Конспект учебного занятия по предмету "обществоведение" по теме "Что такое право"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Знакомство учащихся с понятием ПРАВО, что обеспечивает право в жизни человека и общества, анализ понятий "право" и "закон", необходимость их соблюдения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chto_takoe_pravo.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое право»

Цели: Познакомить учащихся с понятием «право», раскрыть основные функции что обеспечивает право в жизни человека и общества, анализировать понятия  «право» и «закон», необходимость их соблюдения. 

Задачи:

Образовательные: формировать понимание того, что такое право, закон; расширить представление роли права в жизни человека и общества. Формировать умения - работать с текстом, выделять главную мысль в тексте; анализировать и  делать выводы, решать познавательные задачи; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Коррекционные: Коррекция и развитие сознательного чтения, учить различным видам текста (краткий, полный, выборочный)

Воспитательные: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к праву и закону, повысить нравственную и правовую культуры.

Ход урока.

1.        Организационный момент (1 мин.)

Приветствие, создание доброжелательной обстановки в классе, готовность учащихся к уроку.

- Здравствуйте ребята.

2.        Проверка домашнего задания (2-3 мин.)

Что мы изучали на прошлом уроке?

Как вы поняли тему: «Правила вежливости»? Какие правила поведения людей существуют?

Разбор составленных пословиц, объяснение  смысла, проверка заполнения таблицы с приведенными ситуациями.

3. Объявление новой темы. 

На протяжении всей жизни люди постоянно вступают в различные правовые отношения. Например, мы с вами обсуждаем темы, как не стать жертвами того или иного преступления, как самому не стать преступником из-за незнания норм законов. Улица – это целый мир, где вы проводите очень много времени. Ваш двор, ваша улица кажутся вам хорошо знакомыми и родными. Там же вас могут подстерегать не всегда приятные ситуации. Поэтому сегодня я хочу познакомить вас с Правом, которое пригодится вам, сможет уберечь вас от различного рода неприятностей. Юридическая безграмотность людей зачастую связана просто с нежеланием изучать правовые правила.  

Такие знания позволят вам вести себя в жизни правильно с правовой точки зрения, например, прежде чем куда-то влезать, сто раз подумайте. Запомните! Незнание законов от ответственности никого не освобождает.

-  Мы с вами сегодня получим представление о  том, что такое право, о праве в жизни человека, общества, государства.

?учащимся: Как вы думаете, что такое «право»? (ответы уч-ся)

Составим кластер. Выберите слова (на разложенных карточках), которые ассоциируются с понятием ПРАВО

- предположительные ответы уч-ся: закон, правоведение, правда, норма, справедливость, правило, управление, истина, защита

Молодцы!

Объяснение учителя   

?учащимся:  Когда у вас что-то болит, что вы делаете?

- ответ уч-ся: идём к врачу и начинаем лечение.

Так и в правоведение, есть проблема – надо узнать, как решить её в правовом поле.  

Перед каждым из вас лежит текст.

Задание:

-прочитать текст,

-определение Право записать в тетрадь,

-ответить на вопросы.

Чтение текста (уч-ся читают текст, отвечают на вопросы).

Итак, что обеспечивает право? Право обеспечивает порядок в обществе, регулирует взаимоотношения людей, живущих в  нем, т.е. право устанавливает для людей правила поведения и наказания по  закону, за нарушение которых предусмотрена юридическая ответственность.

 право —  это установленная государством и действующая в обществе система правил поведения, отражающих  добро, справедливость и разумность.

запишем определение в тетрадь:  Право - это система обязательных правил поведения, закрепленных в законах и охраняемых государством.

Какие функции права бывают:

1)        Охранительная (защищает, охраняет интересы людей, устанавливает юридическую ответственность).

? уч-ся: Кто сможет привести пример?

ответы учащихся:

Полиция.

Стражи порядка всегда на посту, они охраняют граждан от нарушения законопорядка и создают комфортные условия для жизни людей.

Армия.

Армия страны защищает своих граждан от нападения врагов.

2)        Регулятивная (регулирует отношения между людьми,  общественные отношения, устанавливая модель поведения их участников).

? уч-ся: Кто сможет привести пример? ответы учащихся: - предположительно

Людям всегда был необходим регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты, регулируют:

- общественные отношения,

- права и обязанности,

- имущественные и жилищные отношения,

- семейные,

- административные и т.д.

Принципы российского права:

1)  Принцип справедливости.

Обеспечивает соответствие между:

- правами и обязанностями,

- трудом и вознаграждением,

- преступлением и наказанием и т. п.

2)  Принцип правосудия.

Каждый человек имеет право в судебном порядке защищать свои права.

3) Принцип равноправия.

зачитать ст. 19 Конституции РФ.

Что такое отрасли права?  Отрасль права - часть системы права, самая крупная,  которая формируются естественным путём, исходя из потребностей общества в правовой регуляции.  Какие же отрасли права существуют?

Отрасли права РФ (таблица на экране)

Первые два столбика заполнены учителем, два последующих заполняются учащимися.

Право

Содержание правовой отрасли

Примерная ситуация

Источник

Конституционное

Регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник это Конституция РФ.

Гражданина Иванова путем голосования выбрали губернатором области.

Конституция РФ

Административное

Связано с осуществлением исполнительной власти и проступками.

Проехав на красный сигнал светофора, водитель нарушил правила дорожного движения

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ)

Гражданское

Регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения субъектов права.

Гражданка Л. Купила в магазине бытовой техники планшет. Через неделю она  решила обменять его , не заметив того, что он был слегка ею поцарапан. В магазине ей отказали в обмене товара.

Гражданский кодекс РФ

Семейное

Посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями — вступление в брак, совместная жизнь, развод.

Девушка вступает в брак с молодым человеком.

Семейный кодекс РФ

Трудовое

Рассматривает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности.

Четырнадцатилетний подросток в период летних каникул решил заработать денег на карманные расходы

Трудовой кодекс РФ

Уголовное

Предусматривает порядок отнесения деяний к преступлениям, определяет,  является  ли  содеянное  преступлением,  и меры наказания.

В темном переулке группа молодых людей, угрожая ножом,  напала на прохожего с целью получения его имущества в виде телефоне и бумажника

Уголовный кодекс РФ

Учащиеся делятся на три группы, каждой группе предлагается две ситуации, которые они соотносят с данным правом. В случае расхождения мнений начинается обсуждение.

Оценивание.

Давайте с вами продолжим. Что такое закон? (Предположительные ответы детей).

Закон - это нормативный акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической силой.

Давайте составим кластер Что такое закон?

- правило поведения, принятое государством

-работают и действуют независимо от того, знаем ли мы их, или не знаем

-  они существуют только в письменном виде

- за нарушение законов, последует  наказание

- законы обязательно доводят до населения

Итак, что мы узнали о законе? (ответы учащихся).

 Процесс создания правил поведения чётко описан в самом главном официальном документе нашей страны.

? уч-ся:  Кто может назвать этот документ?

Правильно, это – Конституция. Правил очень много. Все они объединяются в Законы. Есть несколько очень больших  и очень важных книг, в которых сведено огромное количество правил. Эти книги называются Кодексами. Каждое правило в отдельности внутри закона или кодекса взрослые для удобства называют статьёй. Законы можно сравнить с правилами, с которыми практически ежедневно сталкиваетесь и вы.

? уч-ся:  Кто сможет назвать правовые нормы  в нашей школе?

- ответы учащихся:

Учащиеся должны прийти в школу за 15 минут до звонка в класс.

Учащиеся должны носить одежду: белый вверх, черный низ, мальчики - брюки, рубашку; девочки – блузки, юбки, сарафаны. Учащимся запрещено приносить в школу ценные вещи. Девочкам запрещается использовать яркий макияж.

 И все?  на урок опоздал, что получил - запись в дневник, не сделал домашнее задание – в журнале двойка, плохо вёл себя на уроке или перемене – вызвали родителей и т.д. Буквально с первого класса школа учит вас тому, что, совершив плохой поступок, вы будете за это наказаны. Проще говоря, наказание за совершение плохого поступка – это и есть ответственность. Нарушая школьные правила, вы совершаете проступок. Нарушение же взрослых правил, т.е. законов, называется правонарушением, а в более серьёзных случаях – преступлением. При этом люди, которые нарушают законы, называются правонарушителями или преступниками.

Учащиеся должны знать свои права и выполнять свои обязанности. и т.д.

? уч-ся:  -  Эти правила прописаны в законах? (ответы уч-ся – если «да» то в каких законах, если «нет», то почему)

- Эти правила прописаны в Уставе школы.

Итак, мы с вами вспомнили, что, несмотря на то, что вы ещё несовершеннолетние, одна основная обязанность у вас есть – это учёба в школе. Вы начинаете учёбу в одно и то же время, каждый урок длится сорок минут. Во время урока нельзя разговаривать, а если кто-то хочет высказаться или о чём-то спросить, нужно поднять руку, и т.д. Вы должны подчиняться этим правилам, и обязательно их выполнять.

Все нормативные акты взаимодействуют на основе Конституции – основного закона государства. (запишем в тетрадь)

Виды законов бывают:

-  Основной (Конституция)

-  Обыкновенные.  

3. Подзаконные акты – нормативный документ, принятый органом государственной власти (Федеральное собрание, правительство, судебные органы).

Виды подзаконных нормативных актов:

-  Указы – издаются президентом

-  Постановления – издаются правительством

- Приказы, инструкции и т.д. – издаются министерствами.

Подзаконные акты издаются только на основе законов и не могут им противоречить.  Лишь тот закон, который является правовым, будет правом.

Таким образом, понятие права гораздо шире понятия закона.

Чтобы взрослые не совершали плохих поступков, создаются правила поведения человека в обществе. Собственно, это и есть право. Эти правила должны исполняться всеми без исключения жителями нашей страны.

Подведение итогов.

- Наш урок подошел к концу. Сегодня многие из вас проявили активность. Ну а те, кто не реализовал себя на уроке, покажет свои возможности на следующих уроках.

Закрепление.

 Ответьте на вопрос: «Какую роль в жизни общества играет право?»

Ответ: Право охраняет, регулирует и воспитывает людей в обществе.

Объясните выражение: « Право - это так сложно и это так просто!»

Ответ: Право система обязательных правил поведения и всё выполнять казалось бы сложно, но оно помогает человеку не совершать ошибок.

Выставление оценок.

Домашнее задание:

1. Написать эссе по эпиграфу написанному на доске.

 Рефлексия.

- Ребята, давайте вместе подведем итоги нашему уроку. На ваших столах листочки, которые вы должны заполнить.

Учащиеся проводят самоконтроль за усвоением основного содержания урока, отвечая на вопросы письменно.

1) что на уроке было главным;

2) что на уроке было интересным;

3) что нового сегодня узнали;

4) чему научились?

5)Что вызвало затруднение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕ ТЕМА «New Puppy»

Методический материал по английскому языку КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ДОМАШНЕЕ ЧТЕНИЕТЕМА  «New Puppy»Возраст обучающихся – 3  класс  УМК: И.Н.Верещагина, Т.А. Притыкина «English 3».Цикл...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика по теме: "Формулы двойного угла"

Цель занятия: расширение представления обучающихся о преобразовании тригонометрических выражений, применение полученных знаний для решения задач с использованием формул двойного угла....

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Площадь поверхности параллелепипеда

Цель занятия: расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: площадь поверхности многогранников, площадь поверхности параллелепипеда,  применение полученных...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы

Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....

План-конспект учебного занятия в рамках темы "Животные со всего света"

План -конспект учебного занятия по теме "Животные со всего света" на базе УМК "Spotlight -5" (под редакцией Ваулиной Ю.Е., Дули Д., Подоляко О.Е. и др.)....

Конспект учебного занятия по предмету "Обществоведение" по теме: "Административное право"

Что такое административное право?Административная ответственность.Административные правонарушения.Виды административных наказаний....