документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов.

3. Частные детективы и охранные агентства

Оказывают платные услуги, направленные на защиту жизни и здоровья, охрану имущества, обеспечение порядка, поиск пропавших без вести лиц.

Вывод: все правоохранительные органы имеют общие задачи по охране общественного порядка,  обеспечению законности, защите прав и интересов граждан.

Задания для группы «СУД»

Прочитать пункт 2 пар. 7 «Суд осуществляет правосудие» (стр. 57-59)

Задание 1. Закончите предложения

1. Перед судом стоит важная задача - _________________________________

2. Принцип презумпции невиновности означает, что

Один из главных принципов правосудия – презумпция невиновности. Он означает, что пока вина человека не доказана судом, обвиняемый считается невиновным.

(Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность – от решения суда всегда зависит человеческая судьба).

3. Суд осуществляет правосудие, т. е. __________________________________________________________________

4. Судья руководствуется в своих решениях ____________________________

5. Он должен быть честным, ____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Судебный процесс проходит как состязание __________________________________________________________________

7. Кому подчиняются судьи? Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

(Ст. 120 Конст. РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и  закону». Это означает, что при рассмотрении конкретного дела никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости. Вмешательство в деятельность суда, даже с добрыми намерениями ведет к нарушению законности).

Задание 2. Рассмотрите рис. на стр.61 и ответьте на вопросы к нему.

Учитель: Молодцы, ребята. Откройте, пожалуйста, рисунок на с.61. Это изображение богини правосудия – Фемиды. Как вы думаете, почему древние греки изображали богиню с завязанными глазами и с весами и мечом в руках?

(так как перед законом все равны, судья не должен смотреть на того, кого он судит и должен быть беспристрастным, справедливым – завязанные глаза; его решения должны основываться не на эмоциях, а на законе.

Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон – на весах взвешиваются доказательства ЗА и ПРОТИВ, наказание должно быть равным совершенному деянию.

А меч символизирует неизбежность наказания.)

Учитель: наша работа продолжается довольно долго и вы, наверное, уже успели устать. Предлагаю немного отдохнуть. Физминутка.

Учитель: Молодцы! Давайте продолжим нашу работу.

2 группа. Полиция

Прочитать пункт 3 пар. 7 – «Полиция» (стр. 60-62)

Задание 1. Когда появилась полиция в нашей стране?

Задание 2. Составьте перечень

Основные принципы деятельности полиции:

1. ________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________

4. ________________________________________________________________

5. ________________________________________________________________

Задание 3. Что такое криминальная полиция,  полиция общественной безопасности?

Какова структура полиции?

Документ

Криминальная полиция

Полиция общественного порядка

Задачи криминальной полиции:

  - предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

  - розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

Задачи полиции общественной безопасности:

 - обеспечение личной и общественной безопасности;

 - охрана общественного порядка;

 - предупреждение и пресечение правонарушений.

В состав криминальной милиции входят следующие подразделения:

  - уголовный розыск;

  - подразделение по борьбе с экономическими преступлениями;

  - подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

  - криминалистические лаборатории и др.

В состав милиции общественной безопасности входят:

  - подразделения патрульно-постовой службы;

  - дежурные части;

  - ГАИ;

  - паспортно-визовые службы;

  - участковые инспектора;

  - подразделения по делам несовершеннолетних и др.

Учитель: История существования полиции насчитывает не малое  количество лет.  В 1715 году Петр I создал в России службу охраны общественного порядка и назвал ее «полицией». Само слово «полиция»  в переводе с греческого  дословно означает «городское управление», и в обязанности полицейских  входили следующие задачи: обеспечение пожарной безопасности, попечительство детей, устройство дорог, отлов и арест преступников, уборка мусора и др.  В 19 веке полиция стала системой государственных служб по охране порядка и борьбе с преступностью.  В 1917 году вместо полиции создана милиция (в переводе с латинского «войско», «народное ополчение»).  С 1 марта 2011 года в России вступил закон «О полиции».

Учитель: Спасибо всем группам за работу. Посмотрите, какой результат прикладного проекта у нас получился – познавательный, важный, актуальный справочник (сделать скрепку). Какую пользу он несёт? Для вас, для других? Скажите, как мы можем донести информацию до других школьников?  (выложить в Сеть,  распечатать и повесить в школе, в классном уголке).

5. Закрепление и коррекция знаний. Решение ситуационных задач

Ребята,  сегодня  вы узнали много интересного о  правоохранительных органах РФ.  

1 задание: Соотнеси правоохранительные органы и задачи, которые они призваны выполнять

А) Суд

Б) Прокуратура

В) Полиция

Г) Таможня

Д) ФСБ

1)следит за законностью перемещений товаров через границу

2) осуществляет правосудие

3) борьба с терроризмом, шпионажем

4) противодействует преступности, охраняет общественный порядок

5) надзирает за соблюдением законов, представляет интересы государства в суде

2 задание: В какой правоохранительный орган необходимо обратиться, если……..

1. Человеку угрожают расправой,  или украли телефон,  его вещи.    (полиция)

2. Соседи затопили квартиру гражданки М. и  не желают выплатить деньги за причинённый ущерб.     (Суд);

3. Гражданина незаконно задержали, доставили в полицию, грубо с  ним обращались  (прокуратура).

4. Бабушка решила подарить внуку машину, ранее принадлежавшую деду (нотариус)

Задание каждой группе: составить синквейн на тему «Правоохранительные органы».

6.Подведение итогов. Рефлексия

Ребята, какую цель мы ставили сегодня на уроке? Достигли цели?

Сейчас я вам предлагаю подумать, какими качествами должен обладать человек, работающий в структуре правоохранительных органов? (сдержанные, обладающие честью и достоинством, стойкие, бдительные, внимательные, требовательные, мужественные, решительные, неподкупные, собранные, хладнокровные, аккуратные, образованный)

Действительно все качества, которые вы назвали, они совершенно точно совпадают с качеством людей-блюстителей правопорядка.

 Но мне бы хотелось, остановится на слове патриотизм, что в вашем понимании оно означает? Это прежде всего любовь к Родине, государству в котором мы живем. Человек, преданный своему народу и государству, который будет любить и защищать в любой ситуации. Пусть вы еще не выбрали для себя профессию, которой посвятите всю жизнь, но помните, какой бы выбор не пал на вас, каждая профессия важна, каждая профессия нужна. Будь то полицейский, судья, врач, учитель, мы всегда останемся преданы своему государству и будем делать все возможное, чтобы жить в мире, согласии и  порядке.

Оцените по 5-ти бальной системе свою работу с трёх позиций:

  • Я (личный вклад)
  • Дело (работа в группе)
  • Мы (работа всего класса)

Спасибо за урок . Очень приятно было с вами работать. Вы настоящие звёздочки. Желаю вам ещё ярче сверкать и быть неповторимыми.

Правоохранительные органы.
Государственные, важные.
Защищают, контролируют, исследуют.
Регулируют социальную сферу.
Министерства.

Второй пример:

Правоохранительные органы.
Существующие, созданные.
Отслеживают, сопоставляют, утверждают.
Заботятся об интересах граждан.
Службы.

Третий пример:

Правоохранительные органы.
Официальные, действующие.
Фиксируют, осматривают, записывают.
Оказывают помощь людям.
Организации.

Полиция
Криминальная, патрульная
Предупреждать, пересекать раскрывать
Система государственных органов исполнительной власти
02

Суд

Справедливый беспристрастный

Определил, решил, постановил

Не имеет своей стороны мнения в судебном процессе

Правосудие

д/з пар 7, вопросы и задания

с. 63 памятка для подростка, как вести себя, если вас на улице задержал сотрудник полиции

Напишите эссе «Как содействовать охране правопорядка в нашем поселке».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 7 классе "Кто стоит на страже закона"

Разработка урока обществознания в 7 классе...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе по теме "Человек и экономика"

Это урок развивающего контроля по теме "Человек и экономика". Деятельностная цель урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по разделу "Человек и экономика"На уроке используется систем...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию в 7 классе "Зачем люди общаются"

Технологическая карта урока по обществознанию "Зачем люди общаются"...

Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)...